Городские рассказы. МУМ

Евгений Ездаков
МУМ – многоуровневый маркетинг.
         Он же – сетевой.
«Требуются целеустремленные, позитивно настроенные, с активной жизненной позицией, желающие зарабатывать …».  Обязательно – высокий доход. Им что, Абрамовичи нужны? И все это «в связи с расширением бизнеса», «лидер на рынке», «растущая крупная фирма». И другая подобная ерунда.
В поисках персонажей я походил по офисам подобных заведений. Вот всего лишь несколько коротких зарисовок.
Девочка лет восемнадцати почти с порога с гордостью за себя заявила мне: «Я буду вашим наставником!» Видимо, на моем лице пожившего человека проявилось некое удивление. Поэтому юное создание решило добить меня окончательно: «Я научу вас, как зарабатывать деньги, как жить в этом непростом мире!» На мой вопрос о том, давно ли она работает в этом бизнесе, девчушка с гордостью участника войны 1812 года ответила: «Уже целых две недели!»
Передо мной – мужчина лет шестидесяти. Как выяснилось позднее, военный пенсионер. Как заведенный, он твердил мне о прелестях сетевого маркетинга, об огромных перспективных заработках, о том, как хорошо будет жить на пенсии с весомым приработком. Бывший вояка вещал, как магнитофон. При этом у него в глазах читалась такая вселенская тоска! Мне с большим трудом удалось прервать запись. Я сознался, что пришел просто так. Поэтому меня интересует, что на самом деле представляет собой       подобный бизнес. Мужик сам выключил фонограмму, его глаза немного ожили, и он изрек тихо с прямотой военного: «Х…я это все. Фуфло.» Мы вышли покурить. Пенсионер рассказал мне, что пошел в эту контору только потому, что жена настояла. Да и дома сидеть надоело. Вот только противно народ обманывать. Видимо, скоро уйдет в вахтеры.
Девушка лет двадцати, явно из провинции, говорила мне уже знакомые тексты. Скорее всего, я невнимательно слушал. Поэтому она вынула козырь: «Вы что, не хотите бесплатно съездить в Венгрию?!» Ее глаза так расширились, что показалось, как они вот-вот выскочат на стол. И тут я «убил» ее. Достаточно равнодушно и искренне я ответил: «Нет». Боже, что случилось с провинциалкой, которая совсем недавно увидела метро. Она впала в ступор, дыхание остановилось, руки и лицо замерли. Возможно, навсегда. Я даже подумал, не вызвать ли «скорую». Минут через десять, при помощи коллег, девушку вернули к жизни. Ее губки и пальчики тряслись, глазки наоборот, были неподвижны. Она впервые в жизни видела подобного мужчину. Вот какое впечатление произвожу я на молоденьких девушек!
Девица неопределенного возраста. Яркий макияж, броская кофточка, блестящие (в прямом смысле) новые, но дешевые сапоги. Сажусь напротив нее. Она с очаровательной (по ее мнению) улыбкой начинает: «Здравствуйте, я – ваш руководитель. Я научу вас…» От неожиданности и природной вредности и невоспитанности перебиваю ее: «Чему?» Что-то не так. Девица запнулась и начала сначала: «Здравствуйте, я - ваш руководитель. Я научу вас…» Я снова: «Чему научите?» «Руководитель» хмурится, но пока сдерживается: «Здравствуйте, я – ваш руководитель. Я научу вас…» Демонстрирую по полной свою сволочную натуру: «Чему же вы меня будете учить?» Все. Истерика. «Учительница» почти кричит что-то об учениках-болванах. Ручонки трясутся, глазенки показывают крайнюю степень недовольства мною. И опять: «Здравствуйте, я – ваш руководитель. Я научу вас…» Чуть подаюсь вперед и молчу. «Большой босс» сам прерывается, смотрит куда-то в угол комнаты. Понятно. Текст забыла. Программа сбилась. А я не стал перезагружать. Видимо, сегодняшний день я девице испортил окончательно. А, может, и всю жизнь.
Мой давний друг позвал меня сходить с ним за компанию в одну фирму, занимающуюся распространением косметики и парфюмерии. На мой вопрос, как он вляпался в такую историю, друг рассказал, что «подписала» их с женой дочь. Родители таким образом решили помочь ребенку материально с тайной надеждой, что, может быть, чадо хоть чем-то займется и перестанет болтаться без дела.
Собрание прошло быстро и незаметно. Мы с другом тихо проболтали, вспоминая о былом. Мне даже подарили какой-то одеколон. Нам выдали необходимые бумажки. Но самое интересное случилось потом. Мы все вместе приехали на оптовый склад, где выкупили какие-то парфюмерные наборы. Я начал прикидывать, что оставлю себе, а что подарю друзьям. А вот дочь друга… Получив флакончики и тюбики, она тут же начала распространять их среди родителей! При этом мотивировала это тем, что она, дескать, является «руководителем». И предки просто обязаны раскошелиться. Ведь, есть контракт, существуют обязанности, что бизнес – это вещь серьезная… Ну, и так далее. Я смотрел на тоскливое лицо своего друга. Этот человек в девяностые творил такие дела! Он, конечно, достал бумажник, рассчитался за себя и за жену, забрал пакетик. А когда вышел из здания, выбросил его в мусорку. Позже я узнал, что папа и мама так и остались единственными клиентами дочери.
К нам приехала племянница жены со своим бой-френдом. Как положено, накрыли на стол, ритуальные расспросы: «Как папа-мама, как их здоровье? Как учеба? А вы чем занимаетесь?» Выяснилось, что молодой человек неделю назад подписал контракт(!) с МУМ-фирмой. Все. На этом разговоры кончились. Юноша начал расписывать достоинства продукции и уже через десять минут начал «втюхивать» нам зубную пасту, стиральный порошок и еще какую-то хрень. При этом он напирал на нашу темноту; на то, что мы не знаем своего счастья; не умеем жить и так далее. Да, как-то не случилось.
В одном офисе я случайно разговорился с женщиной лет сорока. До собеседования оставалось время. И она решила рассказать мне о фирме. Но весь рассказ свелся к панегирику отцам-матерям-основателям. Боже, как они хорошо и счастливо живут! Вот люди, вот пример для подражания в жизни и в бизнесе! Для убедительности женщина показала мне на фотографию в «красном углу». Семейная пара в окружении скольких-то детей, собаки и дорогого автомобиля. Белозубые широкие «американские» улыбки у всех, включая машину, блестящие украшения, пальмы, коттедж, бассейн. Все в шоколаде. Я не поленился, поднялся на стульчик и внимательно рассмотрел фото. Господи, какие у них вблизи несчастные глаза! А фары у авто – нормальные.
Тайно подслушиваю (извините, конечно) разговор двух девочек после собеседования. Они с серьезным видом (морща лобик, то есть) загибают пальчики и уже тратят пока незаработанные денежки. Столько – на сапоги, столько – на шубку, столько – отложим на машину. Эх, черт, все равно не хватает!
Что, нет успешных людей в подобном деле? Есть. У меня знакомая занимается этим лет пятнадцать. И даже в нескольких фирмах. На каждой нашей встрече она старается продемонстрировать свою успешность. Приносит кучу фотографий, долго и подробно рассказывает о своих достижениях в капиталистическом соревновании. И все разговоры о товаре, о кознях конкурентов, о трудностях бизнеса. И все. Куда делся искренний и открытый человек? Однажды я попросил у нее очки. Прочитать что-то. Она ответила: «А это ИМИДЖЕВЫЕ очки!» Я даже сначала не понял. Потом догадался, что все ЭТО ради ИМИДЖА! Что все это ненастоящее. Все – имидж. Даже не образ. А именно имидж. Призрак. Мираж. Фата Моргана.
P.S. А если серьезно… Хотя, пожалуй, куда уж серьезнее. Все это сильно смахивает на сектантство. А что? Судите сами. Замкнутая группа лиц, узкие интересы, собственные ритуалы, фанатизм, догматизм, враждебность к инакомыслию. А? Впрочем, у нас, кажется, свободная страна. Наверное. Каждый может зарабатывать так, как хочет. Кто-то. А то, что происходит с людьми, так это их проблемы. Нет?
 Утопил бы эту МУМУ.
Послесловие. Записано позже. Сходил на «собеседование» в последний раз. Это точно.
Созвонился, встретился. Уникальный мужик! Занимается плаванием в холодной воде на длинные дистанции. Плавал в Антарктиде, в озере Титикака. Готовится переплыть что-то очень экстремально холодное и ледяное. 7о лет, а выглядит на 50. Завел привычную шарманку: «Вот … мы … вы … нам … вам …» А глаза грустные! Мне стало невмоготу слушать от такого человека чушь. Мягко, но твердо взял разговор на себя. Мужик замолчал, потупился, уставился в стол. Потом поднял на меня удивительно светлые и ясные глаза и сказал тихо, чтобы не услышали остальные «наставники»: «Мне стыдно говорить вам дальше …»