Счастливые часов не надевают

Владимир Волконский
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ – СДЕЛАНО В ШВЕЙЦАРИИ!

Эпиграф:        …Надев широкий боливар,
                Онегин едет на бульвар
                И там  гуляет на просторе,
                Пока недремлющий БРЕГЕТ
                Не прозвонит ему обед…   А.С. Пушкин, «Евг.Онегин», 1824 год.

Примечание:     Торговая марка «BREGUET» зарегистрирована в декабре 1775 года.


У вас есть часы? Не сочтите за бестактность: «А сколько у вас часов?». Нет-нет, настенные, напольные и вмонтированные в СВЧ-печь считать не нужно! Я имею в виду наручные часы. Одни? Две? Три пары? (Кстати, никогда не понимал почему часы считают парами? Это ведь не носки, и не сапоги. И даже не перчатки, хотя тоже одеваются на руку).  Ну да ладно, сейчас не об этом. Сколько насчитали? Старые, которые носили еще в школе или институте, считать не нужно. Их подарите детям – и дело с концом. И те золотые, доставшиеся вам от деда, тоже – это семейная реликвия, их не трогаем. Я имею в виду те, которые вы носите именно сейчас. Ладно можете не отвечать, я и так знаю – не больше двух, ближе к одному. Все-таки мы не в Америке живем. Я помню какой культурный шок я испытал, когда в каком-то американском фильме увидел, как герой Джеймса Белуши, забравшись в чей-то богатый дом, открыл шкаф    хозяина – а там… пар 50 часов, на все случаи жизни – и под костюм, и для занятий спортом, и на кожаном ремешке, и на браслете, и круглые, и прямоугольные, и с белым циферблатом, и с черным… «Ни фига себе! - подумал я - Живут же люди!». Теперь и у меня, как у героя того фильма, часов достаточно. Не пятьдесят пар, конечно, но и не одни, как было когда-то. И половина из них швейцарские – а как же без этого! А на фига!? На фига мне это все?! Вы не задумывались никогда, что в последнее время часы уже утратили свое первоначальное утилитарное значение, потихоньку превратившись из предмета жизненной необходимости в элемент роскоши, аксессуар, красивую цацку, сообщающую всем окружающим социальный статус их хозяина. Поэтому все и гонятся именно за швейцарскими – хотя бы в этом не отстать. А зачем? Ведь мы дожили уже до того, что часы теперь нас окружают везде – включите компьютер, откройте крышку вашего телефона, просто подымите голову! Зачем же вам еще и наручные?! Для понту? Для красоты?! Пусть будет!?. При этом никто не может отличить дорогую Швейцарию от дешевой (представляете – бывает и такая!) и часы, сделанные в Швейцарии, от их же китайской подделки.

Мои первые часы мне купили в 8-ом классе. По случаю перехода в 9-ый. Это были простенькие механические часы, естественно отечественного производства, с громким названием «Слава». И хотя они собой ничего особенного не представляли, но мне тогда они казались вершиной отечественной инженерной мысли, даже у папы были хуже. А как же – на металлическом браслете, с темно-синим циферблатом, противоударные и пыленепроницаемые, с календарем и автоподзаводом. На задней крышке стоял знак качества, а снизу на циферблате – гордая надпись «Сделано в СССР». Я помню, как я долго выбирал их, придя с мамой в магазин, а потом носил долго и счастливо. Кстати, шли они достаточно точно – в день отставали или спешили (я уже сейчас и не помню точно, что именно) не больше, чем секунд на пять. Когда уходил в армию они плавно перешли к папе и по возвращению я обнаружил, что он сменил синий циферблат на белый (видите ли, ему стрелки были плохо видны), а в остальном родитель оказался прав – у меня  в армии «ушли» несколько пар часов, которые я с собой туда брал (точнее, брал-то я одни, а после их вполне логичного исчезновения, мне по очереди высылали еще несколько, естественно не таких хороших, как моя «Слава», но которые, тем не менее, постигала та же участь, что и предыдущие). Армия, сами понимаете, не институт благородных девиц и служили там человекообезьяны, которые только там и увидели свои первые наручные часы, которые правда до этого были моими… Но речь сейчас не об этом. Перед дембелем я купил у кого- то с рук вполне приличную «Славу», похожую на мою, и подарил ее по возвращению папе, забрав свою.

После той «Славы», которая у меня до сих пор еще где-то лежит, у меня было много часов. И «ORIENT», и «TISSOT», и «FESTINA», и «Arnold & Son», и «CANDINO», и «Victorinox SWISS ARMY», и «Omega», и «Baume & Mercier», и «Ulysse Nardin», и «Zenith» (только специалисты поймут, где тут дорогие часы, а где нет. И где Швейцария, а где Англия вперемешку с Испанией и Японией), но помню я и с теплотой вспоминаю только свои первые часы – «Слава». Кстати, по точности хода немногие бренды из здесь перечисленных, могли конкурировать с ней, как не удивительно будет для многих здесь это услышать. Смешная история у меня приключилась с моими вторыми часами – «Ориентом» (для тех, кто не в курсе – это дешевая Япония). Когда они у меня вышли из строя (по глупости я сам, пытаясь завести, отломал заводную головку), я отнес их в мастерскую. В то время (начало 90-х) подобные часы были в диковинку и мастер заломил такую цену, что впору было еще одни часы, не хуже этих купить. Но деваться было некуда и я решил, что за такие деньги пусть хотя бы еще и ход подкорректирует. «А что, спешат? - спросил мастер – На сколько?». «Где-то секунд на 5 в сутки» - ответил я. Тут мастер оглянулся по сторонам и, понизив голос, сказал мне, заговорщицки подмигивая, почти шепотом: «Никому не говори!». «Чего?» - не понял я. «Скрадут! - торжествующе закончил он, довольный произведенным эффектом - Для таких часов это потолок!». Тогда еще я не знал, что советское – значит отличное! Впоследствии у меня представилась возможность в этом убедиться и сравнить хваленое швейцарское качество с советским и поверьте, оно не всегда было в пользу европейского.

Понты, понты – дороже денег! Никогда не понимал людей, которые покупают часы стоимостью 86 тыс. долларов, или 154 тыс. все тех же зелененьких американских президентов (видал я такие «Patek Philippe» и «Franck Muller»). И это еще не самые дорогие! Какой понт носить на руке два Мерседеса, ведь все равно никто не знает, сколько они стоят? Вы можете на глаз отличить , что дороже «Омега» или «Тиссот», «Радо» или «Баум и Мерсье»? И никто не может! Поверьте, с расстояния 10 шагов, вообще, не видно есть у вас часы или нет. А вот, чтобы увидеть еще и их марку, нужно обладать поистине соколиным зрением. Таким у нас обладают только налоговые инспекторы. Вы для них стараетесь? Купите тогда машину – поверьте, очень трудно спутать по очертаниям Порш-Кайена с Ладой-Калиной.

А ведь еще не так давно, лет 20 назад, многие помнят это время, для рядового советского обывателя не существовало ничего более желанного, чем  часы марки «Seiko», «ORIENT», «Omax» или «Citizen». Они служили иконами недоступной заграничной жизни, на которые многие молились, а некоторые готовы были даже и Родину продать. И не важно, что впоследствии оказалось, что под ними скрывалась дешевая японская штамповка – мы другой в то время и не знали. Их привозили из-за границы вырвавшиеся туда актеры, спортсмены и прочие моряки загранплавания пополам с пилотами международных авиалиний. Правда были еще «Ролексы» и «Картье», но это в нашем представлении была уже вершина загнивающего Запада, непременный атрибут киношных миллионеров и импортных поп-звезд, пик сказочной недостижимой роскоши. Это уже потом выяснилось, что «Картье» делает не столько часы, сколько ювелирные украшения, а «Ролекс» - достаточно средненький и недорогой бренд в списке швейцарских аналогичных производителей топ-класса. Я помню какой шок я испытал, когда узнал, что брендов, имеющих право носить гордое имя SWISS MADE (сделано в Швейцарии) более 700. Только вдумайтесь в эту цифру – в каждой задрипанной швейцарской деревушке по собственному заводу по производству того, что мы называем часами. Вы видели ту Швейцарию – 40 тыс. кв. км и 7 млн. жителей. По площади чуть больше Московской области, а по населению даже меньше. И для кого стараются? Ведь часы из предмета повседневного обихода постепенно переходят в разряд фетиша, местами даже декоративного излишества, рискуя в скором времени превратиться в элемент роскоши или даже искусства. А на искусство сами знаете какой спрос.

Когда старина Даймлер в 1825 году запатентовал свою «Повозку для верховой езды с керосиновым двигателем», впоследствии получившую название мотоцикла, а годом позже вместе со стариком Бенцем и первую «Самодвижущуюся карету» - прародительницу автомобиля, существовали ведь еще и фирмы, производящие и конскую упряжь и сбрую. Более того, это были самые лучшие фирмы, делающие самые лучшие в мире кнуты и самые лучшие в мире кареты, выдавившие с рынка в процессе бескомпромисной борьбы всех своих конкурентов. И где теперь эти фирмы? Технический прогресс неотвратим, как приезд тещи или приход пожарного инспектора. Пытаться его остановить – это все равно, что бросаться с водяным пистолетом против танков. Когда некий Эдисон, (слышали о таком?), придумал свою электрическую лампу накаливания существовали еще ведь и свечи. Они существуют и сейчас, но только в декоративном виде. Потому как они утратили свою утилитарную функцию. Плавают сейчас еще и под парусом, ездят на лошадях, фехтуют на шпагах, но все это перешло в разряд спорта, эстетства, дорогого развлечения. Дорогого, заметьте! Наручные часы ожидает та же участь. Так что запасайтесь, господа, пока цены на часы еще не сравнялись с ценами на полотна Ван Гога (он в свое время их тоже недооценил, поэтому и умер в нищете!).

Знаете основной закон маркетинга? Если товар не продается, то это вовсе не означает, что на него нужно понижать цену. Поднимите цену и скажите, что это не товар, а - супертовар, и вы найдете своего покупателя, а за счет разницы в цене компенсируете возможные убытки. Швейцарским часовым компаниям ничего не остается, как следовать в этом направлении. Наручные часы переходят в разряд аксессуара, подтверждающего статус его обладателя. Вы ж не будете экономить на своем имидже? В то время, когда деньги – ничто, а имидж – все.

А вот Андрон Кончаловский (знаете такого? Для представителей поколения Пепси скажу – это малоизвестный голливудский режиссер, больше известный, как старший брат Никиты Михалкова) считает, что разбираться в марках швейцарских часов может позволить себе только тот, кто себе их позволить не может. И он, по-моему, прав! Представьте себе какого-нибудь среднестатистического рядового долларового миллионера (не нашего с амбарной золотой цепью на шее, а европейского, обсуждающего погоду во время игры в гольф на собственном поле для гольфа). Думаете он помнит какие часы сейчас на нем одеты – «Пате Филипп» или «Фрэнк Мюллер», «Зенит» или «Лонжин»? И зачем ему в них разбираться? Что ему больше разбираться не в чем? Пусть в них разбирается тот, кто их продает! Или официант в ресторане – уж для того точно размер чаевых не в последнюю очередь зависит от марки часов, болтающихся на руке клиента. Поверьте, все халдеи хорошо разбираются в подобных вопросах. По этому компоненту вы даже можете судить – халдей перед вами или нет. Все очень просто - если разбирается в швейцарских часах, значит, точно халдей! Можете даже не сомневаться – все халдеи во всем мире одинаковы. К сожалению, у нас еще не каждый миллионер поднялся над их уровнем – все меряются у кого часы дороже или джип больше. Я, кстати, в швейцарских часах не разбираюсь! Все, что я здесь вам рассказал, я почерпнул из специализированной литературы и до сих пор не уразумел, почему «Maurice Lacroix» и «Hubolt» позиционируются в верхнем ценовом сегменте, а ничуть не превосходящие их, по крайней мере внешне, «Vacheron Constantin» и «Jaeger-LeCoultre» вольготно разместились этажом выше – в топ-сегменте премиум-класса? Ну я-то, по крайней мере, могу себе это позволить, судя по наличию у меня швейцарских часов (см. определение Кончаловского). А Путин себе может позволить носить даже «Командирские». А вы?.. Вы поддерживаете в этом смысле Путина?..


РЕЗЮМЕ: Короче, опять пришли к тому, с чего начали - кому-то жемчуг мелкий, а у кого-то суп постный. Для кого-то "Мазератти" - это "Феррари" для бедных, а кто-то даже на "Феррари" может поглядывать свысока ... из окна своего трамвая.

- Вы  на какой остановке выходите?
- Я – через одну!
- Пропустите, тогда пожалуйста!
- Пожалуйста, не надо только толкаться!
- Осторожно, двери закрываются! Следующая остановка – Пате Филипп. Морис Лакруа - приготовиться...