Владимир Высоцкий как кислород для духовной жизни

Анна Вячеславовна Колесникова
Работодатель статью не оплатил, хотя в первоначальном варианте у себя опубликовал.
На сайте ВОДОО яхт-клуб «Парус» им.Высоцкого http://korfest.ru/doc/content/view/65/28/
В личном блоге Корецкого В.И.
Владимир Высоцкий как кислород для духовной жизни.

Анна Вячеславовна Колесникова

30 лет прошло со дня кончины Владимира Высоцкого. 30 лет – это «деньги», которые ему заплатило время за официальную признанность его творчества после смерти его самого. 30 лет, как тридцать серебреников, заплаченных за «цену оцененного». Хотел ли он такой популярности? – безусловно, нет, – Высоцкий ждал такого официального признания еще при жизни и не хотел ради него умирать. Как и никто не хотел умирать из всех великих, кто при жизни был замалчиваем и гоним. До сих пор люди не понимают, от чего «сгорел» Высоцкий – ведь плёнки с записями его песен расходились с бабины на бабину, передавались от струны к струне по городам и весям матушки России. Бешеная популярность – да, но не официальное признание. В этом кроется корень того зла, которое и разрушило жизнь, доведя со смерти одарённого поэта и актёра. И ярко представить себе причины его ухода из жизни меня заставило знакомство и кратковременная работа у популяризатора творчества Высоцкого - Владимира Корецкого.

На заре моего знакомства с Корецким на одном из его концертов между песнями и стихами Высоцкого  он привёл такие аналогии причин смерти поэта: если долго загонять волка, то он, будучи  истощенным физически и психически, может побежать под пули на охотников. Если детализировать, то можно взять за пример кардиолога, за плечами которого много успешных операций на сердце. Спасённые готовы носить его на руках, по количеству и качеству проведенных операций этому кардиологу нужно давать степень доктора наук. Но начальствующие упорно его не замечают, оставляя рядовым врачом. Это означает, что поощрения проходят мимо, а низкий статус не может открыть путь в большую науку.

Что ж, слова были сказаны верные. Они были столь же безукоризненны, как и слова тех современников Высоцкого, которые «загнали» его, прекрасно зная о таланте поэта выбивать «золото» эмоций «серебряным копытцем» дара от Бога, «лечить» сердца людей своими песнями.

Автор множества стихов, наполненных смыслом, мог коснуться глубинных струн души и, образно говоря, воскресить человека - вернуть ему веру, восстановить чувство справедливости, оживить сердце. Как кардиологу рукоплещут выдернутые из лап смерти люди, так и Высоцкому аплодируют массы людей. Они почти кричат «осанна» и готовы постилать свои одежды к его ногам, как это делали для Христа, когда Он входил в Иерусалим. Если вспомнить Писание, то Христа – простого сына плотника -  убили зависть, клевета, малодушие и неблагодарность. Нет ничего нового под солнцем – та же зависть, клевета, помноженная на право телефонного звонка, молчаливое  игнорирование – всё это убило и Владимира Высоцкого. Де-факто он имел огромную популярность, но де-юро был простой актёр, каких тысячи. Поднимая нравственные и духовные проблемы, давая нелицеприятные ответы на многие острые вопросы, Высоцкий позволял вдохнуть глоток жизни погрязшему в погоне за бытовым комфортом русскому человеку – «воскрешал» людей к одухотворенной жизни. Своей проповедью правды как она есть он возвращал людям человечность, восставлял их в искренности, нес ростки веры.

Христа не признали мессией. Восставляющему человеческие души от духовной спячки Высоцкому также преградили путь.  Христа распяли, чудо-спасителей меньшего масштаба убивают по капле... Прочувствуйте боль врача душ или телес, который делает успешные «операции», вышестоящие авторитетные люди «премируют» словом «молодец» и вскоре, не стесняясь, на его глазах одевают  себе на голову лавровый венок и выходят вместо него к людям.  Чтобы не вскрылась афёра такого авторитета, он всеми правдами и неправдами не даёт хода труду настоящего спасителя, заодно получая в распоряжение раба, который в силу своего дара не работать не может. Откуда в этом случае можно снова и снова брать силы на созидание?

Если говорить о Высоцком, то он часто писал о противостоянии насилию и даже будто бы не соглашался с Библейской историей распятия Христа:

Я не люблю насилье и бессилье,
Вот только жаль распятого Христа...

Мне хочется добавить вопросов, содержащих вектор ответов самого поэта: откуда брать силы в ситуации, когда кто-то себе на лавровый венец зарабатывает обкрадыванием того, кому «в благодарность» за труды водружает на голову терновый?! Сколько этих сил нужно положить, чтобы не броситься в отчаяние от очередного обрушения надежд на воссоединение де-факто и де-юро?! Высоцкий решал проблему поиска сил так:

Но я собрал еще остаток сил,
Теперь его не вывезет кривая:
Я в глотку, в вены яд себе вгоняю -
Пусть жрет, пусть сдохнет - я перехитрил.

Грустный факт, но именно отсюда и приходилось черпать силы поэту, поскольку не знал он другого их источника. Где взять сверхусилие, чтобы на почве очередного  «обнуления» опять вырастить «плюс»? Сколько жизненных соков должна положить природа на то, чтобы спиленное отрастило новый росток, который опять станет мощным стволом большого дерева? Высоцкий смог найти только такой ответ, который до него находило подавляющее большинство творческих личностей: например, Омар Хайям истину искал в вине.  Горько, что ошибся Владимир Высоцкий, желая по его словам перехитрить того, кто его одолевает, отнимая остаток сил. Не в том вине он искал отдохновения.

Чтобы понять, что происходило с Высоцким, нужно мысленно втиснуть себя в его «шкуру». Прочувствуйте: сверхусилием Вы создавали уникальный продукт, имеющий  огромную цену. В данном случае стихи и песни поэта – это результат. Главное, благодаря чему состоялись его гениальные произведения Высоцкого, – это самоотдача, предельная искренность и страдания, которые он испытывал в борьбе за право не прогибаться. Если проанализировать, то подавляющее число стихов пронизано болью. И вот это всё, выраженное в произведениях поэта, тут же безвозмездно отбирают, замещая только клеветой и изоляцией. Именно о такой клевете говорит Высоцкий в строках «Моего Гамлета»:

Я Гамлет, я насилье презирал.
Я наплевал на датскую корону.
Но в их глазах - за трон я глотку рвал
И убивал соперника по трону.

Здесь поэт указывает, как происходит подмена истины ложью, ему чуждой. Попробуйте представить, как долго Вы протяните в изоляции и клевете вместо законного признания и благодарности? Это хорошо, если еще не знаете, в чьём «лавровом венке»  собираются результаты Вашего воскресающего труда. А если знаете? А если также знаете, что проведенная Вами операция по спасению «утопающего» человека сопровождалась усилиями этого подлеца по затоплению? И после этого Вас же всячески притесняют как убийцу «соперника по трону». Между тем, «трон» - получает настоящий «убийца», по капле уничтожающий Вас, обкрадывающий на плоды труда, которые в условиях жесточайшего противодействия Вы всё же создавали. Таким образом, доконав окончательно, носитель «лаврового венка» на «свои» заработанные ставит Вам памятник, вместе со всеми подписывается под некрологом, приносит соболезнования и все последующие годы сокрушается о Вашей смерти... Представили? Скажете, что не может быть? – Отнюдь.

Когда говорят: чего, мол,  ему не хватало – у него всё было, то почитайте воспоминания Марины Влади, которая в частности рассказывала, что Высоцкий несказанно радовался таким простым бытовым вещам, как кожаная куртка. Как такое могло быть, если у него всё было? Этой мыслю я хочу «счистить» очередной налёт людских домыслов о жизни Высоцкого. У него достаточно долго ничего не было при всей неформальной популярности. И когда эти жизненные блага начали появляться, то они не смогли компенсировать то большее, чего Высоцкого лишали всю его жизнь.

В мире действует закон сохранения. Если творчество Высоцкого не принесло официального признания, адекватного возмещения его самоотдачи, то, очевидно, это всё куда-то «сливалось»? Куда? Вероятно, этих людей мы сейчас видим на федеральных каналах, должно быть их немало в среде деятелей искусства и культуры, среди политиков и учёных. Они предпочитают молчать о том, что было между ними и Высоцким при его жизни, паразитируя и теперь на его творчестве, на памяти о нём, говоря безукоризненные слова... 

30 лет официального признания поэта породило множество других подобных поклонников, делающих себе имя на творчестве Высоцкого, собирая аплодисменты за глубокий смысл стихов, которые были написаны не ими. Они говорят правильные слова, выступают с концертами, проводят памятные фестивали, строят памятники. И – нет ничего нового под солнцем – так же пытаются заполучить себе «рабов». Выполняя как бы благородную миссию популяризации творчества Высоцкого, они также «молодцом» премируют тех, чьими трудами и создаётся им «постамент» для лёгкого получения «лавров», заманивая их сетями обещаний «кисельных берегов». Также потом паразитируют на чужом труде, замалчивая, не давая ходу, предавая забвению имена действительных создателей «лаврового постамента».

Когда я вспоминаю безукоризненные слова Владимира Корецкого: «а что я сделал, чтобы иметь право исполнять песни Высоцкого», не обеспеченные даже оплатой использования авторских прав, то невольно соглашаюсь с ним: в самом деле – что? Ходил через семь морей на яхте «Владимир Высоцкий» в качестве приглашенного на борт? Получил на этот поход благословение матери Высоцкого? Является ли это благословение разрешением зарабатывать себе имя на чужом творчестве, на чужих страданиях? Или, быть может, попросил скульптора Михаила Шемякина на безвозмездной основе набросать эскиз памятнику Высоцкому в Волгограде? Или назвал его именем Волгоградскую детскую общественную организацию «яхт-клуб парус им. Высоцкого» - общественную организацию, в которой нет ни яхт, ни детей, но есть в личном пользовании Корецкого роскошный кусок муниципальной земли на набережной Волги и бесплатный офис в центре города? Чем же он заслужил право на чужую популярность помимо тщательного копирования хриповатого голоса Высоцкого?

Владимира Высоцкого отличала непримиримость ко лжи. Именно это наполняет его творчество «духовным кислородом». Высоцкий - это жизнь предельно честного с собой и окружающими человека, никогда не прятавшегося за чужими спинами, не паразитировавшего ни на ком и никогда. Высоцкий - это тернистый путь к себе, как частице Бога, путь, вылившийся в стихи и песни. «Планка», через которую он снова и снова прыгал всю жизнь, поднималась туда, где нет пределу совершенства. Согласна, что исполнение чужого творчества тоже творчество. Примеров тому в культурной среде много. Но настоящим творчеством это становится только тогда, когда человек живёт такую же предельно честную жизнь, а не предельно точно копирует манеру авторского исполнения. Именно тогда через творчество истина познается по силе жития.

Высоцкий не мог найти верный ответ на вопрос, каким образом восстанавливать свои силы, которые поглощала государственная машина, а также множество непорядочных знакомых ему людей, ничем не компенсируя его самоотдачу, которой пронизано его творчество. Жаль, что не нашел, хотя был близко от действительного Источника сил.

Не зря, верующие христиане почитают творчество Высоцкого – в них утверждается и путь, и истина, и жизнь. Именно так назвал себя в своё время Христос: «Аз есмь Путь, Истина и Жизнь».  Стихи и песни поэта можно назвать духовным кислородом, поскольку в Высоцком дышал дух свободы, Дух Истины, Дух Святой. Написанными вечностью стихами Высоцкого буквально дышала вся страна. Это была проповедь Любви и Правды:

Я люблю, и значит - я дышу,
Я дышу, и значит - я люблю.

Высоцким  говорила с людьми Истина, то есть Бог, который есть Любовь. Когда он умер, то лишил разом всех этого «кислорода Любви», как разом вырубленный лес. Не смотря на то, что Высоцкий физически задохнулся, он приблизился к Главному Источнику этого «кислорода» - к морю Любви.

Но в сумерках морского дна -
В глубинах тайных, кашалотьих -
Родится и взойдет одна
Неимоверная волна, -
На берег ринется она -
И наблюдающих поглотит
Я посочувствую слегка
Погибшим им, - издалека.

Как знать, как распорядится это «цунами» с теми, кто убивал по капле поэта, «сочувствуя» и паразитируя одновременно. Возможно, волна и будет состоять из тех самых «капель», аккумулированных в глубинах бессмертия Владимира  Высоцкого.

Анна Вячеславовна Колесникова