Почему я иду на Журфак МГУ

Федотова Алёна
http://simple-log.livejournal.com/6408.html

Мы, выбравшие профессию журналиста, признаёмся: нам страшно вести профессиональную деятельность в этой стране до тех пор, пока это и подобные ему преступления не будут расследованы.

Потому что журналистом в России сегодня быть страшно, а бандитом, избивающим журналиста за его статьи, – нет.

"Другой Журфак"

 

В последние годы словосочетение "Журфак МГУ" стало нарицательным и, к сожалению, встало в один ряд с такими же несправедливо обиженными нами словами, как "блондинки" и "Анна Чапман". Спорить о Журфаке можно до хрипоты в голосе, приводя примеры с календарём для Путина, сериалом "Журфак", достоверными сплетнями о распутности студенток, невероятно высоком уровне коррупции и бесталанности преподавателей, рассказанными знакомыми знакомых вашей консьержки... Хорошо, давайте поспорим. Но прежде я попрошу вас принять аксиому: Журфак МГУ - alma mater отечественной профессиональной журналистики.


В свете произошедшего с Олегом Кашиным, я снова прокручивала в голове то, почему решила стать журналисткой. Этот вопрос очень любят задавать на разного рода собеседованиях, отвечала я на него и при поступлении в Школу Юного Журналиста при МГУ. Каюсь - художественно врала. Потому что для каждого человека выбор профессии - это что-то своё, личное, невыразимое. Просто одним прекрасным летним утром я заявила родителям, что хочу стать журналистом и потому непременно поступлю на Журфак МГУ.

Родители сначала, разумеется, были не в восторге, но как и полагается самым лучшим мамам-папам, быстро с этим смирились.

Через несколько месяцев была убита Анна Политковская.

Я не помню, что говорили мне родители, но, кажется, они обсуждали это со мной. В результате, я дала маме честное слово, что не буду заниматься политической журналистикой. Но от своей идеи не отказалась.

Потом был ШЮЖ..

ШЮЖ приоткрывает своим слушателям форточку в журналистику. Маленькую-премаленькую форточку. Предполагается, что мы должны просунуть в эту форточку руку, нащупать щеколду и, открыв окно, пролезть через него. Те, кто ждут у парадных дверей с букетом цветов, могут ждать, пока цветы не завянут - им, как правило, не открывают.

В ШЮЖе всегда существовал естественный отбор: слушателей отчисляли, прогоняли, чаще «лишние» уходили сами. Как ни странно, меня этот отбор обошел стороной. Сначала повезло с годом поступления - взяли всех; затем с нестрогим контролем и системой оценок.

ШЮЖ - это предбанник Журфака, потому именно в ШЮЖе самая высокая на Журфаке концентрация богатеньких «папиных дочек», лентяев и тех, кто решил стать журналистом потому, что он ничего не умеет, а это ведь «такая лёгкая профессия!»

Я не буду утверждать, что потом таких отсевают. Я видела на факультете таких студентов и они прекрасно себя чувствуют. Но ведь есть и другие, и таких, правильных, к выпуску абсолютное большинство. Студентов, которых не испугали ни слухи о коррупции, ни убийства коллег, ни дурная слава Журфака (распространяемая в основном теми, кого на Журфак не приняли). Самое главное - их не испугал труд. Потому что и обучение журналистике, и сама работа - это тяжкий неблагодарный труд, требующий полной самоотдачи, а не папы-главы издательства, красивой стрижки и профессионального фотоаппарата.

Я ещё раз подчёркиваю: Журфак готовит профессиональных журналистов. А много ли у нас журналистов в журналистике?

Сейчас журналистом себя считает каждый, кто опубликовался в районной газете или завёл блог. Первый канал сегодня намекнул, что наш президент тоже журналист, не хуже журналистов «Российской газеты», ведь он публикуется в ней чаще, чем некоторые из сидевших с ним за одним столом профессионалы. Конечно, по статистике так оно и есть, если считать каждый из законов под подписью Д.А.Медведева - материалом, ведь законы составляют большую часть содержания «Российской Газеты».

Позиция Первого канала ясна мне как день, но при всём моём уважении к Дмитрию Анатольевичу, блоггер и журналист - разные понятия. Хотя бы потому, что на блоггеров не учат в ВУЗах (по крайней мере пока). Журфак, каким бы плохим или хорошим он нам не казался, готовит журналистов. То будет ли выпускник хорошим журналистом и профессионалом, зависит только от самого выпускника.

Сейчас возможность отсева студентов ограничена: всех всё равно не выгонишь, а работать надо с «материалом», отобранным по результатам ЕГЭ. Слава богу, на Журфаке сохранён внутренний экзамен - творческий конкурс, но при ста баллах за три ЕГЭ, он преподавателей уже не спасёт. Правда сто баллов можно набрать вполне честным способом - выучив свой предмет, по мере возможностей не тратя лишних сил и времени на причитания о несправедливости мира. К сожалению, мы не в силах что-то изменить в ближайшее время. Как и со многим в моей стране, придётся смириться и приспосабливаться жить с этой болячкой.

Я и тысячи абитуриентов Журфаков всей страны готовы сдавать ЕГЭ. Мы готовы смириться со многим, во всяком случае, пока. Да, мы готовы жертвовать многим ради нашей мечты - стать журналистами. Нам сотни раз говорили, что это сложно, что у нас не получится и лучше передумать, но мы уже преодолели некоторые препятствия, среди которых, иметь собственное мнение и не боятся его высказывать - одновременно самое простое и самое сложное.

Я не прошу менять Журфак, я прошу изменить журналистику. Ради своей мечты я готова на многое, но не на всё. Я никогда не поступлюсь своими принципами, даже ради профессии. Я никогда не предам другого человека ради карьерного роста. Я никогда не буду заискивать перед властьимущими ради собственной выгоды. Но есть в моём списке пункт, который я не могу выполнить единолично.

Я не хочу жить в постоянном страхе за себя и свою семью. Я хочу верить, что моё конституционное право свободы слова не будет нарушено. Мне также хочется верить, что и другие мои права не будут нарушены лицами, не довольными моими правомерными действиями как журналиста или человека. Потому что даже сейчас, когда я ещё не могу считать себя журналистом, не проучившись пока ни дня в качестве студентки Журфака какого-либо из ВУЗов страны, мне страшно.

Сегодня, журналистика - одно из самых востребованных направлений высшего образования в России. Но я не единственная кому страшно и не все готовы жертвовать жизнью и здоровьем, своими и своих детей. Ведь если можно убить за правду о политике или бизнесмене, почему бы не убить за правдивые материалы о репетициях хора ветеранов или о популярном зарубежном певце, посетившем нашу страну? С чего вы взяли, что эти материалы менее важны, менее значимы, влиятельны? Разве у правды есть цена?

Зато есть цена у страха и из-за этого однажды приёмные комиссии Журфаков всей страны опустеют, а позже факультеты Журналистики будут реформированы в факультеты Массовых коммуникаций с кафедрами Блоггинга, Копипастинга, Твиттинга и так далее…

И тогда, однажды летним утром, наши дети подойдут к газетному киоску, чтобы купить газеты, где кроме нескольких законов на развороте и рекламы(она не умрёт никогда) ничего нет - пустые страницы. В такой стране вы хотите проснуться однажды?