***

Дарья Цуманкова
                …Волчок…
                -  детская игрушка (юла), которая вращается и не падает.
                Википендия

Иногда видеть истину сложно. Иногда неловко осознавать ее – и ты все думаешь: «Ну, как же так!». А тебе отвечают: А вот так. Порой – Господь Бог,  порой –  ты сам, а порой – режиссер, решивший показать этот мир без лишних красок.
И кто может утверждать, что «обязательно все будет хорошо»! Зачем мы так говорим, на что надеемся?  На что надеялся Раскольников в «Преступлении и Наказании»? На искупление? На очищение...
«Волчок» - дебютная драма Василия Сигарева.
В кинофестивале Douro Film Harvest (Португалия) – фильм  признан лучшим.      
Лучшим  фильмом и дебютом   он стал по оценкам гильдии  кинокритиков и кинопрессы «Белый слон».
Фестиваль «Кинотавр» -  и вновь лучший фильм, сценарий и женская роль (Яна Троянова).
Это  далеко не все награды. Суть не в их перечислении.
Как - то одна знакомая мне сказала: « Все дети мира плачут одинаково».
Маленькая героиня фильма «Волчок» не проронила не слезинки.  Только  во сне одна предательская слеза выкатилась из ее глаз. И вот здесь стало до боли понятно -  плачет душа. Плачет:   надеясь,  ожидая  почувствовать, или хотя бы услышать капельку отклика материнской любви.
Вот он фильм: история матери и дочери, история постоянно бега по кругу одной от другой – подобно кружению волчка,  единственной игрушки, подаренной матерью; история  вопроса смысла жизни и поиска  своего места на земле. Это история миллионов людей, которые  незаметны для нас, но  находятся рядом.

« Я слышал, мир прекрасен», - сказал слепой.
«Говорят», - ответил зрячий.
Станислав Ежи Лец

Представьте: голубое – голубое,  просторное,  отзывчивое небо с маленькими облачками в форме ватрушек. Кажется,  оно так близко, что верхушки деревьев, словно, упираются в него. Зеленая, и почему-то такая добродушная травка под ногами. Совсем рядом, шагах в десяти,  переливается звонким журчанием маленький ручеек. Он такой же, как вы: ему лет семь, не больше. Только ваши семь и его  - разные. Вы жуете конфеты, или, может быть, теребите обертку в руке - складываете ее в трубочку. Смотрите на это небо, травку, ручеек. И мир ваш – безоблачный, светлый,  там нет ни миллиметра для печали. Даже, если вы чуть-чуть обиделись на сестру, или на  маму. Да и не обижались вовсе – вы еще не умеете обижаться толком. Потому что, « когда научитесь  обижаться, тут же научитесь обижать», как сказал Е. Гришковец в своем спектакле «Как я съел собаку».
Мир в «Волчке» показан глазами ребенка – именно поэтому через всю плеяду пошлости, низменных страстей,  несправедливых и обидных ситуаций, разочарований – мы вместе с героиней продолжаем верить,  не наполняясь  злостью. Маленький ребенок -  и мы все до сих пор дети. Хотя бы на одну десятую часть. Сложно искать хорошее, где, вроде бы,  показано только плохое.
Начало фильма, когда по белому снегу бежит от милиции беременная женщина, оставляя за собой алые пятна крови,  уже не предвещает «доброй сказки»  - сама девочка за кадром поясняет: « Я родилась через полчаса вместе со своим  первым в жизни воспалением легких. И не смогла присутствовать на суде, где предполагалось использовать меня в качестве смягчающего обстоятельства. Потому в первый раз я увидела мать, когда мне было семь лет».

Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей -  радость и счастье.
Виктор Мари Гюго
И маленький волчок -  девочка – спешит к маме. Потому что, ее любовь  - это все, что нужно, чтобы познать   счастье.  И каждый раз, натыкаясь на безразличие этой взрослой женщины, волчок пытается понять, что же она делает не так. На обычный вопрос матери, заданный  без желания услышать ответ « Чего делала?», с надеждой отвечает: «Кашу ела. Тебя ждала…»
И она не перестанет ждать. Внутри себя, всем своим сердцем, всей собой – ждать каждую секунду, искать, любить ее… маму. 
В своем детстве я пыталась приблизить возвращение родителей домой с работы,  перелистывая страницы фотоальбома. Волчок  в  душевной тоске желает чаще видеть маму – поэтому она  представляет настоянную лампу маяком, призывающим возвращение матери. Но порой « маяк не срабатывал».
Мы все равны перед одиночеством, смертью и зарождением новой жизни. Но когда одинок, совершенно одинок ребенок – страшно. И стыдно: за себя, за смысл материнства, за людей.  Рядом есть бабушка. Но так ли нужны все остальные люди, когда, знаешь, что  есть мама?
Как любят дети? Искренне, всем  своим существом,  совершенно, целиком, безвозмездно, постоянно прощая, с надеждой…просто любят…
Им не нужны  от нас подарки – ни ежики, ни плитки гематогена со сгущенкой.
Им нужна наша любовь.

Без детей нельзя было бы так любить человечество.
Ф.М.Достоевский

Именно поэтому «Волчок»  - как легкая, необъяснимая,  сияющая радуга, сокрытая  скоплением тяжелых грозовых туч людских поступков.
«Я слышала,  как мать и тетка звали меня сперва с балкона, а потом во дворе. Я не откликалась. Я думала…»,
«Я курила и пыталась вспомнить: о чем мы когда-либо разговаривали с матерью. О чем мы с ней говорили? И не могла вспомнить ничего…»
Вы не задавались вопросом, почему мы всегда остаемся детьми для своих родителей? Потому что, появившись на свет, мы так никогда и не покидаем нашу маму изнутри. Потому что,  ребенок, даже повзрослевший –  и есть сердце матери.
А кто такая волчок? Кто она в этом мире?
Ребенок. Шанс, данный Богом на исправление жизни. Душа, страдающая в поисках любви собственной матери.  Ребенок, которому не спели в детстве ни одной колыбельной.
И не случайно падает «волчок», игрушка, со стола под близкие и такие далекие душе звуки «Баю, баюшки, баю…»
Падает, поскольку боится вновь наткнуться на еще большую  «ненужность» и нелюбовь матери.
В ботанике «волчок» -  это вертикально растущий, обычно неплодоносный побег.
Как правило, ненужный, а потому…

Смерть – это не самое худшее, что может произойти с человеком.
Платон

Важно помнить и понимать, зачем в этот мир приходят  дети.
Чтобы не сгубить их светлую душу у самых ростков. Они всегда, даже, будучи еще внутри матери – чувствуют любовь, страх, боль, одиночество…
Бенджамин Спок -  ученый, детский  врач и педагог, основываясь на статистике « детской смертности в колыбели», говорит о том, что ребенок особенно подвержен этому «риску» в шесть месяцев. Уже в этом возрасте ребенок умеет отличить ложь от истины.
И все, что ему нужно  - любовь.…В первую очередь – мамы.
… Будь просто со мною рядом…
     И улыбайся.
     Напрасных жертв не надо, не опасайся  -
     Приветливым, теплым взглядом –
     Вся сердца суть!
     Будь просто со мною рядом…
     Просто будь…

Дарья Цуманкова
Рецензия на фильм «Волчок», кинофестиваля «Дух огня»