Вхождение Христа в мир

Неофитус Христианус
«Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». (Лук.1:35)

Дорогие друзья, сегодня мы продолжим, рассматривать доктрину Искупления, и обратим свое внимание на воплощение Христа, так как это является частью работы Искупления, для которой Христос пришел на землю.

Наш текст, в общем, является ответом ангела на вопрос Марии о рождении ребенка, так как Мария на момент разговора с ангелом была только обрученной девой и для нее этот вопрос был не ясен. Так же это было объяснением для Иосифа, который поступил благочестиво, приняв беременную Марию.

Рождение Сына Божия, подразумевает, что Он является Сыном Всевышнего, и наш текст представляет Святую Троицу, которая участвовала в пришествии Сына Божия в этот мир. Путь рождения Христа в мир является сверхъестественным, и поэтому Христос не причастен к тому злу, которое совершил Адам. Дух Святой образовал подлинное тело для воплощения Христа во чреве Девы Марии и этого факта достаточно для того, чтобы отвергнуть всякого рода псевдо-богословские инсинуации. Так же, нам не пристало, стремится познать данную тайну, так как Духу Святому было угодно скрыть ее от нас.   

Но Он приоткрывает завесу этой тайны в нашем тексте. Дух Святой, прежде всего, показывает, что «плод ее чрева» будет назван Сыном Божиим. И здесь ангел поясняет, почему вход Иисуса Христа в этот мир, является «непорочным зачатие». Все очень просто объясняется, потому, что Христос по природе от рождения являлся святым и непорочным агнцем. Он не был запятнан грехом Адама как все остальные дети. Иов так и говорит. -«Кто родится чистым от нечистого? Ни один». (Иов.14:4). И здесь можно сказать, закрывая уста многих спорщиков, что Дух Святой, Своим могущественным действием освятил от всякого изъяна и нечистоты ту часть тела Девы Марии, из которой была сформирована человеческая природа Христа. И таким образом, Христос рожден святым от Девы Марии, несмотря на то, что сама Мария не была свободна от болезни греха.

Это сверхъестественное и непорочное зачатие, указывало на то, что рожденный ребенок является Сыном Божиим. Ангел не говорит, что ребенок будет только назван «Сыном Божиим», так как Сын Божий существовал до Своего воплощения, но потому что Он действительно является таковым. Нам так же может вспомнится пророчество Исайи пророка, который говорит - «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». (Ис.7:14)

Так же и наш Катехизис, основываясь на Священном Писании, говорит: «Христос, Сын Божий, стал человеком, восприняв на Себя подлинное тело и разумную душу, будучи зачат силой Духа Святого во чреве девы Марии и рожден от нее, все же без греха». (Вопр.22) И рассматривая данную доктрину, мы увидим:

I. Кто была матерью человека Иисуса Христа.
II. Что мы должны понимать в отношении того, что Он стал человеком. 
III. Он был истинным человеком.
IV. Что мы должны в отношении того, что Он был зачат силой Духа Святого во чреве девы Марии.
V. Почему Он был рожден Девой?
VI.В заключении мы сделаем некоторые выводы.


I. Кто была матерь человека Иисуса Христа.
Прежде всего, мы должны уяснить, что Христос как Бог не имел матери и как человек не имел отца. Но у Него как человека, была, мать которую звали Мария. Она была дочерью Авраама, и таким образом и Христос, как человек был потомком Авраама, в котором благословятся все племена земные. (Гал. 3:16) Она была из колена Иудина. (Луки 3:33) и через нее Христос произошел из этого колена. (Евр.7:14) И как можно увидеть из ее генеалогического древа, то она так же происходила из семьи Давида. (Луки 3) И по этой причине Христос был назван Сыном Давида, от которого должен был произойти Мессия. Семья Давида на тот момент была в низком социальном положении, так как уже давно потеряла свои богатства и положение в обществе. И поэтому Исайя говорит, в 52 главе «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему».         

Она была девой как до так и на момент рождения Иисуса, тем не менее, она была обручена Иосифу, который был из того же колена. И вопрос о том осталась ли она девой и после рождения Иисуса, христиане не поднимают, как правило, потому, что Писание отвечает на этот вопрос в Марка 6:3 «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем»   


II. Что мы должны понимать в отношении того, что Он стал человеком.
Рассматривая данный вопрос, мы должны сказать, что Христос действительно существовал до Своего воплощения. Он Сам говорит – «Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?»(Иоан.6:62) Он существовал прежде создания вселенной, то есть еще до того как вселенная появилась из утробы пустоты. У Иоанна 1:2, сказано, «Оно было в начале у Бога».(Иоан.1:2) и Он сам называет Себя «хлебом жизни сходящим с небес». Так же Он говорит «Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу». (Иоан.16:28) Он назван альфой и омегой, первым и последним.

Он принял на Себя, нашу природу. Он принял человеческую природу в нераздельный союз со Своей Божественной Личностью. И таким образом, Он стал реальным и истинным человеком. И дальше сказано «и Слово стало плотию». И хотя Христос имел две природы, все же личность Он имел одну, так как обратное утверждали Несториане 4-го века. Несторианская ересь утверждала, что существуют два Христа, Один пострадал на Кресте, а другой нет.
И хотя, Христос имел две природы, все же Он имел одну Личность, ибо Его человеческая природа никогда не существовала отдельно, то есть сама по себе, как другая личность. Но с самого момента образования в утробе Девы, она сосуществовала, в союзе со второй Личностью благословенной Троицы. И снова, «и Слово стало плотию», и все же без смешения или подмены природ. Ересь Евтихиан, утверждала, что существует смешение природ, и что в Личности Христа две природы настолько перемешались, что между ними не было различий. Они учили, что человеческая природа настолько поглощена божественной, что теперь присутствует не две природы в Одной Личности, но одна природа в Одной Личности.

В противовес этой ереси Отцы Церкви, объясняли на примере сакраментального союза между хлебом, вином и телом и кровью Христа, и так, что не оставляли места, этой ереси, и утверждали, что человеческая природа Христа не преобразовалась в Божественную, так что переставала существовать, так же как и хлеб и вино не преобразовывались в реальное тело и кровь Христа, так что переставали быть хлебом и вином.         

Но в этом союзе человеческая природа соединена с Божественной, таким образом, что каждая из этих природ полностью сохранила свои собственные качества. Ведь очень трудно представить себе, что Божественная Природа Христа имела бы какие-то дополнения или усовершенствования так же как человеческая природа получила бы качества божественной, так чтобы творения стало Творцом, или смертная плоть стала бессмертной.       

Мы можем увидеть это на примере души и тела, которые составляют одну личность и при этом совершенства души не передаются телу, и качества тела не передаются душе. Конечно, можно сказать, что человеческая природа в союзе с божественной природой достигает совершенства, но не божественности.

И иллюстрацией к этому может послужить, горящий, но несгорающий терновый куст. Афанасий использовал этот пример, для объяснения богочеловечности Христа. Огонь обозначает божественную природу, а терновый куст человеческую. Куст корнями уходит в землю, а огонь снисходит с небес. И куст был соединен с огнем таким образом, что огонь не причинял кусту никакого вреда, и куст не становился огнем, и между ними сохранялась различие в природах. Но все же было видно, что куст горит. Так и с воплощением Христа, где человеческая природа не поглощена Божественной, но они, таким образом, соединены, что качества остаются, качествами двух различных природ в одной Личности, которые содержат совершенства Божественной и немощи человеческой. Ибо во Христе «обитает вся полнота Божества телесно». (Кол.2:9)

III. Он был истинным человеком.
Христос будучи Сыном Божиим, стал человеком, восприняв на Себя подлинное тело и разумную душу. Он имел такую же человеческую природу как и все люди, только без греха. Писание называет Его «человек», «сын человеческий», «семенем жены», «семенем Авраама» «сыном Давида», и все эти имена не были бы даны Ему если бы он не был истинным человеком. В послании к Евреям Апостол, говорит, «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово». (Евр.2:14-16) и поэтому Он стал не ангелом, как некоторые ереси утверждают, но человеком. И как человек состоит из двух существенных вещей, таких как тело и душа. Христос имел реальное тело, состоящее из крови, костей и плоти.  Это не было тело которое только казалось таковым, но было реальным, так что когда ученики, собравшись в горнице после распятии Христа, думали, что видят призрака, но Христос по воскресении пребывал в том же теле, и Он даже убедил их в этом, тем что сказал: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». (Лук.24:39)

Он родился с телом, которое Ему было приготовлено, с таким же телом, как и у остальных младенцев. Он рос, и постепенно взрослел. И тогда когда, Ему недоставало пищи, Он, как правильно подметили Его враги, «ел и пил», ибо если бы Он этого не делал, то страдал бы от голода и жажды.

Даже терновые колючки, гвозди и копье, пронзившие Его плоть доказывают и свидетельствуют о природной нежности и хрупкости Его плоти. Страдания Христа, так же указывали на то, что Он имел истинное тело. И поэтому мы верим, что Христос пришел в этот мир в нашей природе. И имея такое определения мы соглашаемся с Писание, которое говорит, что «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога». (1Иоан.4:2)

Христос, так же имел и разумную душу, без которой Он не был бы истинным человеком. В Писании сказано: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков». (Лук.2:52). Он «преуспевал в премудрости» означает развитее Его души и «преуспевать в … возрасте» означает развитие Его тела. Мудрость принадлежит к качествам души, так как только душа имеет способность «преуспевать в премудрости». Так же Он Сам свидетельствует о Себе говоря «душа мой скорбит смертельно». Так же предавая свою душу заботе и попечению Отца, Он говорит «Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух». (Лук.23:46)

И как смерть была ничем иным как разрушением союза души и тела, так и жизнь Христа, как человека, заключалась в союзе души и тела. И Он, таким образом, был и есть, совершенным Богом и совершенным человеком, имея разумную душу и подлинное человеческое тело. 

IV. Что мы должны понимать в отношении того, что Он был зачат силой Духа Святого во чреве девы Марии.

Это является великой тайной, которая не подвластна пониманию ограниченного человеческого разума. Зарождение жизни нашего Спасителя в утробе Девы Марии было чудесным и сверхъестественным, по отношению к природе. Нам следует кратко рассмотреть три вещи в этом отношении, во-первых, наш текст говорит о непорочном зачатии как об акте бесконечного Божьего могущества. Таким образом, и устанавливается сверхъестественная природа зарождения человеческой сущности нашего Спасителя. «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» и посредством созидательной силы сотворит человеческую природу и соединит ее с Божественной. Субстанция Его тела, кровь и плоть, произошла от Девы, иначе Его нельзя было бы назвать Сыном Авраама, Давида, и Адама по плоти. Конечно, Бог мог сотворить Его тело из ничего, как Он это сделал в отношении Адама, образовав его из праха земного. Но все же, если бы человеческая природа Христа была сотворена подобным образом, Он был бы подобен нам, но не был бы нашим родственником. Ибо только так, могло быть совершено искупление, потому, что Он должен был пострадать в той же природе, что и согрешила. Ибо Он наш близкий родственник, который выкупил нас из рабства греха, заплатив за это освобождение великую цену Своей крови.

Во-вторых, мы должны рассмотреть, тот факт, что часть девственной плоти, из которой было сформирована телесная составляющая человеческой природы Христа, была освящена и очищена от всякой нечистоты посредством силы Духа Святого. Наш Спаситель был назван «рождаемым Святым»», которое «наречется Сыном Божиим», и это освящение человеческой природы Христа было чрезвычайно необходимым. Это произошло для того, чтобы человеческая природа была соединена с Божественной, ибо вторая Личность Божества, смирила Себя  до того, что «Слово стало плотию» и в то же время, исходя из Своей бесконечной чистоты, не могла осквернить Себя, союзом с греховной человеческой природой. Так же причиной этому, является и нечистота Адама, которая распространялась на всех его потомков. Но Бог «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти». (Рим.8:3)

В-третьих, союз человеческой природы и Божественной. Мы немного, проясним и эту тему, так как она чрезвычайно важна. Когда Христос воспринял на Себя человеческую природу, так же как это мы видим в союзе божественной Троицы, ибо Троица имеет, одну и туже природу и волю, но во Христе присутствует две различные природы и воли, но все же в одной Личности. И они не соединены физически, но как душа и тело соединены в человеке.   

И хотя смерть разрушает союз души и тела, но этот союз человеческой и Божественной природы  нерушим. Это означает, что когда Его тело умерло на кресте и душа вознеслась, все же они продолжали быть соединенными со Второй Личностью Божества, как и прежде.

Так же, этот союз не похож на союз верующих со Христом. И хотя о верующих сказано, что они пребывают в Нем, а Он в них, все же они не являются одной личностью с Ним.

Таким образом, Христос воспринял, совершенную и целостную человеческую природу, истинное тело и разумную душу, со всеми способностями и качествами. Это было необходимо для того чтобы очистить всю человеческую природу от проказы греха. 

V. Почему Он был рожден Девой.
То что Христос должен был родится от Девы, было сказано в древних пророчествах, еще задолго до Его рождения. «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». (Ис.7:14) И то, что матерью Иисуса, станет дева, было сказано пророком Исайей, что так же подтверждается Матфеем в 1 главе 18-ом стихе одноименного Евангелия. Ибо если бы Христос пришел в мир путем обычного рождения, то Он, конечно, был бы представителем и наследником Адама, но все же он так же наследовал бы и грех. Спаситель мира должен был быть рожден таким образом, чтобы не быть виновным во грехе Адама будучи наследником и природным потомком.

Христос, должен был быть рожденным в мир другим образом. Христос был экстраординарной личностью, и Он был Вторым Адамом. Адам не был рожден обычным образом, от мужчины и женщины. И Ева, так же произошла необычным образом, от мужчины, но без участия женщины.

Так же мудрость Божия была проявлена в том, что Христос был рожден Девой, которая была уже обручена. И это для того, чтобы никто не имел права сказать, что Он не законнорожденный ребенок.

Таким образом, все становится ясным, и заграждаются уста богоненавистников.

VI. В заключении мы сделаем некоторые выводы.
В заключении, мы должны сделать выводы. Иисус Христос, истинный Мессия, обетованный еще Адаму и Еве, Авраама как его потомку, Примиритель упомянутый Иаковом, Пророк о котором говорил Моисей, Сын Давида, и Сын который должен был родится от девы.

Чудесная любовь Божия, проявилась в том, что Он послал Сына Своего единородного в мир искупить грешников. Насколько удивительным является, тот факт, что Сын Божий воспринял нашу природу, для того чтобы понести на Себе, гнев и наказание Божие, которые мы заслуживали и должны были претерпеть.

Насколько чудесной является любовь Сына Божия, что Он родившись от Девы, подчинился закону, для того чтобы умереть вместо нас.

Христос был рожден святым в человеческой природе, для того чтобы эта святость была вменена нам. Ибо эта святость обуславливает наше оправдание перед Богом. Во Христе, мы находим полноту праведности, которая необходима для снятия вины за грех, и в Нем одном мы находим источник для омытия нашей нечистоты.

Христос знает все наши страдания, в этом мире, потому что Он Сам страдал в нашей природе. И поэтому Апостол говорит: «Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь». (Евр.2:17,18) Насколько утешительным, для верующих, является тот факт, что Христос является тем первосвященником, который на небесах, пребывая в нашей природе, имеет сострадание и ходатайствует за них, перед Богом.

Давайте, ободрять грешников приходить к Нему, чтобы они были соединены с Ним посредством веры и таким образом так же стали участниками, тех благословений, которые Он приобрел на Кресте. Придите, Он призывает вас. Грех не оставит вас в покое. Освящающий нечистое, может сделать и вас чистыми от греха. И Тот кто мог соединить человеческую природу с Божественной, может так же и вас соединить с Собой, так что никто и никогда не сможет разъединить ваш союз с Ним.
Аминь.