Глава 13. Катастрофа НЛО

Николай Субботин
Я не видел Эмиля почти два месяца, и его визит ко мне домой в начале мая 1998 года был совершенной неожиданностью. Почти с порога он ошпарил меня новостью: «Николай, я побывал на месте катастрофы НЛО!» Более чем детективная история, предшествовавшая этой экспедиции заслуживает отдельной большой статьи. Тем не менее, Эмилю удалось заполучить на несколько часов вертолет ВВС и увидеть то, о чем он до этого только слышал от директора Казахского отделения САККУФОН Г. Г. Свечкова.

 

«Фотографии! Где фотографии?» – возопил я. Эмиль лишь горестно всплеснул руками – «Не получилось, пленка полностью засвечена…» Этот поразительный эффект, приводящий в восторг скептиков НЛО, известен уфологам, но от этого не легче… Опять нет доказательств, только рисунок Эмиля, на котором он наскоро набросал внешний вид аппарата, да странные ожоги на руках.
Включаю диктофон…

*   *   *

В 04.42 (местное время) 28.08.1991г. радиолокационная станция слежения на полуострове Мангышлак засекла очень крупный объект, появившийся «ниоткуда» почти в центре экранов. По засечке объект имел в длину 600 метров и диаметр около 100 метров.
Объект шел несколько северо-западнее станции над Каспийским морем с запада на восток в эшелоне около 6500 метров с равномерной крейсерской скоростью примерно 1000 км/час. На запросы: «Свой – чужой» не отвечал.
Опытные операторы сразу заподозрили, что имеют дело с НРМ (не отождествленной радарной мишенью, т.е., вероятно, с НЛО).
Через четыре минуты в 04.46 они все же запросили космодром Капустин Яр, не произведен ли там экстренный внеплановый запуск чего-нибудь. С Капустина Яра сразу же ответили: «Нет, но наша РЛС тоже наблюдает этот объект».
Как полагается эта информация оперативно поступила в штаб Закаспийской зоны ПВО, и к объекту были направлены: звено из двух МИГ-29, находившихся в патрульном полете южнее г. Шевченко и еще одно звено из двух патрульных МИГов было поднято с аэродрома К.
Пилотам была поставлена боевая задача: идентифицировать объект, если он явно техногенный – посадить его на запасной аэродром в К., а в случае неповиновения открыть огонь на поражение и уничтожить. Расчетной точкой перехвата было выбрано западное побережье Аральского моря.
Встреча состоялась в точно рассчитанное время в 05.12. Летчики наблюдали объект визуально и на экранах радаров, на новую серию запросов: «Свой - чужой» и на команду снижаться и идти за ведущим самолетом объект никак не реагировал.
Выглядел он как гигантский дирижабль без каких-либо выступающих деталей, тускло блестевший на солнце, неосвещенная солнцем поверхность выглядела как из серой нержавейки. В головной части с каждого борта объекта располагались по два круглых «иллюминатора» диаметром в 1/6 высоты.
Объект никаких враждебных действий не предпринимал. Командир группы запросил штаб и предложил зайти двум истребителям по бокам объекта как можно ближе, дать предупредительные очереди из пушек параллельно его курсу и зажав таким образом, начать его снижать. План был одобрен, и в 05.14 одно звено осуществило этот маневр, подойдя к объекту на 800 метров с двух сторон. С такого расстояния оба пилота успели рассмотреть некие зеленые знаки в хвостовой части судна.
Операции по перехвату «дирижабля» закончилась очень быстро. При попытке открыть огонь отказали системы вооружения всех истребителей, при подходе к объекту на расстояние 600-500 метров начались перебои в работе двигателей, забарахлили все приборы. Сам же объект, сделав несколько коротких зигзагообразных маневров в горизонте и вертикали, начал стремительно увеличивать скорость до 3,2, потом 5,4 и 6800 км/час за 2-3 минуты. Совпадают данные радарных определений нескольких станций слежения (Байконур, Алма-Ата, Бишкек и др.).
Преследование было прекращено т.к. объект продолжал идти в общем направлении на восток с небольшим снижением до высоты 4500 метров, через воздушную алма-атинскую зону. Диспетчеры передали предупреждение всем бортам ГВФ и ВВС об опасности столкновения с  гигантским НЛО, но этого не случилось.
В 05.27 объект исчез из поля зрения всех РЛС на высоте 4400 в районе озера Иссык-Куль…
На этом, в общем-то, рядовая уфологическая история, однако, не закончилась…
В конце сентября 1991 года в правление САККУФОН (г. Бишкек) просочилась информация, что в горах, восточнее г. Пржевальск (ныне г. Каракол) потерпел аварию крупный НЛО. Наши коллеги оперативно организовали поисковую группу, и она отправилась в район катастрофы в верховья р. Сары Джаз, к урочищу Шайтан Мазар (Могила Дьявола). Обратите, читатели, внимание на это название! Это совпадение вряд ли случайно! Эта местность издавна пользовалась очень дурной славой у местных жителей.
Первая поисковая группа провела в горах более 15 дней, но пройти к месту катастрофы не смогла, хотя была укомплектована достаточно опытными поисковиками, в том числе альпинистами. В горах прошли обильные ранние снегопады, пробиться в этот район через последний перевал не удалось, а при попытке прохода по долине Сары Джаз группа не прошла через лавиноопасные участки. 21 октября они вернулись в Бишкек, несколько человек имели мелкие травмы и обморожения. Руководил группой директор САККУФОН М. С. Ельцин.
Одновременно с САККУФОН и в его Казахский филиал поступила официально закрытая информация, что при попытке снятия и транспортировки объекта из этого района разбился транспортный вертолет ВВС, имелись человеческие жертвы.
САККУФОНовцы начали тщательно готовить широкомасштабную экспедицию, которая началась в июне 1992 года.
В экспедиции имелись три группы, которые должны были меняться через две недели работы в горах. Участники знали о большой опасности нахождения в непосредственной близости от объекта, все они прошли специальную подготовку и инструктаж, дали подписку о том, что они (каждый) действуют абсолютно добровольно. Все участники имели хорошую физическую и морально-психологическую подготовку, владели навыками альпинизма, были специалистами в различных областях знаний, прошли пси-тех тестировки на совместимость, адекватность реакции в сверхэкстримальных ситуациях и т.д.
Экспедиция была оснащена приборами, фото- кино и видеоаппаратурой, имела хорошую альпинистскую экипировку.
Руководил экспедицией Г. Г. Свечков, майор в отставке, директор Казахского отделения САККУФОН.
Первая группа прибыла к месту событий 12.06.1992 года. Начали с разбивки базового лагеря на ровной площадке в 2,5 км ССЗ от места катастрофы на северном склоне хребта, закрывающего базу от точки места воздействия НЛО.
Уже первая рекогносцировка за этот хребет дала очень многое. Объект находился «на месте», явно в аварийном состоянии, разорванный напополам, на довольно ровной площадке по другую сторону безымянного хребта.
Сразу же было установлено мощнейшее поражающее действие объекта. На удалении 800 метров и ближе всех охватило чувство страха, потом и депрессии, вялости, усталости, волосы вставали дыбом, хотя электрометры фиксировали незначительные «избытки» статического электричества.
Еще более странно вели себя магнитометры и все другие магнитные приборы.
Тропа от базового лагеря выходила на перевал в 1500 м от объекта, с этой точки он был хорошо виден, и отсюда же начинало сказываться его возмущающее воздействие. Уже первые попытки взять с этой точки азимутальную засечку на объект дали разнобой замеров компасами различных конструкций.
Два высокоточных теодолита были взяты с целью определения размеров объекта методом засечек, но и из этой затеи ничего не вышло. Так только приборы оказывались в прямой видимости объекта на гребне хребта или на его южном склоне на удалении 1500, 1200 800 м, то их магнитные стрелки моментально занимали положение «вдоль объекта», показывая направление «север-юг», хотя истинное положение объекта было «запад-восток». Тоже самое происходило и со стрелками компасов всех типов напротив объекта (удаления те же). Странным было и то, что эти положения стрелки занимали скачкообразно, без длительных колебаний.
Магнитометры вели себя еще более странно. В точке выхода тропы на перевал (базовая точка наблюдений «А») они начинали показывать почти полное отсутствие магнитной напряженности при очень слабом значении вертикальной составляющей (10-12%) от фонового значения вертикальной составляющей «видимости» объекта и от того же значения в районе базы экспедиции (базовая точка наблюдений «Б»).
Постепенное проведение магнитометрической съемки выявило форму и характер аномалии, созданной объектом. На удалении 800-820 м от него магнитное поле полностью отсутствовало! И по горизонтальной и по вертикальной составляющим. Абсолютно размагниченными оказались даже образцы горных парод, отобранные на удалении 800-600-400 м от объекта (ближе к нему никто не подходил, таково было решение членов экспедиции).
Вопрос о том, чем вызван этот размагничивающий эффект остается открытым, но несомненно, что на это нужно затратить колоссальное количество энергии. Полностью размагнитить в земных условиях такие пароды как диорит, габбро, роговообманковый пироксенит, содержащие большое количество магнитных минералов, в том числе магнетита, не представляется возможным.
Форма «антимагнитной» аномалии, созданной объектом, - правильный эллипс длиной 2230 м и шириной (через центр объекта) 1700 м. Южная часть эллипса разомкнута, т.к. в 400 м от него к югу находится пропасть в долину ручья.
В первый же день работы экспедиции была зафиксирована и сильнейшая хрональная аномалия, контуры которой также эллипсовидные, но размеры ее больше и даже переходят через хребет на северный склон напротив объекта, т.е. распространяются за пределы его визуальной видимости.
В зоне радиусом 2-2,2 км начинало отмечаться отставание в ходе механических хронометров и замедление (снижение) числа колебаний кварцевых генераторов. Все электронный часы, побывавшие в зоне прямой видимости НЛО на удалении 1,5-1,2 км вышли из строя (сброс на «0») и не восстановились вне зоны воздействия.
Разброс в показаниях хронометров различных марок в термостатированных ящиках составил от минус 34 мин. 20 сек до 41 мин 44,3 сек за сутки. Наборка из шести механических часов в аналогичной упаковке дала разброс отставания от минус 20 час. 13 мин. 45 сек. До 21 час. 01 мин. 20 сек за сутки. Термостаты с часами и хронометрами располагались рядом с объектом на удалении примерно 450 м от объекта.
Вторая группа исследователей через неделю повторила этот эксперимент на других наборках часов и хронометров тех же марок в той же точке, продлив время эксперимента до 5 суток с ежедневными замерами. Получены сопоставимые результаты за первые сутки, затем наблюдалось снижение отставания всех часов и хронометров, но с неким «кумулятивным»  эффектом, выражающимся в приросте отставания только на 10-15% в сутки от величины отставания за первые сутки эксперимента.
Этот результат не противоречит данным наблюдений на других хрональных аномалиях, образованных НЛО: Беломорье, Подрезково, Зона М, Ходыженск.
Попытки провести замеры спарками: кварцевый генератор-частотомер в зоне прямой видимости объекта (удаление 800-850 м) привели к выходу из строя всех установок. Блок питания находился за хребтом, вся проводка была тщательно проверена, установки оттарированы и термостатированы на месте. Все было сделано по инструкции…
Но, как только было включено питание, генератор в зоне сгорел мгновенно, а частотомер в точке наблюдения «успел выскочить» за минимум шкалы колебаний и также вышел из строя.
Подробное описание внешнего вида объекта я приведу несколько ниже, по собственным данным (20.04.98г.), что же касается причин катастрофы, то мое мнение совпадает с мнением участников экспедиции 1992 г.
Объект на большой скорости задел нижней частью фюзеляжа за выступ скальных пород в 1700 м от своего теперешнего место нахождения. Затем он уже скользил по довольно ровной, почти горизонтальной площадке, но это же – крепкие скальные породы. Взрыв же, приведший к разламыванию объекта на две почти равные части, произошел, скорее всего, после его остановки или в ее момент.
Взрыв произошел внутри центральной части судна, о чем свидетельствует характер повреждений. Обшивка и продольные несущие детали шпангоуты «дирижабля» буквально вывернуты наизнанку, между обломками судна отчетливо видна неглубокая воронка, а по ее краям выброшены довольно крупные куски скальных пород, как от взрыва «накладного» заряда.
Вмятины и трещины на корпусе в носовой части корабля получены при столкновении с выступающей почти на 20 м над ровной площадкой дайкой роговообманкового пироксенита, в которой сейчас наблюдается круглое углубление шириной более 20 м и высотой в центре 4,5 м. За этой точкой (20 м к востоку) начинается дорожка следа скольжения объекта по скальной поверхности шириной более 40 м.
Трещины в левом борту кормовой части фюзеляжа, расположенные вертикально на высоте примерно 1/3 высоты корпуса «дирижабля», возможно, получены при столкновении (пробивании скалы), но не исключено, что они могли образоваться и при взрыве судна.
Но самое странное – это символы зеленого цвета, нанесенные на хвостовой части объекта и кольца темного цвета, опоясывающие корму. Возможно, кольца являются частью двигательной установки.
В проломе отчетливо видны палубы и несущие конструкции…
Входила ли посадка «по-самолетному» в данной точке в планы экипажа НЛО или в программу его бортового штурманского компьютера? Этот вопрос останется загадкой, может быть, навсегда…

август 1998 года

Почти три месяца мы собирали дополнительную информацию, искали деньги на экспедицию, даже заказывали спутниковые фотографии урочища Шайтан-Мазар. Выдвигались самые невероятные гипотезы происшедшего – от катастрофы дирижабля с атомным двигателем до неудачного запуска научного модуля новой международной орбитальной станции.
Собираем рюкзаки и аппаратуру. Путь предстоит неблизкий, и Москвы Боингом-747 в Алматы, далее – Бишкек, Пржевальск (Каракол) и, наконец, - Могила Дьявола (Шайтан Мазар). Впереди ждет встреча с Неведомым…


*   *   *

 

Участники экспедиции "Тянь-Шань'98". Слева направо:
Олег Мурашев, Наиля Слугина, Антон Богатов, Николай Субботин, Алексей Костенко, Эмиль Бачурин.

Обычный уфологический случай с наблюдение НЛО превратился в почти детективное расследование. Мне никогда не приходилось встречаться с такой лавиной противоречивых свидетельств и попыток исказить информацию. Сразу же после того как я услышал рассказ Эмиля Бачурина о катастрофе НЛО в Тянь-Шане и рассказал о нем своим друзьям в Интернет, появилось несколько интересных версий. Эти версии появились так быстро и были составлены так профессионально, что наводили на мысль о сознательной попытке исказить информацию. Вот некоторые из этих версий:
1) Версия Николая Романова: «22 апреля с космодрома Байконур была осуществлена неудачная попытка запуска российского блока международной космической станции "Альфа", являющегося ключевым в серии запусков в рамках создания этого проекта. Запуск осуществлялся при помощи ракетного носителя класса "Энергия А". На четвертой минуте полета, при переключении работы систем корабля на вторую разгонную ступень, произошел аварийный отказ автоматики контроля за состоянием блока отстрела первой ступени, следствием чего явился взрыв и разрушение рабочей части второго блока ракеты-носителя, выход из строя систем управления разгонным модулем и последующее падение корабля в труднодоступной горной местности в отрогах Центрального Тянь-шаньского хребта. Блок станции, предназначавшийся к выводу на орбиту, содержал в частности основные модули энергетической установки будущей станции и в частности систему из четырех портативных ядерных реакторов класса ИЗОТОП-660-II, специально разработанных в рамках проекта. При аварии и последовавшим за ним частичном разрушении ракетного носителя в стратосфере, имело место сильное загрязнение места падения модуля компонентами ракетного топлива. Доступ к месту падения корабля затруднен из-за возникших в районе аварии лесных пожаров и неблагоприятных климатических условий. По имеющейся информации, в районе падения имел место значительный выброс радиоактивных веществ, предположительно из-за разрушения одного из поврежденных при падении реакторных блоков модуля станции. По имеющимся в распоряжении МО России снимкам места катастрофы, сделанным со спутников, установлено, что при аварии ракетный носитель распался на две части, отлежащих друг от друга на расстоянии примерно в 26 километров. При этом блоки первой и второй разгонных ступеней практически полностью разрушены при аварии. Головная часть ракеты с полезным грузом и не отстрелившиеся в момент падения блоки третьей и четвертой разгонных ступеней находятся в частично разрушенном состоянии. Корпус головной секции комплекса имеет разломы в нескольких местах. Общая площадь падения обломков корабля и потенциальных участков загрязнения земной поверхности составляет около 140 километров. В настоящее время район падения корабля находится под контролем военных. Идет эвакуация местного населения из прилежащих к месту катастрофы сел и деревень. К месту аварии направлены специальные бригады МЧС и Министерства обороны. Соответственно вся вышеприведенная информация получена от одного хорошего знакомого - офицера Главного Штаба ВВС…»
Эта версия появилась через два дня после моего заявления в Интернет о катастрофе НЛО в Тянь-Шане. Информация Николая Романова была полностью ложной. На самом деле запуск станции был намечен на более поздний срок, и информация о его аварии не подтвердилась. Такой откровенный факт искажения информации вызвал настороженность. Было неясно кому могло понадобится это искажение информации? Если факт аварии НЛО действительно произошел, может быть военным нужно было подавить интерес к этой теме? Или военные хотели иметь больше времени, чтобы скрыть обломки НЛО? Вполне возможно, что так оно и было. Три года назад я брал интервью у русского военного, который возглавлял в ракетных войсках группу за наблюдением и регистрацией НЛО. Он показал мне секретный приказ, который описывал порядок оформления, и предоставления документов в особые секретные военные части.
2) Было высказано предположение о катастрофе дирижабля с атомным двигателем, на который установлена аппаратура для обнаружения низколетящих самолетов. Версия была отброшен как очень фантастическая. Хотя такие проекты рассматривались.
3) Катастрофа НЛО. Эта версия была подвергнута наибольшему изучению, так как все факты подтверждали ее. Описание НЛО напоминало уже известные виды НЛО в мировой уфологии. Так же было хорошо известно его место катастрофы.
Мы решили проверить последнюю версию. Были известны свидетели, место катастрофы НЛО, маршрут и многие другие детали, который помогли нам организовать экспедицию (19-28 августа 1998). Перед этим мы подробно продумали маршрут экспедиции и наметили основные цели:
1) Найти место аварии НЛО;
2) Попытаться сфотографировать место аварии НЛО;
3) Привезти образцы.
Мы вылетели из Москвы в Алматы 19 августа 1998. В тот же день мы нашли сына Германа Свечкова – Василия Свечкова. Нам удалось выяснить, что экспедиция к месту аварии НЛО действительно была в 1992 году. Свечков действительно пострадал и тяжело болел после этой экспедиции. Сын Свечкова был очень насторожен и разговаривал нервно, словно чего-то боялся. На нашу просьбу дать адрес Германа Свечкова он ответил отказом. Он сказал, что в Алматы живет еще один участник экспедиции 1992, который сошел с ума…
Эмиль Бачурин предложил отыскать Свечкова, но руководитель экспедиции Антон Богатов отказал ему. Антон торопился из-за возникшего в России экономического кризиса. Он оставил свою фирму без надежного руководителя и опасался, что в его отсутствии дела могут испортиться. Антон Богатов был нашим главным спонсором, он выделил на экспедиции около 3000$. Сумма была очень невелика, что тоже заставляло нас действовать быстро и расчетливо.
Я уверен, что решение не искать Свечкова было ошибочным. Я до сих пор не могу понять, почему Антон был против этой встречи. Словно кто-то заставлял его не делать этого. Как оказалось позже, это решение привело экспедицию на грань провала…
Вечером 20 августа выезжаем в Каракол. Это небольшой город примерно в 400 километрах от Алматы и еще в 250 километрах от места аварии НЛО. Мы хотели арендовать там вертолет, добраться до места и уже там поставить лагерь, начать исследования.
Переночевав в местной гостинице, утром идем в аэропорт. Встречаемся с начальником авиационного отряда. Он говорит, что у них нет вертолета. Последний вертолет, который был у пограничников разбился два месяца назад. Это известие приводит нас в уныние. Деньги остаются только на аренду вертолет и обратную дорогу. Начальник авиационного отряда говорит – мы можем нанять вертолет в лагере альпинистов, который расположен всего в 50 километрах от интересующего нас места. Но для того чтобы туда попасть нам нужно специальное разрешение, которое можно получить у пограничников (это место находится очень близко к Китайской границе).
Мы идем на пограничную заставу. Нам необходимо получить специальный пропуск. Место катастрофы НЛО находится в пограничной зоне и чтобы туда попасть необходимо иметь разрешение.
Мы снова сталкиваемся с проблемами. Начальник пограничного отряда направляет нас в отделение милиции. В отделении милиции нам говорят, что сначала мы должны зарегистрироваться в паспортной службе Казахстана. В паспортной службе Казахстана нам говорят, что мы должны сначала посетить местное ФСБ. Из ФСБ нас снова направляют в милицию… Круг замкнулся. Нас упорно не хотели пускать в зону падения НЛО. Прождав три мы так и не смогли получить разрешение на въезд в пограничную зону. У нас был запасной вариант – арендовать небольшой самолет АН-28 и пролететь над местом катастрофы на нем. Но в данном случае было две неприятных детали: 1) с самолета очень сложно сделать качественную фотографию; 2) Эмиль Бачурин  предупреждал об опасности приближения к НЛО ближе, чем на 1 километр, по его словам объект излучал поле, которое действовало на приборы самолетов.
Всеми правдами и неправдами выбив необходимые документы, мы отправляемся в путь….
По дороге нас настигло еще одно горе – сломалась наша машина. Мы почти четыре часа простояли под холодным дождем. Но эта остановка принесла маленькую неожиданность. Навстречу нам шел пастух. От него мы узнали, что интересующее нас место находится всего в 20 километрах от места поломки машины. Оказалось, что туда можно доехать на машине, но потом надо пройти еще 10 километров по горам. У нас не было с собой необходимого снаряжения, и мы решили воспользоваться вертолетом. Пастух рассказал, что недалеко от этого места находится святой источник. Там очень часто лечатся люди. Место это святое для местных жителей и они называет его Шайтан Мазар – Могила Дьявола. По одной из легенд – раньше там был золотой рудник, на котором таинственным образом исчезли люди…
23 августа мы приехали на пограничный пункт Май-Одыр. Нам повезло, нас не арестовали и даже разрешили поставить палатки недалеко от командного пункта.
На другой день мы вылетели на вертолете искать место катастрофы НЛО. Денег осталось только на один час полета. Необходимо было с первого захода попасть на место. Я сел с видеокамерой и фотоаппаратом у правого борта вертолета, открыл иллюминатор и начал снимать на видео. Холодный ветер бил мне в лицо, глаза слезились. Эмиль Бачурин в кабине пилотов следил за приборами и наблюдал за местностью. Примерно через 20 минут мы нашли место о котором рассказывал Эмиль. К огромному удивлению НЛО не было!!! Мы сели на ровную площадку. Высота – 4800 метров по приборам на вертолете. Место было то самое. Начали обследовать место. Нашли точку контакта НЛО с поверхностью горы. Выбоина примерно 20 метров в длину. Следов скольжения не нашли. Камни на склоне были выложены ровными полосами, словно кто-то специально их так разложил. Все камни были расколоты и гладкими. Земля казалась очень свежей. Мне показалось, что склон был искусственным. Возможно, кто-то убрал следы аварии? Олег Мурашев нашел странный след на земле, который был очень похож на лапу животного с тремя когтями. Чуть дальше Эмиль Бачурин нашел специальные метки оставленные прошлой экспедицией. Мы собрали образцы камней и почвы. Магнитные приборы не показали никакой аномалии. Эмиль Бачурин был очень удивлен, он точно опознал место, но никак не мог понять, куда пропал НЛО.
Взлетели и начали контрольный облет местности. Только с высоты я смог увидеть и заснять на видео странный линейный след на соседнем склоне. Он напоминал посадочную площадку как на аэродроме. В конце линейного следа была круглая площадка диаметром примерно 20-25 метров. Эта структура очень походила на площадку для вертолета. Возможно, ее использовали военные для эвакуации обломков НЛО.
Вернулись в лагерь расстроенные и разочарованные. Результаты не подтвердились. Мы не можем представить что произошло. Куда пропал объект?..
Собираем вещи и готовимся в обратную дорогу. Выдвигаем версии случившегося. Половина членов экспедиции думает, что Эмиль просто выдумал всю историю, но факты убеждают в обратном. Нашелся свидетель, который наблюдал подобный объект:

Игорь Вислобоков (Igor Vislobokov<40p7.f34.n5025.z2.fidonet.org>)
Внимательно слежу за всем что связано с катастрофой НЛО в Тянь-Шане… Дело в том, что именно в 1991 году, находясь на службе в армии, батальон в котором я служил (это была специальная часть СМЧМ 5041 из Одессы), находился в Карабахе на территории Азербайджана в г. Агдаме. И вот в один из вечеров, я сидел с двумя товарищами у себя в КШМ Р-142H (радиостанция на базе ГАЗ66) вокруг нас по периметру ходил часовой, который охранял наш ЗАС, мы услышали его встревоженные крики, выбежав увидели в небе нечто, по описаниям точно повторяющее сигару, упомянутую в Тянь-шаньской истории. Сразу мы поразились размерам, несмотря на то, что высоту на глаз определить было невозможно, и так было ясно, что такого размера объектов, летающих по небу человек еще не создал. Сигара некоторое время висела неподвижно и бесшумно на месте, почти в зените над нами, потом как-то прямолинейно и равномерно, без видимого ускорения начал вдруг движение, все так же бесшумно, и вдруг исчез. Это сильно поразило, т.к. была ясная и безоблачная погода, не было ни облачка. Галлюцинации или оптический обман отпадают, т.к. сигару наблюдали с разных и очень удаленных точек наши боевые товарищи, находящиеся на различных KПП в Аскеране, по дороге на Лачин и т.д. (всего объект видело человек 65-70 наших сослуживцев. Потом дня 3 только и разговоров про него было). Сейчас со многими из них живем неподалеку, и они могут подтвердить факт. Именно эти совпадения с Бачуринской сигарой заставляют поверить меня в правдивость истории.
В результате обсуждения появилось несколько версий:
1) Объект был, но его убрали военные. Можно доверять этой версии. Мы видели нежелание военных допустить нас на территория падения НЛО.
2) Эмиль Бачурин был сознательно обманут Свечковым. Не исключен и такой вариант, однако, непонятны его причины.
3) Возможно, имел место известный в уфологии случай – голографический показ НЛО. При таких контактах не остается следов объекта, но наблюдаются различные аномалии, например, ожоги на теле (такие ожоги я видел на руках Бачурина).
Можно сделать следующие выводы по результатам экспедиции:

I. ФАКТЫ
1. Не удалось подтвердить наличие искомого объекта на месте, которое Эмиль Бачурин опознал как достоверное. Не удалось обнаружить видимых аномалий, таких как - след скольжения, следы вдавливания (он должен был остаться, так как поверхность площадки состоит из мягкой глины), следы взрыва. Не удалось обнаружить магнитной аномалии - компас, и приборы на вертолете вели себя совершенно спокойно, за исключением разового скачка альтиметра, который объясняется резкими перепадами высот.
2. Судя по психологическому состоянию Эмиля Бачурина на месте предполагаемой катастрофы НЛО, он действительно был свидетелем чего-то необычного, потому что при высадке испытал настоящий шок, не обнаружив искомого объекта на месте. Все оставшееся время до высадки на аэродроме выглядел очень подавленным и задумчивым.
3. Подтверждено наличие места Шайтан Мазар (название не является географическим). Селение чабанов (Шайтан Мазар) находится примерно в 10 км от искомого места. Периодически местный мулла занимается там исцелением людей, потому что поблизости находится святой источник. Об этом месте нам подробно рассказал чабан, которого мы встретили на подъезде к аэродрому.
4. Удалось выяснить альтернативный маршрут экспедиции Свечкова, который без особых помех дает возможность подъехать на машине прямо в Шайтан Мазар, а оттуда уже идти пешком по горам.
5. Удалось найти сына Свечкова, с которым около 15 минут беседовали Эмиль Бачурин и Алексей Костенко. Сын Свечкова подтвердил факт подобной экспедиции и даже дал наводку на еще одного участника, который после экспедиции слегка тронулся умом. Координаты Свечкова он дать отказался, сославшись на то, что он живет за городом, а дорогу (как многие автомобилисты) он помнить только "на глаз". Он оставил впечатление человека немного испуганного и очень настороженного. К сожалению, несмотря на настойчивую просьбу Эмиля Бачурина организовать встречу со Свечковым, Антон Богатов (коммерческий директор экспедиции) отклонил это решение. Тем не менее, сын Свечкова намекнул, что его отец в том сезоне проводил две экспедиции в разные участки, что не исключает наличие еще одной "аномалии".
6. Из разговоров с пилотами и пограничниками не удалось подтвердить наличие объекта и аномалии в том районе ни сейчас, ни ранее.
II. ДОМЫСЛЫ
1. Экспедицию сопутствовал ряд странностей, которые не только замедлили, но и усложнили проведение экспедиции и получение более качественных результатов. Несомненно, они могут быть объяснены вполне естественно.
2. На месте предполагаемой катастрофы НЛО нами (я и Олег Мурашев) был найдет, сфотографирован и записан на видео странный след, напоминающий трехпалую ступню, обложенный по периметру камешками - его просто невозможно было не заметить (предположение - ???). Полное размагничивание моих кредитных карточек - Cirrus Maestro полностью испорчена, Visa считывается с 10-15 раза (предположение - воздействие на магнитные карточки металлодетекторов в аэропорту?). Обнаружен непонятный линейный след на месте предполагаемой катастрофы НЛО, видимый только с вертолета (предположение - старая тропа? вымывание парод?), след оставляет впечатление 100% искусственности, он слишком линеен. Поломка фотоаппарата на месте предполагаемой катастрофы НЛО и выход из строя фотовспышки (предположение - ломается все, что может сломаться).
3. Проведенный биолокационный сеанс Бачурин-Костенко подтвердил противодействие нашей группе со стороны правоохранительных органов (всерьез этот факт брать не стоит, в силу свой непроверяемости).
4. У экспедиции не было выбора, был только один вертолет, на котором мы могли полететь. Группу сопровождал политрук погранзаставы и какой-то видео оператор, в наглую вошедший в вертолет и не захотевший уйти, даже после наших просьб. Был еще вариант, совершенно дикий, взять в аренду АН-28, но тогда шанс что-либо найти сводился к минимуму. Экспедиция была поставлена перед фактом - либо этот вертолет, либо - ничего!
5. Реально ощутили противодействие со стороны правоохранительных органов (хотя опять же могла сказаться наша плохая подготовка к экспедиции).
III. РЕЗЮМЕ
1. Подтвердить факт наличия объекта не удалось.
2. Требует доскональной проверки роль Свечкова, а самое главное - дочери Эмиля Бачурина, в этой истории.
3. На данном этапе тема с катастрофой НЛО в Тянь-Шане может быть закрыта, до нашего разговора со Свечковым.
4. Необходима скрупулезная проверка привезенных образцов.

Во всей этой истории есть еще один персонаж, о котором я пока еще не сказал ни слова. Историю надо было начинать именно с этого. Недавно у Эмиля Бачурина нашлась дочь (Ингрид Левтова), которую он не видел больше 30 лет! Во время визита к ней в апреле 1998 она рассказал ему, что вместе со Свечковым участвовала в экспедиции к месту катастрофы НЛО. Получилось так, что Эмилю и Ингрид удалось получить на несколько часов вертолет и слетать на это место. Потом, вернувшись домой, он рассказал об этом мне. Но самое интересное – его дочь экстрасенс, обладающая сильным даром внушения! Возможно, мы имеем дело с акцией спланированной против главных русских уфологов. Я до сих пор не уверен, что женщина, которая выдает себя за дочь Эмиля Бачурина действительно его дочь. Вполне может быть, что Эмиля подвергли гипнозу…
Возвращались домой мы разными путями. По дороге Эмиль поехал к своей дочери. Вернулся он на неделю позже меня и рассказал, что в Казахстане на него было совершено нападение, он чуть не погиб! Кому нужно было совершать нападение на 63 летнего человека???

Ниже я впервые привожу мой полевой дневник той экспедиции, который я вел каждый день…

ПОЛЕВОЙ ДНЕВНИК ЭКСПЕДИЦИИ «ТЯНЬ-ШАНЬ’98»

Антон Богатов - начальник экспедиции, менеджер
Эмиль Бачурин - научный консультант
Николай Субботин - полевые исследования, фото- видеосъемка, ведение полевого дневника
Алексей Костенко - полевые исследования
Олег Мурашев - корреспондент екатеринбургской прессы

18 августа 1998 г. – 29 августа 1998 г.

Цель: подтвердить сведения о катастрофе 20 августа 1991 года в урочище Шайтан Мазар неопознанного летающего объекта – сигарообразного НЛО. Провести фотосъемку местности, исследования, собрать образцы.

18 августа 1998 года, Москва

Встреча в Москве, обсуждение организационных вопросов, закупка снаряжения. Встреча с Анатолием Быченковым, Владимиром Смолием, Мишей Маркони. Обсуждение возможной организации поисково-спасательной экспедиции (на случай нашей пропажи).

19 августа 1998 года, Москва

Сбор у Богатова в 19.00. Вылетаем из Москвы в 22.45.

20 августа 1998 года, Москва – Алматы - Каракол

Пребываем в алматынский аэропорт в 5.45 местного времени.
В 7.15 приезжаем к Нэлли Слугиной, где нас уже ждет Олег Мурашев (екатеринбургский журналист). Нэлли готовит шикарный завтрак, мы пытаемся связаться через Интернет с Владимиром Смолием в Москве.
Решаем ехать на поиски Германа Свечкова, заодно докупить необходимое оборудование (веревки, ледоруб, альпинистский молоток).
Находим сына Германа Свечкова в офисе на улице Фурманова 50. С ним около 15 минут беседуют Эмиль и Алексей. Выяснилось, что есть еще один свидетель, который может рассказать о случившемся, но у него «поехала крыша», а сам Свечков болеет и живет на даче за городом, но адреса его никто не знает. Еще узнали, что группа Свечкова ездила к другому объекту (т. е. было два места катастрофы).
С этого момента в экспедиции начинается явный раскол. Антон начинает нервничать и подгонять остальных, Эмиль пытается убедить в необходимости поисков Свечкова. Я не понимаю, почему торопится Антон.
Едем искать снаряжение. Пытаемся найти веревку и ледоруб.
Далее отрабатываем варианты: поехать через Бишкек на автобусе или заказать машину. Склоняемся ко второй версии. По сумме получается 200$ на 500 км маршрута.
Заезжаем в последний раз к Нэлли, обедаем по-царски и загружаемся в микроавтобус «Рено». Дорога более или менее приемлема, но последние 200 км – страшенный проселок. В 100 км от Каракола начинается сильнейший дождь. Мы чуть не слетаем с трассы, напоровшись на скорости 100 км/час на кучу гравия, рассыпанную по центру дороги. Дождь идет с такой силой, что дорогу не видно уже в 10-15 м.
Приезжаем в Каракол около 23.00. Располагаемся в гостинице, можно отоспаться, не спали около 40 часов.

21 августа 1998 года, Каракол

Просыпаемся около 11.00 и первым делом отправляемся в местный авиаотряд. Город со всех сторон окружен горами, верхушки которых покрыты низкими облаками.
Встречаемся с командиром авиаотряда Григорьевым, выясняем, что вертолетов в Караколе нет, а последний вертолет пограничников разбился 2 месяца назад. Есть вариант лететь на АН-28 (400$/ час).
Идем в погранотряд, необходимо получить разрешение на въезд в погранзону. Приходим рано, командира войсковой части 2490 нет на месте. Ждать почти 1,5 часа, мы решаем перекусить. Берем местный суп с лапшой и мясом – лагман и манты, все очень вкусно и по-восточному – остро!
Встречаемся с полковником …, командиром погранотряда. Объясняем …. С нами встречается начальник штаба, обещает помочь. Полковник оказывается земляком. После недолгих переговоров и проверки документов у Олега, поскольку переговоры вел он, выясняем, что для въезда в погранзону нам придется пройти довольно длинный чиновний коридор. В первую очередь ОВИР.
Отправляемся в милицию, оттуда нас посылают в паспортный стол, а потом вообще предлагают оформить все через турфирму. Ребята начинают заметно нервничать, да это и понятно, никому не хочется зависать в городе лишнее время.
Решаем проработать запасные варианты. Антону кажется, что нас уже могли ждать. День проходит в поисках вариантов. Вечером отправляемся в местный молодежный бар и довольно неплохо проводим время.

22 августа 1998 года, Каракол

С утра отправляемся с Олегом в милицию, пытаемся узнать, как все же мы можем оформить разрешение (пропуск) на погранзаставу (в погранзону).
После полуторачасовых хождений по кабинетам мы понимаем, что получить пропуск в короткие сроки будет просто невозможно.
Возвращаемся в гостиницу, что сержант-погранец, обещавший приехать утром на ЗИЛе и помочь проехать в погранзону, так и не появился.
Остается практически единственный вариант – добираться своим ходом в Майдодыр (Май Адыр), где у альпинистов есть вертолет, но возникает нюанс, при котором мы можем быть свободно задержаны пограничниками.
Обедаем. Олег отправляется в альплагерь, мы возвращаемся в гостиницу, обсуждаем дальнейшие планы. Выдвигается версия лететь на АН-28.
Эмиль пробует сделать биолокационную отбивку по вопросам. Потом присоединяется Алексей. По результатам выяснили: о нашем приезде знали и стараются препятствовать попаданию нас на Шайтан Мазар.
Пришел Олег, договорился с прибывшей группой, которая закрывает сезон. Вертолет улетает 25 августа и никаких шансов у нас не остается. По словам Олега, нас обещали доставить до погранзоны на машине, а потом подлететь за нами на вертолете.
Думаем. Есть реальный шанс попасть под арест к пограничникам, по причине отсутствия соответствующих документов, позволяющих находиться в погранзоне.
Этот вариант кажется малопривлекательным, но чуть ли не единственным уже по причине того, что у нас не было конкретного договора с командиром Григорьевым, и он вполне мог потребовать от нас пропуск в погранзону.
Ждем завтрашнего дня.

23 августа 1998 года, Каракол – Май Адыр (погранзона)

Май Адыр, в переводе, - много терасс, адыров.
В 9.00 за нами приехал ГАЗ-66 с кунгом. После недолгих переговоров загружаемся внутрь и начинаем путешествие к конечной точке нашего маршрута.
Километров через 50 начинаю буквально обалдевать от красот приближающихся гор и быстрых горных речек.
Останавливаемся пособирать грибы. Мы с Алексеем идем к совершенно белой горной речке, через которую перекинут шаткий подвесной мост с множеством дыр. Залазим на него, дабы испытать прелести восточной жизни.
Едем дальше по серпантинной дороге, делающей невероятные пируэты по склонам гор. Переползаем перевал Чон-Ату (высота 3800 м), дорога начинает идти вниз.
Примерно километров через 30 машина начинает подергиваться и ломается. Снова вываливаемся из кунга и «маринуемся» около получаса.
К тому моменту Алексей, уже начавший прихварывать, разболелся окончательно, лоб горячущий. Что случилось – не ясно, возможно, реакция на большую высоту.
Еще через 10 км ломаемся более капитально, зависая почти на 2 часа. Начинает накрапывать противный мелкий дождик. Нам встречается местный чабан, у которого Антон рискует спросить про Шайтан Мазар. Оказывается, что местные жители хорошо знают это место, говорят, что там находится священный источник и небольшое селение. Туда приходят лечиться люди от многих болезней. Селение довольно старинное и тоже называется Шайтан Мазар.
Если идти по прямой через горы, то это место находится километрах в 20 от нас.
Это известие очень радует Антона. Становится понятным маршрут группы Свечкова.
Заводим машину. Едем. Становится все холоднее и холоднее. Одеваюсь, даже толстый свитер.
Проезжаем небольшое селение из четырех домиков, возле которого стоит переделанный безбашенный танк Т-34.
Через 500-600 метров встаем капитально. Заклинивает мосты. На наше счастье минут через 20 подъезжает бензовоз-УРАЛ, посланный за нами Щетниковым (директором турфирмы, арендующей вертолет). При первой поломке Щетников с командиром вертолета уехали вперед на погранзаставу на попутном джипе, на котором находились еще какие-то ребята и видеооператор.
Цепляем машину на трос. Через пару спусков-подъемов начинаем чувствовать запах горелого сцепления, а тормозные колодки загораются и дымятся. Останавливаемся. Дальше ехать просто нельзя, из колес валит густой едкий дым, капает на землю негрол, а диски раскалились до такой степени, что потрескивают.
Время идет. С момента нашего выезда из Каракола прошло уже 7-8 часов.
Через 30 минут подъезжает полупустой микроавтобус Мерседес-Бэнц. После недолгих переговоров перегружаемся в него.
Описывать красоты гор не имеет смысла, все это надо увидеть самому…
Спускаемся к огромной долине. Водитель предупреждает, что сейчас мы увидим недостроенный обогатительный комбинат. Честно говоря, я просто обалдел, когда передо мной открылся полуторакилометровый комплекс, закрытый со всех сторон горами. Казалось, что его можно вот-вот запустить в строй, непонятно было почему, вбухав такие колоссальные бабки, строительство попросту свернули.
Еще километров через пять, выезжаем на заброшенный аэродром.
Олег интересуется, скоро ли погранзона, и когда мы узнаем, что уже находимся внутри нее и до самой погранзаставы осталось не более 2-3 км, настроение у всех резко падает. Появляется очень высокая вероятность того, что ближайшие дни мы можем провести в качестве арестованных нарушителей.
Темнеет. Водитель включает фары. Взбираемся на пригорок, обходя по бездорожью справа, размытую и сброшенную в реку дорогу. Отсюда становятся заметны огни погранзаставы.
Проезжаем колючку. Слева – вертолетная площадка с МИ-8мт и погранотряд, прямо перед нами – лагерь альпинистов.
Останавливаемся. К машине подходят погранцы. Олег вываливается из машины, уповая на свое журналистское умение, просит нас остаться в машине и идет «заговаривать» погранцов. Не знаю, что им наговорил Мурашев, но через 5 минут нам разрешили выгрузиться и разбить лагерь.
Потом подошел начальник погранзаставы, молоденький лейтенант Петруха (как его все звали) со своим политруком. Они попросили нас предъявить документы и объяснить цель визита (эти вопросы опять утряхивал Олег).
Договариваемся со Щетниковым на аренду вертолета на завтра на 9.00 утра.
Разбиваем лагерь. Готовим ужин. Алексей разболелся еще сильнее, и мы отправляем его спать в палатку.
Погранцы просят Эмиля уточнить по карте маршрут и квадрат, который нас интересует.
Около 23.00 заползаем в палатку.

24 августа 1998 года, Май Адыр – Шайтан Мазар – Чолпон Ата

Даже, несмотря на то, что я оделся очень тепло, ночью немного замерз.
Подъем в 7.00 утра. Выползаю из палатки. Довольно свежо. Раздеваюсь по пояс и иду мыться к ледяной горной речке. Вода буквально обжигает тело, но очень приятно.
Завтракаем. Вертолет готов, но надо срочно лететь, у альпинистов в горном лагере труп – разбился паренек из Омска, надо снимать…
Олег с Антоном берут с собой рюкзаки и снаряжение на тот случай, если придется оставаться на месте. Я проверяю и готовлю фото и видео аппаратуру.
Загружаемся в вертолет. С нами летит пограничник и в самый последний момент заскакивает видеооператор со вчерашнего джипа.
Взлетаем, направляемся на запад в горы в эшелоне около 3800-4000 м.
С такой высоты все выглядит невероятно красивым, и я непрерывно снимаю на фото и видеокамеру.
Открываем иллюминаторы. Снимать становится немного удобнее, но ледяной ветер моментально вымораживает лицо и глаза так, что я вынужден надеть горные солнцезащитные очки.
Пристально всматриваемся в проплывающие внизу ущелья и горы. Эмиль с Олегом уходят в кабину к пилотам.
Вертолет резко заваливается на левый борт, Эмиль заметил похожее место. Делаем два низких круга над площадкой, зависаем, садимся. Высота по альтиметру порядка 4300 м.
Выскакиваем на камни. Объекта нет, только дайка. По Эмилю видно, что он растерян, но место узнал точно.
Быстро обследуем все вокруг, собираем камни.
Олег находит странный след, просит меня заснять его со всех сторон.
Меня смущает полное отсутствие следов объекта, ни вмятин, ни следов скольжения, но еще более странно – повсеместно видны островки зеленоватого мха, который растет очень долго… Следов нет!
Эмиль растерян.
Перелетаем и зависаем над другой площадкой, безрезультатно. Уже в воздухе Эмиль говорит Олегу, что видел свечковские реперы, но ни времени, ни денег на возвращение уже нет. Обидно, что они не попали в кадр.
Садимся на погранзаставе, грустные и немного озлобленные. Полет на вертолете обошелся Антону в 1000 $/час. Мы налетали по моему секундомеру 58 минут.
Фотографируемся в пилотской кабине и фоткаем на память у вертолета погранцов, после чего табу на фотографирование в погранотряде снимается.
Надо отметить, что высоту я перенес удивительно легко, даже попытка пробежаться в горку на высоте 4300 м (когда мы находились в Шайтан Мазаре) не вызвала сильной отдышки или усталости. У ребят с высотой были небольшие проблемы.
Договариваемся с тем же самым микроавтобусом, который привез нас к погранцам. Пока сворачиваем лагерь, водитель рассказывает много занятных историй про местные достопримечательности. Недалеко от Бишкека есть занятное место на берегу Иссык-Куля, выложенное большими плитами, на берег часто выносит черепки старинной посуды… Много интересного, по возвращении необходимо будет проработать все возможные участки Киргизстана наиболее интересные в археологическом плане.
Добираемся до Каракола довольно быстро, часа за 3,5-4, оттуда, после недолгих переговоров, с автовокзала отправляемся в Чолпон Ату, на северное побережье Иссык-Куля.
Уже в дороге у Эмиля с Олегом начинаются трения, Антон тоже недоволен истраченными впустую деньгами. Оба они считают Эмиля обманщиком. Окончательно разругавшись, Олег и Эмиль надуваются и обижаются друг на друга.
Высаживаемся в Чолпон Ате, протрясшись 4 часа в душном автобусе. Довольно быстро находим в частном секторе квартиру.
Располагаемся, и пока еще не совсем стемнело, отправляемся купаться в Иссык-Куль. Вода очень теплая и, раздевшись, голышом мы бултыхаемся в темную слегка солоноватую воду. Ощущения приятности и умиротворения. Как оказалось утром, мы купались всего в 200 м от президентского пляжа Акаева.
Возвращаемся, решив выяснить у Эмиля некоторые темные стороны этой истории. Сообща решаем не выдавать никакой информации по экспедиции. Антона очень беспокоит история с внезапным возникновением дочери Эмиля – Ингрид Левтовой. Антон не исключает возможность подставки и подавления Эмиля.
Олег беседует с Эмилем, но ведет себя несколько некорректно. Эмиль сильно на него обижается.
Успокаиваю Бачурина, ребята ему сочувствуют.
Ложимся спать. Завтра необходимо решить вопрос с отъездом и маршрутами возвращения домой.
Антон с Алексеем (на которого высота подействовала очень позитивно, и он практически поправился) хотят лететь самолетом. Я поеду до Москвы на поезде…

25 августа 1998 года, Чолпон Ата

Отдыхаем и купаемся, осматриваем город.
Ребята находят газету «Труд-7» с моей ужасно покоцанной статьей.
Собираемся в дорогу. Ребята упросили меня отдать им пленки, надеюсь, игра будет честной.
Обсудили возможность приватизации молебской земли, создания экзотик-турбазы.

26 августа 1998 года, Бишкек

Приезжаем в город в 4.15. Поспать не удалось.
На автовокзале нас прихватили менты на личный досмотр (опасаются провоза наркотиков). Со мной практически не возятся, обнаружив мое удостоверение внештатного сотрудника милиции.
На автовокзале разделяемся на три группы. Антон и Алексей штурмуют авиавокзал, мы с Эмилем – железнодорожный, Олег едет каким-то своим путем.
Эмиль уехал на поезде несколько часов назад, а я сейчас сижу на бишкекском вокзале и не знаю смогу ли я вообще выбраться из этой страны. Честно говоря, поездка автостопом через всю Среднюю Азию мне не доставляет радости.
Надеюсь, что честные люди еще не перевелись…

27-29 августа 1998 года, поезд «Бишкек – Москва»

Три дня сущего ада, в поезд набилось столько человек, что невозможно дышать. Пришлось спать как попало, то на полу, то сидя, то вообще неизвестно как. Благо, что все кончилось, но такое приключение запомнится надолго.
Скоро домой. Я, честно говоря, ужасно устал. За последнюю неделю спали не более 4-5 часов в сутки. Голова слегка дурит.
Доделаю в Москве дела и ДОМОЙ!

30 августа 1998 года, Москва

Вчера встречался с Антоном и Володей, сегодня перезванивался с ними. Завтра искать встречи с Царевым…

31 августа 1998 года, Москва

Снял деньги с кредитной карточки, обнаружив очень странную проблему. Visa Electron оказалась частично размагниченной, а Cirrus Maestro вообще не захотела считываться. Анатолий Быченков предположил, что, скорее всего, мы попали в действие отрицательного магнитного поля на Шайтан Мазаре.
Встречался с Игорем Царевым, обсудили планы дальнейшего продолжения темы с тянь-шаньским НЛО.
Возможно, есть смысл сделать видеоролик о нашей экспедиции минут на 20-25 с рабочим названием «Могила Дьявола».
Последние две ночи не дают покоя гадкие сны – я все ищу маму, потом понимаю, что ее нет и просыпаюсь. На душе очень тяжело …

1 сентября 1998 года, Москва

Сегодня посвятил день отдыху, встречался только с Анатолием, жуткая усталость, ощущение воздействия.

2 сентября 1998 года, Москва

Утренняя встреча с Анатолием Быченковым, потом трехчасовое блуждание по книжной ярмарке спорткомплекса «Олимпийский».
В 18.00 встреча в редакции «Труд» с Игорем Царевым. Доснял заключительную часть интервью. Долго беседовали, обсуждали вопросы совместного взаимодействия RUFORS и комиссии «Феномен», создание банка альтернативных идей, выпуск совместной книги-справочника по «аномальным» ресурсам сети Интернет и многое другое.

3 сентября 1998 года, Москва

Звонил Быченков. Сказал, что в эхе появился человек, который утверждает, что знакомая ясновидящая поведала ему о Шайтан Мазаре ряд невероятных фактов, которые сама не смогла бы выдумать. Анатолий хочет попросить его удержать информацию до моего появления дома и выхода в чат, дабы на первом этапе обсудить полученные факты и не вызывать лишнего ажиотажа.
Проявился Григорий Жариков с совершенно фантастическим предложением. Он откопал где-то немецких инвесторов, которые готовы выделить 2 млн. $ на новую экспедицию с профессиональным оснащением. Более того, они готовы выплатить 500.000$ за детально-точную информацию об объекте, которая позволит получить к нему доступ. Детально планы этого мероприятия будем обсуждать в субботу. Гриша даже готов приехать со своим специалистом в Пермь и подвергнуть Эмиля РГ (регрессивному гипнозу). Интересно! Неужели в этом году я снова попаду на Шайтан Мазар? Горы меня просто околдовали! Хотя не знаю, как к этому отнесется Наташка. Во второй раз нам может повезти не так хорошо, учитывая состояние вертолетов, зимние погодные условия в горах и нашу тотальную засветку… Но, можно рискнуть!!!..

Из дальних стран
на Родину вернусь,
Остановлюсь у отчего
порога,
Хмельным дымком
устало затянусь,
И снова в путь –
нелегкая дорога…