Андрис козловс. дайны. стихи о латвии

Андрей Козлов Кослоп
АНДРИС КОЗЛОВС.
ДАЙНЫ. Стихи о Латвии. Юрмала –1976.

 Предисловие.
.Голубизна латгальских озер, теплое солнечное небо, добродушные, спокойные, чуть диковатые латышские крестьяне навеяли мне незамысловатые строфы этого цикла. «Латигальские сонеты» задуманы как соцветие из нескольких стихотворений, посвященных разнообразным состояниям латышской природы.. Явилось в свет это соцветие в виде четырех сонетов, которые соответственно называются «Полдень», «Вечер», «Ночь», «Утро».
Казалось бы, стихотворение «утро№ должно быть первым в этом цикле. Но после некоторых раздумий я решил расставить сонеты в том порядке, в котором они были созданы. Однако надо заметить, что выбранное мною расположение стихов объясняется не только хронологией написания. По-моему, в выбранной мной последовательности цикл сонетов приобретает глубокий, наиболее острый философский смысл. Начни я цикл, к примеру, с «утра» - и вы не услышали бы ласковую латышскую речь, не увидели бы те лучистые раздолья, ту не то голубую. Не то желтую, не то мягко-зекленую Латгалию.
Итак, первый сонет называется «Полдень». Написан он бесхитростным дактелем, размером, очень распространенным в латвийской поэзии.
В следующем сонете «Вечер» я отошел от подражания латышским дайнам и написал его амфибрахием – размером, используемым латышскими поэтами крайне редко. Вместе с тем, воспользовавшись несколькими латышскими словами, я сумел достичь полной передачи эмоций, вызванных тихим латгальским вечером.
Третий сонет «Ночь» посвящен латгальской ночи. Незнакомые в сравнении с уральскими расцветки небосвода, стрекот кузнечиков, спокойные, но нежные латышки, и тишина… тишина – явились причиной рождения этого стихотворения, явившегося поистине жемчужиной данного сборника. Стихотворение «Ночь» написано хорем, самым распространенным размером в латвийской поэзии.
Сонет «Утро» очень долго не появлялся из-под моего пера. Ни из известных мне классических размеров стиха не мог передать того настроения, которое создавало у меня утро Латгалии. Но вдруг я вспомнил, что в русском (да и латышском – тоже) стихосложении существует такая чудная стихотворная форма, как октава. И я написал латгальское утро октавой.
Легкая зорька. Роса. Латгалия просыпается… Знаменательно, что именно утром я закончил свой цикл о Латгалии.
Остальные стихотворения сборника я оставляю без комментариев и предлагаю читателю самому их осмыслить и воспринять.
 
    ЛАТГАЛЬСКИЕ СОНЕТЫ
       ПОЛДЕНЬ
Цвета запекшейся крови
Кровли готических крыш.
Ревень ломает корове
Розоволицый латыш.

      ВЕЧЕР
Вот дождик по крыше закапал,
На хутор латыш поспешил,
Он крикнул любимой: «Lab vakar!» -
И в кружку бальзама налил.

*Lab vakar!  лаб вакар (латыш.) – Добрый вечер!

         НОЧЬ
Ночь бальзамового цвета
Завладела Латвией.
Тихо прошептала Света:
«Буду, Янис, я твоей».

       УТРО
Антонс поднялся с сеновала,
Мама корову доит,
Мама чего-то сказала,
Антонс ей ответил: «Labrit!»
 
Labrit!  лабрит (латыш.) – Доброе утро!


ПРОБУЖДЕНИЕ ОТО СНА В РИГЕ В ГОСТИНИЦЕ «ТУРИСТ» НА 10-М ЭТАЖЕ В КОМНАТЕ 1011.

В трусах на балкон я вышел,
Шампанского выпил бокал,
Шорох метелки услышал,
Церковь Петра увидал.

РАСТЕТ В КУРЛЯНДИИ ПШЕНИЦА
      (Из цикла «Курляндия»)

Я взял тебя в пшеничном поле,
Хлебами пахло от тебя.
Ну что ещё нам нужно боле,
Когда любя…?

ЮРМАЛА

По песочечку гуляют чайки,
Разыгралась на море заря.
Я хожу по берегу без майки,
Собирая горсти янтаря.