Пусть поют поэты!

Людмила Гарни
Так  называется  стихотворение Николая Рубцова, написанное им  в далеком 1962 году. Поэт размышляет о вечном споре творческих личностей насчёт выбора темы в поэзии. Заканчивается стихотворение так:
 «Пусть не шумят,
А пусть поют поэты
Во все свои земные голоса!»

Фестиваль «Рубцовская осень»  в Вологде проходит в разгаре сентября. Погода в эти дни переменчивая. Нежное солнце  умиротворяет душу, но внезапно налетают порывы ветра и будоражат мысли о непрерывном  движении по кругу. 
Поэзия Николая Рубцова объединила жителей сёл и городов, профессионалов и самодеятельных авторов, поэтов и музыкантов –  посланцев Вологды и её окрестностей, а также Москвы, Санкт-Петербурга, Кирова, Сыктывкара, Твери, Уфы, Череповеца и других российских городов.
 
Бессменные  организаторы фестиваля – автор проекта, журналист-музыковед Ирина Альбертовна Цветкова и заместитель директора вологодского ДК Любовь Валерьевна Зверева.  С помощью своих единомышленников эти две энергичные женщины    приложили немало усилий, чтобы тринадцатый по счету праздник поэзии запомнился участникам и зрителям.

Среди представителей Санкт-Петербурга были и замечательный певец, лауреат многих песенных фестивалей, обладатель «бархатного» баритона Сергей Зыков, и поэт-гитарист Александр Лепёхин, а так же автор этих строк. На фестивале  я познакомилась  с Виктором Шутиловым из Гатчины, руководителем клуба авторской песни «Шхуна». До этого наши творческие пути не пересекались, хотя  Гатчина находится недалеко от Питера.

С радостью мы наблюдали огромное скопление народа на набережной реки Вологда у памятника Николаю Рубцову. В Питере, к сожалению, нет такого масштабного интереса к поэзии.  В концертных залах  собираются, в основном, люди творческие. Читают свои вирши, поют и «пляшут» друг перед другом. Многие из них считают себя непризнанными гениями, и, дорвавшись до микрофона, словно, не замечают постных  лиц вокруг. Каждый интересен только самому себе, «любимому и неповторимому».

Здесь же, в Вологде,  любовь к талантливым землякам и гордость за своего знаменитого поэта перемешивались с ревнивой симпатией к приехавшим  на фестиваль гостям.
Ведущие программы Ирина Цветкова и  Всеволод  Чубенко безуспешно старались, чтобы пространство вокруг памятника поэту оставалось свободным.
  Народ  фланировал туда-сюда, а кто-то из местных поэтов  выговаривал своему приятелю: «Отойди же! Это ведь не тебе памятник!»…

Мое выступление с премьерной песней на стихи Николая Рубцова «Во время грозы» было неудачным: хорошо, хоть голос не подвел! А вот с гитарой – беда! Немного запуталась с аккордами, то ли руки окончательно замерзли (вечер был холодным), то ли не справилась с волнением.

Зато Александр Лепехин стал открытием фестиваля 2010 года. (Прошлой осенью в Вологде «открытием» была  моя песня на стихи Рубцова «Нагрянули»).
  Саша  пел «Плыть, плыть…», а я стояла у сцены и старалась не расплакаться: такое вот моё  восприятие этой вещи. Может быть, и  Николай Рубцов непостижимым для нас образом слышит эту песню. Бог знает…

Сменяли друг друга  танцевальные ансамбли, певцы и чтецы, люди с гитарами и гармонисты… Я не уставала восхищаться – как талантливы в России и дети, и взрослые! Запомнились звуки гитары Сергея Круля из Уфы и нежнейшее сопрано его дочери Саши. Блистали на сцене и клуб авторской песни «Откровение», и его руководитель Лариса Ковалева, известные в Вологде и за её пределами. Замечательно выступил ансамбль «Отрада» из Тотьмы во главе с Николаем Краевым. Покорил публику  автор-исполнитель из Череповца  Николай Цветков. А настоящим любимцем вологжан давно стал  Константин Пирожков. Он входит в десятку лучших гармонистов России!
Понравился и постоянный участник  фестиваля  вологодский бард Владимир Сергеев.
В его репертуаре  много песен знаменитого композитора Александра Морозова.

«Рубцовская осень»  приобрела  размах, о чём свидетельствует наличие мощных спонсоров фестиваля и торжественные приветствия вологодских чиновников.  Участникам  фестиваля  вручали грамоты и памятные сувениры, одаривали  компакт-дисками с записью песен на стихи Николая Рубцова и с видеозаписью прошлогоднего гала-концерта.
 
Вечером  на сцене Городского Дворца  Культуры мне удалось реабилитироваться перед слушателями. Жаль,  что Саша  не видел моего выступления! Где-то в кулуарах  дворца «гитарных дел мастер» Лепёхин давал ценные указания обладателю шикарной «двенадцатиструнки»…
 
По мнению организаторов,  концерт гостей фестиваля в ГДК был самым лучшим!  И не зря всем нам подарили по огромному букету цветов и вручили по фирменному пакету «Застолье», заполненному соответствующими атрибутами.
Пишу этот очерк, а Саша звонит мне по телефону и строчки нового стихотворения:

О, Вологда! Русской земли огонёк!
Как светел и чист твой простой говорок!
Так хочется быть добрым Филей в душе
И окать с улыбкой до самых ушей!
 
Мои  впечатления о Вологде не изменились с прошлой осени. Замечательный русский город, не потерявший лица, где удивительным образом соседствуют в гармонии и старинные деревянные постройки, и современные высотные здания, соборы и кафе, стильные магазины и торговые ряды  неподалеку от вологодского Кремля.
Пешеходы (и водители!) терпеливо ждут зелёного сигнала светофора даже при абсолютной пустынности утренних проспектов. В Вологде не боятся терроризма! (Тьфу-тьфу-тьфу!), потому и урны для мусора встречаются гораздо чаще, чем на Невском проспекте. Много молодёжи, но матерной ругани, от которой вздрагивает сердце, не слышно. Невероятно дёшево и вкусно кормят в столовых (и в ресторанах!).

Правда, берега реки Вологды, там, где нет гранитной набережной, захламлены
свалками металлолома, похожего на останки плавучих средств. И сама река заметно обмелела. В таких дебрях (по берегам растут деревья и травы) редко, кто гуляет. Зато местным рыбакам – раздолье! Их застывшие силуэты – неизменная  часть  вологодских пейзажей.
 
«Резной палисад» из популярной песни я встретила однажды, где-то на окраине.
И то, на мой взгляд, это было некое подобие палисада…
Не поленилась, открыла страницу словаря: «Палисад, или частокол (фр.palissade, итал.palizzata, лат.palus) – препятствие или стена из ряда столбов высотой в несколько метров, вертикально врытых или вбитых в землю вплотную или на небольшом расстоянии и соединённых между собой для прочности одним-двумя горизонтальными брусьями».
 
В давние времена палисад возводили как временное укрепление вокруг крепостей и замков на этапе строительства.  Современные постройки в Вологде  часто украшаются невысокими  заграждениями из прочных строительных материалов – имитация палисада.
Огороженный палисадом участок между домом и дорогой (палисадник!) обычно засаживается  кустарниками или цветами. Красиво!

На улице Мира и утром, и вечером многолюдно. Народ неспешно идёт по своим делам. Задавать вопросы прохожим бесполезно. Остановишь кого-то в поисках нужного адреса.  В ответ тебе приветливо жестикулируют, что-то долго объясняют, стараясь помочь от всей души, но совершенно непонятно, куда же надо свернуть. Возможно, я плохо слушала – завораживал вологодский говор. Мне  нравится  изумительное «оканье», непривычное для  нашего слуха! А старику-вологжанину  кажется странным  коверканье исконно русской речи. Зачем произносить  «мАлАко», если пишется «мОлОкО»? Грамота появилась гораздо позже умения доить коров. Почему возникло необъяснимое различие между написанием слова и его произношением? Вопрос к лингвистам…

И в этот раз  на фестивале звучали различные музыкальные версии на одни и те же стихи Рубцова. Шедевров мало, хотя все исполнители стараются и сочиняют мелодии, что называется, от души.
Саша Лепёхин возмущался: «Нельзя на стихи Рубцова писать мелодию абы-как! Повторяется история с поэзией Сергея Есенина! Сколько было написано песен на его стихи! Остались – лучшие! То же самое происходит и с поэзией Рубцова!»

Как можно было не согласиться с мнением Лепёхина?  К примеру, «Горницу» многие пытались переложить на музыку. Но «Горница» Александра Морозова стала поистине народной песней. Другую интерпретацию и представить невозможно!
Я иногда  слушаю «Горницу» в исполнении  самого Рубцова (спасибо Интернету!) и каждый раз поражаюсь, насколько композитор  смог приблизиться  к оригинальному авторскому исполнению.

На  фестиваль съезжаются представители многочисленных рубцовских центров, образованных по всей России. И Лепёхин снова негодовал: «Зачем? Было бы разумнее все силы и средства бросить на один-единственный центр – в Вологде. И ежегодный фестиваль поэзии Рубцова проводить  только в Вологде!» Вопрос интересный, и, конечно же, спорный, как и все  вопросы, касающиеся творчества.

В автобусе, где мы грелись в ожидании  выхода на сцену уже во время гала-концерта  в вологодском Кремле, Сергей Круль и Саша Лепёхин яростно спорили.
Нравы двух поэтов взрывные. Сергей утверждал, что он досконально изучил поэзию Рубцова. Дескать, то, что поёт Лепёхин, «это не Рубцов». Сергей тут же расчехлил гитару и спел нам свою версию «Плыть».  Получилось оптимистично и весело. Круль бравировал даже горчайшей строкой «если умру, по мне не зажигай огня»…Такое «правильное понимание» коробило душу, и я была, конечно же, на стороне Лепёхина.
 
Музыка Лепёхина  и стихи Рубцова, на мой взгляд,  совпадают идеально – это и «Рубцов», и «Лепёхин», и каждый из нас, живущих на Земле. Каждому надо бы «первым» попасть «на борт» космического корабля, уплывающего в океан Вечности, дабы не оплакивать родных и близких. «Плыть, плыть, плыть»  мимо житейских мелких невзгод, и (даже!) мимо «сиротских глаз», чтобы ничто не отвлекало от главного твоего предназначения в земной жизни…Когда я слышу, как Саша поёт «скучные мысли прочь, думать и думать лень», я понимаю, что слово «скучные» у Рубцова тождественно слову «грустные»…Вспоминаю, как незадолго до смерти мой отец, сидя по ночам в кресле (спать не мог, задыхался) «думал думу», перебирая в памяти события  долгой жизни.
 Но, прости, дорогой читатель! Я увлеклась…
 
«Пусть не шумят, а пусть поют поэты…»  Во время фестивальных дней в Вологде поэты и шумели, и пели. И это было здорово! Ведь «в спорах рождается истина», как всем известно. Праздники хороши тем, что и они заканчиваются, иначе бы их не было. Увы,  настал час прощания и с Вологдой, и с друзьями – новыми и старыми. Гости фестиваля разъезжались по родным городам. Нас ждали комфортабельные фирменные поезда, где красивые целлофановые пакеты с безупречным постельным бельём  вызывают рой негативных воспоминаний о сером полусыром безобразии из советских времён.
   
Ранним утром  в вагонном окне мелькали, как в кино, полустанки и крупные селения, речушки и обширные болота.  Но «главным действующим лицом» был  русский лес, и я любовалась настоящей «рубцовской» осенью. Листва деревьев переливалась на солнце сотней оттенков зелёного, жёлтого и багряного. На одной из глухих тропинок почудилась чья-то тень… Мистическое видение? Или кто-то из грибников? 
А  вагон покачивался в такт  рубцовским строчкам:

Знаешь, ведьмы в такой глуши
Плачут жалобно.
И чаруют они, кружа,
Детским пением,
Чтоб такой красотой в тиши
Всё дышало бы,
Будто видит твоя душа               
Сновидение.

 2010