Дела семейные

Валерий Нисневич
               
                Теперь такой обычай завелся,
                Чтоб прогонять отцов без состраданья?
                И правильно, зачем они родили
                Отродье пеликанов?
                В. Шекспир. «Король Лир»
-Женя, я хочу с тобой серьёзно поговорить!
-А что случилось, Клара? – Евгений с удивлением посмотрел на  жену.
-Ты только не перебивай. Мы наконец приобретаем свою квартиру. Все советуют её сразу оформить на  имя Глеба. Подожди, послушай. Он лучше нас знает язык и лучше разбирается в американских законах. Ведь именно он занимается оформлением всех документов и ведёт переговоры с адвокатами. Да и потом не будет никаких проблем с передачей наследства.
Евгений задумался. Конечно, определённый резон в предложении жены имеется. Но  в душе были какие-то смутные опасения. В памяти возникли события, связанные с пребыванием в Америке. Профессия педагогов-историков была не слишком хорошим трамплином для завоевания Америки. Когда они обосновались в Бруклине, сын Глеб завершал учёбу в школе, и надо было подумать  о его дальнейшем образовании. Привезенных денег едва хватило на аренду небольшой квартиры и приобретение самой необходимой мебели. И поэтому, пройдя минимальный курс обучения английскому языку в НАЯНе, Евгений сразу устроился на работу к предпринимателю в качестве разнорабочего. Ему приходилось  трудиться по десять часов в день. Он работал на станках, собирал светильники и мебель, доставлял их заказчикам и там их устанавливал. К  концу дня он очень уставал и возвращался домой совершенно обессиленным. Как-то, передвигая тяжёлый груз, он травмировал спину, и вдальнейшем эта травма периодически давала о себе знать, вызывая сильные боли. Через некоторое время жена, тоже завершившая учёбу,  устроилась на работу продавщицей в «русский» магазин. Жить стало легче. Они уже смогли оплачивать учёбу Глеба в колледже. Но домой они теперь возвращались поздно, и на домашние дела у них совершенно не оставалось ни сил, ни времени. И Евгений настаивал, чтобы заботы о чистоте и порядке в доме взял бы на себя великовозрастный сын. Однако, приходя домой с работы,  они с женой обнаруживали, как правило, незастеленную кровать сына и гору немытой посуды в раковине. Зная острую реакцию мужа на эти безобразия,  Клара старалась прийти домой раньше его и навести хоть какой-то порядок, чтобы предотвратить скандал.
-Оставь ребёнка в покое, - заступалась она за сына, - он так устаёт от своей учёбы. Ему надо же когда-нибудь отдохнуть, погулять с девочками, пообщаться с друзьями. Вспомни себя. Молодость пролетает быстро, и потом  не о чем будет вспомнить. А посуду я сама вымою.
Глеб был единственным и поздним ребёнком, и Клара его отчаянно баловала, стараясь уберечь от всяческих забот. Евгений убеждал жену, что тем самым она портит сына, делает его жестоким эгоистом, но тщетно. Обычно покладистая Клара в этом вопросе была непоколебима.
Напряжённо работая и экономя буквально на всём, Евгений и Клара сумели за несколько лет собрать деньги и выкупить магазин, в котором Клара работала. Он занимал очень удобное положение на пересечении двух многолюдных магистралей в районе с  многочисленным русскоязычным населением. Да к тому же находился рядом с остановкой автобуса. Евгений, оставивший прежнюю работу, учёл эти обстоятельства при организации торговли  в своём магазине. Он сориентировался на вкусы русскоязычных покупателей, в которых он хорошо разбирался. При этом он педантично вёл учёт проданным товарам и  тщательно анализировал, какие товары пользуются наибольшим спросом, а какие вообще не продаются. Это позволяло ему приобретать ходовые товары в необходимых ограниченных количествах. Поэтому  в магазине продавались только свежие продукты, что привлекало в магазин много покупателей и обеспечило  для него постоянную клиентуру. В результате всех этих мер дела пошли на лад. В доме Евгения и Клары появился достаток. И когда  Глеб завершил учёбу и получил специальность врача-дантиста, они смогли купить ему собственную квартиру и помогли арендовать  зубоврачебный кабинет. Приступив к работе, Глеб пригласил в качестве помощницы свою соученицу, а вскоре объявил родителям, что намерен на ней жениться. Девушка, как девушка, энергичная, довольно симпатичная, вежливая. И родители не возражали. А поскольку к этому времени  родных у неё не было, родители взяли на себя  все затраты и хлопоты по организации свадьбы, а затем отправили молодожёнов в свадебное путешествие. Вернувшись, молодожёны дружно взялись за работу. Родители были очень довольны. И вот теперь, когда жизнь сына наладилась, родители смогли подумать и о себе. Они решили приобрести, наконец, собственную квартиру и нашли её в доме, построенном недавно возле квартиры сына. Сделка была близка к завершению, и вот теперь Евгению предстояло решить, на чьё имя следует  оформить покупку. Поколебавшись немного, Евгений отбросил все сомнения и поддержал предложение жены. Квартира была оформлена на имя сына. Переехав в новую удобную квартиру, Евгений и Клара обставили её  новой мебелью. А тут – новая радость – у сына родились близнецы, мальчик и девочка, Алекс и Джессика. Но с ними появилась и новая проблема. Чтобы их родители могли спокойно работать, необходимо было найти надёжную няню. Но все нанимаемые на работу няни не могли найти общий язык  с хозяйкой  и надолго не задерживались. В этой безнадёжной ситуации Клара решила, как Матросов, закрыть амбразуру своей грудью. Она взяла заботу о внуках и семье сына на себя. С утра она мчалась домой к сыну, готовила еду, ухаживала за близнецами, кормила, водила их на прогулку и возвращалась  домой поздно вечером,  когда муж заезжал за ней после работы. А вместо неё в магазин взяли в качестве помощницы мужу пожилую эмигрантку из Грузии.
Так прошли годы. Близнецы подросли, пошли в школу. Клара смогла теперь часть своего времени уделять работе в магазине. Это было весьма кстати, так как у семейного бизнеса появились серьёзные проблемы. В нескольких кварталах от их магазина  открылась так называемая «русская база» - огромный гастроном. Здесь имелся большой выбор  самых разнообразных продуктов и в том числе фруктов, овощей, свежего мяса и рыбы, чего маленький магазин Евгения и Клары предоставить не мог. Тягаться с базой было невозможно. Прибыли резко упали, и магазин продолжал существовать только благодаря преданности небольшой части прежней клиентуры, которая  не могла отказаться от любимой колбасы. В это трудное время Глеб неожиданно  сообщил, что решил перебраться в соседний штат, где ему предложили хороший кабинет  на выгодных условиях аренды и с перспективной клиентурой. Родители были в шоке. Клара не могла представить себе, как она будет жить вдали от внуков. Но сын сказал, что переезд – вопрос  решённый, он уже подыскал покупателей для дома и сумел нанять няню для близнецов.  Переезд состоялся, и Клара с Евгением  могли теперь видеть любимых  внуков крайне редко. Дети тоже скучали. Теперь они находились под опекой новой няни Кристины, пожилой, добродушной литовки. Зато Евгений и Клара смогли отказаться от услуг  помощницы – грузинки и все силы  направить на спасение магазина. Клара работала за прилавком а Евгений «мотался» от одного поставщика к другому, выискивая наиболее привлекательные товары. Однажды, когда Клара разговаривала с внуками по телефону, а Евгений просматривал рекламные объявления, он наткнулся на сообщение о том, что Глеб выставил на продажу их квартиру. Евгений был потрясён и не мог поверить своим глазам. Как же так? Как сын мог решиться на такой безобразный шаг? Неужели он  намерен выбросить родителей на улицу из их собственного дома, забыв всё, что они сделали для него и его семьи? Евгений прервал беседу жены с внуками и попросил позвать сына к телефону, чтобы он прояснил ситуацию. Сын ответил, что владелец арендуемого кабинета предложил ему выкупить кабинет на льготных условиях, и  он решил не упускать  такой выгодной сделки. Но для этого ему срочно понадобились средства, и он прикинул, что, продав квартиру, он сможет выйти из положения. А родителям он решил сообщить уже после того, когда он найдёт подходящего покупателя. Родители же смогут купить  или арендовать более скромную, дешёвую квартиру.
-Глеб, ты даже не счёл нужным с нами посоветоваться, спросить нашего согласия. А ведь это наша квартира, - не выдержал Евгений, - мы с мамой тоже не против продажи квартиры, но, учитывая наше нынешнее сложное положение, было бы справедливо деньги от продажи разделить между нами так, чтобы мы смогли купить недорогую квартиру, а вы  оплатить  часть  стоимости кабинета. Недостающую часть этой стоимости можно взять в кредит в банке и постепенно её выплачивать.
-Я всё взвесил и принятого решения менять не намерен, -отрезал Глеб и положил трубку.
 Через некоторое время Евгений и Клара, вернувшись домой, не смогли  открыть дверь в свою квартиру. Пришлось обратиться за помощью к Суперу(коменданту здания). Оказалось, что в их отсутствие сын сменил замок. Супер выразил им своё сочувствие, но сказал, что сможет выдать им ключ только на ограниченное время, так как юридически хозяином квартиры является их сын. Он посоветовал обратиться в суд и обещал подтвердить,  что арендную плату все эти годы вносил Евгений. Многие из друзей также советовали обратиться в суд и вызывались  идти в свидетели. Но Евгений и Клара подумать не могли,  что смогут судиться с родным сыном,  да ещё из-за имущества.
-Я скорее умру, чем подам в суд  на родного сына, - отвечал им Евгений.
Прошло некоторое время. Всё оставалось по-прежнему. Но вот однажды,  вернувшись домой с работы, Клара обратила внимание, что в квартире что-то изменилось. Как будто кто-то побывал здесь во время их отсутствия. И в это время позвонил телефон. Клара подняла трубку. Говорила невестка:
-Так вот, появился серьёзный покупатель. Глеб показал ему квартиру, и она покупателю понравилась. Мы начинаем оформлять сделку. А вы выбирайтесь по-хорошему, иначе вас вышвырнут в принудительном порядке. А про внуков забудьте. Вы их больше никогда не увидите. Я вас даже на порог дома не пущу.
Евгений увидел, что Клара уронила телефонную трубку и стала медленно оседать на пол.  К счастью в доме оказались таблетки  нитроглицерина. Когда Клара пришла в себя, ехать в госпиталь она категорически отказалась, но согласилась пойти на приём к  терапевту и добросовестно  выполняла все его предписания. Постепенно состояние её здоровья улучшилось, и она стала выходить на работу. Всё это время они ни разу не говорили ни о внуках, ни о квартире, но Евгений видел, как жена страдает, и сердце его разрывалось от жалости к ней. И всё-таки  разговор состоялся.
-Женя, я тебя умоляю! Давай отдадим им эту проклятую квартиру, раз им это так нужно. Проживём и без неё.
Евгений, посмотрев на осунувшееся, бледное лицо жены, подумал, что ещё один такой стресс она не переживёт. И занялся поиском  сдаваемой в аренду квартиры. А ещё через несколько дней, когда  Клара была на работе, раздался звонок её  мобильного телефона. Говорила внучка:
-Бабушка, мы с Алексом очень без вас скучаем. Мы вас с дедушкой очень любим. Ты самая лучшая бабушка  в Мире. Мама с папой уезжают на выходные в гости. Приезжайте. Кристина обещала, что им ничего не скажет. Мы вас очень ждём!
Тут в разговор вмешался Алекс, отобравший у сестры трубку:
-Бабушка, когда мы вырастим, мы купим вам с дедушкой большой новый дом и будем там жить вместе с вами. Честное слово!