экватор фестиваля

Валентин Филатов
 Второй год десант москвичей с их конкурсом молодых композиторов России СТАМ рассекает "Петербургскую Осень" пополам. И приходится этот "экватор" аккурат на 7 ноября - знаковую дату в истории нашей страны. В конкурсе 2010 года все было ровнее, в чем-то интереснее нежели в прошлый год. Но в этой ровности появилась какая-то пугающая сторона. Молодые авторы в возрасте от 20 до 30 лет представили на суд публики, которая традиционно выбирает победителя, 8 сочинений. И от каждого из них веяло каким-то внутренним холодком отстраненности. Точно музыка, которую пишут молодые, не затрагивает их души. А значит, не может затронуть души слушателей. При этом в мастеровитости им уже не откажешь. Пожалуй, только в одном сочинении - Квинтете Алексея Чернова (Москва) присутствовало подлинное душевное переживание, делающее эту музыку Музыкой. Но в этом сочинении в большей мере проявились слабости другого порядка - однообразие состояний, рыхлость формы и как следствие затянутость. Виртуозная пьеса Григория Зайцева, названная им "Иродиадой", как и его прошлогоднее выступление, во всей полноте продемонстрировало умение писать виртуозно, "покупая" публику блеском. Но за этим блеском, увы, не стояло ничего. Открывавшие конкурс 7 якутских песен Екатерины Яцюк (Нерюнгри) оставили приятное впечатление, но уж больно наивны, я бы даже сказал инфантильны. Точно не было в мире ХХ века, точно нет в нем никаких проблем. Питерские авторы Елизавета Панченко и Андрей Бундин очевидно проигрывали в качестве материала. Их музыку слушать порой бывало просто скучно. Зато изысканен по материалу был Павел Алексеев (Москва), в итоге ставший победителем СТАМа. Правда, в его музыке присутствовала некоторая чрезмерность. По-моему, ее просто следовало бы серьезно сократить. Бледно прозвучали и "Простые песни" Михаила Пучкова (Москва), которым не доставало искренности. Казалось, что автор играет в простоту, а сам далеко не так прост, каким хочет казаться слушателю. Единственный номер, порадовавший меня, несмотря на некоторые явные композиторские недостатки, это блестяще сыгранный терцет "Истина в Чае" Владимира Орлова (Саратов). Кстати, он был и единственным юмористическим номером, на котором публика откровенно смеялась. Юмор в музыке - вещь трудная и редка, автору безусловно удавшаяся. В этом номере блистали Зоя Журавлева (сопрано), Мария Мартышева (скрипка) и Андрей Бугринов (фортепиано).
   Отчего в творчестве молодых авторов столько наносного в сочетании с душевной пассивностью, за исключением А.Чернова, сказать не могу. Может, эпоха безвременья, в которой им выпало сложиться как личностям, наложила свой неизгладимый отпечаток на их молодые души... Но неужели же не найти талантливым творческим людям, еще на перешагнувшим рубеж зрелости, в себе сил сопротивления? Надо же стремиться к чему-то настоящему, а не бесконечно метаться между бесплодным ностальгированием по ушедшим стилям и бездушным конструированием форм!
   Проект СТАМ весьма занимательный проект. И хочется пожелать его инициатору Юрию Кудряшову и его команде удачи. Но думается, что музыку, во-первых, следует отбирать более тщательно. То, что привезли в Петербург в этом году, все-таки не конкурсный уровень. А во-вторых, надо как-то иначе составлять программу, чтобы одно сочинение не билось о другое в тесном соседстве.
   В целом же, как и весь продолжающийся Девятый фестиваль русского искусства "Петербургская Осень", конкурс СТАМ продемонстрировал высокий организационный уровень, крепнущий интерес публики. Слушателей, жаждущих оценить новинки от молодых, в зал Дома композиторов пришло немало. Она была заинтересованной и активной. А ведь формат СТАМовских акций четырехчасовой!
   Фестиваль перевалил за экватор. Впереди ряд значительных событий. Это и вокальный вечер З.Журавлевой в Александро-Невской Лавре, и традиционный смотр юных "Дети пишут музыку", и полная ретроспектива фильмов А.Кайдановского, и многообещающее музыкальное приношение П.И.Чайковскому, на котором впервые прозвучит Симфония №11 М.Журавлева. Будем с нетерпением ждать.