Художник, инженер и наперстянка

Людмила Канашева
Поверхностное сравнение творческого процесса  гуманитариев и технарей на примере работы
художников и инженеров.

Различие и общее.
Или что общего между художником,инженером и наперстянкой.


"Творческий процесс - это всегда создание нового или вариации уже сделанного.Труднее всего без вариаций,самое первое образное представление"(с)

Художник И.Н.Крамской -основатель национальной русской художественной школы  говорил о
творчестве:
"..не просто копировать,а вкладывать идею..".

Технари же подходят к творческому процессу немного по другому, а где-то и прямо
противоположно устремлениям гуманитариев.

Если общее начало  у гуманитариев и технарей в начальной стадии одинаково
-это знакомство и изучение предшествующих материалов и идей,обработка частного,прикидка действия деталей  в конкретных частных условиях. 

У художников - это пейзаж, природа, растения, характерные для изображаемой местности и времени года.

А  у технарей - это заданные условия работы механизмов (приборов, пультов, блоков и т.д.) в конкретной обстановке, с конкретными условиями окружающей среды и воздействием на работающий персонал.

Это общее для тех и других.Изначальные условия.

А вот дальше начинаются различия в подходе к работе.
У художников должна быть идея, образ, аккумулирующий определенную идею, а не просто копирование  и фотографирование окружающей действительности.

У технарей вообще-то тоже -идея, но идея-принцип, на основе которой   будет работать данное произведение.
 Здесь можно идти несколькими путями: либо взять уже имеющиеся идеи и их улучшить, усовершенствовать, либо придумать совершенно новую идею.
Но вот сам новый принцип технари стараются брать как раз с копирования природы, в идеальном варианте.

И чем ближе к натуральной природе, - к её естественным законам, которые еще надо понять,
изучить и разложить по полочкам,скопировать с живой природы, приблизиться к ней максимально, - тем лучше результаты.
Таковы, например, контуры создаваемых механизмов,их геометрия и структура.Например, крылья самолета изначально копировались  с птиц, а контуры подводной лодки - с рыб, космический советский луноход - с кузнечика.

Как художник изначально выбирает краски,композицию, ракурс, цветовую гамму будущего
произведения, так и инженер выбирает конструкцию и материалы для деталей.

Если в художественном произведении большое значение имеет идеологическая идея, на которой может быть построено всё произведение,то у технарей идеологическая идея может быть только как украшательная,поверхностная,часто проявляющаяся только в поверхностной раскраске или  с применением  дополнительных украшений, как в архитектуре, например.Или она может наносится на конструкцию как украшение и как опознавательный элемент,типа "Сделано в СССР",как на первом в мире  вымпеле из титана, заброшенном на Луну советской ракетой.

У технарей идеологическая(политическая) идея как таковая при создании новой конструкции
отсутствует, как и у природы.Хотя если рассматривать глобально, то есть в мировом
превосходстве технического прогресса какой-либо отдельно взятой страны с её политической
системой, тут она как бы невидимая  присутствует, давлеет над всем, но в конкретно разрабатываемом изделии её нет.


В природе  мы не видим  идеологической раскраски у животных: нет коммунистических и капиталлистических птиц(рыб, крокодилов, бегемотов). Хотя есть хищники и жертвы.
В природе раскраска идет либо как половой признак(например, утка - селезень), либо как дополнительная защита слабых и беззащитных.

Устрашающие раскраски у слабых, беззащитных насекомых и растений присутствуют в природе  в огромном количестве.Например, крупные нарисованные глаза на крыльях бабочки .Когда она сядет на
дерево, то может показаться огромной из-за этих глаз с цветной рожицей. Либо многочисленные тигровые окраски у цветов, как бы предупреждающие об опасности, например, у некоторых сортов ириса,или у наперстянки, где в зеве цветков можно увидеть устрашающие  раскраски.

Впрочем, растения и насекомые нередко вооружены для своей
безопасности  и колючками, и ядами. Это следующий этап их развития.

Произведения искусства на первый взгляд  не вооружены колючками,шипами и ядами.Хотя тоже
как еще посмотреть.Есть же фильмы и песни, после  воздействия которых отмечены массовые
самоубийства.Значит в них каким-то образом содержится незаметный на первый взгляд
яд.

Также  и некоторые технические устройства  могут нести яд для живого организма,
невидимый глазу, такой как облучение или электромагнитные поля.

Такой путь развития от видимого к невидимому давно и первыми выбрали растения.
Именно они с целью сохранения своего генофонда каким-то образом изменялись, мутировали,
приспосабливались. И стали аккумулировать в своих частях яды, оказывающие послевоздействие после их поедания живыми организмами, либо после поверхностного контакта с ними.

Но и на этом развитие растений, обеспечивающих свою безопасность, не остановилось. Они пошли еще дальше и стали выпускать эфирные яды, действующие на расстоянии, чтобы к ним даже и не приближались. Таков , например, болиголов, который во время цветения выпускает яд, вызываюший головную боль у человека даже на большом расстоянии.

Похоже, и искусство, и техника идут по развитию вслед за живой природой.И начинают применять невидимые, но эффективные яды, когда идеологическая, устрашающая, боевая раскраска уже не эффективна.