Птичьи домики

Анна Боднарук
                П Т И Ч Ь И    Д О М И К И

     Сколько не зарекалась: не впускать чужого человека в душу свою, - всё бестолку. Уже состарилась, а всё на те же грабли наступаю. Каюсь, ругаю себя, да видать такой уродилась. Сама, забыв про всё на свете, готова бежать на помощь по первому зову. Наивно думаю, что и мне ответят тем же. Да не тут-то было…
     Вот, хотя бы взять историю с птичьими домиками. Мне лет семь в ту пору было. Жила я в большом селе Букатинка, на Украине. Дом на две половины, глинобитные стены, соломенная крыша. Зато огород в сорок соток. Вот где раздолье! И росло на этом огороде всё, что только могло расти в этой благодатной стране: несколько кустов винограда, около десятка яблонь разных сортов, две огромных груши, три громадных дерева грецкого ореха. А сколько слив, вишен и черешен – никому и в голову не придёт их считать. По меже, вроде частокола, росли деревья белой акации, грабы, ясени, осины. Даже дуб раскинул свои ветки. А где деревья, там и птицы.
     Отец мой, Василий Никитич, инвалид-туберкулёзник, тешил себя мечтой вырастить необычный сад. Сам умел прививать саженцы. На самых высоких деревьях развешивал скворечники. Для более мелких птиц делал нечто подобное птичьего общежития. Это такие шестиэтажные домики. Лёгкая рука у него была на сей счёт. В каждой «квартире» по пернатой семейке селилось. А пели как! Вот где радость!
      Но не все птицы селились в домиках сделанных человеком. На черешне, что росла почти посреди огорода, свил гнёздышко соловушка. Отец мой заприметил жильца-певуна и строго-настрого запретил мне не только лезть на это дерево, но и близко к нему подходить. Черешня – сладкое дерево. Круглый год детвора искала на нём смолу. Это лакомство куда лучше нынешней жвачки. К тому же на черешне самые ранние плоды в саду созревают. Соскучившись за зиму, как их ждут ребятишки, что и не передать. Угораздило же соловушке свить гнёздышко на самой ранней черешне. На целых две недели раньше других на ней ягодки созревали. Не то, чтобы есть, хотелось хоть посмотреть на краснеющее чудо.
     Мальчишки на селе доподлинно знали, в каком огороде что растёт и когда созревает. И тут хоть с дробовиком сторожи, всё равно обнесут сад.
     Василь, соседский мальчишка, годом старше меня, с каждым днём настойчивее просил принести ему ягод черешни. И «жадиной» меня обзывал и другими хлёсткими и весьма обидными словами, как крапивой жалил. Однажды, не вытерпев обиды, я призналась: по какой причине отец запретил подходить к дереву.
     - Нафик мне твой соловей! Ты черехи принеси или я сам пойду и нарву…
     - Нельзя птичек тревожить! – упорствовала я. – Отец сказал, что родители испугаются и перестанут кормить птенцов. Малыши помрут с голоду…
     Я понимала, что доверила соседскому мальчишке страшную тайну, даже взяла с него слово, что он никому об этом не разболтает. Но, уже через несколько дней отец мой вернулся с огорода сильно взволнованный. Оказалось, Василь, выбрав момент, когда нас небыло дома, всё же влез на дерево. То, что он нарвал за пазуху черешен, это пол беды. В большом саду урожай не особо ценился. Плохо то, что он разорил гнездо. Маленькие, голенькие птенцы мёртвые лежали под деревом. Что толку в том, что дядя Ваня отстегал Василя, сына своего,  хворостиной? Птенцов этим не оживить… И в последующие годы соловушки в нашем саду больше не селились.
     Подобных случаев много было в моей жизни. Каждый раз я силилась понять незадачливых людей, проживающих свою жизнь «как придётся». Лишь бы личную выгоду извлечь. Их ни в коей мере не беспокоил вопрос совести, чести, человеческого долга – держать данное слово. В минуты горькой обиды я называла таких людей свиньями, роющими на посаженных грядках. Мне казалось, что люди с каждым годом должны становиться умнее, начитаннее, а стало быть - культурнее. Но случилось с точностью до наоборот. Люди научились изощрённее ловчить…
     Птички, маленькие добрые певуньи, спасающие наши сады от вредителей, доверчиво летят к нам, на лето, из дальних стран. А встречают просто таки варварское отношение к ним. Иной раз хочется крикнуть во всёуслышание: «Люди, будьте людьми!..»

                7 января 2007 года.