Интернациональная кухня - Е. Иваницкая, Тема 4

Клуб Слава Фонда
В центре стола стоит форшмак такой консистенции, что его удалось выложить не просто горкой, а небольшим гротом, из которого таращит клешни вареный рак. Блюдо это ожидало своего часа в холодильнике, а перед подачей дополнено чесночными гренками и веточками базилика. И если форшмак источает прохладу, напоминая о хрустальных рюмках, то расставленные салаты и закуски просто переводят это желание в разряд жажды. Тут присутствуют тертая морковь с чесноком и орехами, квашенные с сельдереем и острым перцем баклажаны, слизкие маслята с зеленым луком и крестьянским маслом, рулетики из осетрины, фаршированные яйца, моченые яблоки, местные розовые помидоры в кольцах синего ялтинского лука, медальоны заливного говяжьего языка на ложе из куриного филе, подчеревок золотистого цвета, оттого что варился в луковой шелухе, нарезка домашних свиных колбас и окорока, нарезка брауншвейгской, московской и балыка, свежепросоленные огурцы и моченая клюква. Все угощения, все закуски, салаты нежатся в сверкающих хрустальных вазах и тарелях, отполированное фраже слепит глаза, фаршированная рыба угнетает монументальностью. Запотевший алкоголь, как и вся присутствующая на столах еда, как и все собравшиеся участники трапезы ожидают главную горячую закуску – кулебяку с осетриной и щукой. Она еще пыхтит на огромном блюде, когда Дода вносит ее в гостиную. С днем нептуна, с днем нептуна!

Вам не кажется, всеядный (в смысле еды) мой читатель, что меню — сумбурно, как будто безумный переплетчик вырывал страницы из бабушкиных рецептурных блокнотов и сшивал в единую книгу, следуя которой, на одном столе оказались фаршированная рыба, свиной окорок и моченая клюква? Разгадка проста: Евдокия Ильинична, Роза Семеновна и Галина Петровна стали подругами, потому что их мужья представляют собой верхушку руководства крупного советского оборонного предприятия: Потапов – директор, Рубинчик – военпред, Савченко – главный технолог. Русский руководит, еврей всех контролирует, хохол работает. Но в их компании даже шуток на эту тему не водится, все — единый советский народ, а три национальные кухни настолько хороши, что сплетаются в единую косу с бантиком, ведь советскому человеку, что пост, что кашрут, его только один вопрос всегда волнует: «как бы еще повкуснее пожрать».

Несмотря на обилие первого стола, на уже принятые возлияния, на украдкой расстегнутые пуговицы, все нетерпеливо сучат под столом ножками: «день нептуна, день нептуна». Дождались — понеслась душа в рай! По тарелочке ухи из осетрины – обязательно, как же без нее. Камбала жареная, судак морской под маринадом, бычки без счета, как семечки, рыбный балык и сельдь в окружении лимонных долек, ставридка слабокопченая, укроп, кинза, петрушка, сельдерей, огурчики свежие, желтый болгарский перец и пюре-пюре-пюре, и по три ломтя хлеба каждому, и добавочки, добавочки.

Пробовали посчитать все праздники, которые можно условно разделить на светские, религиозные, семейные, государственные и местные? Новый год, рождество, старый новый год, 8 Марта, 1 Мая, открытие дачного сезона, дни рождения всех членов компании, дни рождения их детей, являющихся крестниками членов этой компании, День конституции, день учителя, день кабельщика, день медика, День города, День независимости, юбилеи браков, приезды давних друзей их общей молодости, а также две пасхи, троица, медовый спас и выборы. Считай-не считай, их пятьдесят два, ровно по количеству недель в году, а поэтому существует именно столько же поводов всем собраться на субботний обед-тире-ужин.

«Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею; Пусть он выпьет, и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании». Но наши-то — удачливые представители советского народа, легко решают вопросы продуктового дефицита и путевок и субботу блюдут по-своему.

Третий акт уже не так интересен, все слегка подустали, поэтому подаются только чай, кофе, шоколадные конфеты, в центре стоит овальное блюдо, с одной стороны – хоменташен, с другой – хворост, пирожки с вишнями и свежее клубничное варенье с пенками, а на десерт – чернослив, фаршированный настоянными на меду орехами, политый сливками и мороженое.

Но главное субботнее таинство начинается уже после того, как Роза и Галя уносят на кухню посуду и там, перетирая тарелки, неспешно обсуждют, как важно добавлять имбирь в кисло-сладкое мясо с курагой, как скоро поспеет айва и можно будет собраться на говядину с айвой и тыквой, что абрикосовые косточки хорошо добавлять не только в варенье, но и настаивать на них водку.

Но оставим тетушек с их прелестными разговорами на кухне и пройдемте в гостиную, мой любезный читатель, посмотрим, что делают четверо оставшихся.

По субботам, пресытившись, советская интеллигенция расписывает «пульку».