Испытание веры Авраама

1. И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.
2.  [Бог]  сказал:  возьми  сына  твоего,  единственного  твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

Что бы правильно понять (истолковать) сердце Авраама, предпочтительно иметь некоторый опыт духовной жизни. И, несомненно,  различать,  как  "говорит"  Бог - то есть, в некоторой мере знать Бога  и  какие  признаки имеет переживание откровения веры (Духа Святого). Именно в таких, смущающих разум, вопросах необходима точность.

В Новом Завете (Евреям 11) Ап. Павел приоткрывает психологию откровения веры. А по поводу принесения в жертву Исаака Авраамом мы находим:
«17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование»

Эту  ключевую  мысль, что "Бог силён из мётвых воскресить", как  уже обобщенное откровение  духовной  жизни, в иной ситуации, повторяет Иисус: 38 Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лук.20:38).

Почему Ап.Павел написал в своём послании, что Авраам "думал", а, например, не "знал по откровению Святого Духа"?
Это потому, что Бог общается с человеком чрез его веру.
"А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, что-бы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт" (Евр.11:6).

"Бог есть и Он таков, что ищущим его воздаёт" - то есть большое значение имеет то, в какого Бога ты веришь. А другими словами, какого Бога ты видишь: творящего, мудро и художественно всё устроившего, вечно существующего и дающего всему жизнь? Как ты понимаешь Бога и "думаешь" о Нём?
Все отношения с Богом - общение и откровение Его приходит через веру в Бога и то, в какого Бога ты веришь. Поэтому знание духовной жизни и откровения Святого Духа, пришедшие через веру, я часто называю откровением веры.

Есть,  конечно,  разница  между  тем,  что  мы принимаем  верою и  тем,  что переживаем  в Святом Духе по откровению  веры. 
В  первом  случае,  верующий  никогда  не примет на себя подобную жертву (отдать сына) хотя бы психологически, не говоря уже о реальном действии возложения на жертвенник.
Просто вера, не имеющая яркого и чёткого откровения в Святом Духе руководствуется в основном заповедями, совестью и здравомыслием. Всех подробностей и нюансов духовной жизни (Царствия Небесного), а также, особого вдохновения, верующие чаще не имеют. Даже Апостол Павел однажды сказал, что "говорит по разумению человеческому, - но думаю, что и я имею Духа Божия" - сказал он.
Но когда приходит откровение, тогда возможен более ясный свет видения и веры... (вплоть до знания всех грядущих событий).

Например, Иисус Христос всегда жил и руководствовался такой верою - верою в откровении.
Когда Лазарь был болен, Иисус не пошёл его лечить потому, что Дух Его не вёл - у Него не было тогда на исцеление Лазаря Божественного откровения.
Иисус знал, что всё, что Ему необходимо делать, показывает Отец Небесный через откровение Духа. Так было и в случае с Лазарем. Господь показал Ему воскрешение Лазаря, после чего Он решился идти в Иудею. На возражение учеников Он ответил: "кто ходит во свете, тот ходит и не спотыкается".

В некоторых случаях, верующий, но "душевный" человек (1Кор.2:14) вообще "может не принимать, что от Духа Божия, а почитать то безумием"
С позиции обычной веры (и скорее, веры современной цивилизации) в рассматриваемом случае, лишь интуитивно можно согласиться с тем, что у Авраама было достаточное основание, чтобы решиться на эти вызывающие недоумение действия, в следствие которых, добродетель  веры не была бы превратно (не правильно) понята.
Но имеющий откровение веры «в Духе воскресения» (какая была у Авраама) находится уже не в мире лишь плоти. Его внутренняя жизнь и добродетель имеют иную полноту. Это уже иное видение: это «взгляд с небес», это «взгляд глазами Бога».
Но при всём том, мы знаем, как и Сын Божий Иисус Христос скорбел в Гефсиманском саду. Потому было написано, что и Авраам  «был искушаем».

Конечно, прежде, чем исполнить сию волю Бога, во внутреннем самоопределении Аврааму  пришлось мобилизовать  весь  опыт  общения  с Богом. Даже в том слове, где сказано: «наречётся тебе семя» (Евр.11:18 Павел толкует Кн.Бытие), была надежда на то, что « Господь усмотрит себе жертву» (вместо Исаака). Поэтому Авраам так и ответил сыну (по Кгиге Бытие).
Когда Бог говорил к Аврааму, Он сказал, что конкретную гору  для  всесожжения  укажет потом... Здесь откровение  слова  достаточно  конкретно, и по тексту Библии,  и  по  божественным  признакам,  и по побуждению  к  действию. Потому Авраам,  даже не  успел полностью осознать, какую ношу на него взвалил Господь. Он отправился в путь «просто по откровению и слову Бога».

Особенностью подобного общения с Богом является то, что само откровение приходящее от Него становится сопричастно духу сына человеческого и побуждающие действия органически соединяются с волей человека. Само совершенство Духа Божия убедительно во всех своих аспектах, как "дух совета", "дух мудрости", "дух крепости", "дух отчий" и т.д.
Внушая доверие (пройдя все внутренние тесты верификации) Дух Божий помогает человеку исполнять конкретные повеления Бога, не всегда ещё переваренные и не видимые своим последствием обычному разумению.
Как мы знаем и из толкований учителей Церкви и из Евангелия, Господь Аврааму показал гору Боговидения, где тот «видел день Христов и возрадовался» (Иоанн 8:56).
Всё это (и то о чём ещё не сказано) показывает довольно не простую картину, но ясную в том, как гармонично и последовательно Господь руководил действиями Авраама. Сам Господь, находясь рядом, вдохновлял и помогал Аврааму исполнить подвиг веры.

Лишь одно нельзя понять: как отец над сыном смог занести нож? Хорошо, что Библия – правдивая книга: всё, как есть и без прикрас. Но как ответить на  этот не простой  вопрос  (с жертвоприношением сына или человека)?  Это  как  то  увязывается  лишь  с  искупительной жертвой Спасителя, с Его воскресением, но не оправдывает идею  убийства.  Самое противоречиво  здесь  то,  что  Авраам действительно  имел  Божественное  откровение,  но само «оправдание делами» в занесении ножа здесь  –  это уже перебор и религиозный фанатизм. Не зачлась бы "вера в делах" Аврааму Господом, если бы он и не занёс нож?

Как понять  жертвоприношение Иеффая?
Многое можно  понять,  что  кажется жестоким  в Ветхом Завете (от себя говорю). Например, избавление от зла поклонения идолам через расправу сынов Левия над своими собраьями. Но как понимать обет, данный Богу Иеффаем Галаадетянином (книга Судей гл.11)? Стих 29 – И был на Иеффае Дух Господень.
Можно понять дерзновение такого обета в духе традиции жертвоприношения. Но  когда оказалось,  что  из  ворот  дома Иеффаю на встречу вышла его дочь, он разодрал одежду свою и сказал: ах дочь моя! Ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! Я отверз о тебе уста мои перед Господом, и не могу отречься. Она сказала ему: отец мой! Ты отверз уста свои пред Господом, – и делай  со мною  то, что произнесли уста твои, когда Господь совершил чрез тебя отмщение врагам твоим Аммонитянам.

Что можно сказать об этом? – Только то, что вера и обет Богу  в  еврейском  народе  были  превыше  всего?  И  Господь промыслительно  попускал  иногда жестокосердию? Дух  Господень  был  на Иеаффае,  наверное,  как  сопутствующий  его начальствующему положению. Иеаффай всё же был богобоязнен и удалялся от беззакония. Но большего здесь не видится. Это далеко не тот случай, не такая вера и не то общение с Богом, какое было у Авраама...

Чтобы переварить эти сюжеты в Новозаветном  Духе,  необходимо  иметь  особое  смирение, помнить притчу «о работниках в винограднике хозяина» и не забывать, что все – грешники,  и всех Бог призвал к спасению.
И самое главное, безупречная святость Христа, Его жертва в жизни и смерти, Его слава – всё это даёт крепкую веру и просвещает во всём.
И стОит признать, что жертвенность Бога и Сына Божьего - это подвиг САМОпожертвования и победы духа над плотью. И здесь нет эпизода с самостоятельным убиением отцом сына.
Пытаясь согласовать отзыв Авраама на испытание его веры (отзыв на божественное откровение) с необходимыми и адекватными для того действиями я считаю, что брать в руки нож и, вообще, возлагать сына на жертвенник - это не может являться объективным показателем веры. Так, как и не приятие насильственного образа в жертвоприношении не может быть объективным показателем неверия.
В новозаветном понимании "принести сына в жертву Богу" означает "принести в жертву живую - богоугодную" всего, что у тебя есть и самого себя.

Главным основанием (главной мыслью) для меня в дерзновении разрешить сей недоуменный вопрос было знание того факта, что когда Бог тебе что-либо поручает через откровение Святого Духа, то Он даёт и вдохновение внутри. А само отношение верующего ко всему откровению в основном на этом держится и имеет всегда веру в то, что "всё будет правильно".
Иными словами, буквальное обращение Бога всё же оставляло надежду на то, что жертвы - как таковой, не допустится. Что и получилось.

Но классическое и точное - это толкование буквальное. Ведь, следуя данному откровению, Авраам как слышал, так и исполнял в полном соответствии с понятием "жертвоприношение" - согласно религиозной ветхозаветной традиции. 

Если отталкиваться от логики развития религиозного служения (и сознания) с тех времён, то именно принесение в жертву сына своего становится образом полного доверия Богу для цельной картины в ритуальном служении.
То есть, психология жертвоприношения на то время отражала два аспекта: ритуальное – обрядовое (символическое) действие для очищения греха и выражение благодарности и веры Богу.
Но дух истинного патриарха в своей самоотдаче и служении уже не удовлетворён тем, что человек ограничивает себя жертвоприношением животных, которые остаются творением и принадлежностью Бога. «Что своё ты можешь принести в жертву Богу"? "Что большего ты можешь отдать (сделать), чтобы твой народ и мир поверил в "существование города, построенным не рукою человека, а Богом"? А также - в то, что «Бог способен и из мёртвых воскресить»? Или «что может патриарх (с кем общается Бог в народе и на земле) сделать, чтобы то обрядовое жертвоприношение имело обетование на спасение Божьего народа»? - таково сознание Авраама.
И поэтому становится понятно, почему Господь обратился именно с таким словом к Аврааму, и именно - к Аврааму (ветхозаветному патриарху). "И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего"(Быт.22:18)

Итак, будучи вдохновлён той мыслью (по словам Апостола Павла), что "Бог силён и из мёртвых воскресить", пребывая во вдохновении чувства святого заверения "Бог поругаем не бывает", Авраам исполнил то СИМВОЛИЧЕСКОЕ жертвоприношение, как ОБРАЗ подвига веры.
Этот вывод подтверждает само действие Бога, Который через Ангела остановил Авраама.


Рецензии
Наука основана на знании. Добыча знания - трудный путь самых способных, самых пытливых, самых одержимых, но он ведет к счастью. Религия основана на вере. Вера возникает же как поклонение Авторитету. Человек рождается не ведающим. Но Авторитет провозгласит ему, несмышленому: "Алла Акбар" - и отрок запомнит и проникнется. А другому Авторитет-апостол возвестит: "Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимом". Кому-то третьему может сам Люцифер послышаться шепотом: "Ежели Бог есть, то почему Его нет?" И разойдутся людские дороги, и будет погибель многая на путях веры и знания.

Вадим Бережной   27.11.2017 23:19     Заявить о нарушении
Спасибо. Хотя, проблема знания и веры у меня затронута в "Разум и вера".

Михаил Пушкарский   28.11.2017 00:17   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ. Я прочел ваш трактат "Разум и вера". Вступать в полемику на той площадке у меня желания нет, поскольку там есть рецензенты, разбираться с которыми не хочется. Наличие Творца представители науки методами науки подтвердить не могут, поэтому они его отрицают. Приверженцам же религии такого подтверждения не требуется, они принимают это наличие как факт, не требующий доказательств. Я же не отношу себя ни к первой, ни ко второй категории и не считаю для себя возможным (и нужным) полемизировать на данную тему, ибо такая полемика в человеческих умах длится много тысяч лет, и всё без толку: стена несогласия непреодолима. Удачи вам!

Вадим Бережной   28.11.2017 06:03   Заявить о нарушении
Несмотря на то, что мне нравятся Ваши тексты, ум, эрудиция, суждения и жизненная позиция, в данном случае (да и в Вашей заметке об изречении древнего арабского философа) Вы сначала заявляете о "только Вам известных" причинах веры и креационизма, а далее не даёте оппоненту высказаться, аппелируя к неразрешимости проблемы. Я надеюсь, эти уже два прочтённых моих произведения имеют какую-то логику для рационального понимания. Также, не забывайте, что многие учёные и философы пришли к вере в Бога, именно через рассудок.

Михаил Пушкарский   28.11.2017 10:20   Заявить о нарушении
Ради Бога, если желаете узнать мою точку зрения на обсуждаемую тему, разрешите сперва задать вам только один вопрос: нравится ли вам такая наука, как астрономия? О себе я могу вам сообщить, что я по образованию инженер электронной техники, мне 76 лет, трудового стажа у меня около 60 лет (первая запись в трудовой книжке была сделана в 1958 году). Я одессит.

Вадим Бережной   28.11.2017 11:39   Заявить о нарушении
Может вы астрономией хотите объяснить происхождение жизни? Или все существующие физические явления во Вселенной? Причём здесь астрономия - или вы хотите Бога видеть через телескоп? А может, как электрлнщик, вы объясните, как без Программиста реализовалась программа развития жизни - или как само-организовалась?
Спор ведётся давно - на высоком научном уровне. А вы пытаетесь из верующих делать, по-русски, идиотов. ...Опаздали вы с вопросом об астрономии: я же вам уже на этот счёт напомнил о мировоззрении многих учёных и мыслителей. Ньютон и Эйнштейн одни из них.

Михаил Пушкарский   29.11.2017 09:48   Заявить о нарушении
Вы снова отреагировали на мой простой вопрос раздраженными репликами с вопросительными знаками. Мне же просто хотелось узнать вашу точку зрения о том, может ли творение быть в миллиарды раз больше своего Творца. Вселенная огромна, и нужно иметь великолепное воображение и прочные надёжные знания, чтобы представить себе её размеры и время существования.

Вадим Бережной   29.11.2017 15:19   Заявить о нарушении
Вадим, может вы всё же постараетесь видеть в тексте прежде смысл, и не продолжать судить о людях лишь по тому что вам показалось. Вопросительные знаки - это прежде вопросы. Вопросы я задал по существу предмета, вопросы логичные - где здесь реплика? Кроме того, мне пришлось искать ответы на вашу загадочную речь о любви к астрономии. Спасибо, что прояснили свою мысль. Мысль ваша простая, но вы и здесь умудрились допустить логические ошибки. Ну а каком воображении или знаниях может идти речь, чтобы представить размеры вселенной? Человеческому уму она представляется бесконечной. Или точнее сказать: "пространство бесконечно". Конечным его представить логически ошибочно. Но и бесконечность переварить уму невозможно. Здесь очевидный предел для рационального понимания и следовательно - рационального знания.
Вы, также, субъективно считаете, что Бог должен быть меньше вселенной. А например, Иисус Христос говорит, что Бог есть дух. Апостол Павел в Послании коринфянам говорит, что Дух Божий проницает все глубины вселенной. Да и другие философские и религиозные представления видят Бога трансцендентальным. То есть, в этом и Сознание, и сила, и Жизнь Его.
Мы же не можем знать все глубины вселенной и тонких материий, всех видов энергий и т.д. И судить о Боге можем лишь опосредовано: через Творение, по свидетельству тех, кто явил сверхъестественные силы, моральную крепость и добродетель, по совершенству иных дел и явлений.

Михаил Пушкарский   30.11.2017 00:43   Заявить о нарушении
Мне не раз приходилось беседовать с людьми насчет обсуждаемого с вами предмета. Предупреждаю: я не отношу себя к абсолютным атеистам. Предмет моей заботы - понять верующих людей. Мне известно одно из изречений апостолов или иных грешных толкователей: "Творец создал человека по своему образу и подобию". Я уверен, что вы данное изречение слышали. Тогда причем здесь не вполне ясное понятие "трансцендентность"? Далее: в исламе Иисус Христос известен под именем "Исса", но мусульмане не пользуются понятием Троицы (Бог-отец, Бог-сын, Святой Дух). Тогда как они себе представляют своего Аллаха? Тоже "разлитого" в бесконечном пространстве? Я понимаю, что у вас нет ответов на вопросы подобного рода. Так же, как и нет ясного понимания такого догмата, как "Бог есть Любовь". Я не собираюсь вас склонять к отрицанию вашей веры. Я ищу свой путь к представлению о Творце. Бог один, но верующие идут к нему разными путями. Я понимаю данный теоретический вопрос таким образом, что представление о сущности, образе и местопребывании Творца, о Его якобы влиянии на каждого из человеков для миллионов простых грешных людей весьма далеко от истинного, и это печально. Там, где кончаются наши знания, там начинается мистика, домыслы и фантазии по принципу "кто во что горазд". И это считается у них Верой и Любовью к Творцу с Надеждой на Его взаимность. Как-то вот так. Спасибо за беседу, я думаю, что нам стоит закончить дискуссию и дружелюбно распрощаться. Повторюсь: я не склоняю вас к отрицанию Веры, но и пропаганда ваших убеждений должна конкретизироваться. Не зря праведники уединялись в поисках ответов на неясные вопросы, которые они вероятно считали происками Сатаны.

Вадим Бережной   30.11.2017 04:06   Заявить о нарушении
"По образу и подобию" имеется ввиду разум, любовь, творчество и созидание. "Бог есть любовь" было сказано Апостолом Иоанном в его Послании на основании того, что Святой Дух действует в верующем христианине, как Дух Любви. Это вдохновение силы жизни, мира и покоя, добродетель и творческий потенциал. И опыт такого вдохновения и переживания встречается нередко среди христиан. Фанатизм, эзотерика, разные религиозные догматы и доктрины от ограниченного ума к истинной вере никакого отношения не имеют. Обратите, пожалуйста, внимание на то, что я вам не проповедую, а просто пытаюсь реабилитировать здоровую веру в Бога и себя по тем вопросам, где вы делаете неверные утверждения.

Михаил Пушкарский   30.11.2017 05:54   Заявить о нарушении
"Как это ни сомнительно для неверующих, мы
утверждаем,
что сердцем можно воспринимать вполне
определенные внушения прямо как глаголы
Божии. Но это не только удел святых. И я,
подобно многим, не раз испытывал это с
огромной силой и глубоким душевным
волнением" (Лука (Войно-Ясенецкий) архиеп.
1994, с.27).

Михаил Пушкарский   30.11.2017 06:48   Заявить о нарушении
Очень хорошо, что вы решили продолжать диалог. Я считаю, что в данном вопросе необходимо прежде всего ограничить фантазию толкования основ. Один очень неглупый поэт сумел сформулировать аналогичную мысль следующим образом (цитирую) "Слова у нас, до важного самого, в привычку входят, ветшают, как платье". "Образ и подобие" очень хорошо проиллюстрировал величайший художник, и никакие иные толкования мне, как человеку разумному, то-бишь представителю вида homo sapiens, не приемлемы. Прошу пройти по ссылке, которая вас выведет на иллюстрацию величайшего Микеланджело "Сотворение человека" http://mtdata.ru/u24/photoA0CB/20276780367-0/huge.jpeg

Вадим Бережной   30.11.2017 08:49   Заявить о нарушении
Продолжение последует, ибо спешу на работу.

Вадим Бережной   30.11.2017 08:52   Заявить о нарушении
Все красивые цитаты и афоризмы отражают, как правило, лишь момент истины - раз. Так что, думать что слово по сути менее информативно, чем картина художника - мягко говоря, перебор. И врят ли сам Микеланджело собирался изобразить на своей картине непосредственно "процесс" и "технологию" творения. Искусство - это, в первую очередь, художественные критерии. И считать, что на картине изображён непосредственно процесс творения и образ Бога - это называется антропоморфизм.
Давайте закончим этот диалог.
У меня на странице можете ознакомиться с толкованием Книги Бытие и"образом и подобием", как примером здравого рассуждения. Всё.

Михаил Пушкарский   02.12.2017 12:18   Заявить о нарушении
Давайте закончим. Когда найдется человек, который мне сможет популярно объяснить, кто такой и где живет Бог, я скажу: "Я и без вас знаю, что Бог живет в облаках из тёмной материи.

Вадим Бережной   02.12.2017 12:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.