ПутЁвые зарисовки

Виктор Румянцев
Купола в России кроют чистым золотом,
Чтобы чаще Господь  замечал               

(В. Высоцкий)

Ну и что,что осень! Она ведь только в своей первой трети. И не всегда погода работает против нас. Поэтому – вперёд!

18 сентября
В 07:45 выехали из Риги на автомобиле «Клавдия Викторовна» дружной командой в составе Я и Жена. Латвийские дороги, пусть и не очень широкие, но особого вреда ходовой части не приносят, Клава мягко катится, шурша там, где шуршится, постанывая там, где постанывается.

Природа радует глаз. До самого Екабпилса  едем вдоль Даугавы. Дорога то ныряет в лес, то выскакивает в поле. В машине тихо играет музыка. Ди-джеем трудится Жена, а мне остаётся самое простое – доставить нас в целости и сохранности туда, куда ведёт дорога.
Миновав екабпилскую церковь, беру левее - на Лудзу и далее – на границу. Погода не подвела. Светит солнце и довольно тепло. Хотя, при чём здесь тепло? Исправно работает климат-контроль и нас, в принципе, наружная погода интересует только тогда, когда нужно притормозить для улучшения самочувствия.
Почти три с половиной часа потрачено на обоих границах. Что ж, каждый делает свою работу. Вот если бы этот каждый делал свою работу побыстрее!
Плохо: столько времени потрачено без толку!
Хорошо: но ведь проехали!

Российские дороги у всех сидят в печёнках, но я отношусь к этому философски. Если взять трассу на протяжении российская граница – Москва, то возьму на себя смелость утверждать, что процентов эдак семьдесят в довольно приличном состоянии. Досаждает пресловутая «повышенная колейность», где, того и гляди, глушак загрохочет по асфальту.
Город Зубцов проехали почти затемно. А потом...
Синюю палку регулировщика рассмотрел не сразу, но затормозить успел вовремя. Авария. И довольно серьёзная. У фуры отлетела запаска, идущая следом «Газель» ничего сделать не успела и теперь лежала на крыше. За «Газелью» стояла полуразрушенная «десятка», а за ней ещё две побитых легковушки.
Плохо: столько машин побилось, да и людей тоже!
Хорошо: жертв пока нет!

Дальше дорога кончилась. Да нет же, дорога, вернее, направление, осталось, а вот покрытие напрочь отсутствует. Точнее сказать, покрытие присутствует только с моей стороны, потому что я, не уставая, крою матом, слушая, как Клава стонет и чертыхается на многочисленных ухабах. Это безобразие продолжалось около часа, но мне показалось, что целый день. Что по этому поводу думали Жена и Клава, сказать не берусь, но уверен, что ничего хорошего.

Перед выездом я порадовал Клаву новыми колпаками. Она сразу похорошела и лет на десять помолодела. Сам видел, как она воображала перед другими машинами, стоящими во дворе.
Вырвавшись с бездорожья, я добавил газу. Как оказалось, напрасно. Навстречу двигался «поезд» из не менее, чем два десятка автомашин. Даже ближний свет одной встречной машины не доставляет удовольствия водителю, а если их много? Мысль сбавить скорость посетила меня не сразу, поэтому Клава вмешалась грубо и не по-женски, влетев правым передним колесом в фирменную яму. Грохот заглушил даже музыку. Вернее, музыка сама отключилась, а я, срочно поумнев, сбросил скорость и вскоре нашёл место для остановки.
Плохо: колпак безвозвратно утерян...
Хорошо: колесо на месте!

Миновав Волоколамск, мы выскочили на автомагистраль – так называемую «Волоколамку» и я дал Клаве «добро» на хулиганство.
Сто сорок для шестицилиндровой «Ауди» не скорость, а так, баловство. Магистраль не была особо загруженной транспортом и я комфортно расположился в правой полосе, включив круиз-контроль. Жена решила поменять диск и я включил в салоне свет. И немного отвлёкся.
Перед капотом пронёсся огромный лось! Как он появился на магистрали? Ведь он миновал три полосы и настиг меня на четвёртой!
Плохо: магистраль не защищена от диких животных!
Хорошо: лось, мы и Клава не пострадали!

В 23:40 по московскому времени прибыли туда, куда и стремились.


19 сентября
Международный день получения московской регистрации! Пару часов провели на почте, что бы лишить милицию радости общения с нами, как с незарегистрированными лицами.
Плохо: сам факт регистрации.
Хорошо: но ведь зарегистрировались!


20 сентября
Москва – столица нашей Родины! Эти слова мы буквально впитали с молоком матери! Интересно, что день грядущий нам готовит?
А день приготовил нам поездку в Царицыно. Ансамбль удивил своим размахом и красотой. Бесчисленное количество фонтанов, прекрасная архитектура и живописное место без устали ласкали взор, как сказал бы какой-нибудь доморощеный поэт.
А рядом расположилась медовая ярмарка. По названиям изготовителей можно было изучать географию России! Но меня это не тронуло – мёд не входит в моё меню, поэтому терпеливо прождал Жену у входа почти полтора часа.
Плохо: выход из метро – захолустная станция. Даже и предположить нельзя, что ты через пару минут ходьбы по почти свалке ты увидишь красоту.
Хорошо: любые выходы когда-нибудь заканчиваются!

Конечно, можно сесть в автобус и прокатиться по Москве. Если спешить некуда. Но москвичи все спешат. Причём, постоянно! Поэтому самым быстрым средством передвижения было, есть и будет метро. Впрочем, когда-нибудь вертолёты вполне могут посостязаться с метро в скорости доставки тел из пункта «А» в пункт «Б», а пока... Пока я в очередной раз убеждаюсь, что русский народ – самый читающий народ в мире! Странно. Ведь уже никто не читает «Капитал» или брежневскую «Целину», но народ читает! Газеты, книжки, разгадывает сканворды. И знаете почему? В основном, что бы не уступать место. Уткнулся носом в бумажку и всё, ты в другом мире. И, вроде, не замечаешь рядом стоящего старика или инвалида.
Кстати, никак не мог осмыслить постоянно звучащего в метро объявления «Граждане пассажиры, будьте взаимно вежливы! Уступайте место пожилым людям, инвалидам и беременным женщинам!». Следуя логике, все должны быть ВЗАИМНО вежливыми! То есть пожилые должны уступать пожилым, инвалиды – инвалидам, а беременные – беременным. Вот ещё уточнение «беременные женщины» наводит на мысль, что там водятся и беременные мужчины. А мне казалось, что если беременная, то уже по определению женщина! Ох уж эта Москва...
Плохо: дурные мысли посещают голову от вынужденного безделья.
Хорошо: но ведь про дурные мысли сам допёр!

Зашли к Матрёне великомученнице поставить свечку. На подходе к храму толпы «нищих». Противно. Один из них докладывал "коллегам", что уже успел сдать выручку. А во дворе храма, пытаясь сделать фото, я услышал от охранника «нельзя»! По-моему, это наше любимое слово! Ну почему нельзя??? Что, маковка у собора отвалится? Или очередь испугается и разбежится? Не понимаю!


21 сентября
Выехали в направлении Костромы. Великолепная погода и великолепное настроение!
Остановились в Сергиевом Посаде. Нет слов, что бы передать увиденное великолепие! Строгие храмы, а рядом – весёлая беседка над святым источником. И толпы туристов, причем, в своём большинстве – азиатов: китайцы, японцы, корейцы. Колокольный перезвон в течение пятнадцати минут сразу с двух звонниц покорил своей красотой звучания даже такого тугоуха, как я!
Вторым пунктом остановки мы назначили Ростов Великий. Ярославское шоссе узкое и загруженное грузовым транспортом, поэтому средняя скорость не превышала семидесяти километров в час. Решил не ехать через Переславль Залесский и повернул на объездную... Клава, чертыхаясь, тем не менее терпеливо сносила то безобразие, которое называется «шоссе». В мыслях я дал волю чувствам, но вслух распоясаться не осмелился. Две женщины вокруг меня – Жена и Клава – наверняка, не поняли бы меня правильно.
А потом произошла трагедия. Жена попросила остановиться, что бы подышать немного свежим воздухом. Я мысленно был против, так как по моим штурманским рассчётам выходило, что мы можем не успеть в Ростов Великий. Но, будучи в меру послушным мужем, я свернул на обочину. Жена сказала, что дальше поедет на заднем сидении, потому что хочет отдохнуть. Я не имел ничего против и терпеливо ждал в машине, когда она надышится свежим (какой свежий воздух на трассе?) воздухом. Минут через десять открылась и закрылась задняя дверь и мы тронулись в дальнейший путь. Проехав метров двести, я почувствовал в душе неописуемую и необъяснимую тревогу. Чтобы поделиться непонятными ощущениями, я повернул голову к Жене... Заднее сиденье было без неё. Смысл тревоги стал мне неожиданно понятным.  Врубив заднюю скорость, я, очертя голову, понёсся назад. Жена сидела на походном стуле вдали от дороги и дышала полной грудью.
Плохо: узнал о себе кое-что новое.
Хорошо: да я и сам это предполагал...

В Ростов въехали торжественно и молча. Не зная, где Кремль, мы подъехали к воротам монастыря. И не пожалели! Монастырь стоит на берегу озера Неро в очень живописном месте. Мы провели в нём около часа и уезжать не очень то и хотелось. Но время поджимало. У Кремля мы оказались за пятнадцать минут до его закрытия и решили посетить его на обратном пути. Однако, любопытную встречу запомнил: два пацана, лет по одиннадцать каждый, стали просить у меня деньги. По природе своей я совсем не жадный и даже не экономный, но не люблю давать налево-направо всем, кто просит. Пацаны были одеты довольно прилично и у меня сомнений не было – я ничего не дал. Тогда один из них спросил:
- А пьянице дадите?
- Не понял?
- Да вон батя наш идёт, а он – пьяница.
Да уж. Батя выглядел соответственно статусу. Но я не дал даже сейчас.
Дальнейшая дорога до Костромы не доставила особых хлопот. Я ехал и читал названия деревень и речушек. Не запомнил всего, но одно название согрело душу. Проезжая через Туношну, надо переехать и через речку, которая называется Туношонка. Не знаю, как вам, а мне понравилось! Речка, несмотря на смешное название, довольно полноводная. А вот река Княгиня явно подкачала...
Гаишников или гибддшников почти не встречалось, но муляжи автомобилей попадались часто. Думаю, что это – правильное решение. Любой притормозит на всякий случай и, возможно, останется в живых.
Кострому обнаружили на своём привычном месте. И Волга за время нашего трёхлетнего отсутствия никуда не утекла.
Плохо: трасса забита транспортом
Хорошо: забита, но не разбита!


23 сентября
В Ивановской области всё по старому. Народ добродушный, даже весёлый. Особенно, когда выпьет. И поэтому весёлый – всегда. Радует слух особый ивановский говорок, радует глаз природа среднерусской полосы. В гастрономе подивился рекламе чипсов – «Охрустенный вкус»! А один мужик покупал кольцо колбасы и четвертушку водки:
- Дайте четвёрку и завитушку! И похерши маленько!
И продавщица поняла его с первого раза! Выдала водку, колбасу и маленькую бутылку «Херши». Я бы не понял и полез в драку. И наверняка бы получил. Там ребята простые и конкретные.
В одном из бывших совхозов была водокачка, которая снабжала изумительно вкусной и чистой водой окрестные деревни и сёла и даже сам райцентр. Лет пять назад по чьему-то повелению водокачку остановили, но держали сторожа, что бы не стащили помпу. А помпа эта была с царским клеймом и датой конца девятнадцатого века. Теперь нет ни сторожа, ни помпы. Крыша от водокачки тоже канула в неизвестность. Грустно. Люди ходят сюда с канистрами за водой, которая всё ещё течёт из ближайшего родника. Думается, что скоро и этот родник иссякнет.
Плохо – смотри последний абзац.
Хорошо – народ весёлый, не смотря ни на что.


25 сентября
Кострома залита солнцем, но не жарко. Народ гуляет, наслаждаясь последними тёплыми деньками. Сусанин возвышается в начале улицы Молочная гора, строго глядя на Волгу .
Стараюсь не прислушиваться к разговорам, но один невольно заполз в ухо:
- Я и так сижу на диване и смерти дожидаюсь! – это он.
- Пока ты смерти дожидаешься, уже второй диван продавил! – это уже она.
- Да мне только и осталось, что потихоньку ползти на кладбище!
- Ползи, ползи. Может там и окочуришься! Хоть на катлафальке сэкономим!
Надо сказать, что обоим не больше полтинника и Он выглядит совсем не предсмертно! А Она так вообще супер, хоть и экономная...
Плохо – народ играет в смерть.
Хорошо – надеюсь, что не доиграется!


26 сентября
Село Тетеринское находится в сорока пяти километрах от Костромы и в двух километрах от Нерехты. Там расположился женский монастырь. Замечательно то, что ему уже более трёхсот лет и за это время не была пропущена ни одна служба! Даже в приснопамятные времена службы совершались своим чередом. Храм несколько раз горел, многие иконы погибли, но службы не прекращались. Когда начались события в Южной Осетии, одна из икон начала мироточить и закончила только тогда, когда вооружённый конфликт прекратился.
Народ приходит в храм. Из Нерехты, из Костромы, из окрестных сёл. Люди приезжают издалека.
Плохо – не многие слышали о Тетеринском.
Хорошо – я же вам рассказал! Заезжайте!

Возвратившись в Кострому, узнали, что местный музей деревянного зодчества празднует своё пятидесятилетие. Пообедав, отправляемся туда.
Ипатьевский монастырь миновали. Говорят, что он теперь и вправду монастырь, а не музей, как это было совсем недавно. Что ж, история повторяется и всё выходит на круги своя. Поэтому во внутрь не заходили, спекулируя памятью трёхлетней давности.
Обогнув монастырские стены, припарковались удачно на забитой машинами стоянке. И попали в Русь средних веков!
Несколько пятистенок, медовуха, кулачный бой и концерт фольклорных коллективов, скоморохи и веселящаяся детвора, казаки и случайная свадьба – вот далеко не полный перечень увиденного.
Плохо – всё хорошее когда-нибудь кончается...
Хорошо – но ведь застали хорошее!


27 сентября
Погода неожиданно испортилась. Пошел мелкий дождь. Но решение принято – Ярославль!
В моём представлении Ярославль выглядел обычным среднерусским городом, не претендующим на какое-либо особое место в моём рассказе. К счастью, я ошибся! Ярославль открылся нам широкими улицами, чистотой и какой-то, я бы сказал, тихой гордостью за своё прошлое и настоящее. Совсем недавно город отметил своё тысячелетие и это, конечно, сказалось на его облике. Не возраст, конечно, а то, что город старался быть красивым. И у него это отлично получилось! Мы крутили головами во все стороны и нам нравилось абсолютно всё! Даже опавшая листва. А меня ещё впечатлила маленькая статья в  журнале о том, что в 1222 году в Ярославле во время пожара сгорело семнадцать церквей... Восемь веков назад сгорело столько церквей! Сколько же их всего было в то далёкое время? Мы покидали Ярославль какими-то успокоенными,что ли?
Плохо – дождь...
Хорошо – да и не очень он нам мешал!


28 сентября
В Москву! В Москву!
Остановились в Ростове Великом и, наконец, попали в Кремль. Странно, но он меня, к сожалению, не впечатлил. Виной тому были реставрационные работы. Много стен  закрыто строительными лесами, что, естественно, скрадывало истиную картину. А мне ещё, как на грех, за каждым углом чудились Яковлев и Куравлёв. Ведь «Иван Васильевич меняет профессию» снимали именно здесь. Так, немного одураченый фильмом, я вернулся к машине.
Переславль Залесский мы не стали объезжать. Я поручил Жене смотреть по сторонам и искать место для остановки, а сам сосредоточился на дороге потому, что опять шёл дождь, а город незнакомый и мало ли что...
Мы проскочили почти весь город... Как потом выяснили, проскочили и поворот к животворящему кресту. Но уже на выезде мы повернули к Никольскому монастырю. Моего скудного словарного запаса не хватит, что бы описать ту нежную и строгую красоту Никольского храма, которую нам посчастливилось увидеть. Не буду мучить читателей.  Интересно – поезжайте туда и посмотрите сами. Если я соврал – пишите, я дам вам адрес для разборки со мной, любимым...
...Пробка началась за три километра до въезда на МКАД. Сорок семь километров до цели мы ехали два с половиной часа. Говорят, что нам ещё повезло. Настроение портил ливень. Дворники не справлялись с потоками воды, работая на максимальной скорости. То тут, то там случались аварии. Даже москвичи - отпетые лихачи - смиренно стояли в пробке вместе с нами, иностранцами и иногородними, даже не пытаясь исполнить на пяти полосах «змейку».
Плохо – МКАД, дождь, пробки.
Хорошо – доехали без аварии.


29 сентября
Третьяковская галерея. Мы там уже в третий раз. У каждого свои художники. Сходимся в одном – оба любим масштабные картины. Кубисты и абстракционисты нас не трогают, поэтому их минуем, не задерживаясь. Подолгу стоим у картин Верещагина, Иванова, Репина и Саврасова. Наверное потому, что сами, гм, масштабные...
Красная площадь в очередной раз порадовала взор. Даже в дожде.
Москвичи все при деле. Как раз в эти дни «отрешили» от кормушки московского мэра и у людей появилась тема для разговоров. К своему удивлению, узнал, что большинство москвичей поддержали его отставку. А ведь ещё три года назад я слышал от них про мэра, в основном, только хорошее! Оно и понятно – рабочих мест не хватает. На стройках всевозможные гастарбайтеры, а дворниками поголовно то ли узбеки,то ли таджики, то ли кто ещё...
Вечером пошёл на стоянку, что бы заплатить за очередные сутки. Клава огорчила тем, что не открыла мне двери. Пришлось крутить ключём. И заводиться совсем не захотела. Даже будучи абсолютным чайником, я сообразил, что накрылся иммобилайзер и виной этому сигнализация. Настроение испортилось. Цены в Москве и так заоблачные, а для иностранцев вообще космические. С этими мыслями побрёл со стоянки.
Плохо – не ожидал такой подлянки от Клавдии Викторовны...
Хорошо – всё равно победим!!!


30 сентября
С утра побежал в ближайший автосервис. Многокилометровая пробка перед въездом на МКАД грела душу – я ведь сейчас безлошадный! Но москвичи – ребята простые! Прямо по тротуару на меня несётся один джип, за ним ещё парочка автомобилей. Думал не уступать им законно принадлежащий мне тротуар, но инстинкт самосохранения вынес тело на газон.
В сервисе мне сказали, что да, мы такие работы делаем, но вы должны пригнать машину сюда. На мой резонный вопрос (а как?), ответ был стандартно русский – не наше дело. Да и специалист по сигнализациям будет во вторник, а сегодня пятница, так что у меня есть время притолкать Клаву даже три раза...
Вышел из сервиса, мягко говоря, слегка огорчённым. Поплакался ребятам, стоящим в очереди на техосмотр. Они посоветовали поискать в интернете службу помощи на дорогах. На почте залез в интернет и уже через  несколько минут я стал счастливым обладателем десятка телефонных номеров.
Прибежав на квартиру, я стал накручивать диск телефона.
Наконец, я попал именно на ту компанию, которая единственная и неповторимая. Выслушав моё горе, оператор переключила меня на специалиста, который сказал,что они не делают ремонт, а только отключают иммобилайзер, что бы можно было запустить двигатель и стоит эта работа три тысячи шестьсот рублей... А что делать? Я грустно дал «добро».
Через час оператор позвонила и сообщила, что специалист выехал и будет на стоянке через несколько минут. Для облегчения поисков она попросила меня описать мой внешний вид. Состоялся такой вот диалог:
- Я буду в чёрной бейсболке, чёрной кожаной куртке, чёрных брюках и чёрных туфлях.
- Вы кавказец?
- Нет, я русский иностранец.
- Тогда особые приметы, пожалуйста.
- Ну, у меня седая голова, седые усы и  шрам на всю левую щеку.
- А говорите, что не кавказец... У нас со шрамами пол-Москвы ходит. Назовите какую-нибудь очень особую примету!
- Девушка, милая! У меня будет исключительно несчастный вид!
- Ну вот это совсем другое дело. А то чёрный, шрамы...
Техник приехал быстро. Через три минуты Клава заурчала всеми шестью цилиндрами и свет в конце тоннеля стал гораздо ярче...
Плохо – обираловка!
Хорошо – зато сейчас сам знаю, что делать!


03 октября
С Женой и её Сестрой, отправились в Тульскую область. До Тулы - магистраль, но покрытие оставляет желать лучшего. Кстати, прошу учесть, если вы едете по правой полосе, то это совсем не значит, что вас не обгонят справа. Так что, сворачивая на обочину, сорок раз посмотрите в правое зеркало. Вырвавшись из Москвы с её пробками, водители звереют и совершенно теряют чувство реальности.
Впервые остановлен гаишником. Он долго крутил мои права и вернул их, так ничего и не поняв.
В деревне Говорёнки нас ждали: брат сестёр, кот с непроизносимым именем , мой старый друг Дик (цепной пёс) и мотокультиватор, на котором я в два приёма вспахал огород, чем до сих пор горжусь.
Плохо – да ничего плохого!
Хорошо – да ничего хорошего!


04 октября
В девяноста километрах от Говорёнок находится мужской монастырь Оптина Пустынь, куда мы и приехали рано утром. Отстояли службу, побродили по двору. Кажется, сам воздух пропитан святостью. У брата разболелась от впечатлений голова. Шутка ли – никогда в храме не был, а тут сразу в Оптину! Недоработка, его надо было сначала подготовить.
Поели монастырской выпечки, выпили чайку и заехали в Козельск. Я со школьной скамьи помню, что монголо-татары в своё время обозвали его «злым городом» и поспешил убедиться в их правоте. Нет, нисколько они не правы! Простой и дружелюбный народ. И цены в магазинах не кусачие.
Плохо – храм в Козельске был закрыт.
Хорошо – а мы в Оптиной Пустыни в трёх храмах были!


06 октября
Вот и пора отправляться в обратный путь. Рано утром, затемно, выбрались из Говорёнок и через Суворов и Калугу стали «пробиваться» на новорижское шоссе. Надо сказать, что прочувствовал абсолютное отсутствие логики в установке дорожных знаков. Протрясясь, например, километров десять, можно увидеть знак «Неровная дорога», а за знаком дорога получше, чем до. Ни с того ни с сего знак ограничения скорости до сорока километров в час действует на семь-восемь километров, а вокруг ни населённых пунктов, ни леса, ни извилистой дороги и даже никаких завалящих ракетных установок! Такое впечатление, что злой и похмельный председатель колхоза воткнул, что под руку попалось двадцать лет назад, и никому до этого нет дела. Со своей стороны, водители не очень строго соблюдают требования знака. Ребята! Для гаишников это – золотое дно! Правда, сам не попался.
Проскочив Юхнов и Вязьму, взяли курс на Зубцов. Останавливаться не хотелось. Впереди ждала граница...
Мда... На границе проторчали восемь с половиной часов... Интересно то, что непосредственно оформление документов на обоих пунктах заняло минут двадцать, не больше. Кто халтурит – россияне или латыши – задача с тремя неизвестными. Но, увы, рассчитывать время прибытия в родной дом – занятие неблагодарное.
По Латвии ехал с удовольствием. Казалось, что даже края у дорожных ухабов глаже, чем за границей. Если стоит знак «Неровности на дороге» 1,4 километра, то это и будет 1,4 километра. Если полиция останавливает, значит нарушил! Даже если наедешь колесом на лису, то её последнее слово будет не «во, блин, невезуха!», а «ёхайды!».
От Говорёнок до порога отмахали тысячу десять километров, а всего по кругу – четыре тысячи сорок пять километров хороших, посредственных и плохих дорог.
Вот и всё. Клава остановилась у дома, тяжело дыша, в два часа ночи. Мы, покряхтывая и слегка чертыхаясь, разгрузили багажник и потащились в подъезд.
Плохо – граница спутала все рассчёты.
Хорошо – а ведь отпуск удался! Пусть даже с накладками и маленькими недоразумениями. Пусть будет Россия! Пусть будем мы!

С любовью.

05.11.2010 Рига.