Публикация в сан-францисской газете 24 часа

Юзеф Бронфман
                ПУБЛИКАЦИЯ В ГАЗЕТЕ «TWENTY FOUR HOURS INTERNATIONAL»

№ 388, ноябрь 2010

                НОВИНКА
               
                В «МОЮ БАБУШКУ ИЗ РОССИИ» ЗАЛОЖЕН ГЕН ИСХОДА

«Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью»
Томас Джефферсон, Декларация Независимости США, 1776 год

«По утверждению историков в Украине от рук казаков гетмана Богдана Хмельницкого, во время казацкого восстания 1648 -1654 гг. истреблено 300 тысяч евреев, что вполне соизмеримо по своим масштабам с Холокостом.
Остаётся загадкой почему евреи не покинули тогда Украину, а сделали это лишь 325 лет спустя?»
Редколлегия «24 часов»

«Эта книга для тех, кто эмигрировал из Советского Союза, для ваших детей и внуков, для родственников и друзей, которые остались там. Дети, ради которых вы уезжали, не всегда любят слушать подробности вашего смелого и опасного решения покинуть страну, в которой вы родились, а прочитав книгу, возможно задумаются, что у них кроме «завтра» было «вчера».
Юзеф Бронфман, автор

                Том Первый – РОДИНА                Том Второй – ЗАГРАНИЦА


В июле 2010 года был опубликован роман Юзефа Бронфмана «Моя бабушка из России», в двух томах на русском языке, повествующий об исходе евреев из Совeтского Союза.
Насколько мне известно, такого размаха произведений (1000 страниц текста), адресованных этому новому историческому исходу евреев из Союза до сих пор в русской литературе не встречалось. Поистине получился эпический охват событий, несущих важный вызов и российскому, и американскому обществу.
 
 
Трагические страницы истории евреев в Европе ХХ века всегда будут привлекать к себе внимание писателей, художников и просто людей неравнодушных и совестливых. Хотя эта история полна событиями, пусть и не освещёнными заревом горящих местечек и криками мучеников в расстрельном Бабьем Яру, но от этого не менее драматическими. Поистине катаклизмом можно назвать исход евреев из Европы после окончания Второй мировой войны, хотя, казалось, что ещё могло угрожать им после поражения фашизма? Это отражено в диалоге отца и сына:


– Я думаю, это очередной исход. - Отец достал носовой платок и вытер глаза и нос. - Выходит, еврей не может просто планировать своё будущее и будущее своих детей. Еврей должен умно планировать своё будущее. Я хочу, чтобы ты моментально поумнел, - тихо повторил он.
– Папа, если всё, что ты говоришь, - правда, то это ужасно. Когда же должен я начать планировать будущее для своих детей, внуков, правнуков? Неужели и они должны будут уехть из Америки?

               
Мы с вами знаем, что этот исход продолжается до сих пор, но своей кульминации он достиг к концу 70-х началу 80-х годов ХХ века, спустя 40 лет после окончания войны, когда около полуторамиллионов уцелевших от геноцида евреев эмигрировали из стран «социалистического» лагеря, главным образом из Советского Союза. Следует вспомнить знаменитое требование: Let my People go!, когда начался еврейский Исход из Союза, и евреи, бросая нажитое, неудержимо стремились вырваться из коммунистического рая, а Советский Союз, наоборот, всеми силами пытался воспрепятствовать их бегству.


Тот, кто взял на себя труд ознакомиться с историей евреев за последние 300 лет, прежде всего в Восточой Европе, понимает, насколько оправданными были причины этого исхода. Да и в наше время, Каких только преступлений, подлости и негодяйства не использовала руководящая верхушка бывшего Советского Союза и других стран  социалистического лагеря, поддержанных значительной частью обывателей, чтобы выдавить евреев из общества, избавиться от их конкуренции, лишить их возможности развивать свою культуру и институции. В результате, теперь уже «мирным» путём был окончательно решён «еврейский вопрос», загублена цивилизация восточно-европейских, если угодно, «русских» евреев со своим местообитанием, языком и культурой.


Мир в лице ООН, тем более Европа, не прощавшие коммунистическому лагерю куда меньшие прегрешения, достаточно спокойно восприняли этот исход. Значительную роль сыграло тщательно культивируемое представление, что евреи уезжают на обретённую «историческую» родину или, на худой конец, в благословенную Америку и тому подобное.


Конечно, всё это так, не в газовые же камеры направлялись! Но это составляло судьбу и жизнь уезжавших, а не заслугу и благодеяние изгонявших. Им история, судя по прошлому опыту человечества, ещё воздаст должное. Задача современников – не оставлять в забвении этот Исход. Набатный колокол должен звучать, привлекая внимание к судьбе беженцев. Это нужно не только евреям, это нужно народам, вынуждающим их покидать родные места.


Теперь становится понятным, почему так благожелательно была воспринята книга Юзефа Бронфмана «Моя бабушка из России».


Роман-сценарий рассказывает о самом начале потока эмиграции, который тогда ещё только каплями и струйками просачивался сквозь наглухо законопаченную границу. 70-е годы, точнее 1976 год, перед нашими глазами разворачивается жизнь и судьба двух молодых семейных пар. Первая из них - по паспорту евреи, вторая – русские. Они дружили, что в те времена уже могло характеризовать их внутренний мир и нравственные устои. Автор не стремился выбрать людей исключительных и поставить их в обстоятельства чрезвычайные. Это обычные советские люди, совки, как теперь принято называть самих себя. Их мир, людей образованных и интеллигентных, ограничен теми рамками, которые стесняли каждого из нас. Работа – хотелось бы поприличнее и с хорошей зарплатой, дом - ох как желательно свой, собственный и получше. Налаживание всех и всяческих связей и знакомств, с которыми легче жить и обеспечивать себя, детей, родителей едой, одеждой, мебелью, книгами, билетами в театр.

 
Каждый из нас может вспомнить свою прошлую жизнь и представить себе этих, только начинающих свою карьеру ребят. Автор не пытается поставить себя над своими героями. Он идёт рядом с ними, показывая их будни, деликатно комментируя их отношения. Но это не семейно-бытовое повествование. Я бы даже назвал роман приключенческим. Сюжет развивается динамично, страницы насыщенны диалогами, встречами, коллизиями, суть которых состоит в противостоянии молодой энергии героев, желающих реализовать себя и занять своё место в обществе с действительностью, умертвляющей всё живое, деятельное и самостоятельное.

 
Не прибегая к спецэффектам, автор сумел показать, как поначалу смутный, неосознанный протест героев против липкой паутины отношений загнавшего себя в тупик общества «развитого социализма», мешающего им жить, вырастает в осознанное стремление вырваться из советской действительности. На наших глазах происходит мужание характеров героев, крепнет их решимость эмигрировать из Советского Союза. Но, вот незадача, только еврейская семейная пара в принципе могла добиться этого. А им так хотелось уехать вместе, поддерживая и помогая друг другу. Жизнь подсказывает неординарное опасное решение, требующее мужества, воли и терпения. Завязывается интрига и автор показывает, как шаг за шагом преодолевают они препятствия на пути к поставленной цели:


– Мы приняли решение тоже уехать в Америку.
Лёня растерянно посмотрел Антону в глаза.
– Антон, получают вызов только евреи. Подавать на выезд могут тоже только евреи. Ну, ещё немцы. Это не имеет значения. Но вы не евреи и не немцы, вы - русские...
– Только один вариант... если вы согласны на него. Вы разводитесь, и мы разводимся, потом переженимся.


Какая ещё у них была альтернатива, чтобы осуществить своё решение? Автор вынуждает героев искать обходные пути, и вскоре они сумели добиться своего и получить выездные документы, хотя неожиданные и отнюдь не роковые события нарушили их планы. Обстоятельства их отъезда настолько изменили бытие наших героев, что их жизнь в Вене, в Италии и США живо, увлекательно и не без юмора изображённые автором, пошла в совершенно непредвиденном направлении. Автор вместе с героями размышляет над вопросами:


 «Почему их не оказалось в самолёте? Почему они не прилетели?
Но как они могли знать о событиях в Шереметьевском аэропорту? Они уже быки заграницей. А там, там Фаня и Антон стояли на краю пропасти..."


Можно с уверенностью утверждать, что читатель непременно станет сопереживать приключениям героев на их нелёгком пути к счастью.


Тот же, кто даст себе труд оценить не только занимательную интригу и живые характеры героев, вылепленных рукой умелого мастера, увидит перед собой отражение океана событий и свершений, составивших то, что мы называем теперь исходом евреев из Советского Союза.
 

 Грандиозная 1000-страничная эпопея проторена и пережита заново:


«Ещё никто не развёлся, ещё никто не умер, ещё не появились у русских еврейских бабушек и дедушек чёрные американские внуки, ещё никто не стал миллионером, ещё никто не знал, чем это всё кончится.
Всё начиналось с ночного мытья посуды в китайских ресторанах.
Иммигрантская жизнь советских евреев в Америке, которую история назвала «Третьей волной», начинала свою эпоху».
 

Финал романа расходится с моими предсказаниями, но я принимаю авторскую версию безоговорочно. Ибо Любовь - это источник всех наших начал.

Мысленно представляю себе, как я сижу в нью-йоркском или сан-францисском кинотеатре и на экране развёртывается кадр за кадром жизнь новых эмигрантов... этакая поэтическая исповедь четвертьвековой давности. Это - летопись нашей жизни!
                Григорий Могильницкий, Ph.D., New York

                * * *

                ОТ АВТОРА»

Роман, которому я посвятил 9 лет, уже начал свою самостоятельную жизнь. Мне весьма приятно читать или выслушивать отзывы взыскательных читателей.
Пользуясь случаем, я хочу выразить глубочайшую благодарность всем, кто уделил время для прочтения книги и поделился своими мыслями с автором.
Особую признательность мне хочется адресовать Марине Бичинской, которая не только согласилась издать книги, но работала над их дизайном, вложила огромный труд и энергию в осуществление моей мечты.
Марина открыла своё издательство LIVING ART PUBLISHER (livingartpublisher.com), где были опубликованы мои книги. На её веб сайте она любезно поместила интервью со мной.
Для ознакомления с романом и отзывами о нём сообщаю интернетовские адреса:
http://www.proza.ru/2010/07/18/387
http://www.proza.ru/avtor/mygrandmafromru

Обещаю каждому, заказавшему роман (e-mail mygrandmafromrussia@yahoo.com), отправить бандеролью книгу с моим автографом.
С уважением,
Юзеф Бронфман
                * * *

                ОТ РЕДАКЦИИ

Каждый иммигрант обязан знать историю величайшего по масштабам еврейского Исхода из Союза. Из романа вы почерпнёте вдохновение, ощутите гордость за своих соотечественников.
И когда придёт черёд задать себе вопрос: Что наиболее важного я сделал в своей жизни? Ответом будет краткий, ёмкий, огнедышащий словарь из трёх слов: Я СОВЕРШИЛ ИСХОД! Я был участником полуторамиллионного Исхода евреев из Союза!

 
Одним из неравнодушных писателей современности был Булат Шалвович Окуджава, который сочувствовал судьбе евреев, их обидам и презирал антисемитов. Эмиграция евреев, а по существу, их исход из отечества, вызвала к жизни эти строки:


Под крики толпы угрожающей,
Храпящей и стонущей вслед,
Последний еврей уезжающий
Погасит на станции свет.


Начав читать роман Юзефа Бронфмана, вы вскоре обнаружите, что Вас увлекут небыкновенные приключения героев настолько, что вы забудете про сон и, оторвавшись, будете ловить себя на мысли поскорее вернуться к чтению.

Дорогие Читатели!

Предлагаем вашему вниманию отрывок из первого тома романа Юзефа Бронфмана «Моя Бабушка из России»:
                ВСТРЕЧА СОНИ и АНТОНА


Со­ня сме­ясь, те­ат­раль­но пред­ста­ви­лась:

–           Ме­ня зо­вут Со­фья Алек­се­ев­на Не­да­чи­на. Сту­дент­ка Гео­ло­ги­че­ско­го фа­куль­те­та МГУ, к твое­му све­де­нию. Да­вай по­зна­ко­мим­ся…

–           Ни­че­го се­бе! Зна­чит, па­па­ша – Алек­сей Не­да­чин. Во, гос­по­ди! И фа­ми­лия пря­мо бар­ская. Ну по­пал­ся я… с двух сто­рон, что дочь, что отец. Боя­ре!.. Как же ты… к учи­те­лю?.. Я-то ведь все­го лишь Ан­тон, Ан­тон Ан­д­рее­вич Ал­ле­ин, от ка­кой-то ал­леи… То-то я вче­ра за­ме­тил жу­рав­ли­ную стаю, все ви­лись во­круг те­бя.

Со­ня ста­ла сме­ять­ся:

–           Ес­ли жу­рав­ли не в тво­ём вку­се, мо­жет, мне уле­теть?

–           Что ты, что ты? Те­перь уже позд­но, те­перь уже кры­лыш­ки мож­но сло­мать. И так уле­та­ешь… в Яку­тию. Не уле­тай, Со­ня... Что-то я со­всем рас­те­рял­ся!.. Ты кра­си­ва и ум­на! Ред­кое сов­па­де­ние. И имя у те­бя кра­си­вое, чис­то рус­ское, это я те­бе го­во­рю как пре­по­да­ва­тель рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Со­ня, Со­неч­ка, Со­фия, Со­фья! По­го­ди, дай вспом­нить! Же­на ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия, сы­на Дмит­рия Дон­ско­го, Со­фья, 1385-й год. Свод­ная се­ст­ра Пет­ра Пер­во­го, ца­ри­ца Со­фья Алек­се­ев­на, 1682-й год. По­стой, ты ведь то­же Со­фья Алек­се­ев­на, ца­ри­ца?

–           Ос­та­но­вись, Ан­тон!

–           Нет, ещё, ещё! Со­фья Ан­д­ре­ев­на, же­на Льва Тол­сто­го, 1862-й год! «Го­ре от ума» – Со­фья Пав­лов­на. Пом­нишь: «Сча­ст­ли­вые ча­сов не на­блю­да­ют»? Ан­тон Пав­ло­вич Че­хов: «Дя­дя Ва­ня», Со­ня, Со­фья Алек­сан­д­ров­на, её ре­п­ли­ка: «Дя­дя Ва­ня, скуч­но!»

–           Ан­тон, за­мол­чи, по­жа­луй­ста!

–           Нет, ещё, ещё! «Пре­сту­п­ле­ние и на­ка­за­ние» и Со­неч­ка Мар­ме­ла­до­ва! О, Дос­то­ев­ский! «Рас­коль­ни­ков по­шёл пря­мо к до­му на ка­на­ве, где жи­ла Со­ня». И ца­ри­цы, сплош­ные ца­ри­цы… Во­об­ще-то я за­гнул на­счёт рус­ско­го име­ни. Муд­рость, муд­рость и ра­зум­ность, – это всё древ­не­гре­че­ское. Так муд­рость или на­ка­за­ние? Гос­по­ди, ты кра­си­ва и ум­на. Ред­кое сов­па­де­ние!

–           Спа­си­бо, и ес­ли уж пе­ре­вес­ти раз­го­вор... – Длин­ная пау­за, и Со­ня, рез­ко по­вер­ну­лась к Ан­то­ну, на­кло­нив го­ло­ву и со­еди­нив вни­зу свои ру­ки. –  Ска­жу те­бе, я убе­ди­лась... со­всем не­дав­но, что кра­си­ва, хо­тя тол­ком не знаю, что это та­кое, про­сто ста­ли гла­зеть на ме­ня… А вот то, что ум­на, нуж­но до­ка­зы­вать по­сто­ян­но. Вот, как и сей­час. Как же, раз кра­си­вая, то не долж­на быть ум­ной! На­вер­ное, это нор­маль­но, ведь бо­га­тым нуж­но по­сто­ян­но до­ка­зы­вать, что они по­ря­доч­ные…

–           Эту ни­точ­ку мож­но про­тя­нуть и даль­ше: бед­ные ста­ра­ют­ся до­ка­зать, что они гор­дые…

–           А тол­стые – что они все­гда до­б­ря­ки...

–           А го­лод­ные… и хо­лод­ные… и не­ум­ные… мы… ни­че­го до­ка­зы­вать не бу­дут. Вот, Со­неч­ка, Со­неч­ка Не­да­чи­на, иди сю­да. Да­вай ся­дем, вы­пьем по ма­лень­кой. Ну, во-пер­вых, ра­зу­ме­ет­ся, с Но­вым го­дом! Пусть он у те­бя бу­дет сча­ст­ли­вым. Пусть удач­но на­пи­шет­ся твой ди­плом, пусть… пусть… в об­щем, хо­ро­шо бы ты на­шла  свой брил­ли­ант!

–           По­стой, Ан­тон. Да­вай пер­вым де­лом вы­пьем за зна­ком­ст­во, за на­ше зна­ком­ст­во, Ан­тон Ал­ле­ин.  Ну и с Но­вым го­дом те­бя то­же, с но­вым сча­сть­ем!

Они чок­ну­лись и вы­пи­ли, и оба по­смот­ре­ли на  на­стен­ные ча­сы, и за­смея­лись, по­ни­мая, что вре­ме­ни у них ма­ло. Ча­сы по­ка­зы­ва­ли без чет­вер­ти во­семь.

–           Ты по­ни­ма­ешь, что у ме­ня зав­тра са­мо­лёт, и, ес­ли ни­че­го не слу­чит­ся, я долж­на уй­ти от те­бя в одиннадцать.

–           А ес­ли «что-то» слу­чит­ся? – Ан­тон мно­го­зна­чи­тель­но по­смот­рел на Со­ню.

–           Я не это име­ла в ви­ду…

Но Ан­тон уже не слу­шал её, он на­кло­нил­ся к Со­не, по­це­ло­вал её, она об­ня­ла его, и удер­жать их уже  бы­ло не­воз­мож­но. Они бро­си­лись друг к дру­гу, об­ни­ма­ясь и це­лу­ясь. Ан­тон рас­стё­ги­вал ей коф­точ­ку, она пы­та­лась за­стег­нуть её, ка­ким-то об­ра­зом они пе­ре­мес­ти­лись на ку­шет­ку, ко­то­рая стоя­ла на кух­не.

–           Ан­тон, Ан­тон, по­го­ди… ну я не знаю… не на­до… не на­до…– шеп­та­ла, за­ды­ха­ясь, Со­ня.

–           Со­ня… Со­неч­ка! До­ро­гая моя… де­воч­ка моя…

Ан­тон уже сто­ял без брюк, а Со­неч­ки­ны тру­си­ки бол­та­лись на её бо­тин­ках.

–           По­го­ди, Ан­то­ша, по­го­ди, до­ро­гой мой. Да­вай это сде­ла­ем кра­си­во. Иди и рас­сте­ли ди­ван, а я сей­час при­ду.

Она под­ня­лась, не­лов­ко под­тя­ну­ла тру­си­ки, об­ня­ла и по­це­ло­ва­ла Ан­то­на и по­шла в ван­ную. Опять ог­ля­ну­лась:

–           Раз так по­лу­чи­лось, да­вай сде­ла­ем это кра­си­во.

Ан­тон рас­те­рян­но сто­ял, под­дер­жи­вая брю­ки, по­том со­всем от­бро­сил их. По­шёл в ком­на­ту, раз­ло­жил ди­ван, за­сте­лил его про­сты­нёй и одея­лом, раз­дел­ся и в од­них тру­сах, мус­ку­ли­стый, сто­ял и ждал Со­ню. Дверь ван­ной от­кры­лась, и Со­ня пред­ста­ла пе­ред Ан­то­ном в од­них тру­си­ках.

–           Вот что зна­чит иметь от­дель­ную квар­ти­ру! – по­жа­ла пле­ча­ми Со­ня.

Они опять бро­си­лись друг дру­гу в объ­я­тия.

 

                * * *

Пер­вым за си­га­ре­той по­тя­нул­ся Ан­тон. Он за­ку­рил, ап­пе­тит­но за­тя­нул­ся и пе­ре­дал её Со­не.

Они ле­жа­ли, об­на­жён­ные, от­кро­вен­но лю­бу­ясь друг дру­гом. Ан­тон це­ло­вал её уп­ру­гие круг­лые гру­ди, а Со­ня еро­ши­ла его пу­ши­стые во­ло­сы и при­жи­ма­лась гу­ба­ми к шее.

–           Со­неч­ка, ты вся та­кая раз­ная… Вче­ра бы­ла… та­кой мо­с­ков­ской аку­лоч­кой. Мы хо­ди­ли во­круг до­ма, и я бо­ял­ся те­бя. А се­го­дня – как-то… своя… близ­кая, буд­то знаю те­бя дав­но-дав­но…

–            Ну по­нят­но, вче­ра акул­ка ма­том ру­га­лась… А се­го­дня – се­го­дня… своя… в по­сте­ли... – Она опять взъе­ро­ши­ла его во­ло­сы.

–           Да-а? По­это­му?! – Про­зву­ча­ло как-то не­вин­но. – Ну про­дол­жай о се­бе… я хо­чу знать о те­бе  по­боль­ше.

–           Хо­ро­шо. Для твое­го днев­ни­ка… ты, на­вер­ное, всё… и всех ту­да за­пи­сы­ва­ешь? Зна­чит так: боль­ше все­го на све­те я люб­лю де­тей. Так что со­би­ра­юсь ро­жать час­то. Те­бе нуж­но это иметь в ви­ду, за­пи­ши в днев­ник…

–           Дай руч­ку… – И оба за­смея­лись.

–           Хо­чу иметь мно­го де­тей, мно­го вну­ков, боль­шую друж­ную се­мью…

Ан­тон мол­чит…

–           Че­го ты мол­чишь?

–           На­счёт «мно­го де­тей» – не­муд­ре­но, ес­ли... ты... на вто­рой день ло­жишь­ся в по­стель.

Бом­ба взо­рва­лась! Со­ня удив­лён­но и вни­ма­тель­но по­смот­ре­ла на Ан­то­на. По­тя­ну­ла на се­бя про­сты­ню, за­ку­та­лась в неё. Мед­лен­но под­ня­лась с ди­ва­на, за­ку­ри­ла. Мол­ча­ние про­дол­жа­лось.

–           Не знаю, по­че­му те­бе за­хо­те­лось оби­деть ме­ня? – Со­ня гром­ко вы­пус­ти­ла дым.– Ты му­жик и ни­че­го не по­нял. К со­жа­ле­нию, а я пе­ре­оце­ни­ла…

–           Что я не по­нял?

–           Ни­че­го не по­нял! Мы вче­ра с то­бой про­ве­ли вме­сте це­лую ночь. Ты, на­вер­ное, за­был все свои сло­ва. Ты го­во­рил очень мно­го и кра­си­во. Но за­был. –  Со­ня стоя­ла над Ан­то­ном и смот­ре­ла ему в гла­за. – Это не­пра­виль­но, но так и быть, я те­бе кое-что рас­ска­жу о се­бе. Мне бы­ло девятнадцать лет, ко­гда я по­зна­ко­ми­лась с ним. До девятнадцати  - у ме­ня ни­ко­го не бы­ло… А с ним это слу­чи­лось че­рез год, в двадцать. Ты по­нял? В двадцать лет! Рас­пла­та на­сту­пи­ла, ко­гда я уз­на­ла, что он же­нат. С тех пор у ме­ня бы­ла серь­ёз­ной толь­ко вче­раш­няя ночь. Но ты ни­че­го не по­нял. К со­жа­ле­нию… – Со­ня опять за­ку­ри­ла. – Не пред­став­ля­ла, что твоя мысль мо­жет так лег­ко и про­сто за­блу­дить­ся. Ведь ты то­же лёг на вто­рой день… а до это­го… и в пер­вый день ло­жил­ся. Но ты вы­со­ко­мер­но это про­иг­но­ри­ро­вал… Те­бе же не ро­жать… Мне бы­ло тя­же­ло ре­шить­ся прий­ти се­го­дня к те­бе. Зна­ешь ли ты, что де­ла­ют со­бач­ки, ко­гда их вы­во­дят гу­лять? Они пи­са­ют под кус­ти­ком, что­бы ос­та­вить свой след.

Ан­тон не­под­виж­но и сму­щён­но смот­рел на Со­ню.

–           Мне то­же за­хо­те­лось ос­та­вить свой след, ведь я уез­жаю на 5 ме­ся­цев! Мне ка­за­лось, что та­ким об­ра­зом я смо­гу кон­тро­ли­ро­вать си­туа­цию… от­влечь те­бя от дру­гих за­па­хов... – Со­ня дро­жа­ла, и её гла­за на­пол­ни­лись сле­за­ми.

–           Ты то­же ни­че­го не по­ня­ла. Ты не пе­ре­оце­ни­ла ме­ня, ты не­до­оце­ни­ла… Ведь я ска­зал те­бе это… я ска­зал те­бе это… для то­го… что­бы у те­бя так бы­ло по­след­ний раз в тво­ей жиз­ни! Вот!

Ан­тон то­же был воз­бу­ж­дён. Он смот­рел на Со­ню ис­пу­ган­ным и из­ви­няю­щим­ся взгля­дом, по­ни­мая, что го­во­рит глу­по­сти, что смо­ро­зил че­пу­ху, что ху­же, чем вот так, ис­пор­тить бы­ло нель­зя. Что сши­ва­ет чёр­ны­ми нит­ка­ми бе­лую про­сты­ню, вы­кру­чи­ва­ясь из по­шля­ти­ны, в ко­то­рую сам се­бя за­тя­нул. Он ви­но­ва­то по­гля­ды­вал на неё, при­гла­шая пре­вра­тить всё в не­до­ра­зу­ме­ние, в не­удач­ную ба­ла­ган­ную шут­ку.

Со­ня, бо­ясь по­ве­рить, ста­ла от­хо­дить и удив­лен­но под­ня­ла бро­ви:

–           Ан­тон, что ты ска­зал? По­вто­ри всё это! Ты ска­зал, что­бы я ни­ко­гда боль­ше в мо­ей жиз­ни не ло­жи­лась ни с кем на вто­рой день?

Она при­ня­ла при­гла­ше­ние пре­вра­тить всё это в шут­ку.

–           Да! На вто­рой! И на тре­тий! И все­гда!

Они ста­ли об­ни­мать­ся, бо­роть­ся и це­ло­вать­ся.

–           Это за­ви­сит от те­бя! Те­перь моя оче­редь, Дос­то­ев­ский. Пре­ступ­ник... без на­ка­за­ния… Пом­нишь, как ты по­же­лал мне най­ти свой брил­ли­ант в этом го­ду? Так вот, я там рас­смат­ри­ва­ла твои фо­то­гра­фии, и, ра­зу­ме­ет­ся, те­бе при­дёт­ся, на­обо­рот, рас­те­рять свои брил­ли­ан­ти­ки! В пер­вый же день!

–           Так ты ещё и злю­ка! Злю­ка, злю­ка… лю­ка. – Он хо­хо­тал. – Я те­перь те­бя бу­ду на­зы­вать Лю­ка. Лю-ю-коч­ка моя! Во, хо­ро­шо при­ду­мал, Лю-ю-ю… кра­си­вый рус­ский фо­не­ти­че­ский звук, как и ня-я-я, Со­ня-я-я. На­де­юсь, те­бя ни­кто так не на­зы­вал.

–           Ни­кто. А я те­бя бу­ду на­зы­вать То­ней… То­ня… То­ня, ты вче­ра, ко­гда… – она ста­ла под­би­рать сло­во, – под­це­пил ме­ня… Бо­же, не­у­же­ли это бы­ло толь­ко вче­ра? – Они по­смот­ре­ли друг на дру­га и ста­ли сме­ять­ся. – Ах, да! Это ж вто­рой день! Да­же пер­вый, ещё по­ху­же! Ведь мы по­зна­ко­ми­лись се­го­дня но­чью! Ко­гда под­це­пил ме­ня, то на­чал с че­го-то по­эти­че­ско­го: «У те­бя та­кие гла­за, их хва­ти­ло б на два ли­ца». От­ку­да это?

–           Ни­от­ку­да. Не на­пе­ча­та­но ещё. – И гор­до до­ба­вил: – По­смот­рел на твои гла­за – и сам при­ду­мал! Ага, зна­чит, я уга­дал, зна­чит, я пра­виль­но рас­счи­тал за­цеп­ку! Зна­чит, ты вот на что клю­ну­ла, жу­ра­вуш­ка моя.

Он сел на неё и, ка­тая её с бо­ку на бок, тор­мо­шил, це­ло­вал, об­ни­мал и гром­ко пел: «У те­бя та­кие гла­за, их хва­ти­ло б на два ли­ца».

–           Ко­гда-ни­будь я про­пою те­бе всю эту пес­ню.

–           Го­лос у те­бя неж­ный, при­ят­ный, То­неч­ка. Но у ме­ня два во­про­са к те­бе. Ведь ко­гда ты пи­сал эту пес­ню, ты же ещё не знал ме­ня? Ты же глаз мо­их не ви­дел! Хо­чу знать, чьи эти гла­за и где они? И вто­рой во­прос. Что ты вче­ра, на Но­вый год, де­лал в этом ста­ром де­ре­вян­ном до­ме? Ума не при­ло­жу.

–           Глаз этих не бы­ло! Это бы­ла фан­та­зия, – сно­ва вы­кру­чи­вал­ся Ан­тон. – Те­перь они есть! – Он стал за­це­ло­вы­вать то один Со­нин глаз, то вто­рой. – Те­перь они есть! И вот они… я на­ко­нец це­лую их. А пес­ня, пес­ня эта из ки­но­филь­ма «Че­ло­век идёт за солн­цем».

–           А-а-а! Так ты об­ман­щик! Вот как ты со­блаз­ня­ешь мо­ло­день­ких и оди­но­ких! – Со­ня тре­па­ла его за уши.

–           Нет, ты бы­ла пер­вая... А что ка­са­ет­ся то­го ста­ро­го до­ма, то это уже ис­то­рия, часть мо­ей жиз­ни. По­ни­ма­ешь, ря­дом со мной, че­рез стен­ку, жи­вёт мой са­мый близ­кий друг на све­те – Лё­ня. Его и же­ну его Фа­ню ты ви­де­ла вче­ра мель­ком. Его дя­дя с семь­ёй вче­ра про­ве­ли по­след­нюю ночь в том до­ме, в сво­ей квар­ти­ре, в сво­ей стра­не, пе­ред отъ­ез­дом в Из­ра­иль. На­сов­сем, на­все­гда. И се­го­дня они уле­та­ют. – Ан­тон по­смот­рел на ча­сы. – По­жа­луй, сей­час они уже в Ве­не. И я был вче­ра у его дя­ди на про­во­дах.

–           По­го­ди, То­неч­ка… Из­ра­иль, Ве­на, про­во­ды – я со­всем об этом ни­че­го не знаю. О чём ты? – И Со­ня опять по­тя­ну­лась за си­га­ре­той.

–           Как не зна­ешь? Все зна­ют, а ты не зна­ешь! Ты не зна­ешь, что мно­гие сей­час хо­тят эмиг­ри­ро­вать в Из­ра­иль?

–           Пред­ставь се­бе, не знаю. Я пом­ню, что с пол­го­да на­зад у нас на фа­куль­те­те ка­кую-то по­до­ноч­ку ис­клю­ча­ли на ком­со­моль­ском со­б­ра­нии. Ка­жет­ся, она то­же хо­те­ла в Из­ра­иль. Но она бы­ла, по-мо­ему, ев­рей­ка.

–           В том-то и де­ло, что ев­рей­ка. Имен­но ев­реи, толь­ко ев­реи мо­гут вы­ехать в Из­ра­иль. По край­ней ме­ре, толь­ко у них есть шанс. Ты как ре­бё­нок, Со­ня. Ты что, не слы­ша­ла этот анек­дот, ко­гда сто­ят два ев­рея и раз­го­ва­ри­ва­ют, и под­хо­дит к ним тре­тий и го­во­рит: «Не знаю, о чём вы тут го­во­ри­те, но ехать на­до!»? Этот анек­дот уже с бо­ро­дой.

–           Не слы­ша­ла. – Со­ня по­жа­ла пле­ча­ми. – А при чём здесь ты и ев­реи?

–           При том, – Ан­тон от­ве­чал уже не­мно­го рас­сер­жен­но, – что Лё­ня, Фа­ня и его дя­дя Са­ша то­же ев­реи. А Са­ша –  ему все­го лишь око­ло со­ро­ка – был од­ним из луч­ших скри­па­чей Мо­ск­вы! Кон­сер­ва­то­рию за­кон­чил с от­ли­чи­ем. И он, кста­ти, по­мог мне с уст­рой­ст­вом на ра­бо­ту. По­то­му я и был у не­го на про­во­дах!

–           Да, я вче­ра за­ме­ти­ла, что они ка­кие-то… не рус­ские. Че­ст­но го­во­ря, они мне вче­ра не очень по­нра­ви­лись. Он ка­кой-то ры­жий, хит­рый, и она то­же – с вы­пу­чен­ны­ми гла­за­ми. – Со­ня не за­ме­ча­ла, что про­ис­хо­дит с Ан­то­ном. – Я сна­ча­ла ду­ма­ла, ты с ни­ми по ка­ким-то фар­цо­воч­ным де­лам был в этом до­ме.

Ан­тон рыв­ком со­ско­чил с ди­ва­на, пу­та­ясь в по­кры­ва­ле, на­тя­ги­вая тру­сы. Стал у ок­на, по­сто­ял, бы­ло вид­но, что он сдер­жи­ва­ет се­бя. По­до­шёл к сто­ли­ку и мед­лен­но стал на­ли­вать се­бе стоп­ку. Со­ня по­ня­ла, что ска­за­ла что-то не то, бес­по­кой­но ста­ла при­кры­вать грудь про­сты­нёй. Она по­крас­не­ла, её боль­шие гла­за вы­ра­жа­ли не­по­нят­ную тре­во­гу.

–           Ан­тон, что с то­бой? Объ­яс­ни мне, ра­ди Бо­га! Я не по­ни­маю, на что ты оби­дел­ся? – Она при­се­ла на ди­ван, при­жи­мая ру­ки к гру­ди. – Я ведь не име­ла в ви­ду, что ты фар­цов­щик.

Ан­тон рез­ко по­смот­рел в сто­ро­ну Со­ни. И сра­зу же от­вер­нул­ся, об­ду­мы­вая, за­да­вать ли ей му­чив­ший его во­прос. Пау­за за­тя­ну­лась. На­ко­нец, очень спо­кой­но и ти­ше обыч­но­го он за­го­во­рил:

–           Кста­ти, они очень рус­ские. Они не го­во­рят на дру­гом язы­ке, они не чи­та­ют на дру­гом язы­ке, они не ду­ма­ют на дру­гом язы­ке. А де­ла­ют это всё на чис­тей­шем рус­ском…  Она ведь ещё и биб­лио­те­карь, в рус­ской биб­лио­те­ке!  Со­ня, ска­жи  мне од­ну вещь… Ко­гда ты на­зва­ла ту сту­дент­ку, ко­то­рую ис­клю­ча­ли из ком­со­мо­ла, «по­до­ноч­кой», ты на­зва­ла её так, по­то­му что она ев­рей­ка?

Он смот­рел на неё во­про­си­тель­но и с на­де­ж­дой, что сей­час всё про­яс­нит­ся и что это бы­ло все­го лишь не­до­ра­зу­ме­ние… Со­ня тут же уло­ви­ла свой про­мах, и ей за­хо­те­лось ле­го­неч­ко ис­пра­вить его. Она по­до­шла к Ан­то­ну, по­тя­ну­лась к его си­га­ре­те, за­тя­ну­лась. По­смот­ре­ла ему в гла­за и по­гла­ди­ла по во­ло­сам…

–           То­ша, я по­ни­маю, ты чем-то огор­чён. Я со­всем не хо­те­ла те­бя оби­деть, из­ви­ни ме­ня. Всё, что я хо­те­ла се­го­дня, это по­быть с то­бой, по­боль­ше уз­нать о те­бе. От это­го за­ви­сит очень мно­гое, ведь я уле­таю до мая… на пять ме­ся­цев… в веч­ную мерз­ло­ту… – Она при­ми­ри­тель­но  улыб­ну­лась. – Я хо­те­ла увез­ти с со­бой не­мно­го те­п­ла, твое­го те­п­ла, То­ша, ты ведь вче­ра обе­щал со­гре­вать ме­ня… –  И Со­ня при­жа­лась к Ан­то­ну.

Мы по­ня­ли, что Со­ня об­ла­да­ет ис­клю­чи­тель­ным, пре­вос­ход­ным и на­ту­раль­ным да­ром ухо­дить от ка­кой-ли­бо ссо­ры, за­ме­ча­тель­но обез­о­ру­жи­вая си­туа­цию, убаю­ки­вая раз­но­гла­сия в неж­но­сти чувств, в чут­ко­сти вос­при­ятия опас­но­сти. Не один раз мы уви­дим, как во­вре­мя её обо­ст­рён­ный та­лант мяг­ко при­зем­лял ос­кол­ки рву­щих­ся сна­ря­дов. Ан­тон по­чув­ст­во­вал эту ин­туи­тив­ную глу­би­ну об­на­жён­ной жен­ской муд­ро­сти в спо­кой­но го­во­ря­щей мо­ло­день­кой кра­сот­ке, ко­то­рая, как бы сда­ва­ясь ему в плен, креп­ко при­жа­лась к его гру­ди. Он не хо­тел раз­ру­шать этот мир, хо­тя край­ним умом по­ни­мал, что сам он – ра­не­ный, что ос­ко­лок раз­го­во­ра осел в его те­ле. Со­ня опять не­вин­но по­тя­ну­лась к его си­га­ре­те. Ан­тон по­до­ж­дал, ко­гда она вы­пус­тит дым, по­том ле­го­неч­ко от­стра­нил её от се­бя и, за­гля­ды­вая ей в гла­за, ти­хо про­из­нёс:

–           Бой­ся мое­го те­п­ла, де­воч­ка, оно рас­то­пит ал­ма­зы Яку­тии. Со­ня, я оку­таю им те­бя, ес­ли ты бу­дешь раз­де­той, ес­ли те­бя не бу­дет опоя­сы­вать ко­лю­чая про­во­ло­ка. Я бо­юсь это­го, так как мне по­ка­за­лось, что се­го­дня я уко­лол­ся пер­вой ко­люч­кой.

–           Вот и не­прав­да. – Гла­за её лу­ка­во сверк­ну­ли. – Смот­ри, я вся раз­де­тая…

И она рас­пах­ну­ла про­сты­ню, кру­жась пе­ред Ан­то­ном. Он об­нял её и стал кру­жить­ся вме­сте с ней. Со­ня на хо­ду на­жа­ла кноп­ку маг­ни­то­фо­на, и по­ли­лась пес­ня То­ма Джон­са: «Лай-лай-лай, лай-лай-ла…» Они кру­жи­лись, хо­хо­та­ли, об­ни­ма­лись и це­ло­ва­лись, а по­том опять прыг­ну­ли под одея­ло… Ка­ме­ра ут­кну­лась в маг­ни­то­фон, а пес­ня Джон­са всё ли­лась по квар­ти­ре.