Плагиат

Диана Горная
                Дорогие мои читатели!
                Автор  рекомендует читать рассказ, слушая музыку, которая и 
                "послужила рождению этого цикла".


                http://video.mail.ru/mail/allasny/93/95.html





ПЛАГИАТ





Я открыла глаза.   Сырая, безвоздушная темница.  Чёрные окна со всех сторон.  В ржавых  решётках. И чёрные птицы вцепились в решётки. То ли для того, чтобы ворваться в эту темницу, то ли чтобы вызволить меня из неё Я не помнила, как оказалась здесь.  И сколько времени здесь пробыла. А потом я осознала  вдруг, что не знаю, кто Я!

Там, на полу! Отсыревшие спички. Пальцы не слушаются. Скорее! Свеча! Свеча! Ветер врывается  сквозь железные решётки, пытаясь затушить  Огонь. Скорее!  Не дать ей  потухнуть!  Успеть разглядеть своё отражение в этом  расколотом  надвое зеркале. И  в один миг тысячи свечей зажигаются вокруг меня. И свечение их  столь ярко, что зеркало отражает лишь дыхание огня.

Дверь открылась, и вошёл Он. Я не помнила Его. Но это вдруг стало неважным.
Страшнее всего казалось то, что я не помнила Себя.   

Он улыбнулся, словно прочёл мои мысли.

- Ты всё узнаешь.

- Кто я?

- Ты скоро поймёшь. Для этого ты и пришла.


-Я пришла?!  Я даже не помню, грешница я или святая!

- А что бы ты предпочла?

- Я не знаю себя!!! Я поверю и тому, и другому!

- Я расскажу тебе. Быть может, не то, что ты хочешь услышать.  Но не всегда то, что мы хотим знать,  являет собой ценность. Как, впрочем,  не всегда  в услышанном нами,  умеем распознать мы  истинное его  предназначение.

Он подошёл к окну, и птицы, взмахнув огромными крыльями, закружились и скрылась в, казалось опустившемся над землёй,  небе.

- Я так хотел написать НАСТОЯЩЕЕ.  Стеллажи книг. Никому не нужных книг.  Они переполняли моё жилище. В нём не осталось воздуха. В нём не осталось Жизни. Сотни, тысячи бездыханных книг, превративших мой дом в кладбище.   Я сжигал их. А они появлялись снова. Снова и снова! Вечным доказательством моего бессилия - мне так и не удалось вдохнуть в них жизнь.

А в то же время на другом конце мира, жил Некто, кого  никогда не видел этот Мир, и который завладел ИМ. Душами его завладел. Я держал  в руках Его книгу. Сколько раз я пытался её прочесть. Но строчки расплывались, путались, исчезали. Я возвращался к ним постоянно.  Но… Да! Я  боялся! Я боялся  убедиться  в том, что ОН, Этот завладевший душами, достоин этой власти. И тем самым снова убедиться в своём ничтожестве.   Я ходил по магазинам и скупал все. А ночами!  О, как они горели! Этот костёр был завораживающим зрелищем! И что поразительно – от них не оставалось и следа! От этих Великих творений, не оставалось даже пепла!  Ничего! Но вот в чём загадка…я не мог… я всё равно … не мог  избавиться от них!!! НЕ МОГ! Эти костры… они сжигали меня изнутри.

И решение созрело в одночасье. Очередной роман! Новое  творение Гениального писателя, которое должно выйти в Свет! Завладеть им!  Он выйдет  под МОИМ именем!

Удивительнейшим образом  всё складывалось, открывалось для осуществления моего,  обдуманного до мельчайших деталей, плана.  Не прошло и нескольких дней, как я беспрепятственно проник  в Его гостиничный номер.  И рукопись! Рукопись! Она  лежала на столе! Словно была приготовлена кем-то заранее.   Я коснулся её. И всё закружилось вокруг. Мир весь завертелся в бешеном ритме биения моего сердца.    Я был так близок к славе! Я заслужил её! Мои труды! Они были талантливы и отвергнуты Миром! Что ж, пусть этот, очередной  бездарный текст, если он способен приносить такую славу, пусть он принесёт её МНЕ!

И я стал знаменит!  Теперь у моих ног валялась миллионная толпа! Теперь мой стол был засыпан сотнями писем от тех, кто ещё недавно не протягивал мне руки!

Я знал, что скоро среди этих писем появится самое главное. Я ждал его. И оно пришло! От него! Он требовал  публичного признания  похищения рукописи! Как он был смешон и жалок!  Я ждал этого! Я был готов к этой схватке. Ещё до того, как вошёл в его номер. Ещё до того, как купил билет на самолёт. Мой план, он был совершенен. Потому что я был мудрее,  достойнее,  я был на сто шагов впереди!   И сердце моё снова набирало бег, кружа этим Миром. Стуча его заржавевшими часами, било в колокола по моей когда-то неудавшейся жизни. Теперь она была в моих руках!

И вот настал день Суда.  Зал был полон людей. И казалось, что это был вовсе не зал. Он был так велик. Это была огромная площадь. Миллионы глаз смотрели на меня с восхищением и  верой. Оттого ли, что доводы мои были так убедительны? Или же оттого, что я был так уверен в своей победе?  Или же оттого, что готов был идти к ней любой ценой?  А может оттого, что плата моя за  победу эту была слишком велика? И платить её мне ещё предстояло… А значит, всё складывалось до той поры по моему сценарию удивительно просто и легко.

 Площадь ревела, колыхалась, тянулась ко мне миллионами рук! Жаждущих прикосновения к Живой Легенде!  А я жаждал Его прихода. Жаждал посмотреть  в Его глаза!

Это был мой триумф! Зал рукоплескал мне!!! И только судьи были молчаливы и строги. Я не видел их прежде. Только сейчас, услышав очередной взрыв аплодисментов, я перевёл торжествующий взгляд на них, сидящих на возвышении. Лица их были так схожи. Почему-то. И почему-то было их только двое. Два уставших от жизни старца. С такими знакомыми  глазами. Но я не хотел тогда думать об этом... Я не позволил бы ничему омрачить Свой День!  Аплодисменты взорвались новой волной. И  затихли. Я знал, я не мог ошибиться:   в зал вошёл Он. Наконец!  Решился показать своё лицо!  Он так долго прятал его! Автор бестселлера 21 века! Любимец женщин и  счастливый семьянин. Конечно же,  всё это людское обожание было завоёвано его деньгами и славой! Он наверняка уродлив и глуп, уверял себя я, со  сладострастным нетерпением предвкушая увидеть его обезображенное шрамами лицо. Или же горбатое, жалко  хромающее тело. Сердце снова кружило этот Мир в бешенном звоне колоколов. Он вошёл.  Лёгкой и,   в то же  время,  уверенной  походкой приближался он к месту судилища. И толпа расступалась, освобождая путь. Он шёл, а я смотрел на него, не отрываясь.   Это  был…   Я!

Это был Я. Словно в параллельном мире. Он шёл и смотрел на меня … с жалостью! Он! Как он посмел жалеть МЕНЯ!!! Он, живущий всё это время и не подозревая обо мне! О моих терзаниях, скитаниях, нуждах! Он жил своей успешной жизнью.  А теперь он будет меня судить! ЖАЛЕТЬ!!! Я возненавидел его так сильно, что сам испугался этого чувства. До сих пор была не ненависть, нет! Было желание победить! Было желание отобрать то, что принадлежало мне по праву! Успех? Да! Деньги? Да! Любовь этой лживой толпы? Да!!! Миллион раз: ДА!  А теперь. Теперь всё это рушилось у меня на глазах! Нет! Эта публика по-прежнему была мне верна, по-прежнему смотрела восторженным    взглядом, и даже, казалось, не замечала нашего сходства. Словно было о нём известно лишь  нам двоим.

Но Мир рушился у меня под ногами. Он прекратил своё кружение. Он бросал меня из стороны в сторону. И толпа хватала меня своими жадными руками. Я оказался на земле. А надо мною кружилась стая огромных чёрных птиц. Костры зажигались со всех сторон. Если это не Конец Света, то что? Да, он наступал тогда для меня!  В отчаянии я обратил свой взгляд на судей.  Они говорили мне что-то,  отталкивая  друг друга.   Толпа шумела, и мне  не удавалось расслышать  сказанного.  Но я прочёл по губам:

- Узнай его. Его поступки, те, что привели к успеху. И  ты узнаешь себя.

А тот,  другой! Его глаза! Они смотрели на меня иначе! С  уверенностью и вызовом, словно знал он, каков будет мой  выбор, заранее. И я лихорадочно вглядывался в движение его губ:

- Разве ты хочешь жить ему подражая? Иди своим путём и добьёшься большего, чем он.  У тебя есть для этого Главное – Ты зол! И в этом твоя сила! Твоя способность делать смелые шаги. Не  оглядываясь на лживое благородство… Злость – вот вечный двигатель к успеху.

О, да! Он знал, каков будет мой выбор! И я сделал его!

Нет, не потому что  боялся признать  своё поражение, нет! Я не хотел отказываться от того,  что принадлежало мне по праву!

Я заточил Его. Здесь.  Вот в этой темнице. Он писал свой очередной  роман. А затем ещё один. И ещё.  А я ждал того дня, когда очередные овации взорвут Вселенную. Он писал. А  я смотрел на него, подглядывал за его вдохновлённым лицом,  спешащей рукой. Снова и снова. А потом  я решился прочесть тот, первый роман, принесший ему известность. Я взял последний, не уничтоженный ещё мною экземпляр. Я держал его, и руки мои дрожали. Но я открыл книгу. Я открыл её. И глаза мои жадно спешили по строчкам. На сей раз они   не расплывались, нет! Они  складывались. Выстраивались  чёткими буквами в окончательный мне приговор.

Это  был мой первый роман. Тот самый, который я так и не смог сжечь. Тот, перед которым закрывались все двери. Тот,  незаслуженно обречённый на смерть.  Это был мой роман! Нет, вернее будет сказать, в них было много  схожего.  То же название и даже имена, даты, события!  Но… в этом, не моём, в ЕГО, был Смысл. В нём была Правда. В нём была Жизнь.

Я вошёл к Нему, держа в руках его книгу. Я смотрел на него поражённый. Пытаясь разглядеть в его глазах разгадку. 

Почему он не исчез! Не растворился! Не оказался плодом моей фантазии! Страшным сном,  растаявшим  в туманном утре?!!

Я держал в руках факел. Я коснулся брошенной на пол книги. Той, последней. Наконец, прочитанной мной. И она загорелась так ярко, словно в костре том горели все книги мира!  А он смотрел на меня так, словно знал, каким будет мой следующий шаг. Мы оба знали. Я не мог оставить Его. Он был свидетелем моей слабости. Моей ничтожности, моей зависимости от него. Он был лучшим, что было во мне и постоянным напоминанием того худшего, которое я выбрал.

 Я убил Его.

Я убил его. И стало так легко. Меня  не мучили  больше сомнения. Я твёрдо знал, чего  хочу,  и шёл к этому, не оглядываясь.  Я  обрёл всё. Его славу и всё, что принадлежало ему.

И тогда я понял, что мне не достаточно этого! Я жаждал СВОЕГО Триумфа! Своего! И я сжигал его   рукописи. Не читая. Я сжигал их одну за другой. Я должен был вернуться к письму. Я должен был доказать себе! Доказать, что это победа МОЯ! Не украденная искусно! А МОЯ! 

Я писал! Но слова не подчинялись мне больше. Я потерял над ними власть. Я рвал листы в клочья. И снова писал. Но всё это было жалким плагиатом уже написанного Им!

Это как… Ломка. Да. Это как ломка…. Ты только и думаешь о дозе… дозе хотя бы из нескольких слов. Все твои мысли, все поступки подчинены лишь поиску их. Ты одержим. Ты не понимаешь, что те слова, которыми ты вчера владел в таком изобилии были фальшью, иллюзией, сигаретным дымом, вкусным и таинственным, от которого не осталось и следа. А тех,  истинных, вечных – тебе никогда не познать, не постичь! Но ты всё равно, всё равно, рыщешь в поиске дыма сигарет.


Отнимите у художника краски – он будет писать кровью.

Отнимите у писателя Слово – и вы отнимете его жизнь.


Я сам отнял у себя жизнь. Когда? Тогда, когда убил Его?  Когда задумал этот план?  Когда писал, не слыша стук своего сердца? Когда сделал тот выбор?

И что теперь?  Мой вечный Ад -  Жизнь, в которой уже ничего нельзя изменить! Не воскресить сожжённое в себе! Превращённое в пепел!

Я исчезну для этого Мира. Только Вы и будете знать, что я  отбываю своё пожизненное наказание где-то там,  внутри этой Вселенной.

Они охотятся за моим новым  романом. Я сказал им, что в нём  - моё признание и все  ответы... Вы единственная, кто достоин его получить.

Все мы - плагиаты. Отштампованные миллиарды ксерокопий, появляющихся на свет, рыскающих в поисках иллюзорного счастья и сгнивающих в земле, так ничего и не поняв.

Он протянул мне рукопись в плетёной обложке:

- А секрет прост: Нет ничего Важнее книги ТВОЕЙ Жизни. И то, как ты напишешь её, зависит только от тебя.

Он оставил меня в темнице. Двери были открыты. И я могла тут же выбежать из неё. Но я подошла к окну и смотрела ему вслед. Человеку-плагиату, идущему в никуда. Человеку-плагиату, у которого была жизнь. Своя. Не похожая на другую. И был выбор. 

Я смотрела ему вслед и прижимала к груди рукопись, за которой охотился весь мир.  И теперь она принадлежала мне.  Я долго не решалась её открыть. Стук сердца, незнакомый мне прежде, закружил вокруг меня Мир. И дрожащие руки медленно и осторожно раскрыли её, книгу с чистыми листами. Я лихорадочно листала её, ища обещанные ответы. А потом ринулась к окну. Я вглядывалась в растворяющийся вдали силуэт и задыхалась от звона колоколов во мне и вокруг меня. Он наполнял весь МИР.  А в него, в этот усиливающий кружение звон, едва слышно вплеталось:

- Нет ничего Важнее книги Твоей Жизни.  Твоей жизни. ТВОЕЙ.