Предисловие

Владимир Бранский
         Предлагаемая читателю коллективная монография посвящена результатам исследований Петербургской научной школы социальной синергетики, сформировавшейся на протяжении последних 15 лет на базе философского факультета Санкт-Петербургского Госуниверситета. Эта школа занималась обобщением многочисленных многолетних исследований в области как естественнонаучной, так и социальной синергетики, проводившихся разными авторами в разных городах России и за рубежом и получивших наиболее полное отражение в шести выпусках общей междисциплинарной серии под названием «Синергетическая парадигма». Хотя в этих выпусках был охвачен очень широкий спектр проблем, связанных с самоорганизацией как в природе, так и в обществе, как в материальной, так и в духовной сфере, в них уже наметилась тенденция к анализу специфических проблем социальной самоорганизации, составивших впоследствии предмет социальной синергетики как особой дисциплины[1] среди других направлений в общей теории самоорганизации. Решающую роль в создании Петербургской школы социальной самоорганизации сыграл выдающийся российский философ и культуролог профессор Санкт-Петербургского Госуниверситета М.С. Каган. На базе общенаучных синергетических представлений И.Р. Пригожина и С.П. Курдюмова, он создал оригинальную культурологическую концепцию и фактически заложил основы синергетической философии культуры (см. его работы «Философия культуры» СПб, 1996 и «Введение в историю мировой культуры» СПб, 2001 в.1 и 2). Значение культурологической концепции Кагана обстоятельно проанализировано в «Культурологии» проф. А.С. Кармина (см. А.С. Кармин Культурология, СПб, 2001). Там показано, что философия культуры Кагана является очень серьезным философским обобщением работ предшествующих культурологов и заслуживает того, чтобы быть поставленной в один ряд с такими значительными культурологическими обобщениями как историософские концепции Тойнби, Ясперса, Шпенглера и П. Сорокина.
         Синергетическая культурология,  основы которой были заложены Каганом, Астафьевой, Васильковой и др., явилась важным трамплином для дальнейших обобщений в области социосинергетических исследований, приведших, в конечном счете, к формированию синергетической философии истории (СФИ). Первое серьезное обсуждение этой концепции (получившей название синергетического историзма) состоялось на Международном симпозиуме «Синергетика и общество» (г.Пушкин под Петербургом, январь 1999). Тогда же, по инициативе декана философского факультета Санкт-Петербургского Госуниверситета проф. Солонина был организован постоянно действующий Санкт-Петербургский семинар под названием «Социальная философия и синергетический подход» (руководителем которого был назначен профессор СПбГУ Бранский). Этот семинар привлек широкий круг специалистов в области социальной синергетики и смежных дисциплин со всей России. Большую помощь в его работе оказал член-корр. РАН С.П. Курдюмов. На семинаре регулярно обсуждались доклады по многим ключевым проблемам социальной синергетики как прикладного, так и фундаментального характера. За период с 1999 по 2005 был обсужден столь широкий круг проблем, что появилась потребность в более широких обобщениях, чем обобщения в рамках синергетической культурологии. В 2005 г. работа семинара была перенесена на секцию «Социальная синергетика и теория глобализации», которая работает в рамках ежегодной конференции «Дни петербургской философии».
         Вопросы развития социальной синергетики обсуждались на теоретическом семинаре в Санкт-Петербургской Акмеологической академии в октябре 2001 года с участием ведущих ученых города, профессоров Кагана М.С. – доктор философских наук, Аллахвердов В.М. – доктор психологических наук, Кармина А.С. – доктор философских наук, Зимичева А.М. – доктора психологических наук, Иконниковой С.Н. – доктор философских наук, Зобова Р.А. – доктор философских наук, Колесниковой И.А. – доктор педагогических наук и ректора СПбАА Ватулина А.И. Очередным этапом развития социальной синергетики явилось обсуждение в Центральной публичной библиотеке в 2005 году работы «Глобализация и синергетический историзм» с участием также ведущих ученых города – профессоров Каган М.С. – доктор философских наук, Ильин В.В. – доктор философских наук, Караваев Э.Ф. – доктор философский наук.
         Несколько ранее был организован независимый научный и учебный центр по социальной синергетике (руководитель – проф. Бранский; ученый секретарь проф. Пожарский), который 12.10.2003 провел симпозиум, впервые посвященный специально синергетической философии истории. Он объединил петербургских и некоторых других российских специалистов по социальной синергетике. Итоги их работы за 5 лет были подведены в сборнике статей, содержавших доклады участников симпозиума «Синергетика и синергетический историзм» (СПб, 2005).
         Разработка основных понятий и принципов синергетической философии истории (СФИ) была в основном завершена к 2004 г. Одним из важных этапов в формировании СФИ была публикация монографии В.П. Бранского и С.Д. Пожарского «Глобализация и синергетический историзм» (СПб, 2004). Значение этой монографии состояло не только в разъяснении смысла фундаментальных понятий общей теории социальной самоорганизации, но и в показе их возможного практического применения при исследовании важнейшего процесса современности – глобализации. Очень важным результатом этой монографии явилось обоснование мысли, что фундаментальная социальная синергетика, будучи эффективным методом интердисциплинарных исследований, отнюдь не ограничивается только методологической функцией, но обладает и онтологической функцией, являясь общей теорией социальной самоорганизации.
         Синергетическая философия истории не имеет ничего общего ни с так называемым синергетическим физикализмом (некритическим распространением физических закономерностей на область социальных явлений), ни с так называемой синергетической публицистикой (использованием новой синергетической терминологии для обозначения старых философских понятий). Как показывает история полемики между сторонниками и противниками социальной синергетики (и синергетики вообще), негативное отношение к этой дисциплине связано с отождествлением ее либо с синергетическим физикализмом либо с синергетической публицистикой. Но как то, так и другое является серьезной методологической ошибкой. Здесь надо вспомнить старую пословицу: «Не все то золото, что блестит» – не всякий поклонник синергетики действительно им является; поэтому при оценке СФИ, надо быть осторожным, чтобы не стать жертвой одной из указанных выше ошибок.
         Поскольку лучшим обоснованием истинности новой концепции является исследование ее объяснительной и предсказательной функций (получение новых практически важных следствий из новых принципов), то после 2004 г. усилия Петербургской школы социальной синергетики сконцентрировались на применении СФИ к различным сферам философского знания. В результате такого применения были получены очень интересные и неожиданные результаты в области философии искусства (2006), философии религии (2007) и особенно философии человека, что обычно принято называть философской антропологией» (2008). Эти результаты можно квалифицировать как закладку фундамента для синергетической философии искусства, синергетической философии религии и синергетической философии человека. Перспективные результаты были получены при обсуждении такой исключительно актуальной проблемы как стратегия развития России в ближайшие годы (см., например, материалы Международной конференции в ИНИОН РАН, посвященной этому вопросу, Москва, декабрь 2008)[2]. Здесь мы сталкиваемся уже с синергетической философией политики.
         При изучении СФИ следует иметь в виду, что синергетическая интерпретация старых философских проблем не только позволяет нащупать новые подходы к их решению (например, в отношении проблемы «смысла жизни»), но связана с постановкой новых проблем – весьма необычных и даже в некотором смысле «экзотических», хотя и очень актуальных (например, проблема разграничения таких понятий как идеология и идеалогия в контексте проблемы взаимоотношения истины и идеала). Хотя все новые следствия, вытекающие из СФИ в области философии человека, религии, искусства и политики очень интересны и актуальны, тем не менее, главным идейным стержнем около которого концентрируется все изложение, является глава II, посвященная синергетической философии человека. Поэтому при изучении СФИ этой главе следует уделить главное внимание[3].
         Таким образом, к 2009 году сложилась ситуация, при которой настало время уже не разбрасывать, а «собирать камни» (переходить от анализа локальных проблем к глобальному синтезу локальных результатов). Апробирование СФИ за последние годы велось по многим каналам. Она обсуждалась на I-ом (Санкт-Петербург, 1997), II-ом (Екатеринбург, 1999) и IV-ом (Москва, 2005) Российских философских конгрессах; на Международных конференциях «Глобальное сообщество: пространство для сотрудничества или новое поле для конфликтов?» (Санкт-Петербург, 2005) и «Самоорганизация и управление» (Москва, 2004); «Стратегия развития России» (Москва, ИНИОН, 2008); на специализированных теоретических семинарах – постоянно действующем семинаре по глобализации (Москва, Институт философии, 2007), постоянно действующий семинар по социальной теории (Москва, Институт Человека, 2009); на теоретическом семинаре Телль-Авивского университета (Израиль, 2007) и на многих других конференциях, симпозиумах и семинарах. Наряду с научной апробацией шло постепенное внедрение СФИ и ее приложений в учебную практику. Был организован ежегодный курс «Социальная синергетика» для студентов-социологов в Петербургском Инженерно-экономическом университете (ИНЖЭКОН). Соответствующие разделы, посвященные СФИ и ее приложениям были введены в общие и специализированные курсы по философии науки, читаемые на философском и физическом факультетах Санкт-Петербургского Госуниверситета, а также на факультете журналистики. В помощь читаемым лекционным курсам изданы учебные пособия – «Социальная синергетика» (под редакцией проф. Оганяна, СПб, 2005), «Введение в философию» (под редакцией проф. Солдатова, СПб, 2007), «Социальная синергетика» (под редакцией Бранского В.П. И Пожарского С.Д., СПб, 2001) и «Социальная синергетика» (под редакцией Устинова Ю.К., СПб, 2008).

 

Авторами соответствующих разделов являются:

Предисловие – С.В. Бусов, М.Р. Зобова, Ю.К. Устинов.
Глава I  –  В.П. Бранский, С.Д. Пожарский.
Глава II –  В.П. Бранский, К.М. Оганян, С.Д. Пожарский.
Глава III – В.П. Бранский, А.С. Кармин.
Глава IV – В.П. Бранский, И.Г. Микайлова.






[1] Серьезный вклад в формирование социальной синергетики внесли такие авторы как Малинецкий, Гомаюнов, Назаретян, Буданов, Василькова, Шалаев, Астафьева, Майнцер, Вейндлих, Капица и др.

[2] См. также интервью проф. Бранского «Через ад к раю», в «Новой газете» 15.12.08, отдел «Культура».

[3]  Поскольку общая концепция СФИ была с наибольшей лаконичностью и четкостью изложена в вышеупомянутой монографии «Глобализация и синергетический историзм» (СПб, 2004), было решено воспроизвести ее наиболее важные понятия и принципы, дополнив эти понятия и принципы анализом их новизны по сравнению с известными историософскими концепциями (гл. I, § 4) и их эвристической роли в формировании синергетической философии человека, религии и искусства (гл. II, III, IV). Эти главы в первом приближении имеют самостоятельное значение и могут изучаться как в связи, так и независимо друг от друга.

ДАЛЕЕ - http://proza.ru/2010/11/08/994