Икона эпохи

Дарья Цуманкова
 
                О тех словах, что убивают

- Не могли бы Вы взглянуть…
И этот момент настал: я решилась показать свои стихи  будущему наставнику в творческом ремесле.
Он внимательно все изучил и неожиданно произнес:
- Квадрат Малевича. Вот это…
На одном из белоснежных листков бумаги, куда кивков указал мой знакомый, всецело расположился один единственный стих:
            *  *  *
Любовь правит мной,
Она правит миром,
жестокой игрой
рисуя картины.

Два цвета во вкус
вошли: черный, белый;
Двух истин союз
рискованно-смелый,

Двух старых зеркал.
Историю первых
Художник создал
со скуки, наверно.

Людских семь грехов-
и в адское пламя.
Из жизни основ
мы любим, лукавя.

Стирается грань:
и тьма станет светом,
Людская печаль-
Всевышним заветом.

Как облако, мир,
чуть созданный, рухнет.
Остаток всех сил
усталость обуглит.

Надеждою яд
войдет в твое сердце.
Исчезнуть он рад,
но некуда деться.

И в счастье- тоска,
И что-то тревожит,
И выход - искать,
Надеясь: поможет…

А моему удивлению не то чтобы -  не было предела, ему просто не нашлось  места в  голове, поскольку о «квадрате Малевича» я была наслышана.  И твердо уверена : стих – далеко не «квадрат».

                О споре и  об истине

В нашем сегодняшнем имеет место быть версия, что свой черный квадрат на белом фоне Казимир Малевич написал под заказ к выставке, поскольку зал был огромен, и его нужно было чем-то заполнять. Это мнение основано на письме одного из организаторов выставки Малевичу:
«Надо писать сейчас много. Помещение очень велико, и если мы, 10 человек, напишем картин 25, то это будет только-только».
Сама картина впервые увидела своих зрителей на последней футуристической выставке «0.10», открывшейся в Петербурге  19 декабря  1915 года.  Среди тридцати девяти картин, выставленных Малевичем на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где обычно вешают иконы, висел «Чёрный квадрат».
И здесь, в противовес первой правде о картине, существует вторая:
 Картина  - символ итсизма, веры в высший разум, лишенный какого-либо  облика. Она   - отражение эпохи, крушения Империи и становления социализма, не признающего Бога…
Художник писал свою «обросшую легендами» картину несколько месяцев, и по собственному признанию, по окончанию работы,  долго не мог прийти в себя : «Я долгое время не мог ни есть, ни спать, и сам не понимал, что такое сделал».
Случайность месторасположения картины на выставке можно с точностью отрицать. Искусствовед Татьяна Толстая пишет по этому поводу: «Вряд ли от него — человека красок — ускользнуло то соображение, что этот важнейший, сакральный угол называется «красным», даром что «красный» означает тут не цвет, а «красоту». Малевич сознательно вывесил черную дыру в сакральном месте: свою работу он назвал «иконой нашего времени». Вместо «красного» — черное (ноль цвета), вместо лица — провал (ноль линий), вместо иконы, то есть окна вверх, в свет, в вечную жизнь — мрак, подвал, люк в преисподнюю, вечная тьма».
И прорисовывается истина в этом естественном человеческом споре - о смысле.
Или остановимся  на том, что ценность произведения в четкости линий, нарисованных без линейки?

                Вместо мадонны

Пугающую безвыходность, катастрофичность, страх своих поступков, покаяние и одновременно надежду на прощение, капельку пустоты и бурю грусти, момент истины – я чувствую, глядя на  знаменитый  «квадрат Малевича».
Он – как приговор: для нас и для него самого.
Искусствоведы любовно пишут о Малевиче: "«Черный квадрат» вобрал в себя все живописные представления, существовавшие до этого, он закрывает путь натуралистической имитации, он присутствует как абсолютная форма и возвещает искусство, в котором свободные формы — не связанные между собой или взаимосвязанные — составляют смысл картины".
И закрывается путь творческий для художника, поскольку квадрат не только говорит о конце искусства, но и не дает возможности Малевичу написать что-то еще, что запомнилось бы. Малевич умер «художественно», написав свой «квадрат».  Вершины не достигают дважды. Или  - в одну реку не войти дважды. Или – жребий брошен, рубикон перейден.  «Перейдя» свой -  Малевич потерялся для творческой музы, потому как все, что помимо «квадрата»  - заведомо хуже, и художник вынужден биться подобно рыбе о  невозмутимо твердый лед ценителей искусства.
Так оказываются выброшенными прежние идеалы, и забыто прежнее  - исконно русское .
Александр  Бенуа, современник Малевича,  художник и критик искусства, писал о картине: «Черный квадрат в белом окладе — это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели».
И Малевич гордился, наслаждаясь своим творением.
И боялся того, что создал.

                О противоречии и веке минувшем

 Самая известная работа Казимира Малевича представляет собой полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров, на котором изображён чёрный квадрат на белом фоне.
Или как фон двадцатого века светлого ореола священной истории России и темное, ровно продуманное пятно квадратной формы назревающей и расцветающей в своем бесчестии и неверии революции.
Это вовсе не инь и янь мира. Это скорее предтеча выбора и сущность реальности.
Ни надежды, ни секунды для воодушевления и спасения.
Поразительно, но за много лет до создания картины, этого двойственного символа, Лев Толстой испытал «арзамасский ужас» - он был вынужден остановиться на ночлег в городе Арзамасе в квадратной выбеленной комнате с единственно красным окном:
«…лег было, но только что улегся, вдруг вскочил от ужаса. И тоска, и тоска, — такая же духовная тоска, какая бывает перед рвотой, только духовная. Жутко, страшно. Кажется, что смерти страшно, а вспомнишь, подумаешь о жизни, то умирающей жизни страшно. Как-то жизнь и смерть сливались в одно. Что-то раздирало мою душу на части и не могло разодрать. Еще раз прошел посмотреть на спящих, еще раз попытался заснуть; все тот же ужас, — красный, белый, квадратный…»
И в этом описании   - неожиданное предсказание «Черного квадрата» Малевича.
Истина, открывшаяся Толстому, словно увела его в разрушение, в пустоту, в «ноль».
В ту самую безысходность, которую многие приняли восторженно.
О возрождении
Самый популярный сайт, прославившийся переводами всех сериалов мира, носит удивляющее названии – квадратМалевича.ru.
Фирма, занимающаяся изготовлением и подбором дизайна поздравительных открыток зарегистрирована под таким же именем.
Мир – еле оправляется от нанесенного удара революции таких вот «черных квадратов», не находя достаточно сил для поиска стойкой опоры под ногами.
А мы умудряемся фантазировать мечтать в своих «квадратах» бытия.
И предмет  - пресловутая картина,  получает новую жизнь.
И в счастье- тоска,
И что-то тревожит,
И выход - искать,
Надеясь: поможет…
И с облегчением вздохну: не совсем квадрат Малевича. Что-то есть, но не безвыходность…
Мой лирический герой,  все же настроен на поиск и освобождение.
И это дает право на надежду.
                Дарья Цуманкова