Синергетическая философия истории

Владимир Бранский
АННОТАЦИЯ  И  ОГЛАВЛЕНИЕ

(Коллективная монография под редакцией В.П.Бранского и С.Д.Пожарского  СПб, 2009 г)

К 70-летию философского факультета
Санкт-Петербургского Государственного университета

Н а у ч н ы е     р е ц е н з е н т ы:
Безлепкин Н.И., доктор философских наук, Профессор Санкт-Петербургской академии управления и экономики
Манько Ю.В., доктор философских наук, Профессор Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна Марахов В.Г., доктор философских наук, Профессор Санкт-Петербургского государственного университета

 

В предлагаемой читателю коллективной монографии впервые дан обобщенный итог многолетних исследований Санкт-Петербургской научной школы в области социальной синергетики. Монография содержит систематический анализ такого нового направления в философии истории как синергетический историзм. Рассмотрены важнейшие следствия, которые получаются при применении этого радикально нового подхода в таких традиционных сферах философского знания как философия человека, философия религии и философия искусства. Показано, что существующий ныне в общественном сознании идеологический хаос не может быть преодолен без познания закономерностей выхода из хаоса.

Для философов, социологов, футурологов, историков, политологов, культурологов, психологов, религиоведов, искусствоведов и широкого круга читателей, интересующихся глобализацией, социальной философией и новейшим развитием философии истории.



ОГЛАВЛЕНИЕ


Предисловие - http://proza.ru/2010/11/08/811
 
Глава I. Синергетический историзм – философия истории XXI века
 
§ 1. Основы общей теории социальной самоорганизации - http://proza.ru/2010/11/08/994
 
а) Социальная самоорганизация как явление. Синергетическая «игра в бисер»
 
б) Движущие силы социальной самоорганизации. Синергетическая теория социального отбора
 
в) Господствующая тенденция и итог социальной самоорганизации. Новая интерпретация эсхатологической проблемы
 
§ 2. Синергетическая теория идеологии. Закон самоорганизации социальных идеалов - http://proza.ru/2010/11/08/1029
 
а) Природа социального идеала. Идеал и истина
 
б) Закон самоорганизации социальных идеалов – ключ к познанию самоорганизации культуры
 
§ 3. Синергетическая модель глобального прогресса - http://proza.ru/2010/11/08/1038

а) Синергетическая концепция свободы. Новые перспективы социального прогнозирования. Утопия и практопия
 
б) Проблема преобразования реальности и ее антиномии. Поиск оптимального способа реализации социальных идеалов. Понятие суператтрактора как воплощения общечеловеческого идеала
 
в) Ведущие мегатенденции в развитии человечества. Глобальная запрограммированность и глобальная вседозволенность. Парадокс Пригожина. Понятие суперменеза как движения к суператтрактору
 
§ 4. Творческая роль синергетического историзма в преодолении идеологического хаоса - http://proza.ru/2010/11/09/403
 

Глава II. Синергетическая философия истории и философия человека (введение в синергетическую теорию идеологического и потребительского общества)
 
§ 1. Проблема «смысла жизни» в контексте всемирной истории - http://proza.ru/2010/11/09/419
 
§ 2. Сущность человека. Понятие идеологического животного - http://proza.ru/2010/11/09/422
 
§ 3. Ценностная деятельность человека и его главные ценностные ориентации - http://proza.ru/2010/11/09/430
 
§ 4. Закономерности производства ценностей и идеологические автоколебания. Роль идеалов в производстве ценностей - http://proza.ru/2010/11/09/434
 
§ 5. Закономерности потребления ценностей и потребительские автоколебания. Роль моды в потреблении ценностей - http://proza.ru/2010/11/09/444
 
§ 6. Бальзаковский круг в эволюции ценностей и пути выхода из него. Роль пропагандистского пиара в распространении радикально новых ценностей - http://proza.ru/2010/11/09/457
 
§ 7. Самоорганизация ценностных ориентаций человека. Преобразование бальзаковского круга в диалектическую спираль. Нелинейный ценностный прогресс - http://proza.ru/2010/11/09/503
 
§ 8. Абсолютная ценность и формирование сверхчеловека. От недочеловека к сверхчеловеку - http://proza.ru/2010/11/09/512

 
Глава III. Синергетическая философия истории и философия религии (введение в синергетическую философию религии)
 
§ 1. Общая логика развитого религиозного мышления. Религия как особый тип идеологии - http://proza.ru/2010/11/09/1630
 
а) Понятие «бренности» бытия и проблема спасения. Рай и ад
 
б) Особенности религиозного идеала как «предела совершенства» и его моральные нормы
 
в) Вера в пророка как проповедника праведного поведения
 
г) Антиномии религиозного разума. Проблема теодицеи и проблема толерантности
 
§ 2. Синергетические основания религиозного мышления - http://proza.ru/2010/11/09/1635
 
а) Религиозный идеал и принцип детерминизма
 
б) Дифференциация и интеграция религиозных идеалов. Еретические и экуменические тенденции
 
в) Синергетическая интерпретация понятий «рая» и «ада»
 
г) Синергетический подход к антиномиям религиозного разума
 

Глава IV. Синергетическая философия истории и философия искусства (синергетическая теория художественного процесса и сущность художественного произведения)

§ 1. Проблема разграничения художественных и нехудожественных произведений - http://proza.ru/2010/11/09/1643
 
а) Методология решения проблемы

б) Природа художественного произведения
 
§ 2. Эволюция художественных произведений и возможные художественные новации - http://proza.ru/2010/11/09/1645
 
а) Новации подвижнические и патологические
 
б) Свобода и ответственность в художественной деятельности. Искусство, контрискусство и антиискусство
 
§ 3. Актуальное искусство и тенденция к всеобщей  эстетизации социальной жизни в условиях глобализации - http://proza.ru/2010/11/09/1647
 
а) Абсолютное художественное произведение как суператтрактор
 
б) Противоречивость глобальной эстетизации. Эстетизация эстетизации. Нелинейный художественный прогресс
 
Источники - http://proza.ru/2010/11/10/222

ДАЛЕЕ - http://proza.ru/2010/11/08/811