Глава 7 Как кормить ежа

Борис Сутырин
(Веская причина поездки – Сила привыкания – Методика для тренировки памяти – Взбрыкивания и увлечения – Понятия о свободе и счастье – Кто на земле хозяин – Эстетика хаоса - Ежовое пиршество – Секрет костюма – «Любители»  природы – Средство от бессонницы)

Июль, четверг, время 13:51

Накануне Бой позвонил мне и предложил назавтра отложить в сторону дела и выехать за город, а точнее - в его сад. Я решил вообще не появляться на работе и уже с утра подготовил свою походную сумку для поездки.
После обеда Бой позвонил и сказал, что появится около подъезда через три минуты. Я надел джинсы «для лазания», как я их называл, и какую-то отвлечённую футболку.
Выйдя из дома и увидев Боя возле машины, я был сражён его внешним видом. Будь я романистом, то описал бы его внешний вид так: «Его стройную, атлетическую фигуру облегал строгий костюм благородного светло-мышиного цвета. Ворот белоснежной рубашки был украшен дорогим шёлковым галстуком в тон костюма. А блеск ботинок, ловил внимание солнечных зайчиков ...»
- Бой, ты неотразим! - не смог сдержать я комплимента. – Что случилось? У тебя сегодня праздник?
- Садись в машину, - улыбнувшись, сказал Бой.
Я сел, и мы тронулись в путь.
- Ты, конечно, меня извини, но ты уже сотый человек за сегодняшний неполный день, кто задаёт мне подобный вопрос. Тебе я отвечу, как и всем. Нет, сегодня у меня не праздник, не день рождения, я не иду в гости, на свидание или похороны... Просто именно сегодня у меня с утра возникло настроение на этот галстук и на этот костюм. Так иногда со мной бывает: посылаешь всё и вся к чёрту, и делаешь что-то не совсем привычное.
- Да уж... Поехать в костюме на дачу, это действительно непривычно, - проворчал я, рассматривая поистёршиеся колени своих джинсов.
- Есть ещё одна причина, по которой на мне этот костюм. Но не задавай мне вопроса, просто прими к сведению, что мы едем не только проверить сад, но и ещё, чтобы исполнить благородную миссию.
После некоторой паузы он продолжил:
- Люди, не в пример некоторым животным, легко приручаемые твари, - сел на своего философского конька Бой. – Достаточно недельки три-четыре не изменять свой внешний вид, как они привыкают к нему, и любое незначительное преображение обостряет внимание к твоей персоне в несколько раз. Чего уж говорить о полной смене облика. Все привыкли к моему демократичному виду: джемперам, толстовкам и джинсам. Если бы сегодня мне требовалось решить какую-нибудь сложную задачу или завоевать сердце одной из наших сотрудниц, у меня были все шансы это сделать. Даже мой уход с обеда не вызвал у народа ни тени сомнений – «значит так надо». Ты знаешь, один из моих жизненных постулатов гласит: нужно чаще взбрыкивать.
- То есть? – спросил я.
- Наша жизнь, при всей её относительной мирности, разноцветности и соблазнах – всё-таки скучна. Насколько она скучна, начинаешь понимать в момент, когда что-то попробовал, а желания пробовать дальше, в том же задоре, уже не возникает. Яркая и поначалу интересная работа становится рутиной, семейная жизнь начинает утомлять своей предсказуемостью, праздники отзываются больным желудком и головной болью. Нет-нет и начинаешь задумываться о той памяти, которая останется с тобой, когда активная фаза жизни сойдёт на нет. Ведь череда праздников сольётся в одно, по большей части, банальное действо. От работы останется только название, если ты, конечно, дожил до пенсии и не стал мировой знаменитостью. Из всей жизни, на твой взгляд яркой и незабываемой, ты вынесешь только несколько фотографий, да, может, какие-то видеозаписи. Хорошо, если эти картинки действительно вырваны из жизни, а не представляют собой целый ворох одинаковых лиц с разными фонами – «я и девочка, я и белочка». А ведь у большинства людей именно такие фото хранятся в семейных альбомах.  То же самое и с видеозаписями. Остаётся одна надежда – наполнять свою память яркими моментами, научится управлять ею, отбрасывая рабочий мусор и создавая условия для длительного хранения истинной информации.
- Как можно управлять памятью? Разве память подвластна человеку? По-моему, до конца никто ещё толком не объяснил и не разложил по полочкам, что такое есть мозг. Так – отдельные сведения, что, дескать, мозг используется нами всего на десять процентов, за что отвечает правое полушарие, за что левое, - сказал я.
-  Ты смешиваешь два понятия – мозг и память. Мозг, вполне материальная субстанция, которая живёт по законам физического организма. Память – эфемерна, она обладает свойствами чувств и, возможно, так же, как чувства, может быть объяснена с научной точки зрения. Но я сейчас говорю о другом. Есть множество различных методик тренировки памяти для её расширения и удержания в ней информации на длительный срок. С этими трудами я не знаком. У меня есть свой метод, который мне позволяет сохранять яркие моменты жизни. Метод до неприличия прост. Любое событие, которое, по моему мнению, имеет право на ячейку памяти, облекается мной в форму рассказика и многократно пересказывается в компаниях друзей, знакомых, родных. Со временем этот рассказик теряет ненужную шелуху, в нём сглаживаются углы и он становится ёмким, запоминающимся и интересным. В таком виде он навсегда заседает в памяти, причём не только у меня. Некоторые рассказы превращаются в легенды, которые дальше идут гулять в виде баек и анекдотов. А людям, как известно, нравятся оригинальные сюжеты. Именно таким образом создавались в древности саги у скандинавских народов, былины у славян, покуда у них не появилась письменность. Что-то я потерял нить нашего разговора, – сказал Бой и наконец-то прибавил газу, так как мы стали ехать до неприличия медленно.
- Ты говорил о том, что нужно чаще взбрыкивать. А твоё увлечение музыкой является этим самым взбрыкиванием? – спросил я.
- Ага, спасибо, вспомнил. Нет, взбрыкивание не относится к длительным жизненным увлечениям. Взбрыкивания – это небольшие по времени, яркие пятна, такие как: однодневный отдых, встреча, знакомство, посещение памятного местечка, музея... Например, из череды однообразных праздников, которые обычно проходят в городе, можно взять и один их них провести в деревне, да ещё в карнавальных костюмах. В общем, выйти из однообразия местоположения, одежд и присутствующих лиц. Тогда хотя бы этот один необычно проведенный вечер – запомнится. А уж если его потом неоднократно пересказать, считай, что запомнишь на всю жизнь. Что касается музыки, то это большая отдушина в жизни, которая позволяет полностью абстрагироваться от действительности. Но я не ограничиваюсь только музыкой. Для меня невыразимо скучно посвятить жизнь чему-то одному. А вдруг наскучит? А вдруг надоест? Необходимо постоянно искать себя в каких-то областях – в музыке, спорте, графомании. Главное, чтобы не остаться один на один с надоевшим тебе делом. Устал от семьи – ищи спасение в работе, устал от работы – возможно, спасёт семья или рыбалка, устал от всего – музыка, фотография, коллекционирование. И я не говорю, что необходимо в своём увлечении дойти до профессионализма. Как правило,  планка удовольствия лежит не в этом диапазоне, она ниже. Она на уровне «золотого дилетантизма», то есть посередине. Мне всегда претила формула «плох тот солдат, кто не мечтает стать генералом». По мне - это вредный постулат. Он ориентирует на результат, о чём мы с тобой уже говорили, исключая процессы и удовольствия от процессов, которые сопутствуют обычной, а в контексте поговорки – солдатской жизни. Но даже принцип золотой середины в увлечениях требует усилий для познания. Мой друг обычно приводит в пример стёртые в кровь пальцы, когда рассказывает, как он учился играть на гитаре. Вот до такой степени это его затянуло. Чем больше в твоей жизни подобных серьёзных увлечений, тем больше ты защищён от апатии.
- Хорошо, когда есть время на увлечения, а когда его нет? Есть работа по восемь-десять часов, потом вечер с семьёй и сон. Всё. Утром - по новой, - выдал я реплику.
- Во-первых, это обычные отговорки людей, которым лень найти время для параллельных работе или семье увлечений. Однако они легко находят время на бестолковые разговоры по телефону, на посещение магазинов и бессмысленное ничегонеделание около телевизионного экрана. А во-вторых, увлечения увлечениям рознь. Есть действительно увлечения, требующие большого количества времени и даже средств. Начинай с малого. Сначала отхвати небольшой кусочек выходного дня, потом вечера одного из будней, когда на работе не было завала. Так, постепенно, ты разгребёшь участок во времени для полноценного занятия своим увлечением, как поселенец отвоёвывает у леса площади для посева. Кроме того, иногда работа может поделиться свободным временем.  Сегодня моя работа позволила мне уехать из города и приятно провести время без потерь для производимого мной продукта и заработка.
- Это потому, что работа у тебя в свободном графике и ты не на режимном предприятии, - заметил я.
- Это правда. Но я стремился к такому положению вещей длительное время. Ни ты, ни кто-то другой не представляет, сколько я потратил усилий, чтобы вести себя сегодня так, как мне хочется. Это - моё представление о свободе. Я не могу сказать, что дошёл до идеального состояния в этом процессе, но я использую любую возможность для этого. Сегодняшняя поездка, как лишнее напоминание работе, что я могу ею пренебречь в угоду собственным интересам. Не могу сказать, что такая свобода всем по нутру. Мы как-то спорили в своём узком кругу, кто более счастлив – тот, кто находится в плену ограничений или тот, кто волен в своём выборе...
- Чего тут спорить-то? Кто более свободен, тот и счастлив.
- Собственно, и я также думал. Однако в своих умозаключениях мы дошли до того, что счастье может сложиться и у того, кто несвободен. За основу мы взяли военного человека, который находится в плену ограничений. Военный подчинён приказам свыше, он не может действовать, как ему заблагорассудится или, например, одеваться так, как ему вздумается. И это – безусловные минусы. Но его обеспечивают питанием, форменной одеждой, крышей над головой. Для духовного развития у него есть  уставы и культпоходы. Ему выплачивают жалованье, которым он волен распоряжаться по своему усмотрению, так как его бытовые проблемы решены. Распорядок и исключение любых неожиданностей, в случае мирного времени, положительно сказываются на здоровье. Иерархическая лестница должностей, позволяет решать свой узкий круг задач, сохраняя душевное равновесие. Добавь сюда отпуск по графику, повышение по службе, согласно возрасту и выслуге лет. Это ли не формула счастья? А теперь перейдём к индивидууму, у которого нет ограничений, как ему кажется. Как только ты становишься самостоятельным человеком, со всех сторон на тебя наваливаются задачи и вопросы. Всё, начиная от покупки зубной щётки, до обеспечения себя работой ложится на твои плечи. И чем выше ты поднимаешься, чем выше становится твой статус, тем менее ты свободен. Дела, окружение, имущество, словно якоря держат тебя на привязи, отвлекают твоё внимание. Да, ты волен сегодня пойти в театр, а завтра улететь на самолёте. Но сколько условностей ты должен преодолеть для таких, казалось бы, банальных дел! Надо с кем-то договориться, кому-то соврать, где-то успеть, что-то записать. Надо пережить непонимание родных и близких, порвать связи, до предела напрячь свои нервы, чтобы на короткое время почувствовать себя свободным.
- Ну, всерьёз сравнивать военных и гражданских нельзя, - вставил я слово. – У человека службы иной склад ума. Он либо от природы такой, либо становится таковым под гнётом обстоятельств. Он по-своему свободен и счастлив. Но, что счастье для военного, несчастье - для гражданского. И наоборот. Собственно, свободным может считать себя любой человек, который внутренне это состояние ощущает.
Мы неожиданно подъехали к садоводству и замолчали, так как дорога, ведущая к домику, была как жизнь – терниста и ухабиста. Подъехав к дому, Бой вылез из машины, я тоже. Пахнуло близким лесом, смешанным ароматом некошеных трав и еще какими запахами. Бой запарковал машину под яблоней, и мы оперативно начали разгрузку.
- Я пойду повитаминизируюсь, - сказал я чуть позже, и вышел в сад.
- Ягоды уже собраны, можешь взять в холодильнике, - крикнул Бой.
- Нет, я не люблю неживые плоды. Я люблю свежие ягоды, сорванные прямо с куста. Они наиболее сочны, - отклонил я его предложение и продолжил. – В них не успевает ослабнуть жизненная сила и не останавливается движение соков. Подозреваю, что мои желания наслаждаться свежестью вызваны атавистическим чувством первобытного каннибала.
Я побрёл по саду в поисках чего-нибудь съестного, пока Бой делал необходимые дела, для того, чтобы дом стал жилым. В заросшем травой саду ещё встречались места, где можно было найти ягоды смородины.
- Насчёт природы у меня есть одна теория, - вышел Бой на крыльцо, всё ещё не сняв своего парадного костюма.
Я поспешил возвратиться, чтобы удобно расположиться на веранде в тени яблони с видом на лес. В руке Бой держал бутылку коньяка и две рюмки, которые тут же наполнил до краёв. Затем он сорвал незрелое яблоко и тут же порезал его на тончайшие прозрачные ломтики. Они мгновенно поржавели, но продолжали издавать приятный яблочный дух.
- Так вот. Моя теория не нова и в который раз гласит о том, что мы – люди, существа не вечные и только пришли погостить в этот мир. А посему, мы не вправе эту землю коверкать и подвергать её насилию.
- Под насилием ты имеешь в виду садовые постройки и посаженные деревья?
- Это в меньшей степени. Я имею в виду совместное сосуществование трёх видов существ – флоры, фауны и современного человека. Я сознательно выделяю человека из фауны, так как он представляет собой опасность, как для флоры, так и для фауны. Возьмём, к примеру, садовода. Я не буду вдаваться в причины, по которым человек стал садоводом. Попытаюсь только до тебя донести мысль о его циничном отношении к земле и тому, что её населяет. В угоду своим увлечениям, будь то посадка картошки или выращивание цветов, садовод находится в постоянном противостоянии с живыми организмами. Он готов убить всякую живую тварь, которая посягнёт на его насаждения.
- Подожди-ка, - прервал я Боя. – Давай сразу определимся, какую живность ты имеешь в виду? Например, мы с тобой сидим, и время от времени машинально прихлопываем комара. Его считаем?
- Не торопись, я ещё до этого не дошёл. Но, уж если ты настаиваешь... Любая теория обширна и требует большого количества времени на описание подробностей. Поэтому я, в разговорах с тобой, как ты, вероятно, давно заметил, не углубляюсь в дебри детализации, а только знакомлю по-крупному с основными краеугольными камнями своих теорий. Сейчас я приведу в пример только млекопитающих, так будет наглядней. К тому же, млекопитающие - наши ближайшие родственники, чего не скажешь о насекомых. Так вот, садовод готов применить любую отраву для того, чтобы «его» земля была чиста от так называемых паразитов, а именно, разных мелких и крупных грызунов: мышей, кротов, зайцев и прочих обитателей полей. По моему убеждению, если ты пришёл на землю, которая до тебя была кем-то заселена, то ты - захватчик. Будь любезен, живи сам, но и дай жить исконным жителям этой земли. А за то, что ты на этой земле хозяйничаешь, справедливо будет, если частью своего урожая ты будешь делиться с этими истинными хозяевами.
Я захохотал.
- Ну, ты даёшь! Захватчик! Если тебе выделили участок земли, то ты его хозяин, чего тут городить-то?
- Ты снова путаешь законы социума и законы природы. Все часто повторяют фразу: «Ничто не вечно», но никто не желает вдуматься в её суть.  Может быть, мозг не допускает этого сделать, так как он отказывается понимать бесконечность вселенной и смерть. Может быть, человеку мешает узость мышления, чтобы вдуматься в слово «вечность». Но уж коли мы всё-таки применяем в жизни эти понятия, то они в первую очередь больше применимы к земле и природе, нежели чем к человеку и социуму, в котором он живёт. Если углубиться в историю, то можно узнать, насколько многократно земля являлась чьей-то собственностью. Её продавали и дарили, покупали и отнимали, захватывали и отвоёвывали вновь. И я подозреваю, что каждый кратковременный владелец этой земли считал, что она принадлежит ему по праву. Что она для него навсегда, что весь его род будет жить на этой земле и богатеть. Но проходит время, приходят новые люди, привносят новые порядки, законы и всё меняется. Не меняется только та земля, на которой мы сейчас находимся. Мы, как пена от волны, немного побудем на берегу и стаем. А земля так и будет здесь. Устанет быть полем - зарастёт лесом, надоедят лесные животные - придут пустынные. Так что надо жить и радоваться тому, что тебе дали шанс побыть на этом месте, шанс попытаться что-нибудь вырастить, держа в памяти настоящих коренных владельцев этой земли и живя с ними в гармонии.
- А чего траву не косишь? Тоже по теории, чтобы животных не обделить? – снова спросил я.
- Да, и тут моя теория работает. А ещё мне нравится буйство флоры. Чтобы хорошо себя чувствовать на земле, надо попробовать приблизиться к ней. То, что нам кажется хаосом, на самом деле сложнейший механизм, где всё взаимосвязано. Трава тянется к солнцу не просто так, ей так надо. И соседство разных трав друг другом или их взаимная неприязнь – результат длительного процесса, где так же есть свои привязанности, чувства, любовь, если хочешь. И вдруг, прихожу я и скашиваю её...
- Но, Бой, ты же эстет! Как ты совмещаешь это безобразие со своим чувством прекрасного?
- Ты знаешь, моё чувство эстетики зиждется на избавлении от всего лишнего, на аскетизме и на физических нагрузках в удовольствие себе. Иногда я хожу в гости к соседям, и мне нравится порядок их ровных грядок, подстриженных кустов и геометрически правильных клумб. Но чувственная составляющая моего «я» всё-таки перебарывает и отказывается повторять то же самое на своём участке. Если душу загнать в рамки, она перестанет быть душой, по крайней мере, живой. Мне жаль ухоженную землю, в ней всегда чего-то не хватает. Вон, посмотри немного левее.
Я посмотрел в ту сторону, куда показывал Бой и увидел небольшое сооружение. По форме оно напоминало шестиугольную беседку, но по размеру подходило разве что кошке. У сооружения была крыша, крытая какой-то жухлой растительностью. Крыша удерживалась на опорах. Прямо посередине этой хижины находилось возвышение, походившее на стол. Тут мы увидели ежа, вернее ежонка. Он казался непугливым, однако Бой всё равно приложил палец к губам и на цыпочках пошёл в дом. Через нескорое время он вынес блюдце с молоком и кусочек сыра. Ёж не обращал на нас внимания и делал подкоп под яблоню, время от времени высовывая свой остренький нос из  выкопанной ямки и слепо оглядываясь по сторонам. Бой осторожно сошёл с веранды и поставил угощение под крышу маленького сооружения, недалеко от ежонка. Сам возвратился обратно и с удовлетворением уселся в кресло.
- Эту кормушку я построил давно, так как время от времени со стороны леса ко мне приходят ежи.  Правда, вот этого я вижу впервые, наверное, недавно народился.
Я посмотрел на Боя. На его лице в данный момент нарисовалось выражение умиления. Может оттого, что он думал о ежах, а может наконец в его голову ударил коньяк.
- Ты спятил? – с иронией спросил я его.
- Может быть, - ухмыльнулся Бой. – Но нас много, таких сумасшедших. Тех, кто подкармливает кошек, собачек, птичек зимой. Кто подлечивает раненого воробья или голубя. Кто содержит домашних животных.
- Кстати, ты почему до сих пор не снял костюм? – полюбопытствовал я.
- Сегодня мы приехали покормить ежей, и я не могу не выказать им своего уважения. Этот глупыш, конечно, ничего не поймёт, но вот его папа...
Вскоре мы наблюдали следующую картину. Недалеко от кормушки раздвинулись заросли травы, и друг за другом на чистое место вышли два ежа. Я, как и Бой, замер, побоявшись поставить стопку на стол. Ежи поводили своими носами из стороны в сторону, после чего двинулись под крышу кормушки. Через некоторое время послышались смешные звуки, сопровождавшие ежовую трапезу. Даже мелкий ёж бросил свои яблоневые корешки и по примеру родителей решил поучаствовать в пире. Тут Бой встал и бесцеремонно двинулся в сторону кормушки, хотя мне показал палец, приложенный к губам.  Один из взрослых ежей и ежонок бросились наутёк и скрылись в траве. Однако другой большой еж остался и невозмутимо смотрел на приближавшуюся гору Боя. Бой подошёл к кормушке, что-то достал из кармана, присел на корточки и раскрыл ладонь на уровне земли. На ладони лежал кусочек мармелада. Ёж какое-то время рассматривал Боя, потом, видимо признав, довольно беспечно подбежал к ладони и прямо с неё начал есть мармелад, поставив при этом две передние лапки на ладонь. Закончив лакомиться, ёж дал Бою погладить себя, немного уложив для удобства свои колючки. Сколько времени это продолжалось, я сказать затрудняюсь, но моя рука слегка онемела, а во рту пересохло. Я сделал какое-то движение. Ёж встрепенулся, выдвинулся из-под руки Боя. Он посмотрел в мою сторону, потом на моего друга и церемонно начал удаляться к траве, из которой на нас смотрели две любопытные ежовые мордашки. Бой возвратился на своё место.
- Эх, приятно прикоснуться к настоящей живой природе, - выдохнул Бой. - Эти ежи в жизни могли бы и не узнать вкус коровьего молока или сыра. А сейчас они знают эти продукты.
- Меня интересует вопрос, почему тебя не испугался большой ёж? – спросил я, всё ещё находясь под впечатлением от увиденного.
- Большой ёж – это глава семейства. Однажды весной я приехал сюда в таком же виде, как и сегодня. Я увидел этого ежа, который, видимо, совсем недавно отошёл от спячки и шатался по саду в поисках съестного. Я его поймал и притащил в дом. Пока я ел, он сидел на столе и имел возможность есть всё, что там находилось. Вот тогда он впервые попробовал сыр, молоко. А когда я пил чай, то он самостоятельно отыскал мармелад и довольно много его съел. Я даже в тот раз испугался за него, вряд ли сладкое полезно для животных. Но с тех пор, когда я сюда приезжаю, то всегда привожу с собой мармелад.
- А его родственники?
 - А его родственники стали приходить позже, когда привыкли ко мне. Или он им рассказал. Но мармелад они не едят.
- Так, а костюм-то всё-таки зачем? Что, тебя ёж не узнает в ином виде? – не унимался я.
- Вот и именно, что ещё не было случая, чтобы ежи выходили бы ко мне, если я не при параде.  В этом случае, они приходят ночью и всё тут подъедают. Я даже специально ставил эксперимент, чтобы в этом убедиться. Как только я надеваю костюм, и хожу в нём по огороду, то старший ёж выходит ко мне, и мы с ним безмолвно общаемся. Но стоит при нём снять пиджак и повесить его на сучок, как ёж сразу поворачивается ко мне спиной и уходит. Я так понимаю, что этим действием я его оскорбляю или проявляю к нему своё неуважение. Возможно, что он старше меня, в пересчёте на его, ежовые годы. 
- Удивительно! Тебе дрессировщиком работать в цирке со своим костюмом, - улыбнулся я. – Вот была бы потеха!
- Ну, уж нет! По мне, любая дрессировка – это живодёрство. Никто не вправе распоряжаться жизнью живых существ, тем более заставлять их плясать из-под палки. Вот ещё одна недостойная сторона, присущая человеку.
- А как же цирк, зоопарк? Где ещё можно увидеть диких животных?
- Цирк вне всяких сомнений – место издевательства. Зоопарк приемлем только в виде многих и многих гектаров свободного леса, где по специальным маршрутам можно возить стеклянные вагончики с туристами внутри. Я даже больше скажу. Практически любой матёрый любитель животных, потенциально является живодёром. Он щепетильно относится к окрасу шерсти своего любимца, ему бы хотелось, чтобы не было запаха, он был бы рад сделать так, чтобы животное было стерилизовано. Редко-редко встречаются люди, которые дарят свою любовь своему питомцу безвозмездно. То есть не ради самоутверждения, похвальбы, медалей, своей прихоти, а ради того, чтобы чувствовать себя с этим живым существом на равных, как с таким же гостем этой планеты, что и ты.
- Позволь с тобой не согласиться, - сказал я. – Я видел людей, которые обожают своих собак, например, или даже экзотических тварей.
- Я тоже знаю любителя бойцовской собаки, который получает наслаждение оттого, что натравливает её на мелких собачек или котят. Мне тоже известна одна экзотическая змея, которая на обед съедает 3-5 живых мышей, которые, к слову сказать, обладают своей душой и живым сердцем, – парировал Бой.
- Ну, эдак мы с тобой сейчас углубимся в риторику о том, ешь ли ты мясо убитых животных или нет? Пользуешься ли ты дублёнками или кожаными куртками в качестве одежд или предпочитаешь заменители?
- Я, конечно, всё это ем и всем пользуюсь. Однако сам я не убил ни одного животного своими руками и постараюсь, чтобы этого не случилось впредь. Сам я не купил ни одного животного, чтобы не испытывать себя же на прочность. А вот выхаживать раненых птиц, пробовал, и мне это было приятно. Приятно то, что получив от меня помощь, птица улетала прочь. Она доставляла мне радость тем, что я за ней ухаживал, а я ей тем, что её вылечивал. Вот эта обоюдность взаимоотношений с животным миром мне и нравится. Мне не нужно «спасибо» за доброе дело от живого создания. Я получил свою порцию удовольствия, к чему мне добавка? Ладно, пойдём в дом, - предложил Бой.
Уже перед сном я решил ещё раз подтолкнуть Боя на длинный нудноватый монолог, под который можно было бы легко уснуть. Не всё же Бою пользоваться мной.
- Бой, а вот интересно, когда ты ловишь рыбу и она, как мягко говорят рыбаки - «засыпает», а попросту - дохнет, ты какие испытываешь чувства по отношению к ней? – лёг я, подложив руку под подушку, и закрыл глаза.
-  Когда-то очень давно, - начал Бой, - у меня жили рыбки в аквариуме. Сколько я ни пытался войти с ними в контакт, у меня это не получалось. Я не чувствовал от них тепла, что ли... Сейчас я понимаю, почему этого я не мог достичь. Рыбы живут в ином мире, иной стихии, которая чужда людям.............................................. Сразу хочу предвосхитить твой вопрос............................................. Дельфины, на всякий случай, это млекопитающие, поэтому ........................................................... Рыбу.............................честным способом и в этом смысле я перед природой чист.....................................................
Дорогой читатель, прошу прощения, но видимо я уже сплю.

Глава из книги "Бой по четвергам", Февраль 2008 – Апрель 2010