Герои нашего безвременья

Лев Якубов
               
                Мечтать! Надо мечтать
                Людям орлиного племени;
                И воля, и смелость нужны, чтобы стать
                Героями нашего времени…
                (песня)



               
               

               





         Помнится, в школьные годы при прочтении романа М. Ю. Лермонтова дивным показалось сочетание слов «Герой нашего времени».  Представление  о героях берёт начало, обыкновенно, из сказок, былин, и пусть слегка завышен вес Святогора, которого едва держала земля (при ходьбе он зарывался до колен), мы всё же верим, что в истории России было время богатырей. Они реально существовали – заступали пути врагу, не раз спасали Отечество и традиционно проявляли духовную мощь, рыцарскую доблесть и героизм.
   
         Из летописей известно, что великое испытание на долю русского народа выпало в 13-14 веках. Грозной тучей надвигались ордынские полки, распространялась молва, что победить этих воров и разбойников в честном бою невозможно, поскольку они наделены мистической силой. Спустя несколько столетий император Александр |||, выражая  гордость  и тревогу, сетовал: «У России только два друга – армия и флот». И раньше, накануне Куликовской битвы у русского воинства было  тоже две опоры – великая сила духа и божественная помощь свыше.

        «Ударившись копьями гибельными о доспехи железные, загремели мечи булатные, словно молнии сверкая, великий стук и свист от летящего града стрел поглотил тишину. Белая ковыль-трава обагрилась кровью честных воинов земли русской, цветом победных сил добра над силами зла».  Русь одолела могущественных варваров и поверила бесповоротно в свои силы, благодаря несомненному героизму и сплочённости витязей. Уходили на битву москвичи, ростовчане, суздальцы, владимирцы, а вернулись единым русским народом.
   
       Природа героизма соединяет в себе несколько причин и мотиваций для выражения беспредельного мужества, самопожертвования, направленного к достижению общего блага. Действие, влияние героев таково, что они могут вдохновлять нацию. Реальные герои, словно мифические Атланты, удерживают на своих плечах небо, позволяют всем прочим с изумлением смотреть вверх и тоже примерять на себе кольчугу мужества. Не будь героев, народ выродился бы в пигмеев.
   
       Можно заметить, что героизм широко проявляется и в мирное время, правда,  не столь однозначно и эталонно, как на поле брани, и векторы прилагаемой  силы духа, энергии могут быть до такой степени разнонаправленными, что приходится взвешивать, гадать, чего же от героизма больше – пользы или вреда? Подвигам, как мы знаем, всегда есть место в жизни, но не все они равнозначны и не все могут считаться образцами мужества, стойкости, самопожертвования. Тот же М.Ю. Лермонтов, прославляя Бородино, не скрывал грустных сравнений: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя… Богатыри – не вы!» Очевидно то, что герои и общество существуют в условиях взаимного отражения, иначе говоря, каждое поколение взращивает своих орлов и наоборот, идентифицируя самых заметных, влиятельных, можно ставить диагноз обществу.
   
        История убеждает, что в людской массе всегда находится немало недовольных существующими порядками, уровнем жизни. Назовём их кандидатами в герои, которые не уживаются в условиях прозябания в силу своего темперамента, неординарных способностей, амбициозных стремлений переделать, облагородить мир. Масса же, как правило, живёт себе покорно, не задаваясь решением всеобъемлющих вопросов, не терзаясь классовыми противоречиями, терпеливо снося несправедливость и невзгоды. Но вот на историческую арену в одиночку или союзами единомышленников пробиваются герои, к примеру, - декабристы – участники  дворянского оппозиционного движения, организовавшие антиправительственное восстание в декабре 1825 года. Безусловно, это были герои, пытавшиеся изменить устои русского общества, укрепить нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, ликвидировать крепостничество, широко распространить либеральные и гуманистические идеи. Да, намерения были благие, другое дело – что из этого вышло. Десятилетия жестокой реакции самодержавия, массовые репрессии. И всё равно их благородный порыв к более справедливому порядку  не прошёл даром. Вскоре появились общества любомудров, которые отказавшись от резких движений по раскачиванию царского трона, стремились стать орудием самопознания народа и успели сделать много полезного. С опорой на передовую немецкую философию, они надеялись создать такую абсолютную теорию, которая удовлетворила бы все потребности человека в полной мере. Они преобразили сам характер русской культуры. В ряду любомудров сияли имена Ф. Тютчева, П. Чаадаева, Д.  Веневитинова. Это ли не герои своего времени!
   
        Все переходные периоды в истории российской государственности отличались неизбежными социальными потрясениями, гражданскими войнами. Борьба подпольных союзов, организаций и партий против правящего режима – это героизм смутного времени, когда в целях реформаторства, достижения идеалов справедливости и гуманизма в ход идут насилие и террор. Народовольцы – тоже бескорыстные борцы за освобождение народа от самодержавного деспотизма, бесправия и нищеты. Духом самопожертвования проникнуты их высказывания накануне исполнения смертных приговоров: «Прекрасна смерть в сражении!» «Живите и торжествуйте! Мы торжествуем и умираем!»
   
        Идея переделки мира стара, как сам мир, а практика революций, переворотов, перестроек – это, прежде всего, борьба за власть, сопряжённая с жертвами, разрухой и разладом в обществе, да и сами герои-революционеры не столь уж  симпатичны в сравнении, скажем, с выдающимися философами, писателями, гуманистами и просветителями. Забегая вперёд, замечу, что особой народной признательности добиваются герои-романтики: первопроходцы, учёные, космонавты, талантливые актёры и… футболисты. А вот В.И. Ленин и его большевистская гвардия, действуя «без перчаток», перевернули Россию, казалось бы, ради необозримого блага широчайших народных масс, но при этом государство оказалось на грани катастрофы, была развязана гражданская война, ни что иное как позор нации. В умах и сердцах советских людей  личность вождя, гения, «самого человечного человека» по своей значимости, непостижимости и загадочности могла ассоциироваться разве что с древнеегипетским сфинксом. По сегодняшним оценкам, Ленин – политический авантюрист, фанат идеи, социальный экспериментатор, который заблуждался, не считался с людскими потерями. И образ супергероя в объективном восприятии низводится до уровня антигероя. Ещё более  мрачной, жестокой и противоречивой фигурой предстаёт И.В. Сталин. Но удивляться тут, пожалуй, нечему. Проблемы власти в нашей многострадальной стране веками решались путём политических убийств, заговоров, жестоких репрессий. Недаром, и в советское время отношения лидеров государства и партии со своими ближайшими соратниками, по словам Черчилля, напоминали «подковёрную схватку бульдогов». Разумеется, герои такого типа большого восхищения не вызывают.
   
         
        Оставив пока в стороне политиков, ибо мало кто из них сохранил в истории доброе имя, попробуем проследить, какова самореализация героев, живущих сегодня, что ими движет?
Цивилизация, как известно, имеет две модели развития – по спирали и по принципу маятника. Сравнение с маятником точнее, поскольку  время, вечность отражены периодами расцвета и упадка империй, всплесками культуры, духовности и откатами к дикости. Герои нужны всегда, но особенно – в смутные и безнадёжные времена, когда в сознании общества философия героизма замещается философией гедонизма или личного благополучия, а смыслом существования провозглашаются наслаждения и удовольствия. Постсоветский период вызвал из глубин человеческой натуры самые грубые черты индивидуализма, жестокости и оформился, как эпоха всеобщего надувательства. В большом и малом, в утрате доверия к власти, в потере ориентиров, надежд. Обман в обиходе и практике общественных отношений сегодня настолько широк и разнообразен, что можно не сомневаться: мошенничество возведено в ранг государственной политики.
   
        Почему у народа, традиционно считавшего себя добрым, отзывчивым, развиваются прямо противоположные чувства? А вот почему. «Свободный рынок» был для России надеждой, альтернативой государственному планированию, административно-командной системе управления. Представлялось, что он сам мгновенно удовлетворит все потребности общества, отрегулирует и уравновесит производство товаров, совершит в экономике естественный отбор. На деле всё пошло иначе, наперекосяк. Почему-то не была учтена примитивная мудрость, страсть оборотистого авангарда рыночников – с минимальной затратой средств, времени и труда получать максимальную прибыль. Рвать деньги напрямую и сразу – это героизм волчьей стаи, практика рэкетиров, аферистов и спекулянтов, извините, предпринимателей. Зачем трудиться, созидать, если прибыльнее украсть, привезти, продать? И стремительно, лавинообразно пошло на продажу всё: нефть, газ, лес, алмазы, цветные металлы, оружие и человеческий потенциал в лице передовых ученых и секс-рабынь. И какая мораль может сопутствовать всему этому?!
   
         Катастрофические изменения в обществе наступают неизбежно, если в нём рушатся духовные устои. Если критерием счастья становится "бабло", то нация стремительно заболевает и вырождается, жить становится неуютно, исчезают романтика, любовь, вместо идеалов – денежная шизофрения.
   
        История богатых на Руси всегда подразумевала воровство. Вот как характеризовал этот класс имущих, например, А.С. Грибоедов:
               
                «Где, укажите нам, Отечества отцы?
                Которых мы должны принять за образцы?
                Не эти ли?! Грабительством богаты,
                Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
                Великолепные соорудя палаты,
                Где разливаются в пирах и мотовстве…»
   
         Нынешние «герои» пошли дальше. Они более энергичны, предприимчивы, талантливы в способности делать деньги и откровенно циничны. О декабристах  в политических оценках говорилось, что они были страшно далеки от народа, а герои нынешнего безвременья страшны сами по себе. Их стратегия – делёж добычи и вывоз денежных средств за границу. Украсть, присвоить нефтяные прииски, крупные, ещё действующие производства – вот заботы нынешних по-настоящему «лишних» людей, ибо не будь их,  стране дышалось бы легче. В мировой практике всякий богач своё богатство как-то нажил, пусть жестоко, коварно, но что-то делал по организации своего производства, наши просто присваивают себе собственность всего народа. И хоть бы один Монте-Кристо нового века, прежде чем завладеть состоянием, походил  с геологоразведкой в тайге, поработал на буровых в Заполярье!
   
         Сформировались целые отрасли менеджеров, торговцев, охранников, политтехнологов, рекламных агентов, рабочая сущность которых – посредничество, паразитизм. А людей, производящих материальные блага, в скором времени можно будет заносить в красную книгу. В республиках Средней Азии устраивают состязания джигитов, называемые «козлодранием». Это когда с десяток всадников в яростной погоне рвут друг у друга тушу мёртвого козла.  То же самое наблюдаем мы по отношению к совокупному национальному продукту. Действия монопольных компаний, акционерных экономических структур, объединений и свободных предпринимателей продиктованы эгоистическими интересами, а трудовой героизм  русского народа, как традиционное, массовое явление окончательно опошлен. В социальной среде «героев нашего времени» фигурируют гангстеры, банкиры, менты, проститутки. Телевидение норовит отразить действительность таким образом, что половина населения страны представлена преступниками, жуликами и пройдохами, которых судят бесконечные суды, а другая половина – наши доблестные сыщики, детективы и всё те же менты. На эстраде свои герои – хохмачи, пофигисты.  СМИ упорно нагнетают мировоззрение катастрофического периода: здания горят, самолёты падают, климат портится, конец света на носу… Что это, если не попытка подыграть врагу в информационной войне, где нас пытаются лишить будущего?

       Уныние патриотов России связано не только с опустошением душ. Бездарная и недальновидная власть, словно зомбированная политической разведкой недружественных стран, санкционировала этот невиданный грабёж недр, национальных богатств страны. Сейчас в печати встречается немало критических суждений и утверждений, что Россией управляют сволочи. Пусть это не так, но тогда власть у нас не способна к позитивным действиям. Выпустить джина из бутылки – это она ещё может, а изменить политику, если народ обнищал и нравственный потенциал обрушен, - этого не дождётесь!.. И почему у нас не родятся свои Дэн-Сяопины, умеющие с величайшей мудростью  и осторожностью вершить структурную перестройку промышленности и экономики!?
   
         В результате всех этих примет времени сфера чести, доблести и геройства сузилась до пределов вырождения. И что характерно, жизнь в России стала просто похабна.
Когда же придут настоящие герои, способные созидать, укреплять и прославлять своё Отечество? Разве вся прелесть жизни в жратве, в тряпках и развлечениях? Думается, что будущее страны, её надежда и спасение связано с ожидаемым  взлётом духовности. Истинными героями в будущем могут стать рыцари Духа. Им не нужно будет в очередной раз переворачивать Россию, победа может быть достигнута культурологически. На смену ожесточённости и равнодушию придёт подлинное человеколюбие, и одним из самых мощных, востребованных факторов прогресса будет стремление власти окрылять свой народ.
   
        Вспоминается давняя статья писателя-фантаста Артура Кларка «На гребне волны», где абсолютно необходимым качеством в грядущих завоеваниях человека рассматривалась дерзновенность. Земля - колыбель человечества, и засиживаться в колыбели не подобает, а космос – будущая среда обитания землян. Космический вакуум и невообразимые расстояния между планетами сегодня кажутся слишком суровыми, неподходящими для освоения, но именно космические сверхзадачи и дерзновенность разовьют интеллект до абсолютных пределов. Мечты осуществятся. Люди орлиного племени сделают своим домом Вселенную.
 
                ----------------------------------------