Воспитуем ли человек?

Мирра Малиновская
Воспитуем ли человек?
    Казалось бы, легкий вопрос, но, как и все лёгкие вопросы его можно отнести к разряду вечных «Кто виноват?» и «Что делать?» Однозначного ответа не существует до сих пор, и вряд ли он появится в скором времени. Я предлагаю такую точку зрения на эту проблему.
   Прежде чем утверждать, что человек воспитаем или же нет, давайте, определимся, что
понимать под термином «воспитание». Точнее определить данное понятие нам поможет обращение, прежде всего к значению слова «воспитание» в других языках. Так в английском языке у него такие значения: upbringing-воспитание, education -обучение, training -подготовка, а глагол «воспитать» переводится как bring up-вырастить и educate-дать образование; в румынском, французском, немецком языках - та же картина. Таким образом, мы видим, что в различных языках, то есть у различных народов, под воспитанием подразумевается создание человека, соответствующего морали данного общества. К тому же в различных толковых и энциклопедических словарях термин «воспитание» объясняется как обучение правилам поведения в обществе. Но мы знаем, опираясь на опыт, что общество, не только мировое, но и отдельной страны, неоднородно, так люди одного общества находятся на полярных полюсах морали; это всегда было, есть и, видимо, будет. Знаем и то, что в любом обществе существует не одна, не две морали, а гораздо больше. Как же воспитывать человека в столь противоречивом мире?
  Еще в 1957 году русский ученый А.Н.Леонтьев опубликовал статью, в которой пришел к выводу, что развитие психики происходит по своим законам, непосредственно побуждается
внутренними движущими силами. Из данного замечания следует, что какое-либо возражение против внутренних законов психического развития приводит к тому, что заставляет воспитателя прибегнуть к волюнтаризму, а это не только снизит его возможности как воспитателя, но и сделает его часто бессильным.
  Биологическое начало очень сильно в человеке, и не является ли воспитание насилием над биологической природой индивида? Ведь воспитание это ограничение желаний и свободы, и мы
часто вынуждены применять политику «кнута и пряника». Воспитывая, мы должны помнить, что, опираясь на биологическую сущность человека, на его инстинкты самосохранения, продолжения рода, родительские функции и духовные потребности (заложенные в человеке в отличие от животного): гностические, этические и эстетические - можно выработать много вечных качеств.
  Начинать воспитание лучше с рождения, ибо исследования ученых-психологов указывают на взаимосвязь психического развития детей раннего возраста (до 3 лет) с их воспитанием. Кто в своей жизни или работе сталкивался с воспитанием людей различных возрастов, конечно же, заметил, что в первые 3 года жизни человек более всего «воспитаем», т.к. в этот период происходит его психическое развитие. Например, совершенствование двигательных умений влечет за собой выполнение все более сложных действий и, следовательно, развивает сообразительность, волю, настойчивость. Если же идти против природы человека, чему были попытки, то результат всегда будет отрицательным. Например, в Советское время был проведен эксперимент по навязыванию коллективизма в ущерб биологической потребности человека в личной собственности (что такая  существует, показывают наблюдения этологов). Однако, идея коллективной собственности, на которой базировался весь социализм, потерпела крах. Другим примером является разделение классов учащихся по половому признаку.
  Академик Н.Амосов в статье «Как жить, чтобы выжить?» сделал вывод о воспитаемости
человека на основании опроса мнения различных людей. В процентном отношении «воспитаемость» оценивается всего 25%. Мнение самого академика: «биологическое больше социального в два раза».   Обращает внимание еще одно положение из статьи академика, заключающееся в том, что «чем больше человек имеет и чем дальше расплата за «грехи», тем меньше хочет он быть воспитанным».
   Также о преобладании в человеке биологического можно судить по следующему факту, который убедителен для всех без исключения. Посмотрите, как дети похожи на родителей, не только внешне, но и «внутренне», даже если их воспитывают не родители или родители пытаются перевоспитать проявившиеся в детях «свои» отрицательные качества.
   Пожалуй, проблемой воспитания личности занимается человечество со времени осознания
индивидуума себя личностью. Возьмем художественную литературу, писатели разных стран и эпох посвящали свои произведения в целом одной и той же проблеме- проблеме воспитания. Это исследование личности, семьи, общества в произведениях Э.Золя, О.Бальзака, В.Гюго,
Ф.Достоевского, Л, Толстого.  Все примеры взяты писателями из жизни, а не рождены их фантазией.
  Если человек легко воспитаем, зачем же столько раз ставить вопрос и решать его снова и снова. Поэтому на вопрос «Воспитаем ли человек?», можно ответить - незначительно. Мы можем развивать в человеке различные качества исходя из его биологического начала; и образование, и культура будут служить барьерами при проявлении людьми эгоистических побуждений.
  А теперь посмотрим на данную проблему под другим углом. Человеческая особь за период
жизни (в среднем 70 лет) маловоспитаема, если не принимать во внимание ее биологические задатки.
  Человек воспитывается в единой системе общечеловеческих ценностей, но как же не только
индивидуумы, но нации отличны друг от друга. То, что воспитывается десятилетиями, может быть перечеркнуто в единый миг, если затронуты национальные чувства. (Вспомним нацизм в Германии).
  Чтобы понять,  как человек воспитывается, обратимся к нашим истокам. С момента возникновения  Homo sapiens методом проб и ошибок вырабатывается определенная система сосуществования, которая передается в виде опыта посредством воспитания из поколения в поколение. Для наглядности возьмем жизнь человека на его самой первой ступени. Законов морали нет, но в процессе общежития они начинают создаваться, и накопленный опыт передается потомкам. Чтобы безопасно жить в коллективе себе подобных, человек учится приспосабливаться (в животном мире это мимикрия). Рассмотрим следующий факт: люди не равны физически, более сильные в племени занимают главные посты, управляют слабыми, постигая на опыте механизм управления. Возьмем хотя бы общечеловеческую заповедь "Не убий". Как она возникла? Если сильный убивает слабого, то слабые, собравшись вместе, могут лишить жизни сильного. В итоге люди уничтожили бы сами себя, однако, инстинкт самосохранения предостерегает и тех, и других от опрометчивых решений.  Убийство соплеменника становится "табу", и из поколения в поколение это передается до тех пор, пока против убийства не восстает биологическая природа человека. У преступивших этот закон биологическая природа сопротивляется, у нормального человека, убившего впервые, наступает дурнота, рвота, психические сдвиги. То есть в данном случае происходит воспитание на биологическом уровне. И мы вполне можем поспорить с точкой зрения Э.Золя, который своим творчеством доказывал, что биология индивида всегда берет верх и, следовательно, в семье жулика рождается жулик. Но человек воспитывается поколениями, и, значит, через несколько поколений порок можно изжить. Помните, как из Гришки Розума возник граф Разумовский, а из удельных дворян ХУ1 века родилась интеллигенция, элита российского государства, цвет общества.
  К неординарным заключениям приводят нас взгляды Л.Н.Гумилева, а точнее его теория
пассионарных толчков, опубликованная в научном труде «Этногенез и биосфера Земли». Его теория еще раз подтверждает большой биологизм человека, независящий от его внешней деятельности. Вот часть этой теории, касающаяся проблемы воспитания человека. Предположим некоторую страну с ее размеренной жизнью, устоявшимися, добрыми нравами, с мирными обывателями, но вдруг в этой стране появляется необычный человек, выделяющийся из общей среды (кстати, таких людей Гумилев выделил незначительное число - единицы), он взрывает обычный порядок и уклад, меняет взгляды и представления людей. Это, например, И.Ньютон, создавший знаменитую механику и толкование Апокалипсиса, Жанна Д'Арк, сгоревшая на костре инквизиции и др. Что двигало этими людьми? Л.Н.Гумилев доказывает, что произошли биомутации, которые и называет пассионарными толчками.
  Очень часто бывает в жизни, что все положительные примеры, нравоучения и т.п. сходят на нет в один момент, и люди становятся неуправляемы. Но иногда, очень редко, вследствие биомутации в человеческой среде появляются необычные люди, которые в состоянии повести за собой многих и многих.
   Все мы живем в обществе, человек, как животное стадное, с трудом выживает в одиночку. В обществе установлены законы, чтобы любая человеческая особь могла жить данное ей время более- менее нормально. Мы сами учимся и стремимся уничтожить или подавить эгоистические
побуждения для своей же пользы (но все до определенного предела).
   Из вышеизложенного можно сделать вывод. Один человек воспитаем, если не нарушать его
биологии. Человечество воспитаемо в больших временных рамках, когда изменение переходит в его биосущность. (Возможно, под влиянием космоса. Л.Н.Гумилев).
  Но все это требует проверки, дополнительных исследований, статистических данных.