Застывшая красота

Марат Хабибуллин
                Абсурдно-сюрреалистический бред.         
 
   
                1.               
Лихачёв прибыл в город ***  в полночь. Когда он с чемоданом в руке сошёл на перрон, то с удивлением заметил, что  он пустынен. Странно. Ветер гонял уличный мусор. Трепетал вывески. Над головой, спрятавшись за ветвями тополя, сияла Луна.  Отчаянно мяукала голодная кошка, скукожившись на перроне. Лихачёв прошёл в зал ожидания. Народу было немного. Кто-то, подложив под голову чемоданы, отдыхал, кто-то читал газету, любители поболтать трепали нервы тем, кто не любит пустые разговоры. Но сохраняя спокойствие, вежливо слушали.
- Здравствуйте, - поздоровался Лихачёв,
Никто не обратил внимания на него.
 - Весёлый городок, однако, - усмехнулся он.
Кассир, с каменным безразличием молча, смотрела на него. Он вызвал такси и поехал в гостиницу. Лихачёв снял комнату на первом этаже. Комната была небольшая, но вполне уютная. Он  по-воровски выглянул в окно и, задёрнув шторы, лёг в постель. В ту ночь он много думал. Время от времени, вставал с постели и выглянув в окно, снова ложился в постель. От ужина он отказался. И от ненужных гостей. Он хотел быть один.
С той поры прошло много времени. Но привыкнуть к мрачному и странному городу он никак не мог. Однообразная архитектура, эпохи Ренессанса.  Старые  автомобили типа «Волга» и «Победа» разъезжали по узким городским улочкам. Ни чем не примечательные унылые жители, выглядели практически одинаково. Куда бы, он не шёл, холодное безразличие встречало и провожало его. Холодные, бледные, худые, какие-то неживые, словно ожившие восковые фигуры. Город настораживал своей непонятной таинственностью и жутким однообразием.
Съехав с  гостиницы,  Илья снял комнату на окраине города. Так как работе физической он предпочитал творческую, то именно художественным ремеслом он и решил заняться. Но его мистические и сюрреалистические картины  плохо уходили с торгов, и он получал лишь скромный гонорар, которые едва хватало на жизнь. 
Илья с необычайной живостью и фантазией писал сюрреализм и мистику. Но красоту, которую видел художник, не замечали другие, считая его работы полным бредом сумасшедшего. Это было очень обидно.
Жены и детей у Лихачёва не было. Родителей своих не помнил. Друзей не имел. Вёл жизнь скромную и одинокую…
                2
Лихачёв зашёл в кафе. Народу было как всегда много. Всем было весело. Тапёр задорно наигрывал на пианино, развлекая гостей и зарабатывая себе на водку. Илья сел за свободный столик и привычно закурил в плену своих мыслей. Он готовился к выставке своих картин и потому был очень обеспокоен, как пройдёт выставка. Но, то безразличие, с которым жители относились к творчеству, обижало и очень раздражало художника. Нужно ли людям искусство? Или оно стало лишь достоянием истории в городке. Как заметил Илья, он был в городе единственный, кто занимался творчеством. Не было здесь ни писателей, ни поэтов, ни художников, ни театров. А в старом  кинотеатре крутили одни и те же фильмы, в основном мелодрамы и детективы 50-60 – годов. Странно и как они не надоели горожанам. Вот закончится выставка, и уеду отсюда, прочь, иначе сойду с ума.
Внезапно к нему подошла незнакомка загадочной внешности в странном костюме. Правая сторона её костюма была сплошь чёрной, даже лицо и иссиня чёрные волосы, левая сторона абсолютно белая и лицо и волосы. Загримированная незнакомка  нагнулась над ним и прошептала:
- То, что истлело, не воскреснет. Он идет в город за тобой…
Она нежно провела рукой по щеке художника  и также таинственно исчезла, как и появилась.
Илья оглянулся. Никого не было. Внезапно стало пусто в кафе. Жуткое мрачное одиночество окутало душу художника жутким страхом.  Тускло светили лампы над потолком. Он оглянулся, никого кроме него и тапёра.
- Играй тапёр, играй.
Пианист улыбнулся мрачно и заиграл Арию Мефистофеля «сатана там правит бал». Внезапно закружили перед ним в вихре танца  невесть откуда взявшиеся полунагие танцовщицы, касаясь его вуалью. Разлетелись десятки бабочек. Смех девушек будоражил и манил в сладострастные объятия страсти. Он потянулся чтобы  обнять девиц, но внезапно провалился куда-то в бездну…
- С вами всё в порядке? – услышал он голос бармена.
Илья вздрогнул. Всё исчезло. Пианист весело играл шансон. Пили и гуляли посетители. Всем было весело.
- Что случилось? – спросил Илья.
- Вы задремали, - сказал бармен.
- А девица в черно-белом костюме
- Девушка? Иди-ка ты домой друг
Илья ничего, не понимая, вышел из кафе. Неожиданно в конце переулка он увидел знакомую фигуру. Илья бросился бежать, но нечаянно споткнулся и упал лицом в слякоть.
- Не ушиблись? – вежливо осведомился некто.
Илья поднялся на ноги. В свете уличного фонаря стоял человек в чёрных одеждах с простреленной головой. Из пулевого ранения между глаз сочилась кровь. Остекленевший взгляд замер в безразличной тоске. Лихачёв не был  удивлён.  К таким чудесам в городе он уже давно привык. Казалось, так должно было быть.
- Да всё хорошо.
Самоубийца лёг в гроб и четверо мрачных мужчин понесли его вниз по улице, на кладбище. Когда эту унылую процессию поглотили уличные фонари, Лихачёв вернулся в свою квартиру.
Комната была небольшая, но вполне уютная. В углу стоял мольберт и краски. Стены и пол занимали картины самого художника, эти картины он и решил выставить.  Чёрт и куда меня занесла судьба? Сидел бы сейчас в Москве, но мне нужно было бежать, бежать из Москвы… от него. Илья подошёл к окну и выглянул на улицу. Улица была пуста. Вспомнились слова девушки «Он идет за тобой». Чёрт наваждение какое-то. Он не мог знать про мой побег. Нет. Чтобы немного развеяться, Илья зажёг свет и заварил кофе. Поужинав, он лёг в постель. Но сна не было. В угрюмом одиночестве он лежал в постели в душной комнате. Окна были открыты настежь. Вентилятор над потолком обдувал приятной прохладой. Махнул кистью художник,  и открылась картина грёз в светлом мироздании снов.
 В  далёкой пустынной долине копал яму Илья. Над головой раскинула осень хмурое ненастье. Он бросил в яму белого голубя с подбитым крылом и начал хладнокровно засыпать птицу землёй.
- Что ты делаешь? – остановил его высокий блондин  в белых одеждах.
- Зарываю свой талант в землю, - ответил Илья не оборачиваясь.
- Но почему? Вылечи птицу и отпусти талант на волю, только так ты сможешь достигнуть высот.
Илья обернулся, исчезло видение в предрассветных семерках. Снова  судьба посылала ему тайный знак.
 В потоке будней мелькали словно призраки, смеющиеся лица. Огромный стол со множеством гостей, где вино текло рекой и стол трескался от богатой закуски. Они не замечали его. А он томимый голодом и жаждой не сводил глаз с богатого стола. Он хотел, есть, но не мог себе этого позволить. Почему? Парадокс.
                3
 В тишине  тикают часы. Одиночество рисует мрачной кистью кошмар художника. В чём страх твой? Что есть талант? Безумие или дар Бога? Твои иллюзорные миры лишь сюрреализм сна. Длинный коридор был освещён тусклой лампой. Царил полумрак. Илья медленно шёл по коридору. Открывались двери комнат, но вместо меблированных квартир, он видел иные фантастические миры, откуда на него глядели и сказочные существа и чудовища. Лихачёв  подошёл к дубовой двери в конце коридора и взялся за ручку и открыл дверь. Он  увидел пустое пространство, без окон, стен и потолка. Царила тьма, лучик света падал в центр, где за столом сидели двое мужчин и играли в шахматы. Один страшный чёрный человек,  чёрных одеждах, его соперник  ослепительной красоты блондин в белых одеждах. Чёрный человек поднял голову и обратился к Илье:
- Мы ждали тебя, проходи.
- Я провожу, - сказал некто.
Из темноты вышла отвратительная «рожа – колобок» на коротких кривых ножках, без рук. Правый глаз вытек,  левый костяная глазница, лицо полуразложившееся, словно  у трупа, клыкастый рот с неровными зубами. Мерзкий «колобок» подошёл ближе. Чёрный человек усмехнулся и, подняв руку, указал на Илью. В тот же миг из темноты вылетела стая летучих мышей. Смех гнусной рожи. Летучие мыши. Вспышка света…марево растворилось в холодном поту, и утёк кошмар, чтоб вернуться вновь.
Вот уж неделю как Лихачёву снился этот сон. Он сел на кровати. Но вдруг почувствовав чьё-то присутствие, обернулся и увидел черного человека. Он сидел на подоконнике и наглой усмешкой глядел на парня.
- Что думал, так просто сбежишь от меня?
Илья вскочил с постели и забился в угол. «Нет, он не может быть реальным, это сон, это сон!» - повторял как заклятие он, - «ты не можешь быть здесь.  Ты всего лишь плод моей дикой фантазии. Нет, не подходи ко мне, нет, изыйди а-а-а-а-а!»
- Я существую, ты так долго взывал к божьей несправедливости, что пришёл Я - сказал Чёрный человек, - ты сбежал от меня из Москвы, но я нашёл тебя. Тебе не уйти от власти моей. Разве ты забыл, как заключил сделку со мной?
Лихачёв  в безумии глядел на странное и страшное существо.
- Ты призовёшь  ещё к милости моей. Я буду ждать!
- Оставь меня! Изыйди!
Илья сжал голову руками и потёр ладонями виски чуть покачиваясь. Страх скребёт когтями душу, оставляя рубцы на сердце. Красные струйки крови потекли по стенам, образуясь в чудовищные рожи. Со всех углов, из пола, с потолка потянулись когтистые лапы. Хватают они Лихачёва за руки, ноги, волосы и терзают в жутком мучении. И стоит, грустно свесив голову блондин. Он проиграл игру и теперь не в силах помочь несчастному таланту. Тёмная сторона диктует отныне чёрные строки готики. Омерзительные существа выступают из кровавых стен. Вся комната наполнилась ужасом и среди этого хаоса, раздался отчаянный крик умирающей души подстреленная  демонами. Внезапно вспышка света и видит Илья пустыню и Трон там стоит. Черный человек  на троне том. Подле ног его волк с овечьей головой и мерзкая рожа-колобок.
- Прими власть мою и благодари за талант.
- А-а-а-а-а-а. Изыйди из снов моих!
Исчезла пустыня в жутком кровавом мареве и видит Лихачёв в тёмном царстве Скорби на высоком троне сидит Сатана в чёрных одеждах. Над ним человеческий череп и из глазниц  ежеминутно вырывается огонь, озаряя мрачное Его жилище. Смрад стоял в замке том. Столбы огня ползали по стенам, словно ненасытные черви, вгрызаясь в камни. И не свет, а страшное пекло исходило от огня того опаляя сердце Сатаны тщеславием. Стоны грешников колыбель его бессмертного сна.  Перед ним на столике хрустальный шар и в нём видит он страдания людские. Но из всех землян всё больше и больше его манила  одна метущаяся душа, душа Лихачёва. Он видел его лицо, чтил его мысли, чувствовал трагизм его души.
Вскричал он от охватившего его ужаса. Внезапно исчезло всё марево. Тяжело дыша, Илья сумасшедшими глазами огляделся. Он по-прежнему находился в своей комнате, где же ещё. Чёрный человек исчез так же внезапно, как и появился. Снова сон. Снова этот кошмар. Нет, надо сходить в церковь. 
   Церковь находилась на окраине городе, в окружении голых тополей, покосившихся крестов. Старая дорога, поросшая терновником, вела к церкви. Илья вошёл в старое деревянное помещение, ставшее казалось уже давно пристанищем смерти. Со стен свила паутина. Свечи были потушены. Всё было мёртвым и давно забытым.
- Не ищи того чего нет, - услышал он знакомый голос за спиной.
Сердце его вздрогнуло. Он обернулся и увидел на пороге знакомую тёмную фигуру. Илья переборол свои страхи и молнией выскочил из церкви. Жуткий смех ножом вонзился ему в спину. Он бежал прочь. Но понимал, что бежать некуда. Он сходил с ума…
 Через неделю пришло письмо странного содержания, некто хотел видеть его в старой части города. Илья заинтересованный анонимом, пошёл навстречу к этому некто…
                4
  Илья  стоял посреди  руин древнего города. Над головой чёрной вуалью нависло хмурое осеннее небо. По грунтовой тропе струился туман, наползая на чёрные камни. Уныло вырисовывались в сумерках разрушенные дома и поваленные электростолбы.  Кладбище жизни окутано было тишиной.
- Илья, - окликнул Лихачева голос.
Из тёмного обвалившегося дома вышел незнакомец в плаще и шляпе. Когда он подошёл  Илья с удивлением заметил, что это…он сам. В такой же одежде и шляпе. Он замер в оцепенении, будто глядел на своё отражение в зеркале. Немного оправившись от шока, Лихачев тихо обратился к невесть откуда взявшемуся незнакомцу:
-  Кто ты?
- Я это ты, ты это я, - ответил двойник Ильи, - смотри!
Илья двойник указал на запад. Внезапно посреди города возникла небольшая сцена, раскрылся занавес, упал столб света на гигантское полотно, в своей мрачной красоте точностью до детали копируя жуткую реальность, которая окружала Илью и его таинственного двойника. Но был на картине той, Лихачев один без своего двойника. В полном изумлении он перевёл взгляд на Илью второго.
- Что это всё значит?
Илья  рассмеялся, затем отвечал таинственно и бредово:
- Моя сюрреалистическая фантазия порождение быта твоего. Я тебя нарисовал. Ты плод моего бредового вымысла в Стране акварельной Антиреальности. Я Чёрный человек…
- Плод фантазии, - пролепетал Лихачёв, - но я же живой…
- Безумие водит рукой моей, рисуя акварелью чудовищную основу Инобытия, для тебя ставшая мрачной реальностью. Там за гранью реального мира, скрыта истина твоей сущности. Тебя нет, но ты есть. Ты живёшь. Вопреки законам Бытия.
Илья говорил медленно и монотонно. Лихачев слушал своего двойника, с ужасом и удивлением пытаясь хоть что-то понять из его речи. Весь ужас происходящего состоял в том, что он и сам уже потерял нить между сном и реальностью. Господи сплю я или живу?  И тогда в памяти всплыли события ушедших дней, как не забытый на утро сон. Дети, они не взрослели. Они оставались теми же юнцами, что и были когда он впервые приехал в город. Да и сами жители не менялись внешне, мужчины даже не брились (вроде бы). Но  жизнь процветала на лице застывшей красоты. Город был лишь вымыслом безумца, его самого.
Между тем на сцену вышел пингвин, растопырив крылья и забавно преступая ногами, он прошел по сцене и исчез за черными кулисами. Его сменил карлик-урод, он усмехнулся,  помахал рукой и растворился в воздухе. Над головой пролетел ворон, и сцена исчезла, словно никогда и не было её там.
- А теперь прощай, да исчезнет безумие Гения.
Илья двойник брызнул на картину бензином, и не застывшая акварель  расплылась, смешиваясь красками в уродливую картину. Исказился мир Лихачёва, он стал расплываться и таять, исчезали очертания руин. Лицо его, растекаясь в гримасе уродства, замерло в немом крике отчаяния. Чиркнула спичка. Языки пламени поползли по руинам, обжигая  лживой смертью. Всё замерцало перед глазами в разноцветий цветов, и звучал как проклятие смех Ильи-двойника. Вспыхнул свет, словно всё взорвалось. Исчез город, оставив пепел на руинах реальности…

 …Зазвонил будильник,  Илья  отключил его и,  приподнявшись сел на кровати.  Странный загадочный сон встревожил его, что же могло всё это значить? Где же сон? Где реальность?..