Ностальгия
Наша поступь тверда и врагу никогда
Не гулять по республикам нашим.
Пишу кровью сердца. Пронзительная нежность воспоминаний. Бросить всё, бежать к ним, умолять вернуться, вновь задеть себя крылом воспоминаний. Закричать – ребята, я с Вами, я люблю Вас, не могу без Вас. Душа рвется к чему- то чистому, нежно прозрачному.
Мои герои, толкаясь друг с другом, обступают меня со всех сторон. Ностальгия. Откуда и зачем она нужна ,да и нужна ли вообще? Или это удел стариков в основе, которой лежит тоска по старым временам, по прошедшей молодости и по старому укладу жизни.
Мы все вместе попытаемся, вспомнить эти запахи, обрывки фильмов и песен, взгляды и поступки, то есть все то, что составляло жизнь людей после войны.
Запах мокрых шинелей и натруженных сверх всякой меры людей, махорки и Беломорканала. Призывные крики гадальщиков:
-Кому погадать, кому рассказать, кому жениться, кому разводиться, у кого корова телиться.
Или появление в трамвае однорукого инвалида:
-Одна рука осталась, но хоть одного фашиста задушу.
Другой воодушевленно тянул:
Под городом , под Демьянском вражеской бонбой
Мне оторвало рученьку и зацепило глаз
Но благодаря великому русскому хирургу
Он есть Иван Федорович Филатов
Он мне глаз возвратил и теперь товарищи
Я Вас различаю и на столбы не натыкаюся
Подайте, кто сколько может.
На вопрос: - Ты урка?
Следовало отвечать: - Поднимай выше, налетчик.
А как играли на баянах и трофейных аккордеонах. Перед днем Победы бегаем по всему городу до сих пор: -А где бы услышать , как поет аккордеон. Крики торговок рыбой:
-Сорок и сорок- два рубля сорок, двадцать копеек долой - три рубля сорок.
Старые фильмы: Приключения Антоши Рыбкина, Танкер Дербент, Мы из Кронштадта, трофейные фильмы: Серенада солнечной долины с изумительной фигуристкой – чемпионкой мира Соней Хени и Джордж из Динки джаза, Голубой Дунай и позже Котовский, Мост Ватерлоо, Сердца четырех ,Цирк, Веселые ребята. К сожалению. При пожаре Ленфильма сгорел фильм Мы из Кронштадта и больше мы его никогда не увидим. Последняя фраза « Ну кто еще хочет в Петроград».
Конечно мы мальчишки любили повторять запомнившиеся фразы из фильмов: - Этому молодому человеку просто надоело жить и шпанистый парень в исполнении Николая Крючкова вынимает финку из верхнего кармана, а Котовский как даст ему. Наши всегда побеждали. А Валечка Серова в сердцах четырех. Это было воплощение главного женского качества- женственности.
А фильм «Первая перчатка». Шутки были незамысловатые, но какие то задорные:
Володин, замечательный комический артист, по фильму тренер, говорит «первой перчатке « - сейчас ты познакомишься с чемпионом Москвы Виктором Роговым, сделай вид, что ты хочешь разорвать его на части. И после знакомства спрашивает, Ну как твои впечатления. Тот отвечает-приятное, открытое лицо.
А Володин ему- открытое лицо противника удобно для удара в челюсть.
И какой внутренней гордостью нас наполняли его слова- Кто такой, откуда?
Никита Крутиков, Советский Союз.
Когда шикарная женщина Марика Рокк в Девушке моей мечты в купальнике прыгала в этот самый Голубой Дунай, а в старые времена он действительно был голубым, всем, естественно, тоже хотелось туда прыгнуть и после этого съесть что нибудь вкусное.
Были популярны песни:
Если ты дружок ха ха вернешься из России.
Не забудь свой черепок подмышкой принести.
Или другая, из того же репертуара:
Двенадцать человек на сундук мертвеца
Иго го и бутылка рому
Все восемьдесят пять не вернулись домой
Они потонули в пучине морской
Берег принимай обломки
Всюду наш пиратский флаг
Бродим мы по разным странам
И нигде не вьем гнезда
Иго го и бутылка рому.
Без конца смотрели Золотой ключик. В последних кадрах фильма
звучит песня:
Далеко, далеко за морем
Стоит золотая стена
В стене той заветная дверца
За дверцей большая страна.
Прилетает дирижабль, выходит кумир всей страны Сергей Столяров, дает здоровенный щелбан Бармалею. И увозит всех в страну счастья, в нашу страну.
А помните, из всех патефонов звучало это пронзительное, грустное танго:
Отчего ты спросишь, я всегда печален
Слезы подступая, льются через край
У меня есть сердце, ау сердца песня
А у песни тайна, тайна это ты.
Всем хотелось походить на центрального нападающего ЦДКА Григория Федотова и все носили прическу полубокс.
А какие прекрасные песни сопровождали нас везде: Скромненький синий платочек, Андрюша, Сашка сорванец, голубоглазый удалец
Появлялось великое множество других прекрасных фильмов. Особой популярностью пользовались музыкальные фильмы: где моя дочь, молодой Карузо, Карузо. Пели великие неподражаемые певцы: Энрико Карузо, Бениамино Джили, Ян Кипуро, Титто Руффо, Гоби.И если великий Карузо обладал выразительным , громадным беспредельным по своей тесситуре голосом, то Джили пел с такой же легкостью, как мы дышим. А в лирических партиях он вообще не имел соперников. Если хотите прикоснуться к прекрасному послушайте арию Рудольфа из Богемы- Холодная ручонка надо Вам ее согреть. А в клипе на песню:Скажите девушки подружке Вашей, где Гоби, великий Гоби поет изумительной красавице всех времен и народов Джине Лола Бриджине.
Часто говорят: Показывали сказки, жизнь была совсем другой. Но было и время совсем другое , послевоенное.
Были в жизни и стыдные поступки. Думаю каждый вспомнит, когда прошел мимо, не заступился, сделал вид, что это не мое дело. Было это даже у великих и почитаемых.
В воспоминаниях Дмитрия Сергеевича Лихачева есть эпизод – формировался расстрельный этап – 400 человек. Он спрятался, его не нашли и вместо него взяли другого человека. Заключенные были доведены до последнего предела и мы не может никого осуждать. Про Д.С .Лихачева можно сказать немного изменив слова Архимеда « Он никому не заслонял солнца».
Ну вот, кажется я рассказал о многих моих героях.
И откуда то издали кто-то крикнул:
Эй Вы старичье, что у вас осталось?
И мы все вместе ответим:
У нас осталась надежда…
© Copyright:
Олег Долгов, 2010
Свидетельство о публикации №210110700763