Традиции

Влад Сомов
 

                " Уставы пригодятся вам в жизни!
                Как же вы будете воспитиывать своих
                детей?"
                ( иэ армейского юмора )      


               
         Два солдата роют яму.  Два метра в длину, два в ширину и два в глубину.
         Все по два.
         Это похороны.
         Лица солдат сосредоточены, они стараются,  ведь нужно так вырыть, чтобы стенки были ровными идеально. 
Дно могилы, должно быть выровнено  до абсолютно ровной плоскости, и оно будет выравнивается  детским  совочком до тех пор, пока старшина роты, прапорщик Бугай не кивнет головой.
        -Ладно, заканчивай!
Это означает, что могила готова.  Могила для бычка. Для окурка, то есть.
Вечером, после ужина, в свободное время, вместо кино, состоятся похороны.
Похороны будут производиться   в  присутствии всей роты, построенной рядом со свежей могилой.
         Похороны бычка бывают не часто, но мероприятие это ответственное,   производится оно исключительно в воспитательных целях, и пропускать его никому не позволяется.
         Покойника бережно кладут на дно  ровно посередине  и, виновные в нарушении правил армейского общежития  в торжественной обстановке закапывают яму, при этом, искренне  выражают на лице скорбь и наигрывают губами траурный марш « Прощай, товарищ».
         Глупо, но  все правильно. Не нужно было курить в казарме.
         Что поделаешь, традиции.
         Армейские традиции имеют высокие стебли, и не менее глубокие корни.
Многое в армейской службе трудно постичь умом, и  многое противоречит здравому смыслу.   Иногда  человеку постороннему кажется, что он увидел то, чего не может быть.     Хочется протереть глаза, встряхнуть головой, и все пройдет. 
         Протер, встряхнул, и даже перекрестился.
         Взглянул - не прошло, и даже еще чуднее стало.  Вы, конечно, спросите, о чем это я?  Об армейских традициях.

         Армейские традиции возникли не вчера, и даже не позавчера.  Возникли они тогда, когда в первый раз два человека  стали рядом друг с другом  образуя воинский строй, а третий человек стал ими командовать.
         Командовал, командовал, властью пресытился, забронзовел, и стал традиции выдумывать.  И чем дальше, тем больше он выдумывал воинских традиций, и,  покидая службу, бережно эти традиции передавал тем, кто приходил на его место, а если учесть, что с тех самых пор, когда  два человека в строй стали, а третий ими командовать начал времени много прошло, то и воинских традиций насобиралось  большое количество.
         Особенно буйным цветом цветут традиции в учебном  полку, там, где  крепки позиции  сержантов и старшин, людей, обладающих конкретной властью.

         Все традиции, наверное, нет смысла упоминать, но о некоторых я вам расскажу.
Традиция меняться в армии наручными часами, возникла, очевидно, в те времена, когда у солдат  на руках появились наручные часы. 
         Хорошие часы  привлекают младший командирский состав как магнит.  Иногда они привлекают даже больше женской ласки, а она в армии ценится  очень высоко.
         Все начинается с того, что, заступая в наряд на кухню  молодой воин неосмотрительно оставил на руке часы. 
         Допустим не знал, чем это может кончиться, или просто забыл снять вовремя, несмышленый. 
         С этого все и  начинается.
Стоит увидеть старослужащему повару  приличные часы у курсанта, и… все.  Пиши пропало. Все его дальнейшие действия будут направлены в одну сторону- в сторону приближающую его к этим самым часам.   
         Как, спросите вы ?   
      -  Это довольно просто, учитывая общее подавленное состояние курсанта- салаги.
Расторопному повару  нужно постоянно придираться к молодому солдатику за плохо вымытые полы, или недостаточно вычищенные кастрюли.
         Уставший до умопомрачения солдат к концу наряда будет готов меняться часами, а то и вовсе подарить желанный прибор измерения времени старослужащему поварешке.   
         И как только на руке салаги взамен позолоченного Полета, или Востока оказывается копеечный, забывший свое название хронограф, с постоянно отваливающимися стрелками     собранный из какого-то хлама  давно отслужившего свой век, у  солдатика первогодки сразу налаживается служба в наряде.
         Тонна картошки чистится без его участия, уборочные работы по кухне отпадают сами собой, а взамен этого    он получает сытный ужин,   состоящий из сковородки жареной картошки с мясом и вкуснейшего компота, а до конца наряда он  отдыхает, уютно устроившись на  топчанчике в каптерке поваров. 
         В это время поварешка, получивший очередной экземпляр в свою коллекцию, любуется приобретением,  выложив его рядышком с остальными часами, добытыми точно таким же способом.
Иногда коллекции часов бывают довольно объемными.
         Мне лично приходилось видеть мешочки с часами, собранными «на дембель» в количестве не менее полусотни экземпляров.
         В этом занятии упражнялись, в основном, сержанты и повара, надеясь обеспечить часами до конца жизни себя, родителей, братьев, сестер,  ближайших родственников и друзей.
         Да, меняться в армии часами- это традиция.

         Были у нас в учебном батальоне еще традиции, достойные,  того, чтобы о них вспомнить.
После отбоя сидят в каптерке три старшины срочной службы, три  «Дедушки»,   неспешно и солидно  ведут беседу.  О доме вспоминают, о девушках, о том, как будут жить после дембеля.
         И, вдруг, откуда ни возьмись, появляется у них желание по рюмочке пропустить.
     - Не послать ли нам гонца за бутылочкой винца?
     - Конечно, послать!
Срочно  вызываются штатные  гонцы, неоднократно испытанные в подобном деле.
По одному от роты. Стоят, волнуются как боевые кони перед атакой. Они уже безошибочно догадались, зачем их с постели подняли.
         Звучит всегда одна и та же команда:
    - Выпить, закусить.
    - На старт! Внимание!  Марш!    Время пошло.
Справедливости ради нужно отметить, что времена были как раз те, когда страна под руководством Коммунистической партии боролась с алкоголизмом, и выпивку трудно было  достать не только ночью, но и днем.   Денег гонцам не давали, потому, что руководствовались принципом, что  «с деньгами каждый дурак выпивку достать сможет».
         Гонцы убежали, беседа уважаемых людей протекает тихо и солидно, как и подобает дембелям, а время идет.      
         Через  полчаса задыхающиеся от бега  гонцы один за другим начинали возвращаться, выполнив  казалось,  невозможное.
         Два раза они преодолевали забор с колючей проволокой , охраняемый  часовыми,    без денег  доставали  водку и закуску, пробегали кросс до поселка и обратно, и все это они проделывали в кратчайшие сроки, стараясь оправдать возложенное на них доверие.
         Строгое жюри  выпивая и закусывая  определяло места, учитывая все-   скорость доставки, качество напитков и закусок.
 
         В некоторых ротах была традиция, которая называлась « Колыбельная для дедушки».
Она заключалась в следующем.
         Рядом с кроватью старшины роты,  томно ожидающего священного Дембеля, на две поставленных друг на друга тумбочки взбирался баянист.  С баяном на груди он вытягивался по стойке «Смирно» и ожидал своей очереди.
 В проходе между кроватями становился дневальный со штык- ножом на ремне и повязкой на рукаве и нараспев декларировал следующий текст:
     - Сон пришел, устали очи.
     - Дембель стал на день короче.
     - Старикам спокойной ночи.
     - Молодым отбой!
         После этих незатейливых стихов баянист- самоучка, стоящий под потолком на двух тумбочках с затейливыми коленцами играл гимн Советского Союза, а дневальные подыгрывали ему на расческах.
         Приглашенная на необычное представление уважаемая публика из других батарей замирала от восторга.
 
         Традиции…
         В пятой учебной батарее была своя индивидуальная традиция.
После окончания  полугодичных курсов учебки, в последнюю ночь перед отправкой в войска, пятая батарея  в полном составе  вечером  уходила в самоход и надиралась вся  без исключения, как говорится, «В Дым».
         Под утро, пошатываясь  от усталости  более стойкие воины несли на руках        ослабевших товарищей в расположение части. 
         Заботливые сержанты пятой батареи по одному заводили их в ленинскую комнату, где здоровенный боксер - тяжеловес страшным ударом укладывал их на пол, где они и спали до обеда, пуская розовые пузыри окровавленными губами.
         Традиции…
         На мой взгляд, есть еще одна армейская  традиция, заслуживающая внимания.
         Перед самой демобилизацией старослужащие сержанты  просились съездить «за  молодыми». То есть, привезти из другого города  молодое пополнение, призванное заменить уходящих в запас  воинов,  и тем самым, выполнить свой священный долг перед Родиной.
         Дело это было очень прибыльным.  Смертельно уставшие от бесконечного многодневного пьянства  и безразличные ко всему призывники, с готовностью скидывались «на дембель  дедушке».
         Вернувшись из добычливой поездки,    уходящий в запас воин  сидел в каптерке,  и складывал пачки смятых денег.  Пятерки к пятеркам, десятки к десяткам.
         Сумма получалась такая, о которой и не снилось простому трудяге.
         Традиции…
         Традиция «дембельского аккорда», наверное, знакома всем, кто когда либо служил в армии. Поработать на  дембельских  работах  с готовностью соглашался, да мало того, считал честью любой, даже самый ленивый и закостенелый «Дед».
         Именно перед дембелем создавалась бригада и добровольно брала на себя обязательства построить что-нибудь, или выполнить другую тяжелую, но полезную работу и оставить после себя добрую память в месте, где прошли твои не самые плохие и бесполезно прожитые годы.
        Скажите после этого, что в армии все глупо и бессмысленно…
               

                Май 2010