сыны отечества или попутчики

Мишель Гордон-Голицын
СЫНЫ ОТЕЧЕСТВА
ИЛИ
ПОПУТЧИКИ

(рассказ)


Я встретил их во время моей командировки в Словакию. Особого впечатления они на меня не произвели, единственное, что, наверное, заставило меня с ними заговорить, это испепеляющие взгляды, сосредоточенные на моём пакете дорожного пайка. Прямо предложить я не решился, поэтому начал с отдалённого, предложения закурить. Мы ехали в вагоне для курящих, второго класса, которы в сравнении с нашими отечественными можно смело назвать вагоном первого класса. Итак, закурив мы начали знакомиться, они сразу приняли меня за русского, хотя той русской крови во мне течёт весьма мало, да и тому же внешний вид, пирсинг на лице, как мне казалось, мало походил на славянина. Так что мне стало даже как-то не ловко, будто я что-то сказал или сделал не так. Спутников моих звали Владимир, который был по старше и Алексей.

Владимир был чистый русс, русый волос, не бритое видимо с неделю лицо, голубые глаза и широкие скулы, худощавого телосложения сростом немного выше среднего. Алексей имел рыжий цвет волос и щедро усеянное морем веснушек лицо, такого же ходощавого склада и средним ростом. За старшего, ясно, был Владимир, который вызывающе сказал мне, что они едут в Братиславу без билета, и попросил не выдать их во время контроля, когда они "залягут" под нижние кресла.Получив мой ответ согласия, добавил, что они едут нелегально, на что я ответил, что сразу это понял, так как у них нет билетов.

-"нет", возразил он,- мы едим в Австрию из России, без паспартов и билетов".
Это меня заинтриговало и я спросил:"откуда вы?"
-"Из Перьми,"- ответил Алексей покосившись на брата.
-"Мы детдомовские,"- добавил с неохотой Владимир.
-"Но на детей вы мало похожи,"- возразил я.
-Тоесть были, но жизнь распорядилась так, что мы стали бродягами, после чего решили выехать любыми путями в Европу.
-Но, а как же таможни, кондуктора?..
-А мы доезжали до границы, и саму границу переходили своим ходом,"- вставил Алексей, сконфузившейся от встречного взгляда Владимира.
   Что б как-то расположить их к разговору, который успел меня заинтересовать, я предложил им вместе перекусить, на что последовал ответ, что они не имеют чего есть.
   - Я схожу в вагон-ресторан, а вы пока подождите меня, okay?
  - "Okay", - ответил бодро Алексей.
  -" А ты ты случайно не за кондуктором?", - спросил недоверчиво Владимир.
 - "Вам остаётся поверить мне на слово", - ответил я, выходя из купе. До следующей станции было ещё далеко, и поэтомо я не особо переживал за оставленый багаж. Взяв три чизбургера и три пива я вернулся в купе. К моему удивлению никого в нём не не обнаружил. Испугались, глупцы, проговорил я с досадой вслух. Мне очень хотелось узнать, что и почему их толкнуло на это авантюрное путишествие. Вот тебе на, не поверили, сбежали. Кто его знает, может, окажись и я на их месте, мало кому верил бы, тем белее хоть и русскоговорещему, но всё же чужому человеку. Мой багаж лежал не тронутым. Положив принесённое на выдвижные столики я сел на своё место, как вдруг, слышу, зашуршало под креслом, и я вспомнил, что, как они предпологали, в случае контроля "залягут на дно", так оно и прозошло, как говорится : "на всякий пожарный". Увидев чизбургеры, их глаза заискрились, и, как мне показалось, открылись, то есть не глаза, а что-то в самих глазах. Покончив с едой мы открыли пиво и закурили по сигарете.

-" Сколько  вам лет, Владимир?",- спросил я начиная снова наш разговор.

-"Двадцать четыре",- ответил уже более расположительно он.

-"Мне двадцать",- вставил Алексей с наивной, юношеской улыбкой, которая украшала его почти детское, и, вроде, а может быть, действительно наивное лицо.

-"А вас как зовут?",- к моему удивлению на "вы", спросил Алексей.

-"Александр",- ответи я. "Мне двадцать пять,"- добавил, сделав затяжку. "Я здесь по работе. Корреспондент. Еду в Братиславу брать интервью у г-н. М."

-"В самом деле?",- спросил просиявший Алексей. "Вы в самом деле корреспондент? Вот, чёрт те на, впервые сижу рядом с настоящим корреспондентом",- сказал, довольный собой, он. Я, говорит, думал, что  корреспонденты, там всякие журналисты сидят себе в офисах и в настоящий мир почти не высовываются, и, вот те на.

Стена между нами исчезла, мы вели раскрепощённую, вольную беседу.

- Куда в Австрию вы едете, и, почему именно в Австрию?

- А мы её по "телеку" видели. Горы, домики как игрушечные, красота, лепота. Не то, что у нас, грязнота да голыдьба.

- Значит, в поисках лучшей жизни?

- "Значит!",- ответил Владимир.

- России жить невозможно, или у вас по этому поводу что-то другое лежит на сердце, если не хотите, можете не отвечать, сказал я было насторожившемуся Владимиру.

- Да, нет, не то чтобы невозможно или проблема. Вот вы сами посудите, отсиделись мы в детдоме, потом интернат, далее или в ПТУ, или на улицу. Мне было повезло, да там с мастером не слюбились, выжил он меня оттуда, и улица. А там гляди и Алексашку из интерната под зад ногой. Вот "потынялись" мы от села к селу, от города к городу, работу искали. Я то хоть по стройке что кумекаю, а Алексашка и того не в зуб ногой. Трудно было, так и прошли три с половиной года. Такими  вот  путями от города к городу, от села к селу до Белорусии и допетлялись. Нашли работёнку там у одного мужичка, у которого и жили в прихожей. Иногда он впускал нас телевизор смотреть. Особенно нравилась нам программа "Вокруг света", в которой мы и увидел Австрию, Италию, Францию и другие страны. Вот мы решили попытать счастья в Австрии, так как она ближе остальных. Да и в интернате-то иностраный язык немецкий учили, вот и выбрали её, милую, а там видно будет.

- Ну заработаете вы денег, вернётесь, и ...

- Нет, перебил меня Владимир, в Россию мы не вернёмся.

- "А как же Родина?",- спросил я удивлёно. "Вам не будет её не хватать?".

- Нет у нас Родины. А если то, что мы имели, можно Родиной назвать, то глаза б мои её до гробовой доски не видели бы.

Я почувствовал, что у меня застрял "комок" в горле. Я всегда был патриотом своей страны, даже в минуты, когда мне казалось, что я ей не нужен. Не любить свою страну, для меня такая мысль была не в силах моего представления. Продолжать разговор я уже не мог. Хотя на мгновение пролетело в голове: "может быть они в чём-то правы?". У каждого из нас своя правда, но правда рознь.

- Это вы Владимир, сейчас так говорите, потом вы вспомните старую родную Русь. Русь, которая хоть какую-никакую, а дала вам жизнь. Вы это поймёте и очень скоро. В своё время многие через это прошли...

Договорить я не успел, мы прближались к Братиславе. Я оставил братьям свой пакет с едой, сигареты и несколько  десятков долларов. Настроение у меня у меня после разговора было не из лучших. Мне стало больно за Россию, и тех, кто покидал её. Я пытался доказать себе, что слова, сказаные Владимиром, это в нём говорит горечь пережитых лет, его лишь "начинающегося" жизненного пути. Что сердце его хоть "побитое", но другое. Я знаю, что Европа научит "полюбить" Россию. Жестокие уроки реальности, уготованные иностранцам, тем более нашему брату-славянину, с суровым, "порезанным" реньше срока морщинами лицом. Где ты всегда будешь иностранцем, даже если госпожа Удача улыбнётся и убережёт тебя от нищеты и скитаний. А сколько их, уезжающих, улетающих и уходящих, действительно, быть может, навсегда покидая Россию?!...

28.11.2004г.
Salzburg