Друзья по переписке

Индра Незатейкина
Украина, г. Припять, ул. Спортивная, д. 6, кв. 19
Алексеенко Владимиру
Здравствуй, Володя!
Меня зовут Саша Скворцов, я учусь в 5 «Б» классе школы № 44 г. Зеленограда Московской области.
Я тоже увлекаюсь авиамоделированием. В журнале «Юный техник» из нашей школьной библиотеки я увидел модель истребителя-перехватчика, которую ты придумал. Она мне очень понравилась, потому что ее легко собрать, и она хорошо летает. Мы с ребятами из кружка испытали эту модель, и решили, что ее было бы хорошо немного утяжелить спереди. Для этого я использовал эпоксидный клей, которым покрыл головной обтекатель модели. У меня получилось, что центр тяжести оказался на расстоянии 120 мм от носа самолета, а в журнале было 125. После этого аэродинамические характеристики модели улучшилась. Скоро я буду участвовать с этим истребителем-перехватчиком в соревнованиях на дальность полета и точность посадки.  После этого обязательно напишу, если хочешь знать результаты.
Спасибо за твою модель. Может быть, ты захочешь ее усовершенствовать, как это сделал я.
Саша Скворцов.


Россия, Московская область, г. Зеленоград, ул. Дзержинского, д. 11, кв. 36.
Скворцову Александру

Здравствуй, Саша!
Твои советы по доработке модели я обязательно проверю и пошлю в журнал окончательную схему. Там еще есть кое-что, что можно улучшить. Например, я облегчил предкрылки и изменил форму элеронов для лучшей обтекаемости. Некоторые из недостатков я сам нашел при испытаниях, о других подсказал Николай Петрович, наш руководитель. Он сам летчик на пенсии, между прочим. Обязательно напиши, как твоя усовершенствованная модель выдержит соревнования.
Расскажи, давно ли ты занимаешься авиамоделированием, по какому классу моделей специализируешься, какие модели у тебя есть?
Володя Алексеенко.



Украина, г. Припять, ул. Спортивная, д. 6, кв. 19
Алексеенко Владимиру

Володя, привет!
Я не ожидал, что ты мне ответишь, спасибо!
Конечно, обязательно присылай в «ЮТ» свои модели, у тебя очень хорошо получается. Я уже жду!
Соревнования твоя модель выдержала очень хорошо. Я занял второе место в конкурсе на дальность полета и поделил третье с одним мальчиком из 7-ого класса в конкурсе на точность посадки среди свободнолетающих моделей. Я думаю, для начала это хороший результат. Особенно здорово, наверное, модель будет летать после того, как ты сделаешь окончательную схему!
Я не очень-то давно занимаюсь авиамоделированием, всего лишь полгода, с прошлой осени. Пока что я учусь собирать свободнолетающие модели. Я пока что сам сделал два планера. Первый, правда, вдвоем с другом. В следующий раз мы будем собирать уже резиновомоторную модель! Но твой истребитель-перехватчик мне нравится больше всего.
С тобой очень интересно переписываться. У тебя, наверное, есть еще много других интересов, не только модели. Расскажи еще что-нибудь о своих увлечениях.
Давай обменяемся номерами телефонов и email-адресами, а то по почте писать очень неудобно, письма идут слишком долго.
Саша.


Россия, Московская область, г. Зеленоград, ул. Дзержинского, д. 11, кв. 36.
Скворцову Александру
Здравствуй, Саша!
У меня тоже пять свободнолетающих моделей в коллекции, кордовая модель для воздушного боя и еще двадцать шесть моделей-копий, которые в магазине продаются, и их надо только склеивать.
Рассказывать о своих увлечениях мне особенно нечего – я обычный школьник, учусь в 6 «А» классе 3-ей школы. По правде сказать, учусь не очень хорошо, у меня тройки по истории, биологии и музыке. По остальным предметам обычно получаю четверки, а больше всего мне нравятся алгебра, геометрия и физика – тут у меня твердая «5».
Авиамоделированием увлекаюсь с 4-ого класса, уже больше двух лет. Раньше, как и ты, собирал свободнолетающие и модели-копии, сейчас вот с ребятами из кружка делаем кордовые.
Два года я ходил в секцию волейбола в ДК, у меня неплохо получалось. Но сейчас из-за травмы не хожу – зимой сломал левую руку, играя в хоккей. Сейчас она уже срослась, и через месяц мне разрешат вернуться в секцию.
Еще я увлекаюсь шахматами. Ими я занимаюсь с третьего класса, все время участвую в наших городских и районных соревнованиях среди школьников, и даже несколько раз занимал первое место. Если ты тоже любишь шахматы, можно попробовать сыграть партию по переписке.
Кстати, свой телефонный номер я тебе дать не могу, телефона у нас еще нет, стоим в очереди, обещают провести к весне. Что такое email-адрес, я не понял.
Еще два раза в неделю я хожу в бассейн. Мама говорит, что плавание необходимо для гармоничного развития организма. Она у меня доктор, специалист по лечебной физкультуре, конечно, ей виднее. Но мне и самому нравится, тем более, что у нас очень хороший тренер. Бассейн у нас тут совсем рядом с домом. Да и ДК недалеко.
Школа у нас самая обычная, так что рассказывать о ней неинтересно. Все, наверное, как и у вас – учимся, ходим на совет отряда, рисуем стенгазеты, собираем макулатуру, ставим сценки к праздникам, играем в КВНы по разным предметам.
Расскажи лучше, что у вас интересного. Все-таки, почти в Москве живешь, у вас-то, наверное, там поинтереснее. Как у вас в школе? Кем работают твои родители? Кем ты собираешься стать, когда вырастешь?
Пока, пиши.
Володя.

Украина, г. Припять, ул. Спортивная, д. 6, кв. 19
Алексеенко Владимиру
Привет, Володя!
У тебя получилось такое интересное письмо, что я прочитал его за пять минут, не отрываясь!
Какое совпадение – у меня тоже тройки по истории и музыке! А биология у нас еще не началась, у нас пока природоведение. Про алгебру и геометрию я спросил у родителей, они сказали, что это математика так будет называться с 7-ого класса. Ну, раз математика, значит, она мне понравится, потому что я тоже больше всего люблю математику! Только я не понял, почему эти предметы уже есть у тебя, раз ты пока в 6-ом классе. Наверное, родители что-то напутали – ведь они сами учились очень давно!
Еще меня очень удивило, что у вас есть 4-ый класс. У нас – 3-ий и потом сразу 5-ый. Разве у вас не так?
В шахматы я играть не умею. Давай лучше в морской бой!
Как это, ты не знаешь что такое электронная почта? У тебя нет компьютера?
А я ни в какие спортивные секции не хожу. Потому что родители говорят, что я и так чересчур расторможенный. И бассейна у нас в городе нет, а жалко. Ведь это, наверное, здорово — на улице еще снег, а там можно купаться, сколько влезет! А как вы играете в хоккей? Неужели все как по-правде – на коньках и настоящими клюшками? У нас ребята в хоккей не играют, у нас каток в городе только один, и платный.
А вообще-то я люблю играть в «контру» и «квейк», а больше всего мне нравятся гоночки «nfs».
Родители у меня хорошие, почти во всем меня понимают. Папа работает инженером у нас на турбинном заводе, и еще иногда читает какие-то лекции студентам. А мама у меня на работу не ходит, она домохозяйка. Сам я, когда вырасту, хочу стать директором фирмы. Правда, я еще точно не решил, потому что летчиком, конечно, тоже быть очень интересно. А ты кем хочешь стать? Наверное, авиаконструктором, раз так серьезно занимаешься моделированием?
Школа у нас тоже обычная, даже неинтересно. Вот 48-ая школа – это да, там английская гимназия с экономическим уклоном, и все мечтают туда попасть. Но мои родители говорят, что там учиться слишком дорого.
Сценки к праздникам мы тоже, конечно, ставим, и КВНы тоже проводим. А вот что такое макулатура и совет отряда, я не знаю. У родителей спрашивать не стал, думаю, ты сам мне все объяснишь.
Жду твоего ответа!
Саша.


Россия, Московская область, г. Зеленоград, ул. Дзержинского, д. 11, кв. 36.
Скворцову Александру
Привет, Саша!
Ну, ты меня удивил! Не думал, что в Подмосковье все так по-другому! А ты еще говоришь, что школа обычная и писать про нее неинтересно.
Алгебра и геометрия начинаются у нас с 6-ого класса, а биология – с 5-ого. Конечно же, у нас есть 4-ый класс, и я не понимаю, как у вас его может не быть! Куда же он девается? И как же вы проходите программу 4-ого класса, если из 3-его сразу прыгаете в 5-ый? Дома, что ли? И что же, получается, что вы учитесь не 10, а 9 лет?
Что такое «компьютер»? Папа сказал, что это такая вычислительная машина. Если да, то у меня ее нет. Я очень хочу, чтобы мне подарили на день рождения такую машинку, программируемый калькулятор. В «Науке и жизни» печатают много интересных программ для него, я бы очень хотел во все это поиграть. Но он очень дорого стоит, вряд ли мне его купят. В нашей школе такие есть только у некоторых старшеклассников.
Еще я ни слова не понял про гимназию. Как это в школе может быть учиться слишком дорого? По-моему, это только в капстранах надо платить, чтобы учиться в школе. И почему она так странно называется: «гимназия»? Гимназии же были до революции!
Что у вас не играют в хоккей, это очень странно. У нас это обычная зимняя игра, так же, как футбол летом. И совсем не обязательно, чтобы был каток. На коньках тоже не обязательно. Главное, чтобы были клюшки и шайба. Конечно, самых хороших, стеклопластиковых клюшек у нас не достать, в магазинах только фанерные, но из них можно сделать вплоне неплохие. Я знаю, как самому сделать очень хорошую клюшку, чтобы удар выходил сильнее и точнее. Надо сначала нагреть ее над паром, а потом засунуть в батарею и гнуть, а после обмотать изолентой. Проверено – высший класс получается!
А про твои любимые игры я тоже ничего не понял. Наверное, это на английском, а я немецкий учу…
Макулатура – это ненужная бумага. Ее же можно переработать и снова напечатать на ней газеты, книги. Разве вам в школе такое не говорят? Ведь когда мы старую бумагу не выкидываем, а собираем для переработки, этим мы сохраняем живые деревья. Нас так постоянно заставляют собирать эту макулатуру и еще металлолом. Прямо замучили. Еще и соревнования проводят, какой отряд больше наберет. Некоторые ребята макулатуру смачивают водой, чтобы она весила больше, и даже иногда такие побеждают. Только это нечестно.
Совет отряда – странно, не понимаю, как это у вас в классе не проводится совет отряда? Раз есть класс, значит, есть и отряд, значит, он должен как-то  обсуждать свои дела… Это такое общее собрание всех ребят класса, на котором мы решаем какие-нибудь наши общие важные вопросы. Наверное, ты шутишь – не может быть, чтобы у вас такого не было.
Про мою будущую профессию я тоже еще точно не знаю. Но, скорее всего, я не буду авиаконструктором, а пойду работать инженером на атомную электростанцию, как мой папа. У нас пока небольшой город, и очень многие, кто здесь живет, работают на станции. Она совсем близко. Правда, моя мама работает в городе, в медсанчасти. Но мне врачом быть не хочется, мне больше нравится техника.
Пока.
Володя.

Украина, г. Припять, ул. Спортивная, д. 6, кв. 19
Алексеенко Владимиру
Привет, Володя!
А мне кажется, что это у вас очень странная школа. У нас все по-другому.
Мы учимся не 9 лет, конечно, и даже не 10, а все 11. Пятого класса у нас просто нет, его программу мы никак не проходим, его вообще нет. Фу, не знаю, как тебе еще объяснить.
Да, у нас некоторые школы называются гимназиями, лицеями, колледжами, и в них бывает платное обучение.
Компьютеров у нас редко у кого нет. Руками ведь очень неудобно писать, многие работы нам разрешают набирать на компьютере. Конечно, тогда понятно, что ты не знаешь мои любимые игры, они же все компьютерные.
Макулатуру мы никакую не собираем, и металлолом тоже. Иногда, бывает, собираем жестяные банки из-под пива и сдаем, но это не для школы, а чтобы денег заработать. Одна банка стоит рубль пятьдесят, 4 банки нашел – и уже хватит на мороженое.
У вас классы называются отрядами? Надо же! Про собрание я понял. У нас ребята никакие собрания сами не проводят, только учителя.
Зря ты хочешь работать на электростанции, мой папа говорит, что там мало платят. Лучше становись авиаконструктором! Это хоть интересно. Или, как я, директором фирмы.
Саша.


Россия, Московская область, г. Зеленоград, ул. Дзержинского, д. 11, кв. 36.
Скворцову Александру
Здравствуй, Саша!
Ты меня озадачил окончательно. Никогда не видел платных школ, 11-ого класса и пива в жестяных банках. И не могу понять, почему у вас такое дорогое мороженое! У нас мороженое стоит 7 копеек – фруктовый лед, 10 копеек – молочное, 15 – сливочное, эскимо в шоколаде – 18 копеек, и уж самое вкусное, «Ленинградское» с орехами и в шоколадной глазури – 22 копейки. Правда, есть еще пломбир – такие здоровые брикеты за 48 копеек, но если его в одиночку съесть, пожалуй, неделю на мороженое смотреть не сможешь. Так что на 6 рублей у нас  мороженым можно накормить целый класс.
И что у вас за город такой! Мама, когда я ей рассказал, тоже удивилась, говорит, что такие высокие цены могут быть только в Заполярье. Но ты ведь живешь под Москвой.
Насчет авиаконструктора — я подумаю.
Счастливо, пиши.
Володя.

Украина, г. Припять, ул. Спортивная, д. 6, кв. 19
Алексеенко Владимиру
Привет, Володя!
Я тоже рассказал маме про ваше мороженое, она долго морщила лоб и что-то вспоминала, но, видно, так и не вспомнила, потому что сказала, что это Украина, а там цены совсем другие. Я сказал, что у вас такие же копейки и рубли, как у нас, а мама говорит, что вовсе не такие же. Что копейки у вас дороже, а рублей нет совсем, есть гривны. В общем, я понял только, что мне очень хотелось бы у вас побывать, чтобы можно было вдоволь объедаться таким дешевым мороженым!
А если бы ты смог приехать к нам на каникулах, я бы показал тебе, какие у нас школы, и дал бы поиграть на компьютере, чтобы ты перестал удивляться. А ты тогда бы научил меня играть в хоккей и собирать кордовые модели! А то у меня что-то пока даже резиновомоторная не очень получается.
Пока.
Саша.

Россия, Московская область, г. Зеленоград, ул. Дзержинского, д. 11, кв. 36.
Скворцову Александру

Привет, Саша!
Ты предложил очень хорошую идею! Но только лучше сделаем наоборот. Я поговорил с родителями, они знают, что мы давно переписываемся, я им о тебе часто рассказываю, и мы решили пригласить тебя к нам на каникулы. У нас тут очень хорошо, загородная зона: речка рядом, лес, сады. Лучше любого лагеря. По сравнению с Москвой у нас совсем юг. И до Киева тут близко, я бы показал тебе Припять и Киев. Ты же не был и в Киеве тоже?
У нас очень красивый город, хоть пока и совсем молодой. Наверное, москвича трудно будет удивить, но я думаю, что тебе обязательно у нас понравится.
Конечно, я научу тебя собирать кордовые модели, и мороженое можешь есть, сколько захочешь. Привози свой программируемый калькулятор, будем вводить программки из «Науки и Жизни», там есть даже космический бой!
Спроси родителей, отпустят ли они тебя к нам погостить хоть на недельку или две?
Приезжай, у нас хорошо!
Володя.


— Мам, а меня товарищ приглашает на каникулы, — сказал Саша. — Видишь, что пишет: «речка рядом, лес, сады, лучше любого лагеря». Можно, я летом к нему поеду?
— Вот новости! — мама пощелкала пультом от телевизора, отыскивая канал, где не крутили бы рекламу. — Это тот Володя с Украины, моделист который?
— Ну, да, Володя. Ну, мам?
— Сына, а у кого тройка в четверти опять по истории выходит? — укоризненно напомнила мама.
— Мам, ну я исправлю. Постараюсь.
— Вот когда исправишь, тогда и подумаем.
— Ма-а-ам, ну я же сейчас должен ему ответ написать!
— Ох, ну что ты будешь делать! — мама взяла у Саши конверт, рассматривая обратный адрес. — Украина, Припять. Припять, Припять, что-то знакомое… Коль! — крикнула она в комнату Сашиному отцу. — Припять — что за город такой? Сашку туда на летние каникулы приглашают.
— Это возле Киева, — подсказал Саша, но мама ждала папиного авторитетного ответа.
Папа появился в кухне, на лице у него было написано крайнее изумление.
— Куда-куда его приглашают? — переспросил он, складывая газету.
— В Припять, на каникулы. Как ты на это смотришь? Все же юг.
— Люся, я, конечно, не знаю, что там сейчас, я не большой специалист в этом деле, — папа смотрел на маму так, будто она пребывала в тяжелом бреду. — Возможно, там уже и живут. Да и украинцев сейчас не поймешь. Все возможно. Но я категорически против того, чтобы отправлять ребенка на каникулы в Чернобыльский район!
Настал мамин черед удивляться.
— Что — это Чернобыль? — ошарашено спросила она.
— Сын, ты как с этим своим товарищем познакомился? — строго спросил папа.
— В журнале… адрес нашел… и написал письмо, — запинаясь, ответил Саша.
— Журнал у тебя? Принеси! — потребовал папа, нервным движением поправляя очки.
— Нету… В библиотеку сдал…
— А что за журнал был?
— «Юный Техник».
— «Юный Техник»? Да он издается вообще сейчас? Что-то я его уже лет двадцать не видел,  — с раздражением отметил папа. — А за какой год журнал — ты помнишь?
— Коля, не кричи на ребенка! Он ни в чем не виноват, — вмешалась мама.
— Я не кричу, — папа взял на полтона ниже. — Так за какой?
— Не посмотрел, — пробормотал Саша.
Только сейчас он сообразил, что, пожалуй, журнал был старый… Даже совсем старый… Библиотекарша еще говорила, что «Юный Техник» школа давно не выписывает…


Украина, г. Припять, ул. Спортивная, д. 6, кв. 19
Алексеенко Владимиру
Володя, здравствуй!
Я очень расстроен: родители не пускают меня к тебе в гости. Даже не знаю, как быть — и тройку по истории обещал исправить, и говорил, что ролики мне на день рождения не нужны — ни в какую. Говорят, что у вас там радиация, потому что атомная станция взорвалась, и поэтому там никто не живет.
Но это же неправда? Как же там может быть радиация, если ты там живешь и ни о чем таком не знаешь?
Напиши мне скорее, а то я совсем ничего не понимаю.
Может быть, мои родители что-то путают, и я смогу их уговорить, если ты все объяснишь.
Очень жду твоего ответа.
Саша.

Россия, Московская область, г. Зеленоград, ул. Дзержинского, д. 11, кв. 36.
Скворцову Александру
Адресат выбыл. Письмо возвращено отправителю.