Борискины синички

Качагин Гавриил
                Позвала пречистая
                Журавлей с синицами…
                С. Есенин

     Ноябрь с ночными заморозками и нудными, холодными дождями вынудил нас сняться с обжитой за лето дачи. Да и скучно стало там, пустынно. По утрам не слышно гомона птиц. Веранда, ещё совсем недавно сплошь затянутая зеленью плюща, сбросила листву и посветлела, а деревянный сруб дома соседей, наоборот, почернел от непрерывных дождей и насупился, выражая недовольство наступившей осенью.
    Скворечня на яблоне давно опустела и одиноко покачивалась от резких порывов осеннего ветра. На дачном участке не видно стало и стройной трясогузки, которая каждое утро выбегала из зарослей малины и, потряхивая длинным хвостиком, собирала червячков в раскопанной земле.
    Только неугомонные воробьи не думали покидать наше жилище. Они по-прежнему продолжали беззаботно шуметь на весь опустевший дачный участок.
   Мы упаковали вещи, погрузили в машину и уехали в город.
 Прошёл месяц. Наступил октябрь. В холодном воздухе закружились редкие снежинки. С рассветом вдоль набережной Волги расстилался густой туман. Иногда он накрывал весь город и противоположный берег до Жигулёвских гор, где застревал на весь день в низине Яблоневого оврага и в горных ущельях Жигулей.
     В такую погоду не хочется рано вставать, хочется дольше понежиться в кровати, досматривая ночные сны. Бориске снились школа, новые школьные товарищи, его друзья с соседнего дома, Диман и Юля.
 - Сына! Вставай, в школу пора, - говорит мама, трогая его одеяло.
Боря с закрытыми глазами поднимает голову, но голова снова падает на подушку, и он снова забывается во сне.
 - Бориска! Ведь в школу опоздаешь, вставай! – уже строгим голосом приказывает мать.
 Бориска поднимает голову, сонным голосом спрашивает:
- Мама! А где Диман, Юля?
- Какая Юля? Ты о чём говоришь, проснись! – возмущённо говорит мама.
Теперь Боря окончательно проснулся. Он понял, что и Диман, и Юля приснились во сне. Он быстро выскочил из-под одеяла, оделся и выглянул в окно.
    Какая радость! Он не поверил своим глазам: со стороны улицы, на подоконнике, совсем близко, в метре от него, сидели две синички, а ещё несколько штук копошились на земле, под мёрзлым кустиком шиповника. Завидев Борю в проёме окна, синички вспорхнули на подоконник, с подоконника на оконную раму и, искусно цепляясь тоненькими коготками за еле выступающие над стеклом штапики, с любопытством рассматривали сквозь стекло Борину комнату. Боря взмахнул рукой, и синицы россыпью разлетелись по земле, а одна, крупнее остальных, и, видимо, смелее других, продолжала удерживаться на окне. Её красивое тельце с ярко - синими боками и брюшком, темным клювом и крепкими ножками с сильно загнутыми коготочками подрагивало на ветру и всё старалось удержаться на окне.
 - Мама! Мама! Посмотри, какая красивая синичка! – восхищённо, громко прокричал Боря, направляясь к матери на кухню, где стоял уже приготовленный для него завтрак. Боря ел и с радостью рассказывал маме о слетевших на окно синичках.
 - Хорошо, хорошо, сынок, - прервала его мама, - вот вернёшься из школы, и мы сделаем с тобой синичкам домик и повесим его на балконе. А сейчас иди в школу, слушайся учительницу и не думай о синичках.
   Боря шёл в школу, окрылённый мыслями о синичках. Он не замечал ни пасмурного утра, ни наползающего на город тумана. Наоборот, начинающийся день ему казался прекрасным, и Юля, которую он догнал по дороге, казалась ещё красивей, а шапочка на её голове  выглядела мило и привлекательно. Всё вокруг осветляло Борю, отовсюду исходило доброе излучение. Ему казалось, что Неля Николаевна объясняет урок не всему классу, а только Боре, что она и разговаривает только с ним, и только к нему относятся её объяснения.
    День в школе пролетел мгновенно. Только выйдя из школы, Он снова увидел позднюю осень, заметил, как настойчиво дышит она в лицо остужающей свежестью, первым тонким ледком на плитах школьной площадки. И тут он вспомнил о своих синичках.
Так вот почему ему так хорошо было сегодня в школе! Его синички! Синички, синички…И вспомнился ему полностью стишок о синичках, – ему мама часто читала его, укладывая ещё маленького в постель:
                Синичка, синичка,
                Птичка – невеличка
                Звонко тенькает: «Тень, тень»,
                Раньше всех встречает день.
Сердце у Бори радостно запрыгало, он прибавил шагу. Не успев закрыть за собой входную дверь, он с прихожей позвал маму:
--  Мама, давай строить кормушку синичкам!
 - Да ты пообедай, потом займешься кормушкой, - с улыбкой встретила Борю мама. Она помогла ему снять тяжёлый рюкзак и повела на кухню обедать.
- Сегодня у нас праздничный обед в честь Покрова нашей Богородицы. В народе называют просто – праздник Покрова, - объясняла мама, - в этот день в старые времена первый снег покрывал землю.
 - А почему сегодня нет снега? – спросил Боря.
 -Ну, год на год не приходится. Значит, снег выпадет позднее, - сказала мама.
    После обеда Боря освободил коробку из-под молока, снизу вырезал квадратное окошко и привязал коробку с улицы к балконному окну.
- Смотри, мама, моя синичка уже въётся над нашим балконом, - радостно закричал Боря. И действительно, как только Боря насыпал в кормушку семечек, синичный вожак вспорхнул над Борей, несколько раз цвикнул «цвик-цвик», сзывая к себе своих подружек, и целая стая синичек слетела с тополиных веток на балкон.  Они поочерёдно подлетали к кормушке, ловко цепляясь крючковатыми коготками, ныряли в оконце и, отлетев, садились на ветку очищать семечки, раздалбливая их клювом.
   Боря сидел у балконного окна и смотрел на синичью суматоху за окном. «До чего же непоседливые птички, думал Боря. Только что они прыгали на тополе с ветки на ветку, а теперь уже штурмуют кормушку, да как-то ловко цепляются одной лапкой за раму окна, другой подтягивают кормушку, разворачивают её окошком к себе и вмиг, вытащив добычу, быстро перелетают на дерево. Ну, не циркачи ли? » 
 - Мама! А почему синичек летом не было возле дома? – задумчиво спросил Боря.
 - Потому, Бориска, что летом они могут прокормиться без нашей помощи. Они только к зиме перебираются ближе к людям. Синички знают – мы добрые, поможем им в холодное и голодное для них время. Мы с тобой будем кормить их всю зиму, а весной они  улетят в лес клевать вредных насекомых, жучков, паучков. Сейчас же им в лесу голодно.
   Вечером Боря долго сидел у окна, смотрел как раскачивается на ветру кормушка за окном, вспоминал юрких синичек, дружно расклёвывающих в зажатых лапках скорлупки семечек. Потом уснул крепким сном. И снились ему синички, цвикающие под окном «цвик-цвик», будто звали  на улицу.