Наказание за мысли

Сергей Вшивцев
Очевидная противоречивость закона и реальности.


В Дигестах Юстиниана существовало положение римского права: никто не несет наказания за мысли (cogitationis poenam nemo patitur).

Это так если оставлять их при себе. Но если высказать пусть даже самые правильные мысли, то можно за это поплатиться.

«Де-юре» (лат. de iure, de jure «юридически», «по (согласно) праву») за это нести наказание нельзя, но «де-факто» (фактически, на самом деле, в реальности) происходит именно так, что люди страдают от своей "болтливости" и получают возмездие за "слово", сказанное не там и не тем. Когда молчат, то "сходят за умного".

Только за действие или бездействие может быть применена мера наказания.

В соответствии с уголовным законом преступление считается законченным в момент наступления последствий. Но какие последствия наступили после того, как человек заявил, что имеет свое мнение и изложил его? Явно никакого. И это было очевидно для людей тысячи лет назад.

Хотя, тогда за проповедь казнили, как за совершенное преступление. Как, впрочем, и ныне.

Сам лично встречался с примерами осуждения за мысли и намерения человека. При том не приступные. Так, один мой знакомый стал рассуждать на работе о необходимости создания в организации профсоюза и привлечения к судебной ответственности руководства за неправомерные действия и решения. Он просто высказывал мысли. Мнение его было основано на услышанной в телевизионной программе передаче о результативной деятельности профсоюзных ячеек. Воодушевленный этим, он сделал устное предложение начальнику юридического отдела защищать права работников в судебном порядке, так как во всем мире это норма. Испуганный начальник тутже доложил о "вольнодумце куда следует" и моему товарищу предложили уволиться по собственному желанию. Он этого не сделал. Тогда его уволили по статье. Он пошел в суд с исковым заявлением. Но ему было отказано в требованиях, хотя, закон и на его стороне.

Скажут, мол, сам виноват, незачем было "рот разевать". Возможно будут правы. Так как «де-юре» и «де-факто», как небо и земля - далеки друг от друга.

Известный еще из римского права принцип: Nullum crimen nullum poena sine lege - нет преступления, нет наказания без указания о том в законе - не исполняется. Как, впрочем, и другие принципы права.

"Аргументы следует не считать, а взвешивать" - сказал Цицерон, - взвешивать, когда о них надо говорить, когда нет, - продолжу его мысль я.