Разум зазума

Андрей Козлов Кослоп
РАЗУМ ЗАЗУМА
 предворительно можно глянуть в страничку самого Ф. Дюпона
http://www.proza.ru/2006/03/15-75

Относительно мира флоры-фауны человеческий разум позволяет более высокий способ приспособляемости, адаптивности.  Развитие мозга, вторая сигнальная система, язык, речь, культура, соцуим-общество.
Но человек может погибнуть в столкновении со змеёю или  тигром. Особенно уязвим ребенок или нецивилизованный человек. Но эти исключения имеют быть как раз в тех случаях, когда второсигнальное существо оказывается отключена от языка-культуры и противодействует флоре-фауне исключительно как биологическое существо. В целом и общем разум выигрывает. Но в рамках самого общества-человечества мы подчас наблюдаем «нарушение» этого закона. Мы видим, что разумное, креативное, доброе проигрывает относительно тех групп и классов населения, которые мотивированы на захват власти, собственности, средств пропитания (то есть, чисто биологических мотиваций).    
То есть, внутри общества тоже есть два полюса: разумный и биологический. Но разум буксует. И формула «добро побеждает зло» воспринимается как прекраснодушно сказочное мечтание.
Развести это противоречие можно, обнаружив существования двух «разумов». «Разум-1» – тот, который разводит человека и  неразумный биомир, то есть, «разум-1» есть собственно вторая сигнальная система, позволяющая адаптироваться и выживать человеческому роду посредством культуры.
«Разум-2» – такой интеллект, который позволяет выделяться из нормального, банального, «среднего» интеллекта.
Простой человек разумный обладает языком (то есть фонетическо-логической знаковой системой), речью, культурой и, наконец, самим обществом. Сверхчеловеком образуется  вторичная надстройка над обычным  интеллектом. У того «двойного человека» есть надязык, надречь, надкультура, надобщество.
Надязык – это, видимо, художественная речь. Но нормальная классическая художественная речь (эпитеты, метафоры, гиперболы, ямбы, рифмы), наряду с полиглотством, терминологической системой научных дисциплин осваивается, канонизируется и также становится элементом обычного языка.
Практика, движение языка есть речь. Речевая практика также может быть «альтернативной». Старая речевая практика обрядна, косна, она фетишизирует некие философские, научные наблюдения и открытия. Чем больше языковая практика фетишизирована, догматизирована, тем меньше шансов возникнуть реальной мысли. Такая культура оказывается культивированием невежества, что собственно и случилось с марксизмом (и прочими измами), не смотря на заложенные в него предохранительные идеи диалектики, развития, отрицания отрицания и т.д..
Разум-2 создает новые  знаковые построения, совокупность текстов, которые создают новую область культуры. Эта область не просто нова, она не обладает прямой прагматичностью, и даже как система ценностей, научных идей и эстетического стиля не вполне совершенна, так как главный пункт здесь новизна, инакость, экстравагантность. Потребность в такой «новой» надкультуре, видимо и вызвало появление разных эзотерических увлечений вроде уфологии, нью-эйджа, приобщения к экзотическим религиям и так далее. Но эти простейшие, примитивные движения общества в направлении новой надкультуры, может быть, лишь эмбрион или даже фальш-старт новой «второразумной» культуры (надкультуры). Индусы такое интеллектуально-духовное продвижение называют «дваждырожденостью».   Точнее же это было бы назвать «двойной социализацией».
Феномен дюпонизма как раз в том и заключается, что дюпонизмы являют собой «новые», то есть, принципиально творчески созданные языковые единицы. Ещё Деррида морочил голову публике своим «дифферансом-различАнием», а отечественные постструктуралисты робко интриговали ученое сообщество своим «истина-естина». Дюпонисты открыли для этого лингвофилософского творчества широкий простор, создав наводнение постструктуралистичного словотворчества.

ГРУППЕН-ДЮПЕН. ТИПЫ ДЮПОНИЗМОВ

Формальная классификация дюпонизмов была бы несколько бессмысленна, так как структура дюпонизма во многом строится на неожиданном, иррациональном и даже случайном совмещении разных смысловых сфер.

Например, в категорию фауна можно было бы поместить дюпонизмы
 «Уткогорлонос» ,
« Homo verbludens»,
но это было бы совершенно формально.

Легче всего выделить заумные формалюги:
001. ANPROFULEN ALEF
016. Aetctbo Hukutbi
229. Некпупырол – 2 часа (2 раза)
446. Щощть
888. Nzuf

Можно остановиться на дюпонизмах-гибридах:
0029. сссссора
0625. Сногсшибатель
0692. Стопорлд
0957. Спернула
1043. чтоп 
1489. ваняня
1528. ТЕОРИСТ

И так далее. Здесь же можно сказать о лингвистических фокусах:
128. 100N
Подобным образом можно подвергнуть классифицированию параллелистские триады:
0607. Водка, пельмени, восторг
0669. Прибой, прибей, прибуй
1035. Летак, леток, летук
1113. Пиво, сигареты, ненависть
1492. Время, назло, есть
1570. видак, видок, видук
1607. Гендерный, гендерных, гендерной
1610. Босс, бас, бис
2931. Мир. Труд. Мат
3325. Дюма-отец, Дюма-сын, Дюма-св.дух

Можно смыслы попробовать разлагать на жанры:
*Был Гамлет или не был? – это типа «миниримейк».
*Застрелиться и не ссать – «лозунги-призывы».
*Игорь ЮГОЗАДАНЫЙ,
*Мюрат КВАДРАТ – имена-погонялы.
*ЛЕВОлюция и ПРАВОлюция  - политика, марксизм всякий.
*Правила хорошего Платона,
*Его святейшество вопрос,
*Береги мысль смолоду,
*Мой ум бредит мыслями,
*Постпостпостпостпостпостпост…модернизм – это философская мысль.
*П’икассно,
*Художники прилетели,
*Красота – начало безобразия,
*Глаз должно быть много,
*Выпив вина, можно долго рассматривать мазки на картине,
*рисуй и тебе захочется -  это про изобразительное искусство.

Можно выделить серию дюпонизмов со словом «время», есть дюпонизмы об Урале и уральцах, о религии и атеизме, дюпонизмы о дюпонизмах и Дюпоне. Но во всех случаях тема условна, формальна, метафорична, смысл - в интеллектуальной игре. Библиотечная каталожная классификация практически не работает.

Мы имеем имя-название. Наплыв этих новых слов-имен не случаен. Если после 17-го года приходили иностранные слова («индустриализация»), аббревиатуры («совхоз», «наркомпрос»), то нынешний бум появления новых терминов вызвал и появление новых слов в культурно-поэтической сфере. Интернет, реклама, демократия (и как либерализм, и как «восстание масс»)  дают «зелёную улицу» самым разным лексическим нововведениям. Под окном расположен рекламный стенд, и хотя его изобретатели, скорее всего, незнакомы с Франсуа Дюпоном, там написано «ТЕЛЕТОРРИЯ» (реклама какой-то телегазеты).

В каком-то смысле слово «дюпонизм» само является дюпонизмом. В данном случае слово «дюпонизм» и имя «Франсуа ДЮПОН» являются брендом очерченного языкового явления.

ДЮПОН И БУКАШКИН

Интересно и удобно сравнить Франсуа ДЮПОНА со Стариком БУКАШКИНЫМ. В обоих случаях это сознательно созданные и эффективно работающие бренды. Материал, который клеймят этими брендами, также схож - это художественные языки. В обоих случаях это язык коротких текстов, оба языка-дискурса  тяготеют к примитивизму, «непрофессиональной» незавершенности. Одним из имиджевых подзаголовков дюпонистики является «мусорные слова». Но реально «мусорными» являются 70% дюпонизмов, они как бы составляют фон для других 30% «текстов», возбуждающих интеллектуальные, философские, лирические движения читателя. Эти 30 мы и сравним с Букашкиным.

«Франсуа ДЮПОН» - екатеринбуржец и «левый французский интеллектуал».
«Старик БУКАШКИН» - свердловчанин и «I am the great Russian poet».   
Дюпонисты провозглашают «Мировую языковую революцию».
Букашкинисты объединяются во  «Всеобщее Общество «Картинник»»
Оба движения «эстетствующих лингвистов» лаконичны, веселы, просты, добры, странны. Подобно уличным перфомансам  букашкинцев дюпонисты предприняли  4 ноября 2007 «Дюпонстрацию». И дюпонистам, и букашкинистам свойственно активное культуртрегерство.

Различия есть. Дюпонисты более вербальны, букашкинисты более образны. Дюпонисты брутальнее (экскрементура и покакушки), букашкинсты исповедуют радикальную сверхсентиментальную доброту («кошку, собаку и даже лев, я пожалею, когда заболев», или: «жил хорошо и жив ишшо»).

И дюпонистам, и букашкинистам свойственен концепт. Их подходы могут продолжаться и развиваться. Они могут даже конвергироваться, если табу на брутальность, непременное сопровождение «картинниковостью» букашкинцев  соединить с лингвистическими приемами, каталожным собиранием языка дюпонистов.

НАРОДНЫЕ ДЮПОНИЗМЫ С КАРТИННКАМИ НА ЗАБОРАХ
   
Но далеко не все дюпонизмы, конечно, можно изобразить. И не все достаточно просты-ясны-наивны-добродушны. Но таковых немало, и это свойство (способность к визуализированию, тиражированию для «простых людей») можно считать ещё одним классификационным пунктом.

Девушка Зоя из Мезозоя
Чисти зубы утром, вечером мудренее
Поэт БУТЕР-БРОДСКИЙ
Медвед Машу увид, ловид, не поймад
Жили-выли
Жараф
Отцы и йети
Босикомое
…И хлопнул крышкой унитаза…
Над сумасшедшим домом пролетает самолет
Начинающий человек
Морда кошачьей национальности
Филосопидист
Айда в президенты!
Комарские острова
Ототми мне солнце
Город дорог
Парад слонов в самом разгаре
Малороссийские поселения в окрестностях Альдебарана
Дзен-будильник
Люблю рублю
Сверхчеловек: человек, который плевал на вас сверху
Царь-Пушкин
В СССР кексов нет!
Владимир Ильич ВСЕЛЕНИН
Кружение сюрреалистьев

И наоборот, можно подобрать сексуальные, антирелигиозные, постмодернистские и т.п. дюпонизмы. Дюпонистам важен сам язык. Они рожают новый язык – поэтому либерализм. Есть «мусорные слова» - нейтральный проходняк, есть хулиганство и даже матюги. Тут лаборатория, дюпонист - как доктор. Но если покопаться в книженциях Букашкина, то там тоже немало мутного, экспериментально-авангардного, интровертного. А что касается творчества младших соратников Букашкина (Антипа Одова, Епифании Беккедер, Шуры Шабурова), то ему в полной мере свойственны мотивы народно-карнавально-декадентского низа. 

Модель дюпонистов – более открытая, более экспериментально-теоретическая. Модель Букашкина – законченная, практическая. Но всё же обе модели можно считать прагматической «панкультурной» литературой, словесностью, намеревающейся завоевать мир для «культуры».

ДЮПОНИЗМЫ КАК КЛАССИКА 

Фактически могут быть придуманы или обнаружены дюпонизмы, построенные на каких-то совершенно иных принципах. В каком-то смысле представленные в «Мильёне названий» дюпонизмы суть «классические» формы новых (второразумных) языковых единиц.
Конструирование дюпонизмов и их экспансия мыслятся дюпонистами в виде  Первой мировой языковой революцией. Самоаннотация дюпонистов обычно исполняется на том же шутливо-креативном языке. Но это ошибка. Здесь должен быть применен принцип дополнительности. Хотя сам новый язык, новая речь, второразумная культура-общество являются юдолью игры (креативным обериуто-футуристическим выворачиванием языка), сам анализ должен быть классически строгим, иначе заявление, что «движение дюпонистов есть мировая языковая революция» будет восприниматься как хохма. Конечно же, дюпонистика и есть «карнавал языка», и дюпонизмы - очень часто смешны, прикольны, замысловаты, остроумы и минимум выпендрёжны. Но, тем не менее, само явление создания второразумной культуры есть, как выражался В.И. Ленин, вещь «архиважная».
Дюпонизм – не является «маргинальным» жанром. Само выражение «маргинальный жанр» (как и термин «маргиналы», применяемый к художникам-нетрадиционалистам) является маргинальными или неадекватными. Дюпонизмы – не только передовой феномен литературы, это «классика» этой передовой литературы.   Поэтому дюпонизмы пронумерованы и так далее.
Дюпонистика, появившись как изобретение, должна далее осуществить экспансию (диверсифицироваться, конвергироваться, социализироваться). Языковые единицы должны породить дюпонистическую речь (альтернативную языковую практику), дюпонистическую культуру и дю-социум.
Чтобы позволить дюпонистике экспансировать глобально, дюпонизмы должны получить формальную и содержательную классификацию. Ибо собственно русскоязычный дюпонизм практически непереводим.
Другой тренд экспансии – это создание альтернативной речи и альтернативных текстов, причем необязательно построенных на основе «классического дюпонизма».  Один такой текст уже есть: это сам каталог дюпонизмов «Мильён названий». Но одна снежинка - ещё не снег. Культура же – это сложная, разнообразная и вариативная совокупность текстов.
Альтернативные языковые практики нужны не для развлечения (не только для развлечения). АЯП  являются катализатором процессов во всем организме  Разума-2 и Разума-1  с тем, чтобы интеллект-разум смог конкретно и внушительно противопоставить себя  «этому безумному, безумному, безумному, безумному миру».
Торжеством неолиберализма, беспределом торгашества, разгульной коммерциализацией  мы обязаны растерянности интеллектуальных классов, которые к концу 20 века тотально потеряли креативную гегемонию и подчинились количественным технологиям. Потеря этой креативности (второразумности) связана с феноменами глобализации и всеобщей демократизации, которые вовлекли в активный контекст человеческих цивилизаций огромные провинциальные массы, вызвав синдром вторичного квазикультурного (масскультурного) одичания. Нынешние интеллектуалы чем-то похожи на древних брахманов и жрецов, которые создавали свои цивилизации с нуля, из первоначального бульона первобытных племенных демократий. Современные строители «имперского ампира», конечно, имеют совсем другие исходные ингредиенты, но, как и в начале истории, разумной сфере дОлжно расположиться над субразумной сферой. В сфере же разума суперсферой является гуманитарный блок. В гуманитарном блоке – блок художественного творчества (как литературного, так и невербально-знакового – которое, впрочем, в основе своей также вербально).  Языковой блок – суперсфера любого творчества. Поэтому каталогизация языковых единиц Разума-2, которую проводят дюпонисты, является истинно революционной и цивилизациестроительной деятельностью.   
Новый язык-культура необходимы не только потому, что меняются времена, новый здесь означает – «надкультурный», это язык-культура внутри обычного языка-культуры. Человечество-культура без сверхчеловечества-сверхкультуры обречено на гуманитарную, социальную и экологическую  стагнацию со всеми вытекающими..., со всеми уже вытекшими.
По большому счету человеческий социум лишь временно и локально способен сохранять структуры, построенные на канонизированном, фетишизированном разуме-1. Сила, Разум, Бизнес – основные институты, организующие общество. Деформация общества происходит из-за «несолености соли». «Соль» – это особый интеллектуальный интеллект.
Этот «разум-2» – тонок, неформален, креативен, нов, недогматичен, ну и так далее. В каком-то смысле читатель сам должен выстроить и сфантазировать своё представление о «разуме-2» - зазубрить, списать, слизать не получится. Начетничество остается в периферийных областях «разума-1».
Так что дюпонисты – это товарищи, идущие правильной дорогой.
                ***
Далее мы предлагаем читателю наш вклад в дюпонистику.

ВЕТЕР ДЮПОНИЗМОВ               
               
001. Экзистенциальнo трудно выговариваемый
002. Переходные звери
003. ДЮПНОЗ
004. – Пучему   ты такая пучеглазковая?
005. Энди USSRHOL
006. Оскар УВЕЛЬДЫ
007. ЦОЙФ
008. Уок ЫУНЦЕВА
009. Де БИЛЛ ГЕЙТС
010. книги КАБЫ АБЫ
011. Мартин ЗИГХАЙДЕГГЕР
012. Ван УХОГ
013. Центр Жоры КАКАДУ
014. Правила хорошего Платона
015. Жан КТОКТО
016. Ду Фу либо Ли Бо
017. Ханжа НАСЛЕДДИН
018. ГЕНСЕКЕНКО 
019. Карлик МАРКСИК
020. К. Г. Бейкер (В.В.Пейкер)
021. Бгом, бгом, бгом, бгом
022. П’икассно
023. Басёком
024. Чукча и Гекча
025. тополиный виннипух
026. Квазимодная суммочка
027. банализы
028. ванвэйбины
029. Постмодернизменный
030. Россистанс
031. социалисты-утопленники
032. черные пиярки
033. зомбирдировщик
034. интеллятина
035. Шекспир на весь мир
036. Великий пост модернизма
037. Снобелевская премия
038. уманитарная ерундиция
039. мегаполисные синтеллектасшедшие
040. таблетка ностальгина
041. университетские бокалолавры
042. человешник
043. буратино со сломононосовым
044. блевонтин  UPSA
045. мозгва слезам не верит
046. УДЮПЕЩУПОВЩИНА
047. размороженное замороженное мороженное
048. Homo Verbludens
049. заратустрицы в шампанском
050. заратустренняя звезда
051. артхаос
052. рублицистика
053. формыльный 
054. регулирозность
055. парнишка с харакиртиром
056. великая канделябрьская революция   
057. головорукоживотоног Разумный
058. хатка-йогурт
059. дети - наши фьючерсы!
060. буддущее цветло и пурпурно!
061. первый полёт человека в хаос
062. соедининтез-совместинтез 
063. зимоз, веснель, летлынь, оподасень
064. оvogщtblи-elementary: картошка, свекла, морковка, капуста
065. колабельдыль революции 
066. колабельдыль для кошки
067. летальные бабочки
068. пархатые бабочки
069. простая русская бабочка
069. главнюк.
070. главнистый конструктор.
071. NEGRAJDANINS
072. эсэстонцы
073. уважаемый г-н предзюдонт!
074. ДЕРЖАВЮ
075. ЗАПАДЛОЕ ПОЛУШАРИЕ
076. Ка (нтИмануи) лининградская  область
077. СТОЛИЦА-003
078. УРАЛ – это звучит опорно
079. Ипат-от, быват выпиват (уральское)
080. Ева Браун! Шнапсу!
081. 548 миллионов 729 тысяч 145 тонн угля
082. 6 миллиардов 218 миллионов 349 тысяч 142 тонны нефти
083. 565 квадриллионов суперфосфата натрия
084. Над сумасшедшим домом пролетает самолет
085. 086. украинская мова до Лвiва, Харькiва или Кыiва доведет.
087. Буш объелся груш
088. Православие, Путин, Пенсионеры.
089. про ПРО
090. иероглифы-хрононимы:1480, 1612, 1703, 1812, 1825, 1861, 1905, 1917, 1956, 1961, 1991, 1993, 2000…
091.  ёизмы: ёж, ёлка, ёкарный бабай, ёрник, ёшкин кот, ёлки-палки, ё-моё, ёк, бедный Ёрик, ёд, ёг, Ёшкар-ола, Ёко Оно, ёрзать, ёрш, ёмкость, ёкнуть.
092. астроложество.
093. Пожалуйста, подтвердите, что вы не робот!
094. ключи, мобильник, часы, очки, удостоверение, флешка, носовой платок, портфель, кошелёк, записная книжка, авторучка.
095. ехали медведи на филосопеде
096. Деррида, Дерриды, Дерриде, Дерриду, Дерридой, о Дерриде
097. маминосибиряковедение о позднем Витгенштейне
098. жУРнАЛ
099. РоссЕЛЬцин 
100. Yavlinsky away keeps doctor away
101. ёкалэмэнэйка
102. опэрэсэтэйка
103. уфэхэцэчэшащейка
104. эюяйка
105. россияне России
106. медвидаты в медвиденты
107. креатиф
108. садомазолибидозный
109. экскрементура
110. ,.!!?;:…,,,!!!??_-_-!!..,,»№;%:?,.. ну и так далее
111. кое-всё.
112. замечательный грибной худождик
113. да идите вы, как говорится, на все три буквы
114. народная целюлительница
115. Платон мне истина, но друг дороже
116. то понос, то остеохондроз, то пародонтоз
117. WITH NEWым YEARом!
118. теорема Пофигора
119. пользуйтесь одноразовыми штопорами, товарищи!
120. экуменические мотивы
121. серб и молот
122. укроамериканцы