Афанасьева Римма Викторовна - бакинка

Татьяна Сперанская
Мы наверняка ходили с ними по одним улицам, улыбались друг другу, встречаясь глазами, и проходили мимо. И вот через много лет в разговоре с совершенно незнакомым человеком с мимолетной фразы: «А я училась в 189-й» начался рассказ о необыкновенно хорошем человеке.

  Ему хотелось говорить, а мне хотелось слушать, по старой мудрой формуле: пока их помнят - они с нами.

Она родилась 1 июля 1941 года. Папа был военный и участник войны. Кажется,  уволился в запас в чине майора. Мама работала в проектном институте, но была и хорошей портнихой и шила красивые платьица своим дочкам.

Первый раз, когда я увидел её, она перешла в 4-й класс. Она сидела на крыльце финского домика в красном с белыми горошинами сарафане с крылышками на плечах, не доставая  ножками  до земли , похожая на живую куклу - большие глаза с длинными ресницами, высокий лоб, толстые русые косы. 
И мы сразу подружились. Она относилась ко мне как к старшему брату,  а я к ней - как к младшей сестре. Вся моя семья – сестра и племянницы любили ее как родную. Она делилась со мной своими детскими тайнами.

Расскажу один случай. Я всегда старался идти в школу с Риммой, я учился в 8-м, а она в 4-м классе, провожал её до её  2-ой школы и по улице Вагифа  шёл в свою 3-ю.
2-я школа - смешанная семилетка, если идти от третьей школы по улице Вагифа в сторону Телетеатра, то в начале Советской улице - справа - здание школы. Она стоит под горой.
Третья школа была на улице Буньята Сардарова угол Верхней Нагорной. Тыльная сторона её выходила на улицу Физули.

Римма была одета в новый сшитый мамой красивый сарафан  и на нём из такого же материала пелеринка. Сейчас называют топик. Я почему-то убежал из школы, иду домой и догоняю Римму.  Спрашиваю, что случилось и она мне сказала, что её прогнали из школы потому, что пришла раздетая, послали домой переодеться.

Она была не только красавицей, но и большой умницей. В четвёртом классе она уже прочитала всего Драйзера, а в дальнейшем я под её влиянием бегал в библиотеку  и в магазин подписных изданий.

Поскольку   2-я школа была семилетка,  Римма заканчивала десятилетку в школе № 3 в 1958 году. Математику ей преподавала Марья Ермиловна Самойлова.
   
Хочу отметить ещё одно неоценимое качество Риммы. Не дай бог прийти к ней с запахом спиртного. Не пустит на порог. Во время торжеств у неё дома можно было набраться до....
Просто так можно было пить чай, который она искусно заваривала. Особенно, индийский  «со слоном».

Для того чтобы представить  её способности и характер, стоит  рассказать  о её трудовой деятельности.  В  1958 году после окончания школы, она пошла работать в штаб бакинского округа ПВО телефонисткой, а потом  освоила специальность  орнитолога. В армии орнитолог необходим для предотвращения столкновений самолётов с пернатыми.

В 1969 году без отрыва от производства окончила АПИ Ленина. И когда в 1982 году округ расформировали,  она в 41 год начинает всё сначала в Тбилиси в отделе эксплуатации автобата. Прекрасно вошла в эту специальность, говорю это как старый автотранспортник.
Муж заканчивает службу в чине майора и меняют квартиру на Кременьчуг. Там она идёт работать в центральную городскую библиотеку имени Горького и ведёт на местном телевидении  программу культура. Об этом мы с её сестрой узнали только после её кончины.
Жаль, что такие люди уходят так рано.
Она очень любила наш город. »