за раками

Валерий Симонов
                ЗА  РАКАМИ

Второй приезд в деревню Митяево, на родину моей матери, запомнился мне, прежде всего ловлей раков.

Я уже в других рассказах упоминал, что сама деревня находилась вблизи реки Протвы. Вода была в ней чистейшая от многочисленных родников, которые питали речку. И с берега, и с мостков хорошо просматривалось дно и плавающая на воле рыбёшка.

То, что ещё в Протве водилось множество раков, я знал раньше от матери, когда она рассказывала мне о своём детстве.

Я раньше понятий не имел, как можно ловить этих подводных обитателей. Даже в свой первый приезд мне не довелось ни видеть, ни самому ловить раков, а тут почти сразу стал свидетелем этого.

По приезде, гуляя, пошёл к реке. И вижу, как один пьяный мужик на спор полез в воду, чтобы из нор натаскать раков голыми руками. Так вот, елозил тот на корточках, шарил рукой, одна голова и плечи торчали из воды. И, вдруг, он заорал дурным голосом и выскочил на берег. Хорошо помню, с каким остервенением горе-рыбак тряс рукой, к пальцу которой прицепился рак. Мужик, таким образом, пытался стряхнуть с себя рака. Ну, конечно, ругался тот, никого не стесняясь. При этом он ещё почему-то согнулся, чуть ли не пополам и другой рукой держался за трусы между ног. Может неудачно на корягу сел, может ещё что? Сцена была ещё та!

Последовать примеру этого мужика, и искать раков в воде голыми руками под камнями или в норах, мне не хотелось, хотя сам процесс их ловли меня заинтересовал.

Выручил Витя, мой одногодок, живший в одном доме с нами. Он также был свидетелем сцены ловли пьяным мужиком раков. Смеясь, тот сообщил, что оказывается,  у нас дома на сеновале хранится специальное приспособление для ловли этих самых раков, которое называется рачевня. Если я желаю, то можно будет сходить и испробовать рачевню, но делать это нужно, когда стемнеет, так как раки именно тогда вылезают из своих укромных мест в поисках пищи.

Я, не задумываясь, дал согласие. Когда мы пришли домой, Витя, не долго думая, полез на сеновал и спустил оттуда так называемую - рачевню. Эта снасть представляла собой сетку цилиндрической формы, натянутую на два ивовых обруча диаметром где-то сантиметров 50. К первому (внешнему) обручу были привязаны четыре тонких шнура одинаковой длины, соединенных общим узлом. К самому узлу был привязан более прочный шнур для опускания и подъёма рачевни. В другой Витиной руке был шест.

В качестве приманки Витя со знанием дела предложил использовать лягушку, предварительно поджаренную на костре. При этом заявил, что, конечно, ловить на тухлое мясо лучше, но где его достанешь.

Откладывать сие мероприятие надолго не стали и вечером уже пошли к реке. Пока собирали дрова для костра, сам костёр разожгли на берегу, лягушку поймали, а потом поджаривали, уже стемнело. Привязали, что осталось от лягушки, по центру, где находился груз. С помощью жерди опустили рачевню на дно метра на два от берега и стали ждать. 

Темень, тишина, звёзды мерцали, тени от костра играли под треск дров. Красота! На той стороне реки в полукилометре светились огоньки дома отдыха, а нашу деревню скрывали лесные деревья. 

Через минут десять вытаскиваем снасть – пусто. Опять забросили рачевню, но чуть ближе к берегу. От мерцающего света костра её контуры на дне стали видны. Минут через семь - восемь Витя, смотревший в воду, зашептал, что в рачевне кто-то есть. Мы не выдержали и вытащили. Ура, там было целых два рака! Итак, почин был сделан.   

Короче, примерно за час нам удалось выловить штук восемь раков. Они были не очень крупные, но всё равно здорово. И мы довольные пошли домой.

Моя мама и тётя Поля не спали, дожидаясь нас. Тётя Поля, посмотрев улов, спросила, на что мы ловили. Узнав, что на жареную лягушку, улыбнулась. Витя стал оправдываться, де тухлого мяса не нашли. Тётя Поля нам открыла секрет (теперь и я открываю), что лучше ловить на пойманную рыбу и хорошо бы эту рыбу натереть чесноком и сами обручи рачевни также натереть чесноком.   

Через день, когда опять собрались идти за раками, мы предварительно наловили мелкой рыки, крупной не попадалось. Натёрли её и обручи чесноком. Потом рыбу привязали нитками к внутренней части сетки и отправились опять на речку. Вот теперь нам повезло, так повезло: больше полусотни выловили раков. Всем хватило полакомиться.

Потом ещё раза два за лето ходили за раками и всегда были с приличным уловом.