Святые апостолы

Константин Рыжов
СВ. НИКОДИМ
Праведный Никодим - фарисей, член синедриона, тайный ученик Иисуса Христа – не был известен трем первым евангелистам, но зато он трижды упомянут в «Евангелии от Иоанна». В 3 главе описывается его ночной визит к Иисусу, во время которого Христос рассказывает о необходимости рождения свыше (http://www.proza.ru/2009/11/07/218). В 7 главе Никодим выступает на собрании фарисеев, обсуждавшем возможность ареста Иисуса во время праздника Кущей. Наконец, в 19 главе Никодим упоминается как участник погребения Христа. Согласно Иоанну, он «принес состав из смирны и алоя, литр около ста» чтобы умастить тело Иисуса.

Позднейшее предание сообщает, что Никодим принял крещение и был изгнан из Иудеи. Ему приписывается также составление одного из апокрифических Евангелий. Это «Евангелие от Никодима» состоит из двух тематически не связанных между собой частей: первая посвящена допросу Иисуса и суду над ним, вторая - описывает сошествие Христа в ад. Эта вторая часть приобрела в дальнейшем широкую известность и оказала существенное влияние на формирование христианских верований. В кратком изложении она сводится к следующему:

«Когда по всему Иерусалиму распространились слухи о воскресении и вознесение Иисуса, раскрылось и другое необыкновенное происшествие. Священникам донесли, что тридцать три года назад в Иерусалиме жил праведник по имени Симеон, которому было предсказано, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа. Он имел двух сыновей, Харина и Лентия, умерших несколько лет назад.

И вот, оказалось, что гробница Симеона открыта, а сыновья его воскресли. Первосвященник, удивившись этому, велел привести к нему воскресших, и разговаривал с ними. Они поведали о том, что видели после смерти и начали свой рассказ так: "Когда мы умерли, то оказались в том провале ада, где со времен создания мира собирались души праведников (http://www.proza.ru/2015/05/31/473). И пребывали мы там в тоске вместе с Адамом и многими известными пророками. И хотя Сатана не смел причинять нам никаких мучений, но его мерзостный вид не раз смущал нас и заставлял трепетать от ужаса.

Однако девять дней назад покой его царства был нарушен. Вдруг раздался голос, подобный грому и шуму урагана: «Открой врата перед Сыном Моим!»   Сатана заволновался и сказал окружавшим его демонам: «Тяжкое испытание ожидает нас, ибо сюда идет Тот, Кто сильнее нас. Уже давно мы боремся против Него, но все наши усилия остановить Его тщетны. Еще в то время, когда Он был Человеком, Он одним Своим словом вызвал Лазаря из пределов ада. И ушел от нас Лазарь с быстротой орла, и мы не смогли удержать его. Что же будет теперь, когда Он Сам пришел сюда? Закройте скорее ворота ада и заприте их засовы и сопротивляйтесь мужественно, чтобы нам не попасть к Нему в плен!»

Но еще Сатана не успел досказать своих слов, как страшный ад осветился ярчайшим сиянием и содрогнулся от тяжелых шагов Христа, сошедшего в него. Под Его суровым взглядом Сатана смутился и замолк, а Христос простер к нам Свои руки и сказал: «Придите ко Мне святые, все, попавшие сюда в наказание за грех Адама и Евы, съевших запретный плод (http://www.proza.ru/2010/07/17/246). Ныне искуплена Мной вина пращуров, и вы прощены!» И тотчас все праведники собрались вокруг Христа, а Он, увидев среди них Адама, сказал ему: «Мир тебе и детям твоим!» Взял его за руку и повел за собой из ада, а мы последовали за ними.

Оторвавшись от земли, мы перенеслись в прекрасный райский сад, где воздух был наполнен благоуханием, а взгляд ласкали прекрасные цветы. И остались в раю все, сопровождавшие Господа и будут там до конца света и начала Царствия Божия. А нас архангел Михаил отослал в Иерусалим, чтобы мы могли поведать об этом чуде Христа и обратить к Нему ваши сердца".

СВ. ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ
Иосиф из Аримафеи упоминается во всех четырех канонических Евангелиях. По словам Луки, он был «добрым и справедливым членом совета, который не участвовал в вынесении смертного приговора Иисусу». После смерти Иисуса Иосиф пошел к Пилату, попросил разрешение снять с креста Его тело,  обвил плащаницею и предал погребению в своей новой гробнице, которую еще прежде приказал устроить для себя неподалеку от города. (Гробница эта обычно представляла собой небольшое помещение, вырубленное в скале. Через низенькую дверь, минуя маленькие сени, можно было попасть в собственно погребальную камеру. Здесь с одной стороны, было вытесано в мягком камне углубление для тела, а с другой стороны - небольшое пространство для посетителей гробницы. Вход в сооружение заваливался большим круглым камнем, который при необходимости можно было отвалить). «Туда, - пишет апостол Иоанн, - положили они Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко».

О дальнейшей судьбе Иосифа Евангелия не сообщают, но зато она отразилась сразу в нескольких апокрифических сочинениях. Согласно «Никодимову Евангелию», когда Иосиф с помощью Никодима, другого тайного последователя Христа, снял тело Иисуса с креста, из раны, нанесенной копьем центуриона, снова потекла кровь, и ее собрали в чашу, ту самую, в которой Иисус благословил вино во время Тайной вечери. Впоследствии она получила широкую известность в качестве Святого Грааля и стала объектом постоянных поисков.

После чудесного воскресения Иисуса власти обвинили Иосифа в похищении тела и заключили в темницу, откуда он был чудесным образом освобожден Самим Христом. Выйдя на свободу, Иосиф собрал вокруг себя общину единомышленников, и уплыл вместе с ней в дальние края. По преданию, в 35 году переселенцы прибыли к южному берегу Галлии. Затем Иосиф перебрался через пролив и высадился в Британии. В месте, где он поселился (Гластонбери), потом возник монастырь. В этом монастыре бытовала легенда о привезенном Иосифом чудесном сосуде Граале и о созданном для него знаменитом Круглом столе (ставшим прообразом Круглого стола короля Артура). Кроме того, в Гластонбери растет знаменитый терновник, разросшийся из веточки тернового венца Спасителя, посаженной Иосифом Аримафейским.

СВ. АНАНИЯ
Святой Анания был проповедником в городе Дамаске. Известен же он более всего тем, что совершил крещение над Савлом – будущим апостолом Павлом (http://www.proza.ru/2010/03/25/285). О подробностях этого важного в истории раннего христианства события книга «Деяний святых апостолов» не сообщает. Позднейшие предания живописуют его следующим образом.

Однажды Анании явился в видении Господь и сказал ему: «Встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме тарсянина по имени Савл; он теперь молится». Поначалу Анания никак не мог поверить в истинность этого видения. Ведь до Дамаска уже дошли слухи о том, сколько зла сотворил Савл Иерусалимской церкви. Однако Господь рассеял его сомнения. «Иди, - велел Он, - ибо Савл избран Мною, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями, и сынами израилевыми. Я покажу ему, сколько он должен пострадать за Имя Мое».

Следуя Божественному повелению, Анания пришел к Савлу и, возложив на него руки, сказал: «Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа!» К Савлу тотчас вернулось зрение, и Анания крестил его. Позже, когда дамасские иудеи сговорились между собой убить Павла, Анания помог ему бежать из города, спустив с городской стены в корзине.

Сам Анания некоторое время спустя так же оставил Дамаск и стал проповедовать в южно-палестинском городе Елевферополе. Местный правитель Лукиан велел схватить его и подвергнуть допросу. Анания смело объявил себя последователем Христа. «Я не поклоняюсь лживым богам, - сказал он, - а поклоняюсь Единому истинному Господу Богу Иисусу Христу: я видел Его своими глазами и беседовал с Ним из уст в уста не только тогда, когда Он жил на земле, как человек, - но и по вознесении Его на небеса». Лукиан велел разложить Ананию на земле и нещадно бить. При этом правитель уговаривал его: «Отрекись от Распятого, чтобы не подвергнуться от меня еще более тяжким мучениям». Однако Анания твердо отвечал: «Не отрекусь от Бога моего и не преклонюсь перед бездушным камнем и деревом». Палачи стали резать его тело железными когтями и жечь раны свечами. Увидев, что и это не помогает, они вывели святого за город и побили его камнями.

СВ. ВАРНАВА
Варнава, один из часто упоминаемых действующих лиц книги «Деяний святых апостолов», родился на острове Кипре в семье богатых евреев и был назван Иосифом. Образование он получил в Иерусалиме у знаменитого законоучителя Гамалиила. Иосиф был благочестив, часто посещал храм, строго соблюдал посты, хранил себя от юношеских увлечений. В то время Иисус Христос (http://www.proza.ru/2009/11/07/218) как раз начал Свою общественную проповедь. Иосиф сразу уверовал в Него как в Мессию и примкнул к Его последователям. Иисус вскоре обратил на него внимание и избрал в число 70 Своих учеников. Среди последователей Христа Иосиф получил второе имя - Варнава, что по-еврейски значит «сын утешения». После Вознесения Господа он продал принадлежавшую ему близ Иерусалима землю и принес деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе (Деян. 4, 36–37).

Когда Савл (http://www.proza.ru/2010/03/25/285) после своего обращения вернулся в Иерусалим и старался присоединиться к ученикам Христовым, то все опасались его как недавнего гонителя. Варнава же пришел с ним к апостолам и рассказал, как Господь явился Павлу на пути в Дамаск (Деян. 9, 26–28). Затем Варнава привел Павла в Антиохию, где они вместе потом учили народ. Когда царь Ирод Агриппа (http://www.proza.ru/2015/05/30/1771)умертвил апостола Иакова Зеведеева и в угоду иудеям взял под стражу апостола Петра (http://www.proza.ru/2010/07/03/227), Варнава и Павел, выведенные из темницы ангелом, скрылись в доме тетки Варнавы, Марии. Как только гонение утихло, они возвратились в Антиохию, взяв с собой сына Марии Иоанна, прозванного Марком, а некоторое время спустя вместе отправились благовествовать слово Господнее язычникам. Варнава разделил с Павлом все тяготы и невзгоды его первого апостольского путешествия.  Но после Иерусалимского собора апостолов они разлучились. Павел взял с собой Силу и отправился в Сирию и Киликию, а Варнава с Марком - на Кипр (Деян. 15, 36–41).

Умножив число верующих на Кипре, Варнава некоторое время проповедовал в Риме. Позже он основал епископский престол в Медиолане (Милане), а по возвращении продолжил свои труды на Кипре. Ожесточенные иудеи возбудили против Варнавы язычников. Те вывели святого из города, побили камнями, и разложили костер, чтобы сжечь тело, но не преуспели в этом нечестивом намерении. Позднее, придя на место казни, Марк взял оставшееся невредимым тело Варнавы и похоронил в пещере, положив на грудь покойного переписанное его собственной рукой Евангелие от Матфея. Случилось это, как полагают, около 62 года.

СВ. ТИМОФЕЙ
Святой Тимофей, один из корреспондентов апостола Павла (http://www.proza.ru/2010/03/25/285), происходил из Ликаонской области в Малой Азии. Отец его был эллином, а мать – иудейкой. Воспитание и образование Тимофей получил в городе Листрах. Когда Павел и Варнава прибыли в Листры, мать Тимофея Евника была одной из первых, кто принял от апостола святое крещение. Павел некоторое время жил в доме Евники и, по ее просьбе, занимался обучением юного Тимофея. Вскоре суровый апостол отечески привязался к мягкому, кроткому юноше (позже, отправляя Тимофею свои послания, он всегда называл его сыном).

Во время своего второго апостольского путешествия Павел вновь оказался в Листрах. Исполняя желание возмужавшего Тимофея, он сделал его своим постоянным спутником и сослужителем о Господе. (Перед этим, как повествует о том книга «Деяний святых апостолов», Павел сделал ему обрезание – не потому, чтобы это было необходимо для спасения, но для предания ему авторитета среди иудеев, поскольку все знали, что отцом Тимофея был язычник). В последующие годы Тимофей оставался постоянным спутником Павла. Он сопровождал его во втором путешествии от Листр до Троады, и отсюда по македонским и греческим городам, вплоть до Коринфа и Афин. Во время третьего путешествия Тимофей сопутствовал апостолу в Эфесе, где тот прожил долгое время. Павел посылал его оттуда в Македонию для сбора милостыни и потом в Коринф. (В своем Послании к коринфянам Павел говорит: «Я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе». Неоднократно упоминает апостол о Тимофее и в других своих посланиях, именуя его «братом» и «сотрудником в благовествовании Христовом»). Впоследствии Тимофей был вместе с Павлом отправлен в Рим, разделил с ним тяготы узилища и радость освобождения. Возвратившись в Малую Азию, Павел рукоположил Тимофея в епископы Эфесской церкви (он был первым христианским епископом в этом городе). Вынужденный расстаться с любимым учеником, апостол и позже не забывал о нем, о чем свидетельствуют два его послания к Тимофею, вошедшие в число книг Нового Завета.

В годы Домициановых гонений (когда апостол Иоанн, так же проживавший в то время в Эфесе, был сослан на Патмос) Тимофей не пожелал склониться перед преследователями, и продолжал смело проповедовать эфесянам слово Христово. Однажды епископ попытался урезонить толпу буйных язычников, которые шумно справляли праздник, называемый «катогогиум». Рассерженные эфесяне набросились на Тимофея с дрекольем и забили его до смерти. (Позже честные мощи Тимофея были перенесены в Константинополь и помещены в одном гробу с мощами евангелиста Луки и апостола Андрея).

СВ. АПОСТОЛ ФОМА
О жизни и смерти апостола Фомы в христианском предании сохранился следующий любопытный рассказ. Когда апостолы решили оставить Палестину и начали проповедовать христианство язычникам, Фоме выпало идти в Индию. Некоторое время он оставался в недоумении, так как не знал дороги в эту далекую страну.  Как раз в то время один из индийских царей по имени Гондофар  (http://www.proza.ru/2015/07/26/1232)- правитель Гандхары и Арахосии (государства эти располагались частично на территории нынешнего Афганистана, частично – в северо-западном Пакистане), желая выстроить себе новый дворец, отправил в Палестину купца Авана. Последнему было поручено найти искусного архитектора, который мог бы построить ему такой же дворец, какой был у римского императора. Узнав об этом, Фома разыскал Авана и выдал себя за человека, опытного в строительном искусстве. Купец поверил ему на слово и, заключив с Фомой договор, взял апостола на свой корабль и отплыл вместе с ним на родину.

    Прибыв к Гондофару, Аван сказал: «Вот, государь, я привез к тебе из Палестины искусного строителя». Царь обрадовался, показал Фоме то место, где он хотел строить дворец, дал ему большое количество золота для постройки, а сам отправился в другую страну.   

     Фома, получив золото, все его раздал нищим. После этого он стал проповедовать христианское учение и многих крестил. Через два года Гондофар послал к Фоме узнать: скоро ли окончится постройка? Апостол отвечал посланным, что скоро, осталось только выложить крышу. Гондофар послал еще золота, а Фома опять раздал его нищим.

    Прошло еще немного времени, и царю сообщили, что Фома даже не приступал к строительству, что все золото он раздал нищим, и сам занимается лишь тем, что ходит по стране и проповедует новую веру. Гондофар пришел в сильнейший гнев, приказал схватить апостола и привести его к себе. «Выстроил ли ты дворец?» – спросил царь. Фома ответил: «Выстроил и при том великолепный и прекрасный». Гондофар удивился его уверенности и сказал: «Что ж, пойдем посмотрим на него». На это Фома спокойно отвечал: «В этой жизни ты не сможешь его увидеть. Но зато, когда ты умрешь, ты поселишься в нем и будешь жить там вечно». Услышав эти слова, царь потемнел от гнева, повелел бросить Фому в темницу и держать там до тех пор, пока он не придумает ему казни помучительнее.

    Случилось так, что как раз в тот день умер брат царя, известный своей праведностью, и душа его вознеслась прямо в рай. Ангел Божий стал водить его по райским садам, показывая многочисленные дворцы, находившиеся там. Вскоре остановились они возле большого дворца, блеском и великолепием своим превосходившим все остальные. Ангел спросил: «В каком дворце ты хотел бы жить?» Брат царя не задумываясь ответил: «В этом, ибо ничего прекраснее мне не приходилось видеть!» Но ангел отвечал: «Увы, этот дворец уже занят. Он построен апостолом Фомой для твоего брата». – «Прошу тебя, - взмолилась душа, - отпусти меня обратно на землю, и я куплю этот дворец у своего брата!» Ангел согласился и возвратил душу в тело. Умерший тотчас ожил и, как бы пробудившись ото сна, стал звать к себе своего брата. Гондофар прибежал и страшно обрадовался, видя своего брата живым. А воскресший сказал ему: «Любезный брат! Не откажи мне в одной просьбе: позволь мне жить в том небесном дворце, что построил для тебя зодчий Фома. Во всей райской стране я не видел ничего прекраснее». Гондофар смутился, но потом стал расспрашивать брата о его видении. Поняв наконец, что Фома не обманул его и в самом деле выполнил то, о чем говорил, царь немедленно освободил его и осыпал своими милостями. Немного погодя он крестился.

    Образовав несколько христианских общин в землях Гондофара, Фома отправился дальше и пришел Каламиду, где правил царь Муздий. Тамошние жители поклонялись идолу, которого почитали за бога солнца, но Фома своими проповедями многих из них отвратил от этого и обратил в веру Христову. Тогда жрецы пожаловались на Фому царю Муздию и потребовали: «Пусть этот чужеземец поклонится нашему богу и принесет жертвы». Однако, едва Фому привели к идолу, тот начал таять под его взглядом и в конце концов совершенно исчез. Муздий, оскорбившись за своего бога, велел воинам пронзить Фому копьями. От этих ран он скончался.

СВ. АПОСТОЛ АНДРЕЙ
До того, как стать учеником Иисуса, Андрей состоял среди последователей Иоанна Крестителя (http://www.proza.ru/2012/01/25/385). По свидетельству Евангелия от Иоанна, он был первым призван на апостольское служение. Поэтому в греческом предании он носит имя «Первозванного». После смерти, воскрешения и вознесения Иисуса Христа, Андрей, прияв, вместе с прочими апостолами Св. Духа, отправился проповедовать слово Бoжиe. По жребию он получил в удел малоазиатскую область Вифинию, земли, омываемые Черным морем, а так же римские провинции на Балканском полуострове (Фракию, Македонию, Фессалию и Axaю).

Андрей первым проповедал Христово учение в Византии (будущем Константинополе), многих обратил в новую веру и поставил византийским епископом того Стахия, о котором апостол Павел упоминает в Послании к римлянам (Рим. 16, 9). Продолжая свои труды, Андрей отправился вокруг Черного моря, побывал в Грузии, Армении, пересек Кавказские горы, и из Севастии по берегу достиг Тавриды.  (По позднейшим русским преданиям апостол добирался вверх по Днепру до самых Киевских гор). Проповедав христианство «скифам» (то есть народам, жившим на южных, восточных и северо-восточных берегах Черного моря) Андрей перешел во Фракию и Грецию.

В ходе своих апостольских странствий Андрей претерпел немало скорбей и страданий. Так в Синопе противники Христовой веры, распростерши его по земле, влачили за руки и ноги, били палками, бросали в него камнями, вырывали зубы и пальцы, так что он едва остался в живых. В конце концов, апостол добрался до Пелопоннеса и остановился в Ахайском городе Патрах у некоего благочестивого мужа, по имени Сосий. Многие из местных жителей вскоре приняли новое учение. Жена проконсула Егеата Максимилла, получив от Андрея исцеление, также уверовала во Христа. Но сам проконсул, видя такие успехи проповеди Андрея, разгневался до неистовства. Он велел схватить апостола и распять его на кресте. Приказание было исполнено в точности. Считается, что мученическая кончина апостола последовала в 80 году. Позднейшее предание сообщает, что Андрей принял смерть на кресте, поперечные брусья которого были сбиты наискось (так называемый, «Андреевский крест»).

СВ. АПОСТОЛ ФИЛИПП
Апостол Филипп происходил из того же селения Вифсаида, откуда были Петр (http://www.proza.ru/2010/07/03/227), Андрей и Иоанн. Но, в отличии от них, он с юных лет был отдан в книжное обучение. Когда Иисус (http://www.proza.ru/2009/11/07/218) стал проповедовать на берегах Геннисаретского озера, Филипп тотчас всем сердцем уверовал, что он и есть Тот Самый Мессия, о котором возвещали древние пророки. Хотя в дальнейшем Филипп вошел в избранное число двенадцати апостолов, упоминания о нем в Евангелиях редки. О дальнейшей судьбе его в новозаветных книгах ничего не сообщается. Рассказ о ней остался только в преданиях.

После вознесения Христа Филипп сподобился благодати Святого Духа и стал проповедовать новую веру в Галилее. Однажды ему встретилась женщина, которая несла на руках умершего младенца и неутешно рыдала. Апостол сжалился над ней, простер руку над ребенком и сказал: «Встань! Так повелевает тебе Христос, мною проповедуемый». Младенец тотчас ожил, а мать уверовала во Христа и приняла от Филиппа крещение.

Из Галилеи апостол отправился в Грецию. Здесь проповеди его вызвали сильное негодование местных иудеев. Один из них во время спора пришел в такую ярость, что накинулся на Филиппа и хотел убить его, но в ту же минуту ослеп и весь почернел. Присутствующие хотели схватить Филиппа как колдуна, но их всех постигла та же кара, что и первого иудея. Тогда все затрепетали и признали великую силу Христа. Филипп обратился с молитвой к Богу и просил просветить их. По молитве святого все пострадавшие немедленно исцелились. Многие из них крестились.

Из Греции Филипп поплыл на корабле в Сирию и высадился в Азоте. Поселившись в доме некоего Никоклида, он вскоре исцелил от глазной болезни его дочь. Потом он отправился в Иераполь Сирийский, где разгневанные горожане едва не побили его камнями. Схватив апостола, они привели его к городскому начальнику Аристарху. Тот в гневе стал вырывать из головы Филиппа волосы, но в ту же минуту рука его иссохла, он лишился зрения и слуха. Тогда в чувствах народа произошла перемена, он стал умолять апостола исцелить градоначальника. Филипп отвечал: «Если он не уверует в проповедуемого мною Бога, то не будет исцелен». В это время неподалеку показалось погребальное шествие. Кто-то, желая поглумиться над апостолом, воскликнул: «Если воскресишь этого мертвеца, тогда Аристарх и мы уверуем в твоего Бога». Филипп помолился, а потом, обратившись к умершему, сказал громким голосом: «Христос повелевает тебе: встань и говори с нами!» Умерший встал с одра и стал возносить хвалу Филиппу. Все видевшие это чудо, единогласно прославили проповедуемого тем Бога. Когда Филипп исцелил Аристарха, народ совершенно уверовал в Христа и бросился сокрушать идолов.

Основав Иерапольскую церковь, Филипп отправился дальше, в Малую Азию и здесь встретился с апостолом Варфоломеем. Вместе они стали проповедовать в малазийских областях Лидии, Мизии и Фригии. Переходя из города в город, апостолы добрались до Иераполя Фригийского. Тут между ложными божествами была одна ехидна, для которой был построен особый храм. Апостолы вооружились молитвою на эту гадину, и силою своего слова, словно копьем, умертвили ее. Вслед за тем им удалось вернуть зрение одному слепому, после чего иерапольцы толпами стали стекаться к Филиппу и Варфоломею, желая слушать их проповеди. Многие уверовали и крестились. Но когда они излечили от змеиного укуса жену градоначальника Никанора, на святых внезапно обрушились гонения. Едва Никанор узнал, что жена его уверовала в Христа и крестилась, он велел схватить обоих апостолов и распять их на крестах. Первым пострадал Филипп. Язычники просверлили ступни его ног и повесили вниз головой  перед дверями капища ехидны.  Варфоломей был распят у стены храма. Но тут внезапно началось сильное землетрясение, во время которого рухнул дом градоначальника, и обратились в руины многие из языческих храмов. Это образумило горожан. Они поспешили снять с креста Варфоломея и таким образом сохранили ему жизнь. Но когда добрались до Филиппа, оказалось, что тот уже предал свою душу Богу. Новообращенные христиане с честью погребли его тело.


СВ. АПОСТОЛ ВАРФОЛОМЕЙ

Апостол Варфоломей упомянут в евангелиях Матфея, Марка и Луки. Лишь в Евангелии от Иоанна его имя не встречается, но зато там фигурирует Нафанаил. По-видимому, речь здесь так же идет о Варфоломее, сыне Толмая.

По принятии Святого Духа, сошедшего на апостолов в виде огненных языков, святому Варфоломею выпал жребий, вместе с апостолом Филиппом  идти на проповедь Евангелия в Сирию и в Малую Азию. Туда они и отправились - то проповедуя вместе, то расходясь отдельно по разным городам, то вновь сходясь и приводя людей к спасению через веру в Иисуса Христа. Оказавшись в Иераполе Фригийском, оба апостола были схвачены по приказу местного градоначальника Никанора и распяты. Филипп принял тогда мученическую смерть, но Варфоломея местные жители освободили, испугавшись начавшегося землетрясения. Апостол совершил над всеми уверовавшими в Господа обряд крещения и поставил им епископом Стахия.

Из Иераполя Варфоломей отправился в Индийские страны и провел там несколько лет. Проповедуя среди местных жителей, он перевел на их язык евангелие от Матфея. Из Индии Варфоломей прибыл в Великую Армению. При его появлении здешние идолы или, лучше сказать, бесы, обитавшие в идолах, умолкли, громко прокричав последние слова, что Варфоломей их мучит и скоро изгонит. И действительно, не только из идолов, но и из людей изгонялись нечистые духи при одном только приближении апостола; и ради этого многие обращались ко Христу.

У царя той страны, Полимия, была бесноватая дочь. Узнав о чудесах святого, царь приказал немедленно разыскать Варфоломея. Когда апостол пришел к беснующейся, бес тотчас бежал от нее, и царевна получила исцеление. После этого царь, желая отблагодарить святого, послал к нему верблюдов, навьюченных золотом, серебром, жемчугом и другими драгоценными дарами. Но Варфоломей, исполненный духовной нищеты, ничего из присланного не оставил у себя, отослав все обратно царю со словами: «Я не эти вещи приобретаю, а ищу души человеческие, и если приобрету их и введу в небесные селения, то явлюсь великим купцом перед Господом». Царь Полимий, умилившись такими словами, уверовал во Христа со всем своим домом, принял крещение от самого святого апостола вместе с царицей и исцеленной дочерью своей и со множеством вельмож и великим числом людей из народа. Всего же по примеру царя, приняли тогда святое крещение до десяти городов.

При виде необычайных успехов нового учения идольские жрецы жестоко вознегодовали на апостола и приступили к брату царя Астиагу, добиваясь у него смерти для Варфоломея. Астиаг, улучив удобное время, велел схватить апостола в городе Альбан и распять его на кресте головою вниз. Варфоломей, вися на кресте, не переставал возвещать слово Божие. Тогда Астиаг для увеличения его мук, велел живьем содрать с апостола кожу. Бывшие при кончине святого верующие, сняв с креста его тело, положили его в оловянную раку и предали погребению в том же городе Альбан.

Рим и его соседи в эпоху империи   http://www.proza.ru/2011/10/13/1239