Незабываемый сорок первый - I, II

Игорь Абросимов
Фото 8. Моряки-десантники.


Игорь Абросимов

           НЕЗАБЫВАЕМЫЙ СОРОК ПЕРВЫЙ: БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ НА БОЕВЫХ РУБЕЖАХ

Начало очерка - см. http://www.proza.ru/2010/11/08/775



_________________________________________________

I. Приложения и примечания

          События Второй мировой войны продолжают оставаться актуальной темой современной историографии. Несмотря на почти семь десятилетий, отделяющих нас от того времени, несмотря на многочисленные статьи, монографии, популярные книги, многие острые исторические проблемы до сих пор не решены. В числе этих проблем широко обсуждается вопрос о том, кто виноват в сокрушительном поражении, которое потерпела Красная Армия в 1941 году, почему победа досталась ценой столь высоких жертв и потерь. Ведутся дискуссии о том, насколько виновно в этом высшее военно-политическое руководство страны, командование Красной Армии, обсуждаются причины невысоких боевых качеств частей и подразделений, влияние общих социально-политических и экономических факторов.

На вопросы эти даются самые разные, порой взаимоисключающие ответы и на этом основании делаются различные полярно противоположные выводы. Влияние на атмосферу исторического дискурса оказывает к тому же политический фактор, а оценки получаются более эмоционально окрашенными, чем взвешенными. Бросается в глаза также недостаток культуры дискуссий, нежелание услышать и понять иное мнение.

Настоящий исторический очерк, вместе с очерком «Победная весна сорок пятого года: Красная Армия на немецкой земле» http://www.proza.ru/2010/02/09/1036 составляют как бы единый цикл. Рассматривая два различных периода войны, первый, связанный с тяжелыми поражениями летом и осенью 1941 года, и последний, победный, но также дорого обошедшийся стране и народу, автор пытается дать свой ответ на упомянутые непростые и острые вопросы. Без стремления к построению сенсационных моделей и вытекающих из них выводов, без претензии на некие откровения и исчерпывающие ответы, не ввязываясь в бесплодные дискуссии, делается попытка на основе конкретного исторического материала, в тесной связи с реалиями времени и особенностями военных действий обозначить некоторые фундаментальные причины, которые предопределили ход происшедших событий.


[1]Сторожевик «Аметист», до 1940 г. эстонский миноносец «Сулев», был построен в Германии в 1916 г. и входил в состав германского флота. В 1917 г. он был выброшен штормом на побережье острова Эзель, в 1923 г. отремонтирован в Эстонии и введен в состав ее ВМС. С 1940 г. использовался как учебный корабль Военно-морским пограничным училищем НКВД.

[2 «Конструктор», бывший миноносец, вступивший в строй в 1906 г. До 22 июня 1941 г. использовался как опытовое судно Научного минно-торпедного института ВМФ

[3] На эсминцах, тральщиках, сторожевиках, подводных лодках, не говоря уже о вспомогательных судах флота, зенитная артиллерия ближнего боя была к началу войны представлена только 45-мм полуавтоматическими зенитными пушками 21К. Пушка была разработана специально как универсальная корабельная, предназначенная для стрельбы по воздушными, надводным и наземным целям, впервые использована на подводных лодках типа «М», а затем и на кораблях других классов. Серийное производство начался в 1934 г. Недостатком 45-мм пушки являлась ее низкая скорострельность (до 30 выстрелов/мин), но основной недостаток как зенитного средства заключался в отсутствии дистанционного взрывателя снаряда. В результате воздушная цель могла быть поражена только прямым попаданием, что влекло за собой чрезвычайно малую вероятность эффективного боевого использования пушки, если учесть при этом низкую скорострельность и невысокие возможности прицельных устройств. В ходе военных действий 45-мм полуавтоматы заменялись, по мере поступления от промышленности, 37-мм автоматами (скорострельность теоретическая 180 выстрелов/мин, практическая – 60 выстрелов/мин), однако, учитывая возможность применения в качестве противокорабельных систем, оставались в числе артиллерийского вооружения на ряде кораблей и катеров.

[4] Большие подводные лодки типа «П» - «Правда» серии IV, вступившие в строй в 1936 г, предназначались для совместных действий с соединениями надводных кораблей. Все три построенные подводные лодки входили в состав КБФ. Вооружение – 6 торпедных аппаратов с общим числом 10 торпед, две 100-мм пушки, один 45-мм зенитный полуавтомат и пулемет. Попытка создать быстроходный «ныряющий» торпедно-артиллерийский корабль, способный вести морской бой в составе эскадры, привела к целому ряду конструктивных недостатков, которые сделали нереальным эффективное применение лодок этого типа.

[5] Автомат торпедной стрельбы представлял собой счетно-решающий прибор, в который поступали данные о курсе лодки, ее скорости и направлении на цель, считываемое с азимутального круга перископа или визира надводной прицельной оптики. После обработки этих параметров необходимые для стрельбы данные вводились в навигационную систему торпеды (без извлечения из торпедного аппарата), которая после выхода ее из торпедного аппарата следовала к цели под введенным в нее угловым отклонением.

[6] Действие системы беспузырной торпедной стрельбы заключалось в том, что воздух высокого давления, выталкивающий торпеду, после прохождения последней основной части трубы торпедного аппарата автоматически запускался внутрь прочного корпуса, а забортная вода заполняла трубу и через нее т.н. торпедо-заместительную цистерну. Подобная простейшая система, примененная на советских подводных лодках, которой они оснащались к тому же только в ходе войны, слишком часто давала сбои с образованием воздушного пузыря и подвсплытием лодки. Реально эта система позволяла лишь уменьшить размеры пузыря. На германских лодках, где торпеда выбрасывалась поршнем, образование пузыря, а также подвсплытие во всех случаях исключались.

[7] Отрицали заметную роль ВМФ в будущей войне начальник Штаба РККА в 1925-1928 гг. М.Н.Тухачевский и видный военный теоретик, начальник Оперативного управления Штаба РККА В.К.Триандафиллов. Их служебное положение и активная позиция по этому вопросу привели к тому, что подобное мнение было поддержано как военными, так и флотскими командирами. Несмотря на назначение Тухачевского в 1928 г. командующим войсками Ленинградского военного округа и уход с поста начальника Штаба РККА, его влияние на дела флота не уменьшилось, учитывая, что большинство учреждений ВМФ оставались в Ленинграде.

[8] В 1929 г. мнение и. о. начальника Штаба РККА В.К.Триандафиллова по поводу сокращения программы кораблестроения выразилось в следующей приписке к справке-докладу по поводу ее уточнения: «Считает, что сокращение нужно проводить с ближайшего года, так как нужны деньги на танки».

[9] По проекту полное водоизмещение линкора «Советский Союз» - свыше 65 тыс. тонн, скорость хода – до 29 узлов, бронирование (борт – 375 -  420 мм, палубы – суммарно 230 мм, барбеты башен главного калибра – 425 мм), вооружение 9 – 406-мм орудий главного калибра и 12 – 152-мм противоминного калибра, 8 – 100-мм универсальных орудий и 32 – 37-мм зенитных автомата. Экипаж – 1784 чел.

[10] По проекту полное водоизмещение тяжелого крейсера «Кронштадт» - около 42 тыс. т, скорость хода  - до 33 узлов, бронирование (борт – до 230 мм,;палубы - суммарно 143 мм, барбеты башен главного калибра – 330 мм), вооружение 9 – 305-мм орудий главного калибра и 8 - 152-мм противоминного калибра, 8 – 100-мм универсальных орудий, 24 – 37-мм зенитных автомата. Экипаж – 1406 чел. (позднее проектная численность экипажа возросла).

[11] По проекту полное водоизмещение легкого крейсера «Чапаев» - 14,1 тыс. т, скорость хода - до 35 узлов, бронирование (борт- 100 мм, палуба – 20 - 50 мм, башни главного калибра – до 175 мм), вооружение 12 – 152-мм пушек, 8- универсальных 100-мм орудий, 28 – 37-мм зенитных автомата, 2 – пятитрубных торпедных аппарата, глубинные бомбы, мины заграждения. Экипаж 1184 чел.

[12] Трибуц Владимир Филиппович (1900-1977) Адмирал (1943). Член ВКП(б) с 1928 г. В ВМФ с 1918 г. Участник Гражданской войны. Окончил Военно-морское училище им. Фрунзе (1926) и Военно-морскую академию (1932). В 1926-1929 и в 1932-1936 гг. служил на линкорах «Парижская коммуна» и «Марат», командовал эсминцем «Яков Свердлов». С 1936 г. нач. отдела штаба, с 1938 г. нач. штаба, в 1939-47 гг. командующий КБФ. В июне 1941 г. вице-адмирал. В 1947-1948 гг. зам. главнокомандующего войсками Дальнего Востока по ВМФ. С 1949 нач. Гидрографического управления ВМС, затем нач. кафедры Военной академии Генштаба. В 1957-1960 гг. адмирал-инспектор ВМФ. С 1961 г. в отставке.

[13] Яковенко Марк Григорьевич (1907-1963) Вице-адмирал (1951). Член ВКП(б) 1927 г. В ВМФ с 1929 г. Окончил курсы политруков (1931), Высшие военно-политические курсы (1939) и Военно-политическую академию (1952). С 1931 г. на политработе в частях и на кораблях ВМФ. В 1938 г. комиссар бригады торпедных катеров ТФ. В 1939 г. комиссар крейсера «Киров» КБФ. В июне 1941 г. дивизионный комиссар. В 1939-1941 гг. член Военного совета КБФ. Снят с должности 18.07.41 и понижен в звании до бригадного комиссара «за проявленную личную панику в первые дни войны и непринятие им решительных мер по ликвидации панических настроений у подчиненных» (заменен дивизионным комиссаром Н.К.Смирновым). В 1941 г. зам. нач. политотдела Амурской военной флотилии (АВФ), в 1941-1942 гг. комиссар Отряда учебных кораблей на р.Волге. В 1943-1948 гг. член Военного совета АВФ. С 1948 г. на отв. постах в Гл. политуправлении ВМС. В 1950-1952 гг. член Военного совета СФ, снят с должности 23.04.52. С 1952 г. зам. нач. по политической части ряда военно-строительных организаций. С 1956 г. в запасе.

Смирнов Николай Константинович (1902-1973) Вице-адмирал (1944), партийный деятель. Член ВКП(б) с 1925 г. Окончил военно-политическую школу (1924), Военно-политическую академию (1933) и Институт красной профессуры (1938). С 1924 г. на партийно-политической работе в РККА и на КБФ. В 1938-1939 гг. зам. нач. военно-морских учебных заведений по политчасти. В 1940-1941 гг. член Военного совета Северного флота. В июне 1941 г. дивизионный комиссар. В 1941-1945 гг. член Военного совета КБФ. В 1945-1949 гг. секретарь Пензенского горкома ВКП(б). В 1949 г. исключен из партии в связи с «ленинградским делом», работал на заводе. В 1954-1960 гг. на партийной, советской и хозяйственной работе в г. Луга Ленинградской обл.

[14] Пантелеев Юрий Александрович (1901-1983) Адмирал (1953). Член ВКП(б) с 1940. С 1918 в РККФ. Окончил курсы комсостава (1925) и Военно-морскую академию - ВМА (1933). С 1925 г. служил на кораблях и в штабе Морских сил Черного моря. С 1933 нач. штаба Северной военной флотилии. С 1935 нач. штаба, командир бригады подводных лодок Черноморского флота. В 1939-1941 гг. нач. штаба БФ. В июне 1941 г. контр-адмирал. С октября 1941 г. командир Ленинградской военно-морской базы и командующий морской обороной Ленинграда и Озерного района. В 1942-1943 и 1943-1944 гг. пом. нач. Гл. морского штаба (ГМШ), в 1943 г. командующий Волжской военной флотилией. В 1944-1945 гг. командующий Беломорской военной флотилией. С 1946 г. на отв. постах в ГМШ, в 1947-1948 гг. зам. нач. ГМШ. В 1948-1951 гг. нач. ВМА. В 1951-1956 гг. командующий 5-ым ВМФ и Тихоокеанским флотом. В 1956-1960 гг. нач. ВМА кораблестроения и вооружения, в 1960-1968 гг. нач. ВМА, с 1962 г. профессор. С 1968 г. в отставке.

[15] Ралль Юрий Федорович (1890-1948) Вице-адмирал (1941). Член ВКП(б) с 1942 г. Окончил Морской корпус (1912), курсы при Военно-морской академии – ВМА (1926). Участник 1-ой Мировой войны на Балтике, лейтенант (1917). С 1918 г. в РККФ. Участник гражданской войны, командир эсминца, флагманский штурман минной обороны Балтийского моря. В 1923-1926 гг. командир линкора «Марат». В 1926-1930 гг. нач. Военно-морского училища им.Фрунзе. В 1932 г. зам. нач. Морских сил РККА. В 1932-1935 гг. командир бригады крейсеров Черноморского флота. С 1935 г. на военно-преподавательской работе. В 1939-1941 гг. нач. Управления боевой подготовки ВМФ. В июне 1941 г. контр-адмирал. В ходе войны с июля 1941 г. командир Минной обороны КБФ, с октября 1941 г. нач. штаба КБФ. С 1943 г. командующий эскадрой КБФ, с 1944 г. нач. Кронштадтского морского оборонительного района. В 1946-1948 гг. нач. каф. ВМА.

[16] Коренев Константин Юлианович (1900-1975) Контр-адмирал (1940). Член РКП(б) с 1920 г. Окончил ВМУ им.Фрунзе (1924) и Военно-морскую академию (1930). С 1920 г. в РККФ. С 1924 г. служил на кораблях Морских сил Черного моря, в 1931-1933 гг. командир эсминца. С 1933 г. на командных постах в военно-морских учебных заведениях, в 1939-1941 гг. нач. Высших курсов комсостава ВМФ. В 1941 г. нач. Кронштадтской ВМБ. В 1941-1942 гг. зам. нач. Управления боевой подготовки ВМФ. С 1942 г. нач. Высших спец. офицерских классов ВМФ. С 1956 г. в отставке.

[17] Трайнин Павел Алексеевич (1895-1956) Контр-адмирал (1940). Член ВКП(б) с 1929 г. В РККА с 1919 г., с 1920 г. в РККФ. Учился в Петроградском политехническом институте (1914-1916), окончил школу прапорщиков (1917), курсы ВМС (1925), куры при Военно-морской академии – ВМА (1931). С 1920 г. служил на кораблях Сибирской флотилии, с 1923 г. – Дальневосточной флотилии (ДВФ), в 1929-1931 гг. нач. штаба ДВФ С 1931 г. служил в ВМА. В 1939-1940 гг. командующий Ладожской флотилией. В 1940-41 командир Либавской военно-морской базы (ВМБ) КБФ. В 1941 г. командир Рижской ВМБ. Участник войны, после ликвидации Рижской ВМБ (1941) командующий Ладожской флотилией. Арестован (1941), осужден, вскоре помилован со снятием судимости. В 1941-1942 гг. нач. штаба Волжской флотилии. В 1942 г. нач-к штаба Туапсинской ВМБ, командир Керченской ВМБ ЧФ. В 1942-1943 гг. зам. командующего Волжской флотилией, одноврем. командир бригады речных кораблей. С 1943 г. нач. морской группы офицеров связи при командующем войсками Северо-Кавказского и 3-го Украинского фронтов. С 1944 г. пом. начальника Гл. морского штаба. С 1947 нач. каф. ВМА кораблестроения и вооружения.

[18] Клевенский Михаил Сергеевич (1904-1954) Контр-адмирал (1951). Член ВКП(б) с 1930 г. Окончил ВМУ (1927) и Военно-морскую академию (1933). С 1927 служил на кораблях Морских сил Балтийского моря – БФ, затем – Дальневосточной флотилии – Тихоокеанского флота (ТФ). С 1933 г. командир подводной лодки ТФ. С 1939 г. нач. штаба Кронштадтской военно-морской базы (ВМБ). С 1940 нач. штаба, в 1941 командир Лиепайской ВМБ КБФ. Участник войны. В 1941 судим, приговорен к условному наказанию. С 1941 г. командир дивизиона сторожевых катеров, бригады сторожевых кораблей и на др. должностях на КБФ. С 1945 на отв. должностях в Гл. морском штабе, в штабе ТФ, пом. командующего 5-го ВМФ - ТФ.

[19] Кабанов Сергей Иванович (1901-1973) Генерал-лейтенант береговой службы (1941). Член ВКП(б) с 1937 г. В РККА с 1919 г., ВМФ с 1923 г. Окончил Петроградские арт. курсы (1920), 3-ю арт. школу комсостава (1923), курсы комсостава ВМС (1928), курсы при Военно-морской академии (1941). Участник Гражданской войны. С 1923 г. на командных постах в артиллерии береговой обороны (БО) Морских сил Балтийского моря. В 1934-1936 гг. командир форта Красная Горка, в 1936-1938 гг. командир отдельного артиллерийского дивизиона КБФ. Участник советско-финляндской войны, комендант БО Балтийского района. В 1941 г. командир ВМБ Ханко КБФ. В 1941-1942 гг. командующий войсками внутренней обороны Ленинграда и нач. его гарнизона. В 1942-1943 гг. командующий Северным оборонительным районом Северного флота, в 1943-1946 гг. нач. БО гл. базы Тихоокеанского флота и нач. Южного морского оборонительного района. С 1946 г. нач. БО Южного БФ, с 1947 нач. тыла 4-го ВМФ. В 1951-56 гг. командир ВМБ Порккала-Удд 8-го ВМФ. С 1956 в отставке.

[20] Вдовиченко Дмитрий Данилович (1903-1965) Контр-адмирал (1941). Член ВКП(б) с 1928 г. Окончил ВМУ (1926) и Военно-морскую академию (1937). С 1926 г. служил на кораблях Морских сил Черного моря, с 1937 г. – на БФ. В 1939-1940 гг. командир линкора «Октябрьская революция». В марте – июле 1941 г. командующий эскадрой КБФ. Снят с должности за нарушения воинской дисциплины. В 1941-1942 гг. командир бригады морской пехоты на Карельском фронте В 1942-1943 гг. командовал Шхерным отрядом кораблей КБФ. В 1943-1944 гг. командир Очаковской военно-морской базы Черноморского флота. В 1944 г. командир отряда учебных кораблей КБФ, отстранен от должности, понижен в звании. С 1945 г. командовал дивизионом тральщиков КБФ. С 1947 г. в запасе.

[21] Соединение из-за названий сторожевиков прозвана на флоте «дивизионом плохой погоды».

[22] Дрозд Валентин Петрович (1906-1943) Вице-адмирал (1941). Член ВКП(б) с 1930 г. Окончил Военно-морское училище им.Фрунзе (1928). С 1928 г. служил на кораблях Морских сил Балтийского моря, с 1933 г. командир эсминца. В 1936-1937 гг. участвовал в гражданской войне в Испании. В 1937-1938 гг. командир бригады эсминцев КБФ. В 1938-1940 гг. командующий Северным флотом. С 1940 г. нач. Военно-морского училища. В июне 1941 г. контр-адмирал. В 1941 г. командир Отряда легких сил, в 1941-1943 гг. командующий эскадрой КБФ. Погиб в феврале 1943 г. по дороге из Ленинграда в Кронштадт во время артиллерийского обстрела, его автомобиль попал в полынью и провалился под лед.

[23] Египко Николай Павлович (1903-1985) Вице-адмирал (1963), Герой Советского Союза (1939). Член ВКП(б) с 1929 г. Окончил ВМУ им.Фрунзе (1931), командный класс Учебного отряда подплава (1932) и Военно-морскую академию (1941). С 1926 машинист-турбинист на кораблях Морских сил Черного моря. С 1931 г. на командных должностях на подводных лодках (ПЛ) Морских сил Балтийского моря, в 1936 г. командир ПЛ. В 1936-1938 гг. участник боевых действий в Испании в составе республиканского флота, командовал ПЛ. В 1938-1939 гг. командир бригады ПЛ Черноморского флота, в 1939-1941 гг. – КБФ. В июне 1941 г. капитан 1-го ранга. С октября 1941 г. служил в аппарате военно-морского атташе в Великобритании. В 1943-1946 нач. Отдела внешних сношений Гл. морского штаба. С 1948 г. на военно-преподавательской работе, в 1955-1966 гг. нач. ВВМУ подплава им.Ленинского комсомола. С 1967 г. в запасе.


[24] Орел Александр Евстафьевич (1908-1997) Адмирал (1964). Член ВКП(б) с 1937 г. Окончил ВМУ им.Фрунзе (1932) и Военно-морскую академию - ВМА (1953). С 1932 г. служил на подводных лодках (ПЛ), с 1937 г. командир ПЛ. С 1939 г. командир дивизиона ПЛ, с 1940 г. - бригады ПЛ КБФ. В июне 1941 г. капитан 2-го ранга. С 1946 г. нач. штаба, в 1947-52 гг. командир дивизии ПЛ. С 1953 в Гл. штабе ВМФ, был нач. Управления подводными силами ВМФ. В 1959-1967 гг. командующий КБФ. С 1967 нач. ВМА, с 1970 профессор. В 1974-1987 в центр. аппарате МО СССР.

[25] Подводные лодки типа «П», использовавшиеся в качестве учебных, из-за присущих им конструктивных недостатков не решились использовать в ходе войны для действий на коммуникациях противника. В сентябре 1941 была сделана неудачная попытка перевозки грузов осажденному гарнизону острова Ханко, окончившаяся гибелью П-1. В декабре того же года П-2 доставила жидкое топливо из Кронштадта в Ленинград, которое было принято в цистерны главного балласта, отчего лодка была вынуждена идти в полупогруженном состоянии. При обстреле береговой артиллерией противника она получила тяжелые повреждения и была законсервирована. Подводная лодка П-3 входила в систему артиллерийской обороны и ПВО Ленинграда.

[26] Бывшая английская подводная лодка «L-55», потопленная в 1919 г. в бою с эсминцами «Азард» и «Гавриил» и поднятая в 1928 г., была отремонтирована и с 1931 г. использовалась в качестве учебной. Подводная лодка Б-2, введенная в строй в 1916 г. («Пантера») и прошедшая модернизацию, также использовалась в качестве учебного корабля. Обе лодки к началу войны были выведены из боевого состава флота.

[27] Большие подводные лодки типа «Д» - «Декабрист» серии I водоизмещением (в надводном положении) 910 т, первые советские подводные корабли, построены в количестве 6 ед. и введены в состав флота в 1930-1931 гг. Лодки находились в составе Северного флота, лишь одна лодка – Д-2 воевала на Балтике. Вооружение – 8 торпедных аппаратов с запасом из 14 торпед, 100-мм пушка и 45-мм зенитный полуавтомат. Несмотря на ряд конструктивных недостатков, присущих этим подводным кораблям, Д-2 КБФ совершила в 1942 –1945 гг. четыре боевых похода, записав на свой счет три потопленных транспортных судна и подорванный железнодорожный паром.

[28] Помимо 14 базовых тральщиков новой постройки, входивших в 1-й и 2-й дивизионы базовых тральщиков, один тральщик проходил заводские испытания в Ленинграде, еще один готовился к переходу по Беломорско-Балтийскому каналу на Северный флот, по одному тральщику использовали в исследовательских целях Военно-морская академия и Научно-исследовательский минно-торпедный институт

[29] Пикирующий бомбардировщик Ар-2 был разработан в 1939 г. под руководством гл. конструктора А.А.Архангельского и представлял собой доработанную под пикирующий вариант устаревшую к тому времени конструкцию туполевского бомбардировщика СБ. В 1940-1941 гг. было выпущено некоторое количество таких машин, замененных затем в производстве более совершенными пикирующими бомбардировщиком Пе-2.

[30] Самохин Михаил Иванович (1923-1998) Генерал-полковник авиации (1944), Герой Советского Союза (1945). Член ВКП(б) с 1926 г. Окончил школу летчиков (1930), курсы при Военно-морской академии (1947), Высшую военную академию (1951). С 1930 летчик в строевых частях ВВС, с 1934 командир эскадрильи, в 1939 г. командир авиационного полка. С 1939 г. зам. командующего, в 1941-46 гг. командующий ВВС БФ. В июне 1941 г. генерал-майор авиации. С 1946 г. командующий ВВС Юго-Балтийского флота, 4-го ВМФ, Северного флота. В 1951-1957 гг. нач. ПВО – зам. командующего авиацией ВМФ. С 1957 г. зам. и пом. Главкома ПВО страны. С 1963 г. в запасе.

[31] Нарком ВМФ адмирал Н.Г.Кузнецов окончил в 1926 г. ВМУ и в 1932 г. ВМА. При этом, пройдя все ступени командных постов на крейсерах и в течение двух лет находясь в должности командира крейсера «Червона Украина», он, не имея опыта руководства соединением кораблей, был назначен в 1937 г. зам. командующего, а в 1938 г. командующим Тихоокеанским флотом. Пробыв чуть больше года на этом высоком посту, Кузнецов стал наркомом. Однако, образованный, но не во всем опытный молодой нарком «подпирался» двумя сильными заместителями – адмиралом И.С.Исаковым и адмиралом Л.М.Галлером, а также контр-адмиралом В.А.Алафузовым.

И.С.Исаков, окончив в 1917 г. Морской корпус, прошел все ступени командной морской службы на кораблях, занимал ответственные посты в штабе Морских сил Черного моря, был нач. штаба Морских сил Балтийского моря, командовал Балтийским флотом, а в 1939 г. занял пост 1-го зам. наркома ВМФ и одновременно являлся нач. Гл. морского штаба (ГМШ).

Л.М.Галлер, кадровый офицер старого флота, окончил Морской корпус в 1905 г., участвовал в Первой мировой войне и, прослужив на кораблях более десяти лет, в 1917 г. командовал эсминцем. С 1921 г. Галлер начальник минной дивизии, командующий Морскими силами Балтийского моря, командир бригады линкоров, командующий Балтийским флотом, начальник ГМШ и, наконец, с 1940 г. зам. наркома ВМФ.

В.А.Алафузов окончил в 1923 г. ВМУ и в 1932 г. ВМА. С 1923 г. служил на кораблях и в штабах Морских сил Балтийского моря – Балтийского флота. С 1938 г. занимал должность зам. нач. ГМШ, исполнял обязанности нач. ГМШ в периоды частого отсутствия И.С.Исакова в Москве.

[32] Самой видной фигурой из числа бывших офицеров старого флота был на КБФ в начале войны, безусловно, контр-адмирал Ю.Ф.Ралль, окончивший в 1912 г. Морской корпус и служивший в годы Первой мировой войны штурманом дивизиона миноносцев, затем флаг-штурманом отряда траления. После революции он служил на командных посты на кораблях Морских сил Балтийского моря, командовал бригадой крейсеров, был на военно-преподавательской работе, занимал должность начальника Управления боевой подготовки ВМФ. В июле 1941 г. назначен начальником Минной обороны КБФ.

Капитан 1-го ранга П.А.Евдокимов, окончивший Морской корпус в 1913 г., командовал в годы Первой мировой войны транспортным судном. После революции командовал сторожевиками, тральщиком и эсминцами Морских сил Балтийского моря – Балтийского флота, был командиром дивизиона эсминцев. В июле 1941 г. назначен начальником штаба эскадры КБФ.

Капитан 2-го ранга Н.А.Мамонтов окончил Морской корпус в 1915 г., в годы Первой мировой войны служил командиром транспортного судна. После революции занимал командные посты на кораблях Сибирской военной флотилии и Морских сил Дальнего Востока, командовал дивизионом тральщиков на Балтике. С июля 1941 г. Командир бригады траления КБФ.

Капитан-лейтенант О.Ф.Дункер окончил Петербургский электротехнический институт и с 1913 г. проходил службу корабельным гардемарином, а затем вахтенным начальником бригады линейных кораблей. С 1922 по 1940 г. находился в запасе. Вновь призванный на действительную службу в 1940г., был назначен командиром дивизиона тральщиков.

Вновь обращает на себя внимание, что все перечисленные командиры занимали на старом флоте весьма невысокие посты и их боевой опыт, приобретенный в ходе морских операций Первой мировой войны, был очень ограничен.

К офицерам старого флота не могут быть отнесены командир минного заградителя «Марти» капитан 1-го ранга Н.И.Мещерский и назначенный в июле 1941 г. начальником штаба Минной обороны капитан 1-го ранга В.П.Александров, который, кстати, не имел практического опыта в области траления, длительное время занимаясь военно-преподавательской работой. Оба они только в 1918 г. закончили обучение в гардемаринских классах.

[33] Сравнить подготовку командиров советского ВМФ и офицеров Кригсмарине, оценить формируемый профессиональный уровень и всю систему боевой подготовки флота возможно, к примеру, по известным воспоминаниям подводника Герберта Вернера. (Г. Вернер. «Стальные гробы: немецкие подводные лодки. 1941-1945» М., 2001). Окончив среднюю школу, он прошел строгий отбор и сдал сложные вступительные экзамены, после чего был зачислен в 1939 г. в Высшее военно-морское училище в Фленсбурге. Через полтора года напряженного обучения, которое базировалось на твердых основах полноценного среднего образования и включало как изучение теоретических предметов, так и практику на кораблях, курсанты сдавали экзамены и без присвоения звания направлялись на боевые корабли, участвовавшие в военных операциях. Только после девяти месяцев успешной службы и заключительного трехмесячного цикла занятий при военно-морском училище моряку присваивалось офицерское звание. Отметим, что речь в данном случае идет об ускоренном порядке подготовки офицера военного времени.

Молодой офицер направлялся служить, как правило, на корабль, проходивший многомесячный организационный и учебный цикл. В частности, Г.Вернер после получения в 1942 г. звания «лейтенант» в общей сложности год служил на базировавшейся в Данциге подводной лодке, экипаж которой отрабатывал на своем корабле порядок действий в надводном и подводном положении, проводил торпедные и артиллерийские стрельбы, ходил в учебные походы. Боевая подготовка шла очень интенсивно, с небольшими перерывами в море выходили шесть раз в неделю. При этом было у кого учиться, ведь треть экипажа и командир являлись опытными моряками и могли серьезно обучать молодых. Только всесторонне подготовленные и набравшиеся опыта экипажи назначались в боевой поход.

Что касается нацеленности на выполнение возлагаемых на них боевых задач, то высокая мотивированность военных моряков, как и военной среды в целом, была связана не столько с пронацистскими настроениями, ярых нацистов было там не так много, но определялась национальными, точнее имперскими амбициями. Стремление разгромить врагов Рейха на Востоке и на Западе, особенно на Востоке, зловредно мешающих якобы нормальному существованию страны и народа, становилось основой их деятельности и приобретало значение высшего долга перед нацией.

[34] Силы Кригсмарине, которые находились на базах в Балтийском море (Данциг, Кенигсберг, Пиллау) а также по проливом и Кильскому каналу могли быть переведены на Балтику из баз на Северном море (Копенгаген, Киль) и дополнительно развернуты против КБФ, включали линкор (старой постройки), 3 тяжелых и 4 легких крейсера, 11 эсминцев и 23 миноносца, до 80 подводных лодок, а также многочисленные корабли специального назначения и катера. Пусть не все, но значительная часть этих кораблей реально, а не гипотетически, вполне могли быть при необходимости задействованы на Востоке.

[35] В первый же день войны, утром 22 июня, командир базового тральщика Т-216, находившегося в дозоре у входа в Финский залив, вблизи его южного побережья, донес об обнаруженной минной банке. Однако, координат данной минной банки по флоту не объявили. В изданной позже письменной директиве Военного совета КБФ командующему эскадрой контр-адмиралу Д.Д.Вдовиченко о постановке минного заграждения по оплошности исполнителя документа были даны лишь неопределенные сведения о минной опасности. Указанное обстоятельство, в частности, и привело к гибели эсминца «Гневный» и серьезным повреждениям, нанесенных крейсеру «Максим Горький».

[36] Использование мелководных прибрежных фарватеров повсеместно было практически прекращено также ввиду применения противником донных магнитных мин, скрытно устанавливаемых чаще всего самолетами. Необходимыми средствами для обезвреживания подобных мин флот тогда еще не располагал. Сформированный в начале военных действий дивизион «магнитных» тральщиков, состоящий из 11 бывших мотоботов деревянной конструкции, не имел на вооружении магнитных тралов, которые только должны были на флот поступить. Дивизион в связи с этим использовался для выполнения различных вспомогательных задач. Практически не началось к тому времени и размагничивание кораблей.

[37] Трагически сложилась судьба капитан-лейтенанта Н.И.Петрова, который служил на подводной лодке Щ-307 с апреля 1940 г. пом. командира, а с января 1941 г командиром. Менее чем через два месяца после победной атаки 10 августа, вошедшей в историю советского ВМФ как одно из самых удачных действий моряков-подводников, Петров был арестован и осужден. Он обвинялся в том, что будучи в нетрезвом состоянии, якобы попытался самовольно вывести Щ-307 из Кронштадта в Ленинград, где намеривался лодку затопить и вместе с экипажем уйти на фронт. По одной из версий подлинной причиной ареста явились резкие высказывания Петрова в адрес командования КБФ и Красной Армии. Дальнейшая судьба командира-подводника неизвестна. Вероятно, он умер в заключении во время блокады Ленинграда или погиб, сражаясь в составе штрафного батальона.

[38] В составе КБФ на 22.06.1941 г. находилось 211 боевых кораблей и катеров, получено до конца 1941 г. от промышленности 67, в результате мобилизации из народного хозяйства и морских погранотрядов НКВД – 237. В своем большинстве количественное пополнение КБФ в ходе войны шло за счет взятых по мобилизации и переоборудованных и вооруженных тихоходных тральщиков (59 ед.), сторожевых кораблей (10 ед.) и канонерских лодок (15 ед.), а также боевых катеров (206 ед., в т.ч. 23 поставленных промышленностью торпедных катера). За этот же период достроено и введено в строй 2 эсминца и 6 подводных лодок.

[39] Финские броненосцы береговой обороны, приспособленные для боевого применения в условиях шхерных фарватеров, были построены в нач. 1930-ых гг. При водоизмещении 3900 т, скорости хода до 14,5 узлов и броневой защите на уровне крейсеров, они вооружались двумя 2-х орудийными башнями с 245-мм орудиями главного калибра, обладавших весьма совершенной системой управления огнем. 4 спаренных 105-мм артиллерийские установки обеспечивали стрельбу как по морским и береговым, так и воздушным целям. Противовоздушная оборона обеспечивалась также двумя одноствольными и одним спаренным 40-мм и двумя 20-мм зенитными автоматами. В своем классе кораблей броненосцы были вполне современными и полноценными боевыми единицами.

[40] Как только в операциях на Балтике начали проявлять активность более-менее значительные морские силы противника, в том числе крупные боевые корабли, вынужденные прикрывать с моря фланги своих отступающих войск, неминуемо выросли и потери. В какой-то степени ситуация 1941 г. повторилась в 1944 г., но с обратным знаком. 

Вот один из боевых эпизодов того времени. 12 декабря 1944 г. отряд в составе трех новейших эсминцев и двух миноносцев вышел на постановку мин заграждения в центральной части Балтийского моря, к западу от Таллина. Погодные условия оказались крайне сложными, поэтому можно было не только не опасаться противодействия со стороны советской авиации, но трудно было предположить, что передвижение отряда будет даже зафиксировано воздушной разведкой. Это создавало уверенность в скрытности, а следовательно, эффективности планируемых минных банок.

Ошибки в навигации, а также плохая погода и связанные с нею трудности с ориентировкой в условиях ограниченной видимости привели к катастрофе. Отряд еще на походе к месту постановок вошел в минное поле, эсминцы Z35 и Z36 один за другим взорвались с полным запасом мин на борту и тут же затонули вместе с экипажами. В результате погибло около 650 моряков. Эсминцу Z43 и обоим миноносцам удалось выйти из опасной зоны и, не выполнив поставленной задачи, вернуться на базу.

[41] С Крита было эвакуировано 18 тыс. британских солдат и офицеров, причем только из состава не потерявших боеспособность частей. Капитулировало более 12 тыс. чел. При этом возможности для сопротивления далеко не были исчерпаны - 25 тыс. солдат на момент начала эвакуации оставались в строю, а потери за все время сражения составили примерно 8 тыс. при 1,8 тыс. чел. убитыми.

[42] Николаев Иван Федорович (1890-1944) Генерал-лейтенант (1942). Член РКП(б) с 1919 г. Участник Первой мировой войны, штабс-капитан. С 1918 г. в РККА. Окончил командные курсы «Выстрел» (1929), курсы при Военной академии Генштаба (1941). В Гражданскую войну командовал стрелк. бригадой, был нач. штаба дивизии. С 1922 г. командир стрелк. полка, с 1931 г. нач. штаба стрелк. дивизии. В 1937-1940 гг. нач. штаба, пом. командира и командир 19 стрелк. корпуса. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 гг. В июне 1941 г. генерал-майор. С начала Великой Отечественной войны командовал 10 стрелк. корпусом, в августе 1941 г. одноврем. зам. командующего КБФ по сухопутной обороне Таллина. С сентября 1941 г. зам. командующего, с ноября командующий 42 армией, участник боев за Ленинград. В 1943-44 гг. командовал 70-й армией. В 1944 г. находился в распоряжении Гл. управления кадров НКО СССР. Скоропостижно скончался.

[43] В составе   о т р я д а   г л а в н ы х   с и л  -  крейсер Киров» (капитан 2-го ранга М.Г.Сухоруков), лидер «Ленинград» (капитан 3 ранга Г.М.Горбачев), эсминцы «Сметливый» (капитан 2-го ранга В.И.Маслов) «Гордый» (капитан 3-го ранга Е.Б.Ефет) и «Яков Свердлов» (капитан 2 ранга А.М.Спиридонов), подводные лодки С-4 (капитан-лейтенант Д.С.Абросимов), С-5 (капитан 3-го ранга А.А.Бащенко), Щ-405 (капитан-лейтенант И.А.Сидоренко), «Калев» (капитан-лейтенант Б.А.Ныров) и «Лембит» (капитан-лейтенант В.А.Полищук), пять торпедных катеров и шесть сторожевых катеров МО, а также ледокол «Суур-Тылл». Проводку отряда осуществляли пять базовых тральщиков Т-204, Т-205, Т-206, Т-207 и Т-217 под командой командира бригады траления капитана 2-го ранга Н.А Мамонтова.

[44] В составе   о т р я д а   п р и к р ы т и я  -  лидер «Минск» (капитан 2 ранга П.Н.Петунин), эсминцы «Скорый» (капитан 3-го ранга А.Н.Баландин), «Славный» (капитан 3-го ранга М.Д.Осадчий), подводные лодки Щ-322 (капитан 3-го ранга В.А.Ермилов), М-95 (капитан-лейтенант Л.П.Федоров), М-98 (капитан-лейтенант И.И.Беззубиков) и М-102 (капитан-лейтенант П.В.Гладилин), четыре торпедных катера и четыре сторожевых катера МО, а также посыльное судно «Пиккер». Проводку отряда осуществляли пять базовых тральщиков Т-203, Т-210, Т-211, Т-215 и Т-218 под командой начальника штаба бригады траления капитана 3-го ранга В.П.Лихолетова.

[45] В составе  а р ь е р г а р д а  -  эсминцы «Калинин» (капитан 3 ранга П.Б.Стасов), «Артем» (старший лейтенант А.Б.Сей), «Володарский» (капитан 2 ранга Н.В.Фалин), сторожевые корабли «Буря», «Снег» и «Циклон» под командой командира дивизиона сторожевых кораблей капитана 3-го ранга В.Н. Филиппова, два торпедных катера, семь сторожевых катеров МО – тральщиков в составе арьергарда не было.

[46] К о н в о й   № 1  -  транспортные судна «Вирония», «Колпаке», «Алев», «Ярвамаа», «Элла», «Казахстан», «Папанин» и «Кронвальдис», ледокол «Вальдемарс», плавбаза «Ленинградсовет», плавмастерская «Серп и молот», спасательное судно «Нептун», шхуна «Урме» и буксир. С конвоем шли также подводные лодки Щ-301 (капитан-лейтенант И.В.Грачев), Щ-307 (капитан-лейтенант Н.И.Петров), Щ-308 (капитан-лейтенант А.Ф.Маркелов) и М-79 (старший лейтенант И.В.Автономов). На «Виронии» размещался штаб КБФ. Непосредственную охрану конвоя осуществляли сторожевые корабли «Аметист» и «Касатка» и два сторожевых катера типа МО. Траление фарватера осуществляли семь тихоходных тральщиков «Буек», «Барометр», «Виестурс», «Краб, «Дзержинский», «Ляпидевский» и «Баян» и шесть катерных тральщиков. К непосредственной охране конвоя были привлечены также эсминцы «Суровый» (капитан 2 ранга В.Ф.Андреев) и «Свирепый» (капитан-лейтенант П.Ф.Мазепин), которые первоначально планировалось включить в состав арьергарда.

К о н в о й   № 2  -  транспортные судна «Найссаар», «Вторая пятилетка», «Эргонаутис», «Эверита» и «Шауляй», шхуна «Атта», сетевые заградители «Онега» и «Вятка», гидрографическое судно «Азимут», два буксира, которые вели лишенные собственного хода торпедный катер и тихоходный тральщик «Ижорец-33». Непосредственную охрану осуществляли канонерская лодка «Москва», сторожевой корабль «Щорс» и сторожевой катер МО. Противоминное обеспечение – шесть тихоходных тральщиков ЛВП-17, «Ижорец-38», «Ижорец-69», «Ижорец-28», «Ижорец-31» и «Ижорец-71» и восемь катерных тральщиков.

К о н в о й   № 3  -  транспортные судна «Луга», «Тобол», «Люцерн», «Балхаш», «Аусма», «Кумари» и «Скрунда», два малых военных транспорта ВТ-12, ВТ-237, спасательное судно «Колывань» и танкер №12. Непосредственную охрану осуществляли канонерская лодка «Амгунь», электромагнитный тральщик «Ястреб» и два сторожевых катера типа МО. Траление фарватера вели четыре тихоходных тральщика «Олонка», «Шуя», «Осетр» и «Ижорец-25» и четыре катерных тральщика.

К о н в о й   № 4  -  спасательное судно «Сатурн», самоходная баржа, буксир и малотоннажные судна – шхуны, мотоботы, катера. Конвой охранялся канонерской лодкой «Кронштадт» (И-8), сторожевыми кораблями «Ост» и «Разведчик», электромагнитными тральщиками «Пикша» и «Поводец» и двумя сторожевыми катерами МО. Траление фарватера должно было осуществляться лишь тремя катерными тральщиками.

В ходе перехода катерные тральщики, шедшие в составе конвоев, траления не вели, а использовались в ходе спасательных работ, принимая на борт людей с затонувших кораблей и судов. Электромагнитные тральщики «Ястреб», «Пикша» и «Поводец», представлявшие собой деревянные мотоботы водоизмещением около 90 т, которые не были снабжены к тому времени магнитными тралами и не имели иного трального вооружения, также использовались в качестве спасательных и вспомогательных средств.

[47] Среди кораблей и судов, в последний момент примкнувших к конвоям, либо шедших самостоятельно, -  сторожевой корабль «Топаз», четыре катерных тральщика, до двадцати сторожевых катеров различного типа, посыльное судно «Юпитер», гидрографические суда «Восток» и «Лоод», спасательное судно «Метеор», а также несколько десятков буксиров, шхун, барж и катеров.

[48] Двухмоторные тяжелые истребители Bf110 использовались, в основном, как штурмовики и легкие бомбардировщики.

[49] Н.Г.Кузнецов в книге воспоминаний оценил потери как более 4 тыс., В.Ф.Трибуц в своих мемуарах называл цифру 5 тыс. погибших, в официальном издании Главного штаба ВМФ «Военно-Морской Флот Советского Союза в Великой Отечественной войне» названы потери в количестве около 10 тыс. чел.

[50] К 30 августа 1941 г. для поддержки войск Ленинградского фронта была подготовлена корабельная артиллерия линкоров «Октябрьская Революция» и «Марат», крейсеров «Киров», «Максим Горький», «Петропавловск», лидера «Ленинград», эсминцев «Сильный», «Славный», «Гордый», «Стройный», «Свирепый», «Строгий», «Сметливый», «Грозящий», «Опытный», канонерских лодок «Красное знамя», «Москва», «Волга», «Зея», «Кама», «Сестрорецк», «Селенга», «Амгунь», сторожевого корабля «Вирсайтис», стационарные береговые батареи, артиллерия Морского артиллерийского полигона, морские батареи, установленные на Пулковских высотах, железнодорожные батареи — всего 293 орудия калибром 100–406 мм, из них 86 орудий калибра 180–406 мм.

[51] В отчетах генерал-квартирмейстера Люфтваффе в качестве потерянных фиксировались только сбитые самолеты, а также те, что имели разрушения в объеме 90% и более. Последнее означало их гибель после перелета через линию фронта. Все остальные поврежденные машины, приземлившиеся на аэродромах или совершившие вынужденную посадку, даже те, которые подлежали списанию, потерянными не считались. Неудивительно поэтому, что сокращение количества самолетов в эскадрах Люфтваффе было гораздо более значительным, чем германские официальные данные о потерях.

[52] Потеря Шлиссельбурга, массированный налет Люфтваффе на Ленинград, разрушения в городе и пожары на Бадаевских складах не нашли отражения в донесениях Ленинградского фронта, поступивших в Москву 8 и 9 сентября. Узнав о происшедшем из своих источников, Сталин на другой день после происшедших событий, 9 сентября, в разговоре с руководителями обороной города К.Е.Ворошиловым и А.А.Ждановым в самых жестких выражениях оценил их неспособность противостоять врагу. Разуверившись в очередной раз в полководческих способностях «первого маршала», он 10 сентября принял решение поставить во главе Ленинградского фронта генерала армии Г.К.Жукова.

[53] Перед войной самолетный парк 3-й и 54-й истребительных авиационных дивизий, на которые возлагалась ПВО Ленинграда, целиком состоял из устаревших истребителей И-16 и И-153. Но уже в конце июня четыре полка этих дивизий и пять полков, дополнительно приданных для обеспечения прикрытия города с воздуха, начали получать истребители новых типов. Всего в девяти полках, ставших основой 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО, формирование которого закончилось в первых числах июля, насчитывалось 218 И-16, 48 И-153, 116 МиГ-3 (более 30% новой авиационной техники). В конце июля в составе корпуса имелось уже двенадцать полков, количество самолетов возросло, но удельный вес новых машин (МиГ-3, ЛаГГ-3 и Як-1) остался примерно тем же. Однако, для освоения техники требовалось время. Считалось, например, что в этот период не более 80 летчиков могут пилотировать МиГ-3, причем только днем. Но фактический уровень подготовки для ведения боя даже этих пилотов вызывает сомнение. Кроме того из-за потерь, боевых повреждений и технических неполадок далеко не все самолеты, в том числе МиГ-3, были боеспособны. В авиационные части поступали также истребители ЛаГГ-3, которые производил ленинградский завод №28. Освоение этих самолетов задерживалось из-за производственных и конструктивных дефектов.

[54] 2-ой корпус ПВО имел в своем составе накануне войны шесть зенитно-артиллерийских полков и один зенитно-пулеметный полк, вооруженный 543 орудиями среднего калибра (в основном 85-мм зенитные пушки обр. 1939 г. 52К, а также некоторое количество 76-мм зенитных пушек обр.1931 г. 3К), 94 орудиями малого калибра (37-мм автоматические зенитные пушки обр. 1939 г. 61К) и 222 пулеметами. Важно отметить, что батареи 85-мм пушек оснащались приборами управления артиллерийским зенитным огнем ПУАЗО-3, что делало их применение гораздо более эффективным, чем оставшиеся на вооружении 76-мм пушки.

Обеспечение ночной стрельбы осуществлял прожекторный полк, который с помощью 333 прожекторных установок организовывал слежение и сопровождение воздушных целей и создавал световые прожекторные поля. Для противодействия бомбардировщикам противника в ночное время использовались также аэростаты заграждения трех аэростатных полков.

Наблюдение за воздушным пространством осуществлял полк ВНОС, однако, в ходе военных действий, в связи с наступлением немцев и финнов происходил отвод постов и сокращались возможности для предварительного оповещения о пролете самолетов. При этом освоение радиолокационных станций РУС-2 «Редут», которые входили в состав 72 отдельного радиобатальона, только начиналось. Первая макетная установка приступила к боевому дежурству только 3 июля.

[55] Временное соединение кораблей Кригсмарине (т. н. «Балтийский флот» - Baltenflotte) состояло из линкора «Тирпиц», тяжелого крейсера «Адмирал Шеер», легких крейсеров «Лейпциг», «Эмден», Нюрнберг», «Кельн», восьми эсминцев и миноносцев, торпедных катеров. Разделенное на две группы, соединение заняло позиции на линии Либава – Алданские острова.

[56] Подготовка плана уничтожения кораблей КБФ началась в последних числах августа. Тогда через станцию Мга, которая через сутки была захвачена противником, что прервало железнодорожное сообщение с Ленинградом, часть пути пешком по шпалам, затем на дрезине, в город на Неве буквально прорвался нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов. Наряду с другими неотложными делами, он на месте ознакомился с детальным планом минирования кораблей, который привез с собой в Москву на утверждение Ставки.

Кроме того с 7 сентября рассматривалось предложение Военного совета КБФ о переходе трех подводных лодок через проливы в Северное море и далее на Северный флот. Было предварительно намечено выделить для прорыва три лодки – Л-3 (капитан 3-го ранга П.Д.Грищенко), С-7 (капитан 3-го ранга С.П.Лисин) и С-8 (капитан-лейтенант И.Я.Браун), командиры которых брались за выполнение этой почти самоубийственной задачи. На С-8, идущей на прорыв первой, учитывая ограниченный боевой опыт ее командира, обеспечивающим назначался командир дивизиона капитан 3-го ранга А.В.Трипольский. Проработка операции перехода, проведенная штабом КБФ, показала ее нереальность, особенно в части прохода через проливы, возможного только в надводном положении. От подобных операций поэтому отказались.

После подписания плана уничтожения кораблей, как следует из упомянутого указания командира бригады подводных лодок Н.П.Египко своим подчиненным, уже 13 сентября началась плановая подготовка к их подрыву, в том числе, и уничтожению всех подводных лодок. При этом есть сведения, что ряд подводных лодок были заминированы в Кронштадте уже к 5 сентября.

[57] «Ждать нечего, остается пустить себе пулю в лоб», - заявил тогда в кругу сослуживцев заместитель начальника штаба КБФ капитан 2-го ранга Ф.В.Зозуля.

[58] Бомбовая нагрузка германских бомбардировщиков была выше, чем у советских самолетов. Фронтовой и пикирующий бомбардировщик Пе-2, который начал поступать на вооружение незадолго до войны, нес всего  0,6 т бомб. До 1,0 - 2,0 т была доведена бомбовая нагрузка фронтового бомбардировщика Ту-2, который поступал в войска только с 1943 г. Устаревший, но самый распространенный в первый период военных действий фронтовой бомбардировщик СБ имел бомбовую нагрузку 0,5 - 0,6 т, на поздних модификациях бомбовая нагрузка была увеличена до 1,5 т за счет внешней подвески.

[59] Самый многочисленный в составе советских ВВС первых месяцев войны фронтовой бомбардировщик СБ и новый, только что начавший поступать в войска пикирующий бомбардировщик Пе-2 были вооружены четырьмя 7,62-мм пулеметами ШКАС. Германские бомбардировщики различных типов защищались шестью и более пулеметами, в т.ч. крупнокалиберными. Даже одномоторный двухместный пикировщик Ju87 имел на вооружении четыре пулемета.

[60] Судьба майора В.Н.Штоффа сложилось трагически. Немец по происхождению, он по законам Третьего Рейха считался принадлежащим к единой германской нации. Советские военнослужащие летом и осенью 1941 г. еще не были отозваны из действующей армии и не успели разделить судьбу других советских людей немецкого происхождения, отправленных в ссылку и трудармию. Если такой красноармеец или командир попадал в плен, то германская сторона пленным его не считала, и он добровольно либо по принуждению шел служить в Вермахт. Только по этой причине армейские политработники и контрразведчики заподозрили Штоффа в предательстве, а его семья подверглась преследованиям. Однако, после освобождения Ленинградской обл. стало известно, что майор Штофф присяге не изменил, отверг предложения о сотрудничестве с врагом и был за это расстрелян.

[61] Преображенский Евгений Николаевич (1909-1963) Генерал-полковник авиации (1951), Герой Советского Союза (1941). Член ВКП(б) с 1940 г. С 1927 г. в РККА. Окончил военно-морское авиационное училище (1930), курсы при Военно-воздушной академию РККА (1933). С 1933 г. командовал авиаотрядом, эскадрильей, авиационным полком. Участник советско-финляндской войны 1939-40 гг. В июне 1941 г. полковник. С 1941 г. командир 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС КБФ. В 1941 г. командовал авиагруппой Особого назначения, наносившей удары по Берлину. С 1942 г. командир бомбардировочной авиационной бригады ВВС КБФ. В 1943-44 гг. нач. штаба, в 1944-45 гг. командующий ВВС Северного флота. С 1945 г. зам. командующего, в 1946-47 гг. командующий ВВС Тихоокеанского флота, в 1947-50 гг. – 5-го ВМФ. В 1950-1962 гг. командующий авиацией ВМФ СССР. С 1962 г. на отв. посту в центральном аппарате МО СССР.

[62] При эвакуации Моонзунда произошел нехарактерный для советского ВМФ случай, когда три тихоходных тральщика типа «Ижорец», на борту которых находились командиры и красноармейцы из состава гарнизона островов, направились в нейтральную Швецию. Командиры тральщиков расценили возможность дойти до Ханко как нулевую. В Швеции корабли и все военнослужащие, сошедшие с них, были по международным законам интернированы. После войны шведы возвратили два тральщика из трех советской стороне. Судьба находившихся на кораблях советских граждан доподлинно неизвестна.

[63] Симоняк Николай Павлович (1901-1956) Генерал-лейтенант (1944), Герой Советского Союза (1943). Член РКП(б) с 1920 г. В РККА с 1918 г. Окончил командные курсы (1922, 1929), Военную академию им.Фрунзе (1936). Участник Гражданской войны. С 1922 г. на командных и штабных должностях в войсках. C 1936 г. на отв. постах в штабе Ленинградского военного округа. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 гг. С 1940 г. командир стрелковой бригады. В июне 1941 г. полковник. В войну командовал стрелковой бригадой, с 1942 г. – стрелковой дивизией, с 1943 г. - стрелковым корпусом на Ленинградском фронте. В 1944-1946 гг. командующий армией. В 1946-1948 гг. командир стрелкового корпуса. С 1948 г. в отставке.

[64] На одном из торпедных катеров 29 сентября на Ханко прибыл корреспондент «Правды» В.Рудный, который опубликовал серию очерков о защитниках ВМБ и выпустил в 1942 г. книгу «Непобежденный Гангут».

[65] Катера, которые активно участвовали в борьбе за острова и высадке на их десантов, а также минировании шхерных фарватеров, именовались защитниками Ханко «эскадрой Полегаева».

[66] На здании маяка Бенгтшер установлены две памятные доски. На первой с текстом на финском и шведском языках выбито: «Бой на Бенгтшере 26.7.1941. Эта доска в знак уважения тем людям, которые мужественно отразили нападение превосходящих сил противника». Вторая доска на русском языке: «Памяти погибших на этих скалах в бою 26.7.1941 пограничников военно-морской базы Ханко».

[67] В результате реорганизации КБФ, проведенной в начале сентября, после прорыва флота из Таллина в Кронштадт, все тральные, заградительные и противолодочные силы, входившие ранее в состав Минной обороны, ОВР Главной ВМБ и Кронштадтской ВМБ, а также Шхерного отряда кораблей, были сведены в единую ОВР КБФ (командир капитан 2-го ранга И.Г.Святов). В состав ОВР КБФ вошли отряд траления, отряд заграждения, истребительный отряд и отдельный дивизион сторожевых кораблей, а также средства охраны рейдов.

В отряд траления входили 1-й и 2-й дивизионы базовых тральщиков (10 базовых тральщиков специальной постройки типа «Фугас»), 3-й, 4-й, 5-й и 6-й дивизионы тихоходных тральщиков (34 тихоходных тральщика), 7-й, 8-й и 9-ый дивизионы катерных тральщиков (46 катеров типа Р, КМ и др.). Многие корабли и катера отряда траления в сентябре и октябре, после двух-трех месяцев интенсивного боевого использования находились на ремонте.

Отряд заграждения включал в свой состав минные заградители «Марти» и «Урал».

Истребительный отряд состоял из четырех дивизионов сторожевых катеров МО (всего 51 катер) и дивизиона малых боевых катеров (15 катеров типа 3К, КМ и др.).

В отдельный дивизион сторожевых кораблей были сведены сторожевики специальной постройки - «Туча», «Буря», сторожевик «Аметист», который был построен как миноносец, и «Коралл», бывший сторожевик погранохраны, сторожевики, переоборудованные из буксиров и посыльных судов, - «Разведчик», «Ост», «Степан Разин», «Чапаев», «Щорс», «Касатка», «Уран», ЛК-1, ЛК-2.

Средства охраны рейдов включали сетевые заградители и вспомогательные суда.


[68] Прерыватель минных заграждений, предназначенный для обеспечения прохода кораблей в обстановке минной опасности, уничтожает мины путем «самоподрыва». При этом контактные мины подрываются непосредственно корпусом судна, неконтактные (магнитные) - воздействием собственного магнитного поля. В советском ВМФ таких кораблей не числилось, в Кригсмарине имелись мобилизованные и вооруженные грузовые суда, которые квалифицировались как «Sperrbrecher» - прорыватель заграждений.

[69] Связь между кораблями и ведение переговоров открытым текстом с помощью УКВ-радиосвязи были затруднены из-за жесткого контроля противником корабельных радиосетей. Переговоры не только прослушивались, но операторы противника посылали в эфир ложные сообщения, пытаясь дезориентировать участников переговоров, нарушить управление и даже вызвать неадекватные и опасные действия со стороны советских кораблей.

[70] Тральщик «Вирсайтис», бывший военный корабль латвийского флота, с 1940 г. входил в состав КБФ. Переквалифицирован в июле 1941 г. из тральщика в сторожевой корабль. Водоизмещение 525 т, длина корпуса 56,1 м, наибольшая ширина 7,3 м. Скорость хода 15 узлов (27,8 км/час). Экипаж 57 чел. Ввиду того, что запасы боеприпаса к 83-мм орудиям главного калибра и 57-мм зенитного калибра были исчерпаны, артиллерия перевооружена в октябре на 100-мм артиллерийские установки главного калибра и 37-мм зенитные автоматы. Имея меньшую скорость хода, чем сторожевые корабли новой постройки типа «Фугас», менее совершенное навигационное оборудование, а также используя в качестве котельного топлива не мазут, а уголь, «Вирсайтис», тем не менее, по вооружению не только им не уступал, но по возможностям зенитных средств даже превосходил.

[71] Транспорт «Вахур» пришел на Ханко из Палидиски 29 августа во время эвакуации Таллина. На нем был доставлен инженерный батальон численностью 1100 чел. Вместе с транспортом на Ханко прибыла канонерская лодка «Лайне». Это были последние по времени корабли, пришедшие на Ханко, вплоть до начала эвакуации ВМБ. Попытка доставить груз осажденному гарнизону с помощью подводной лодки П-1 в сентябре, как уже упоминалось, не удалась и закончилась гибелью субмарины.

[72] Товаро-пассажирский семипалубный турбоэлектроход «Иосиф Сталин» был построен в Нидерландах и первоначально предназначался для эксплуатации на линии Ленинград - Лондон. Спущен на воду в 1939 г. и, после достройки, в 1940 г. передан заказчику. Водоизмещение – 7500 т, грузоподъемность 1272 т., пассажировместимость 512 чел. Экипаж 108 чел. Главная энергетическая установка - четыре котла, рассчитанные на угольное топливо, две паровые турбины и электрогенераторы, питающие гребные электродвигатели общей мощностью 11800 л.с. В последние предвоенные месяцы турбоэлектроход, находившийся в составе Балтийского морского пароходства, выполнял плановые рейсы из Ленинграда в Ханко и Таллин. Второй построенный в Нидерландах однотипный турбоэлектроход «Вячеслав Молотов» также был мобилизован и введен в состав КБФ как военный транспорт ВТ-509.

[73] Всего по примерным оценкам к моменту захвата транспорта «Иосиф Сталин» (ВТ-521) на его борту находилось около 3 тыс. военнослужащих и членов экипажа. Из них примерно 400 чел. немцы передали финской стороне, которые относились к военнопленным достаточно гуманно. После перемирия с Финляндией они вернулись на родину. Из остальных, попавших в германские лагеря, уцелели немногие.

Старшим на транспорте «Иосиф Сталин» во время эвакуации Ханко был командир Отряда особого назначения (ОН) КБФ капитан 1-го ранга П.А.Евдокимов. (Транспорт ВТ-521 с самого начала военных действий, как и ряд других судов торгового флота, входил в состав Отряда ОН КБФ.) В плену Евдокимов сотрудничал с финской разведкой и абвером, с 1943 г. преподавал в разведшколах. В 1945 г. он сдался в плен американцам, выдавал себя за старого эмигранта и советской стороне передан не был. Позднее жил и скончался в США.

[74] Не соответствует действительности до сих пор бытующая версия, якобы командующий КБФ приказал авиации и торпедным катерам нанести удар по транспорту «Иосиф Сталин» и уничтожить его, невзирая на гибель оставшихся там людей. Такое совершенно не соответствует той информации, которой располагал Трибуц, и реальным действиям кораблей флота, проводившимся по его указаниям. Версия эта обосновывается тем, что врагу ни в коем случае нельзя было отдавать судно, носящее столь громкое имя, а допустившее такое, рисковали понести суровое наказание.

[75] Прошло несколько дней после эвакуации Гогланда, обстановка за это время не изменилась, но 19 декабря 1941 г. директивой Военного совета КБФ предписывалось создать специальный отряд для захвата острова. Подобная непоследовательность вряд ли может быть объяснена иначе, как недостаточной проработкой принимаемых решений. Отряд численностью в 170 чел. под командованием зам. начальника штаба Кронштадтской ВМБ полковника И.А.Большакова скрытно достиг Гогланда по льду и поздно вечером 1 января 1942 г. овладел островом. Однако, как и предполагалось в начале декабря при принятии решения об эвакуации Гогланда, прочно удержать его возможности не было. 27 марта финские войска начали штурм и за сутки напряженных боев вновь овладели Гогландом. Из 490 защитников острова на Лавенсаари отступило 191 чел., остальные погибли или попали в плен. Потери финнов были намного меньше – 161 чел. убитыми и ранеными.

[76] Зимой 1941-1942 гг. аварийно-восстановительный ремонт прошли линкор «Октябрьская революция», крейсеры «Киров» и «Максим Горький», лидер «Ленинград», 12 эсминцев, 29 подводных лодок, сторожевик, 7 тральщиков, большое количество боевых катеров и вспомогательных судов. Нельзя утверждать, конечно, что весь необходимый объем работ удалось провести, причем на должном качественном уровне, и тактико-технические характеристики всех перечисленных боевых единиц флота были полностью восстановлены. Однако, техническое состояние кораблей было доведено до уровня, вполне соответствующего выполнению поставленных перед ними задач.

[77] Интенсивность боевого использования «москитных сил» в Финском заливе характеризуют цифры годовой «наплаванности» их командиров, которая составила как в 1942 г., так и в 1943 г. у многих из них до 4 тыс. миль (торпедные катера) и 7 тыс. миль (сторожеыве катера МО). Активность использования тральных сил иллюстрирует, к примеру, тот факт, что в 1943 г. командир базового тральщика Т-217 капитан-лейтенант К.М.Буздин за 248 ходовых дней прошел в ходе боевого траления, несения дозорной и эскортной службы более 2 тыс. миль.

[78] Торпедные катера по мере успешных действий Красной Армии и появления новых возможностей базирования последовательно распространяли сферу своих боевых действий в западном направлении. Так в апреле 1945 г. в Данцигской бухте действовало около трех десятков катеров. Ночные атаки советских катерников мешали эвакуации и снабжению блокированных германских войск и использованию для их поддержки надводных сил Кригсмарине, которые на последнем этапе военных действий проявляли заметную активность на Балтике. В светлое время суток в этом направлении активно действовала авиация КБФ.

[79] Высадка войск в ходе Моонзундской десантной операции в сентябре – ноябре 1944 г. поводили торпедные катера Д-3, десанты поддерживались артиллерийским огнем бронекатеров (мониторов) МБК. Крупные корабли, остававшиеся в Кронштадте – Ленинграде, в операции участия не принимали. Прикрытие с моря осуществлялось развернутыми на позициях подводными лодками.

[80] Количество и характеристики потопленных и поврежденных советскими подводными лодками кораблей и судов по разным источникам сильно отличаются. Одной из причин является принадлежность различным судовладельцам Германии и ее союзников, оккупированных и нейтральных стран и сложности, возникающие в связи с этим при подтверждении потерь по зарубежным данным и формировании соответствующих перечней.

[81] В сентябре 1944 г. – мае 1945 г. потери корабельного состава КБФ составили: две подводные лодки (М-96 и С-4), канонерская лодка «Амугань» и семь тральщиков (из них три переоборудованные из гражданских судов – «Ижорец-31», «Ижорец-82», Т-76 и четыре специальной постройки - «стотонники» Т-353, Т-377, Т-379, Т-387). Сравнительно высокие потери тральщиков вполне объяснимы их интенсивным использованием при тралении фарватеров с целью обеспечения действий флота, а также использованием в качестве дозорных, эскортных и вспомогательных кораблей.
 


________________________________

II. Использованная литература

Ачкасов В. И., Павлович H. Б. Советское военно-морское искусство в Великой Отечественной войне. М., 1973.

Аллилуев А.А., Слесаревский Н.И. 164 боевых дня. СПб., 2003.

Боевой состав Советской Армии. Часть I (июнь–декабрь 1945 года). М., б/г.

Васильев А. М., Морин А. Б. Суперлинкоры Сталина. «Советский Союз», «Кронштадт», «Сталинград». М., 2008.

Великая Отечественная война. Энциклопедия. М., 1985.

Великая Отечественная война. Кн.1. Суровые испытания. М., 1998.

Вторая мировая война. Энциклопедия вооружений. Под ред. К.Бишопа. М., 2006.

Веб-сайт «ВМФ СССР. Вторая мировая война 1939-1945», http://ussrfleet.1939-45.ru

Веб-сайт «Великая Отечественная под водой», http://www.town.ural.ru/ship/start/start.php3

Грищенко П. Д. Соль службы. Л., 1979.

Зефиров М. В., Дегтярев Д. М., Баженов Н. Н. Цель - корабли. Противостояние Люфтваффе и советского Балтийского флота. М., 2008.

История отечественного судостроения. В пяти томах. СПб., 1996.
Т.IV. Судостроение в период первых пятилеток и Великой Отечественной войны. 1925-1945 гг.
Т.V. Судостроение в послевоенный период. 1946-1991 гг.

Корнюхин Г. Ф. Советские истребители в Великой Отечественной войне. В кн. М.Спик. Асы союзников. Смоленск, 2000.

Кузнецов Н. Г. На флотах боевая тревога. М., 1971.

Макинтайр Д., Шофилд Б., Пак С. и др. Битва за Средиземное море. Взгляд победителей. М., 2001.

Морозов М. U-боты против подлодок. Субмарины на Балтике в 1941 г. «ФлотоМастер», № 4, 2000.

Морозов М. Морская торпедоносная авиация. Т.1. СПб., 2007

Морозов М. Поражение летом 1941 года было закономерным. Сб. «Великая Отечественная катастрофа. Итоги дискуссии». М., 2009.

Платонов А. В. Трагедии Финского залива. М., 2005.

Родионов Б.И., Н.Ю.Березовский, В.Ю.Грибовский, В.Д.Доценко, М.С.Монаков, С.И.Филонов. Три века российского флота. В трех томах. Тт. 2, 3. СПб., 1996.

Россия и СССР в войнах ХХ века. Потери вооруженных сил. Статистическое исследование. М., 2001.

Соболев Д.А., Хазанов Д.Б. Немецкий след в истории отечественной авиации. М., 2000.

Трибуц В. Ф. Балтийцы сражаются. М., 1985.

Хазанов Д.Б. 1941. Борьба за господство в воздухе. М., 2008.

Чернышев А. 1941 год на Балтике: подвиг и трагедия. М., 2009.

Широкорад А.Б. Северные войны России. М., 2001.