Угощение на Куйлюке

Виктор Дущенко
Собака – друг человека. Это пожизненный помощник, как в домашнем быту, так и при походе в лес, степь. А вот корейцы, ну и другие народы их едят. Ну что же. Ведь мы корову едим, святое животное для народа Индии. А свинью, это самое грязное в мире домашнее животное? Тоже употребляем. Вот. Но народы юго-восточной Азии употребляют в пищу собачье мясо и жир не столько ради удовольствия, сколько для профилактики легочных заболеваний. Потому что им приходится длительное время проводить по колено в воде. При выращивании риса. Так что их можно понять.

Ну а чем же мы русские заболели, что так любим блюдо из этих животных? Не все, конечно. Но факт остается фактом. Не везде практикуется употребление собачьего мяса в пищу. В Туркмении, например, такой традиции нет. А вот в Узбекистане, пожалуйста. Сказывается то обстоятельство, что ближе к восточной Азии проживает большее количество представителей восточных национальностей. Народы веками расселялись в разных регионах, но умеют хранить традиции своих предков.
 
Я по роду своей работы часто ездил в город Ташкент. Однажды друзья пригласили меня на обед в корейский район этого Величественного восточного города – «Куйлюк». Наш общий друг Яша предупредил меня: кушать будем собачку. Мы приехали в жилой район, где преобладает частный сектор. Там живут в основном корейские семьи. Уже на месте другой наш друг Рустам уточнил:
- Витя, сегодня мы угостим тебя новым блюдом: «кядя», называется.
- А что это?
- Это блюдо из собаки.
- Ты думаешь, я смогу?
- Ты что, хуже нас? Тем более что ты заранее знал, должен был себя подготовить.– Я безнадежно кивнул головой. Начиная с этого момента, и до самого начала обеда я чувствовал себя не в своей тарелке. Одолевали сомнения. Смогу ли себя перебороть? Сможет ли мой организм принять эту пищу.

Тем временем на столе появились некоторые сопутствующие продукты. Прежде всего, водка. Подали рис в глубоких тарелках. Мелко нарезанный чеснок, лук, соль, перец черный, перец красный, уксусная эссенция, соевый соус. И еще три или четыре вида приправ, наименование которых до сих пор не могу запомнить. Всё это в маленьких беленьких блюдцах и чашечках было расставлено на столе. Каждый ингредиент имел свой цвет и запах, который вызывал аппетит. Но я на все эти красивые приправы смотрел, как смотрели когда-то на орудия пыток преступники перед экзекуцией. Я думал сейчас только о собачьем мясе. У меня в голове вертелась мысль: «Что, если меня стошнит? Будет совсем неприлично».
 
Но вот Семен Васильевич Пак, еще один наш друг, самый, что, ни на есть – кореец, предложил:
- Ну что, пока принесут, можно выпить. – Рустам принялся разливать. Выпили. Через несколько минут мне стало легче. Ком в горле, который возник от одних только мыслей о тошноте, исчез. Официантка принесла первое блюдо. Оно было по существу вторым, так как состояло из отварных ребрышек с мясом и жирком. Разложено в две тарелки. Яша и Семен принялись доводить это блюдо до нужной кондиции. Первым делом эти ребра окропили уксусной эссенцией. Перемешали.
- Теперь надо полчаса подождать, пока мясо замаринуется, – рассказывал мне Яша рецепт приготовления блюда. Через несколько минут процесс маринования завершился, (почему-то прошло не более пятнадцати минут) и в блюдо начали добавлять все приправы, которые были на столе. В нос попадал резкий запах уксуса и острых приправ. Все это смешалось с запахом мяса, и все мы глотали слюну от предвкушения острого блюда. Под воздействием алкоголя, запаха еды я уже не имел такого страха, как вначале. Мне показалось, что я готов попробовать это блюдо. Выпили еще раз и дружно принялись за обед. Превозмогая свои сомнения, я взял кусочек и начал жевать. Оказалось очень вкусно! Вместо хлеба кушали ложками рис.

Вскоре тарелки опустели, но чувство аппетита не исчезло, а усилилось. И не напрасно. Принесли второе блюдо. Оно оказалось первым, потому что было жидкое.  Это был бульон с мясом. Каждому принесли большую глубокую тарелку этого бульона. Такая тарелка называется «кеса». Но мясо настолько долго отваривается, что состоит из волокон. Таков рецепт блюда.
- Вот тут нужна сноровка, - сказал Яша и начал колдовать над своей кесой. По его предложению я повторял все операции этого действа.
- Вначале бульон нужно посолить, иначе после добавки острых приправ и сои, вкус соли не почувствуешь, - продолжал Яков. Затем мы по очереди добавили в бульон все приправы, находившиеся на столе. В конце в блюдо добавили рис. Попробовали на вкус.
 
Что это было?! Кто не пробовал, тот не может представить себе вкус этого блюда. Непривычно тонкие, приятные вкусовые качества. Острота приправ и запах сои придавали блюду невероятный аромат и привкус. Рис, пропитавшийся бульоном, вычерпываешь в первую очередь, потому что он необычайно вкусен. Когда бульон становится жидким, добавляешь ещё несколько ложек риса и опять его кушаешь. Пока я восхищался приятным вкусом риса, а тут уж и всё блюдо незаметно закончилось. Сомнения, неуверенность, боязнь, что не так себя поведу, исчезли окончательно во время приема первого (второго) блюда. Вместо риса по просьбе клиентов могут принести пшеничные лепешки. Можно заказать пельмени из свиного мяса. Но это выяснилось позже. Мы много раз посещали эту часть города. Многие хозяева работают круглые сутки. Все эти тонкости я узнал позже.

А сейчас после того, как я осмелел и начал осваиваться в процессе первого своего обеда, мне, наконец, удалось расслабиться и оглянуться вокруг. До этого мой взор был прикован к столу, и только одна мысль меня преследовала: о том, как я перенесу это испытание. Теперь же я обратил внимание, что во дворе несколько помещений. Все они каким-то образом соединены по периметру. В каждое помещение устроен свой вход. Имеются множество комнат, где может разместиться различное количество посетителей. Например, сегодня нас было шестеро. Мы занимали одну комнату с двумя столиками, приставленными друг к другу. Когда случался наплыв клиентов, приходилось располагаться в большой комнате, где много столиков, и несколько компаний. Столики изготовлены на восточный лад: высота ножек не более полуметра. Стульчики, соответственно, тоже низкие.

Яша, чтобы я легче перенёс своё первое посещение этого мероприятия, рассказал мне, что собак местные жители специально откармливают и выращивают для употребления в пищу. Но однажды перед подобным обедом мы вышли во двор одного из таких кафе и увидели наших собачек в смотровой яме для автомашин. Они там смиренно ожидали своей участи. В яме находилось около десятка собак. Каких пород там только не было! Чистенькая маленькая болонка сосуществовала рядом с огромной овчаркой. Тут же были и бездомная дворняга, и грациозный дог, и пышный черный пудель. Раньше кто-то из них не мог терпеть другого собрата на своей территории. Какой-нибудь крупный и породистый пёс Геркулес лаял и не давал проходу маленькому и беспризорному Шарику. Но здесь, в яме они стояли рядом друг с дружкой, не обращая внимания на былые распри, и смотрели на нас своими грустными глазами. Никто не лаял на людей. Они чувствовали, зачем регулярно забирают их сородичей. Иногда их временное жилище пополнялось новыми незнакомцами. И конечно, никто их тут не откармливал специально для нас.

Оказывается, их доставляли специально нанятые для этого люди. Они ходят по городу и выслеживают добычу. Где-то поймают бездомного пса. Где-то уведут у дамочки любимицу во время прогулки. За это они получают денежное вознаграждение. Но есть, говорили мне, дворы, где предлагают откормленных специально для этих целей собак. Так что Яша был прав.

Вы можете ехать в этих районах в два, три часа ночи, и Вас будут зазывать дети в свой дом руками. Приглашать на ужин. Это им поручили родители зазывать посетителей. И люди идут. К Вашим услугам «кядя», бульон. Постоянно имеется в продаже собачий жир. Это, естественно, блюда из собаки. Кроме того пшеничные лепешки, изделия из рисовой муки, свиные пельмени. Так что этот «собачий», с позволенья сказать, бизнес поставлен там на высокий уровень.

Я выяснил, что мясо перед приготовлением часа три вымачивается в воде. Затем мякоть, которая подается в бульоне, очень долго отваривается. А ребрышки наоборот, варят недолго, потому что их перед употреблением маринуют уксусной эссенцией. Ну а собачий жир пользуется спросом, так как лечит простудные легочные заболевания.

Кого только я не встречал в этих корейских домашних кафе. Люди совершенно разных национальностей. Европейцы, азиаты. И не только мужское население. Приходят семьями: с женами, маленькими детьми. Так принято. Жители других регионов бывшего Союза этого не видят и не знают. Кто-то удивляется такому факту, кто-то не верит, а кто-то осуждает. Но этого не вычеркнешь из нашей действительности. Для местных жителей это нормальное явление. Вспомним, что китайцы едят всё. Или почти всё из того, что летает, ползает, бегает и плавает. Чем же другие хуже? Лично мне приходилось пробовать змею, речную мидию, черепаху, лягушку, сусликов. Ну и, как Вам уже известно, уважаемый читатель, собаку тоже.