Медиум. История из семейного архива

Александр Полянский
     Начало десятых годов прошлого века.  Минуло всего лишь несколько лет после  революции 1905-1907 года, но российская элита начисто забыла о страшных событиях Первой русской Революции, искренне веря, что «православие, самодержавие и народность» будут идеологической доминантой, позволяющей еще долгие годы управлять матушкой Россией.    Подтверждение тому записки моего прадеда Николая Павловича Полянского (1852 – 1921), управляющего отделения Государственного Банка России в Нижнем Новгороде с 1909 по 1918 год. Скрываясь от большевиков в селе Безводное Нижегородской губернии, в одном из своих дневников в 1919 году он писал «о скором возможном всеобщим успокоении».

     Но были и другие примеры. Другой мой прадед, один из крупнейших промышленников  России, Матвей Емельянович Башкиров (1842-1924)  летом 1914 года успокаивал  графа  Сергея Александровича Строганова (1852-1923):
    - Сергей Александрович,  никуда из России бежать не надо. Возвращайтесь в свое Волышево*. Еще несколько лет и российский рабочий будет зарабатывать столько, что ни о какой революции никто и думать не будет.

     Но Строганов не поверил прадеду и в августе 14-го года навсегда уехал на юг Франции.
Вернулся граф в Россию только один раз, через год. Он забрал с собой двенадцать полотен малых голландцев и был таков!

     Поистине, С.А. Строганов обладал великим, я бы сказал, величайшим даром предвидения.  В 1913 г Россия пышно отметила трехсотлетие дома Романовых и накануне Первой мировой войны   мысли о надвигающейся катастрофе ни кому из правящей элиты России просто не приходили в голову.

     Этот рассказ я слышал от своей бабушки Лидии Матвеевны Полянской, урожденной Башкировой (1890-1976).

• Волышево – имение графа С.А. Строганова в Псковской губернии.