2. Мои хоровые университеты. Магнитогорская капелл

Павлова Вера Калиновна
Мне девятнадцать.               

              Предпосылаю этой мемуарной миниатюре  старое, неважно сохранившееся фото своей юности.: Мне 20 лет. Этот период -положительный переломный момент в моей жизни – я стала работать в профессиональном хоре певицей, и вокал стал ещё одним моим новым важным увлечением в моей профессии.

               Я очень хотела петь и тайно помышляла работать в капелле. Однажды Валентина Илларионовна, мой педагог по дирижированию, словно прочитав мои мысли, предложила мне прослушаться в капеллу. Тогда там были вакансии.

               Прослушивалась я у ведущего педагога-вокалиста капеллы, чудесного человека, Романовской Наталии Ивановны, обладавшей удивительно теплым по тембру лирическим сопрано. Приняли меня в капеллу безо всяких условий.

               С 23 февраля 1965 года я начала совмещать учебу с работой в капелле. В соответствии с трудовым законодательством совмещать работу в капелле  возможно было, при условии перевода на вечернее отделение.

               Однако, все предметы музыкально-теоретического цикла мне было разрешено посещать с дневной группой.

               С поступлением на работу в капеллу моё материальное положение резко улучшилось: вместо стипендии в двадцать рублей я стала получать заработную плату в размере шестидесяти девяти рублей в месяц.

               Тяга к вокалу – моё новое увлечение, родившееся в стенах училища. Постановке голоса, вокальной грамоте в воспитании дирижера - хоровика в училище уделялось особое внимание.
 
               Установка – без вокала ни звука – было естественным условием на занятиях хора, сольфеджио, специальности.

               Именно работа в капелле раз и навсегда утвердила во мне желание  совершенствовать свой голос.

               Значительным музыкальным событием в городе являлось исполнение капеллой Реквиема Моцарта один раз в год. И поныне это произведение является одним из моих любимых и большинства музыкантов – любителей и профессионалов... Кто-то из великих воскликнул о нём:  ( о Реквиеме) «Какая смелость и какая стройность!».

               Какая гармония полифонических построений, какая лаконичность и выразительность тем в многоголосии, простота, красота и разнообразие гармонии и ладотональной «живописи».

               Замечательные традиции были созданы в капелле. В репертуаре были самые разнообразные произведения: от Реквиема Моцарта до хоровых циклов «Времена года»

Шамо, Флярковского, Гудкова, Лятошинского,  Калинникова; хоровой цикл «Радуга» Фрида, хоры Чайковского, Чеснокова, Архангельского, - широчайшая стилевая и ладово - гармоническая палитра. Почти постоянно
звучит во мне  «Весна» Лятошинского на стихи Пушкина:

                «Улыбкой ясною природа
                Сквозь сон встречает утро года!
                Синея, блещут небеса,
                Ещё прозрачные леса, как будто пухом зеленеют!

               Но как же это красиво звучит в мелодии, переходящей из голоса в голос в хоровых партиях, а затем и в хоровом тутти у Лятошинского! Многие произведения для меня существуют в единстве хорового звучания и поэтического слова
              Они неразделимы в своей красоте, выразительности и взаимопроникновении. Таковы «Времена года» Е.Гудкова, уральского композитора, на стихи Л. Татьяничевой:

                «Полянки все в накрапах
                Гвоздик да медуниц,
                А  ёлки в хвойных лапах
                Колышут гнёзда птиц…
                Непуганые белки
                Глядят со всех сторон,
                Частушки – скороспелки
                Поёт нам птичий хор!
                Лето,  лето, лета – та»…

Под стать танцевально-плясовому ритму стихов – частушечный мотив мелодии, фактурные и ритмические средства партитуры дорисовывают этотгомонящий на все голоса, весёлый, «приплясывающий» мир.               

              Сколько живу,  столько меня не покидает мысль о том, как же мы себя, своих детей обедняем тем, что не приобщились, не приобщаем к такому драгоценному, так обогащающему душу виду искусства, как – ХОРОВОЕ  ПЕНИЕ! Просто слушать хор – и это большое богатство и
ни с чем не сравнимое удовольствие!

               В капелле царила теплая доброжелательная  атмосфера. Я начала работать в капелле в мужской праздник и к 8 марта не ожидала услышать такое поздравление в свой адрес:

Сейчас космическая эра,
Летят ракеты на луну, -
В капелле новая Венера, -
Ее приветствовать прошу!

Как в небе новое явленье,
Как роз бутоны молоды,
То молодое пополненье
Для нас - как признаки весны!

                В сезон 1964-65 годов отмечалось 20-летие капеллы. В качестве капустника готовилась пародия на оперу «Мойдодыр» с переделанным юмористическим текстом о капелле, другие сценки из жизни капеллы, полные остроумия, юмора, веселья. Удивительным был праздник.

                Продолжение:  http://www.proza.ru/2010/11/02/195