Эксперимент

Лансс
   Осень. Золотые листья ,взбудораженные потертым носком туфли парят над землей, тихо шурша  удобно укладываются снова на нее и, словно распахнутые ладони, обнимают землю. Запах осени поднимается от высохшей травы в высокое светлое небо . Редкие облака  дремлют , готовые в любой момент налиться  серостью  и угрюмостью.

     Дед в черных лакированных  галошах  и в новой , купленной в осень ,еще не успевшей выцвести , фуфайке похлопывал ладонью высокую  с опавшей листвой яблоню,
- ладно, ладно, ничего, отслужила ,видать, красавица, что ж тут поделаешь, - он  ходил вокруг яблони, присматриваясь к стволу, будто  хотел найти  что-то, что поможет ему отложить приговор для нее. Вдруг он решительно отходил от яблони, открывал калитку и вглядывался в проулок. Видимо, оттуда должен был прийти с пилой «Дружба» Петро. Проулок был пустынным, только серая высохшая полынь и поникшие лопухи вдоль заборов.

  - что ты мечешься, а?! Что ты мечешься?! Расхлопался он тут калиткой ! Она что тебе казенная, калитка-то?! Хлопает без дела! Иди ,ужо,  чая хлебни, с  ранья  мельтешит по двору, покою от него нет. У-у-у, напасть какая! - кричала бабушка  в узенькую форточку из кухни.

Дед с досадой махнул на нее рукой,
-отстань, старая,- он снова поглаживал ствол, вглядываясь в верхушку.

  Резко хлопнула калитка . Петро решительно шел по двору , держа с  правого бока пилу. Он опустил ее , осторожно пристраивая  рядом с  собой, протянул для пожатия  руку деду. Я смотрела через окно, крепко прижавшись лицом к нему.

 Эта яблоня ,Анис алый , каждую весну утопала  в белом облаке цветения, а летом среди зеленой густой листвы рдели  небольшие яблоки. Но этим летом яблоня стояла почти голая, с редкой листвой.

 -померзла, может все, старость пришла. Толку не будет,- решил дед.
Петро затянулся  папироской , рассматривая яблоню, примеряясь с какого боку к ней  поднести пилу.

     Дед   , словно вспомнив что-то очень важное, засеменил к крыльцу, он резко остановился  около него, замерев, смотрел невидящим взглядом на  крашенные ступеньки, похлопал себя по карманам , будто надеялся найти в кармане  важную бумажку, которая отменит приговор.  Потом спохватившись, опять спешил к яблоне, потом снова к крыльцу . И вдруг страдальчески заулыбавшись , быстро моргая , он куражисто и размашисто взмахнул рукой ,
-ну! Петро! Давай! Порешим ее! Давай ее родимую ,да что уж  теперь! Все-е-е,-
 
    Петро  молча и степенно поднял пилу , подошел к яблоне и рванул на себя шнур. Пила взвыла,  с натугой врезаясь в ствол яблони.

   Яблоню спилили в полуметре от  земли, распилили  на  несколько  кусков  . Дед выкорчевал основание ствола с мощными корнями и оставил зимовать  остаток яблони с корнями возле рыхлой ямы , из которой еще недавно  рос могучий ствол.
                *****
   В конце мая среди корней и рыхлой влажной земли  появились маленькие лягушата. Их было огромное количество, они были нежно зеленого цвета с бугорками на спине и цепкими лапками.
 
  -идем, я что-то скажу тебе,- заговорчески поманил меня  брат , когда мы доели пшенную кашу с молоком. Он быстро вышел на веранду и спрятался за тюлевую штору. Его таинственное выражение лица обещало  много интересного. Я ринулась за ним , боясь одного, как бы он не передумал делиться со мной секретом.

- ты видела лягушат под корнями?-
Я утвердительно мотнула головой.
-я придумал эксперимент,- зашептал Юра мне на ухо.

    Я задохнулась от счастья. Я не знала, что такое эксперимент, но это слово так похоже было на слово «горизонт»… И я вспомнила, как прошлым летом  мы бежали по колкому скошенному полю к одинокому стогу и прятались за ним от бабушки, которая звала нас обедать. Мы сидели за пахучим стогом ,тесно прижавшись друг к другу, впереди далеко-далеко  небо соединялось с желто-зеленым полем , и это называлось таким   загадочным словом – «горизонт». Я смотрела на бесконечную  линию ,  простиравщуюся вдали. Мне так хотелось заглянуть за эту линию, увидеть что же там… В моем воображении там плескалось море, росли пальмы. И все было другим, не таким как здесь. Я хотела туда, в тот мир, такой незнакомый и волнующий.

      - за горизонт заглянуть нельзя, - объяснял мне дед . Он брал в руки мяч и показывал мне,
-вот , смотри  это ты, ты видишь только здесь , до горизонта.  Когда ты  идешь вперед, то горизонт отодвигается, поэтому заглянуть за горизонт нельзя.
-дед, значит надо все время идти вперед, что бы все увидеть?-
Дед посмотрел на меня , вздохнул ,
-конечно, но все увидеть невозможно.

       Вечером, лежа в постели , я представляла себя , идущей к горизонту  ,и вот я уже вижу этот загадочный мир,  одна картина  за   другой рисовалась в моем воображении , картина того мира, другого мира…
               
                ****
    - мы переселим лягушат в город и будем наблюдать, приживутся они там или нет. Я уже придумал, мы сделаем кульки из газеты , туда натолкаем лягушат  и  отвезем их в город.  Около магазина есть дерево, там их выпустим и еще около почты высадим, - брат  жарко шептал мне на ухо  секрет. Я кивала ему, соглашаясь без всяких рассуждений.

- ты умеешь делать кульки?- спросил меня брат.
-да!- горячо заверила я, вспомнив, как тетя  Тася, продавщица  местного магазинчика, ловко закручивала вокруг  руки бумагу , и  будто  по волшебству у нее в руках уже красовался кулек,  который она  наполняла печеньями или карамелью.

      Сломя голову я ринулась в спальню деда, где на маленьком столе пачкой лежали газеты. Схватив несколько газет из пачки,   бегом вернулась на веранду и усевшись на старый диван  стала делать кулек. Но он у меня не получался, и буквально  разваливался на глазах.

Юра тоже принялся делать кульки и после некоторых мучений,  что-то  похожее на кулек стало появляться  у него.

     Вечер прошел  в таинственных  переглядываниях и перешептываниях. Я засыпала в предвкушении завтрашнего утра.

                *****
    -вставай, вставай,- сквозь сон услышала я голос брата. Он  стаскивал с меня одеяло . Я удивилась тому, что брат меня будет, мне казалось, что я только что легла спать. От прохлады  поджав под себя ноги и свернувшись в клубок,  я пыталась ухватить край одеяла рукой и натянуть на себя , что бы опять окунуться в теплоту . Нашарила рукой край одеяла и  снова укрылась , но через мгновенье меня словно подбросило на кровати. «Эксперимент!» мелькнуло у меня в голове. Борясь со сном, я села на кровати, не в силах открыть глаза, но четко осознавая, что ложиться мне нельзя. Больше всего я боялась, что Юра уедет без меня делать эксперимент.

       Лягушат уложить в кулек оказалось не простым делом. Они крепко цеплялись за корни и совсем не стремились  к неизведанной городской жизни. Лягушата ловко выпрыгивали из кулька, когда я ,приоткрыв кулек, пыталась засунуть в него  очередного лягушонка  . Теперь мы  с братом осторожно приоткрывали  край  кулька , запихивали по одному лягушонку  в кулек и быстро закрывали его.
   Наконец,  Юра осторожно проверил один за другим оба кулька , и удостоверившись, что лягушат достаточно для эксперимента, но все же добавив по одному в каждый кулек, плотно закрыл края, оставив два маленьких отверстия,
-что бы не задохнулись, кислород нужен.

    Держа по кульку в руках , мы вышли из калитки.
                ****
    Солнышко  пригревало спину. На листьях одуванчика  серебрилась роса. Галька легко и звонко катилась вдоль дороги, задетая носком ноги. Веселые воробьи дербанили краюху хлеба, брошенную кем-то у дороги. Тихо... , только наши шаги, да  чириканье воробьев  нарушали сонную утреннюю тишину.

      Вдруг скрипнула калитка. Я скорее догадалась, чем увидела, что это ОН. Он  вышел из калитки и зашагал рядом, совсем рядом со мной. Я чувствовала его дыхание, его тепло обволакивало меня. Не смея поднять головы я смотрела на серую дорогу , не видя ничего.  Мои ноги стали деревянными и переставлялись помимо моей воли,   шаг мой сбился, и … о! Я растянулась на дороге, высоко держа над головой кулек.
 
      Он схватил меня за плечи и ловко поставил на ноги. Мои коленки обжигала боль. Изо всех сил я старалась не расплакаться.

-пацан, ты коленки себе разбил,- он осторожно отряхивал прилипшую гальку с моих коленок, и дул на  ссадины.
      Юра  умудрился одной рукой  сорвать подорожник. Вытер его о свои шорты и плюнув на лист , осторожно приложил к моей правой коленке.
-это твой брательник?-
-нет, это моя сестра,-
-это девчонка?! Такая смешная. Смотри , не ревет. Больно?- он нагнулся к моему лицу, стараясь заглянуть мне в глаза.
   
    Я все ниже опускала лицо, в моих глазах стояли слезы , губы дрожали .
-молодец у тебя сеструха! Девчонки обычно ревут как коровы , а она молчит, - он осторожно придерживал  лист на моей правой коленке , присев на корточки .
-больно?- опять спросил он меня,- да ты кулек свой положи, что у тебя там?

   Я молчала, обхватив кулек обеими руками. Боль и обида разрывали мне сердце. Я глубоко вдохнула , стараясь не моргать, что бы слезы не капнули из моих глаз. Он меня не помнит! Как же так?!

    Ведь это же я тогда побежала за мячом , упавшим за полем . Я поймала мяч вдали от поля  и ,благоговейно держа его, побежала назад. Он ждал меня у поля .Он улыбался, протягивая руки ко мне. Я смотрела в его зеленые с темным ободком глаза. Первый раз в жизни я узнала, что глаза могут быть такими необыкновенными, одновременно чуть грустными и  веселыми, с задорными всполохами. Наши ладони коснулись друг друга, наши взгляды не могли оторваться друг от друга…

   В первый день школьных каникул   у шестиклассников на школьном дворе шли соревнования по волейболу. Мы с братом сидели на скамейке в первом ряду. Я смотрела на мальчишку, который раз за разом ловко отбивал мячи. Казалось он медлил, приближаясь к мячу , и я очень боялась, что он сейчас не поймает мяч, но он успевал.
-молодец ,Вовчик!  Вовчик!,- то и дело слышалось  с  поля.

   Я непроизвольно ойкнула, когда  отбивая очередной мяч, он упал и почти у самой земли поймал его , мяч взмыл вверх. Я не сводила с Вовчика глаз. Все его движения завораживали меня ,то он резким движением головы откидывал со лба  челку, то словно пружина  взмывал вверх .

     Тогда шестой «в»,его класс,  выиграл у шестого «а». Я   старалась протиснуться  сквозь  толпу окружающих Вовчика ребят  , но не успела. Шумной толпой ребята зашли в школу.

    И вот сейчас мне хотелось крикнуть ему, что это же я  тогда принесла ему мяч!  и это же мне он так смотрел в глаза!  Но обида сковала мне язык, мои глаза были полны слез, и я изо всех сил старалась не разреветься .

- держи вот так  лист, что б быстрей зажило,- сказал он мне, прикладывая новый лист подорожника к левой коленке,
- я побежал,- Вовчик напоследок похлопал меня по плечу,
- ну и молодец у тебя сеструха ! – на прощание сказал он Юре и побежал вперед.

                ****
    Пахло акацией, желтые  цветки усыпали землю. Солнце уже вовсю припекало. Мы  с братом подошли к автобусной  остановке. Надо сказать , что эта остановка была достопримечательностью нашего пригорода . Она представляла из себя большое круглое здание  с решетками на грязных узких окнах , которые располагались на уровне  двух метров от пола  и всегда были в густой и толстой паутине.  Дверь в это здание была наглухо закрыта , и  на ней висел большой ржавый замок. Деревянный пол около полутора метров  шириной опоясывал здание , к нему примыкали фигурные отполированные перила, которые венчали искусно вырезанные из дерева  узоры, и над  всем этим  сверху  возвышалась покатая крыша.   

    Местная детвора часто собиралась там, играли в догонялки, бегая друг за другом вокруг остановки. Я очень любила  ходить по перилам. Балансируя руками, будто канатоходец,  шла  по пролету от одной колоны  к другой . Обнимая  пахнущую всеми ветрами в глубоких трещинах  деревянную колонну, я замирала , прижимаясь к ней щекой. Там я повстречала своего друга.
   
     Моего друга звали Жора. Он был даун. Я не знаю ,сколько было ему лет, может  двадцать, может тридцать. Наша дружба началась с того, что он робко подал мне руку, когда я  в очередной раз шла по перилам. Он что-то говорил мне, но  я не могла разобрать слов и только по интонации , по жестам , по глазам и по чему-то не уловимому  почувствовала и поняла, что он хочет дружить со мной. Мы с ним часто любовались узорами на перилах, я гладила отполированные завитки, а Жора повторял за мной мои движения.
   
      В этот раз он  сидел на деревянном полу остановки и пел. Со стороны казалось, что он речитативно что-то  заунывное  напевал. Жора держал в руках две свежооструганные ветки. Он подносил их   друг к другу, потом направлял их друг за другом по кругу, и снова ветки оказывались рядом так близко, будто они замерли в поцелуе. Потом снова  они кружились в танце, временами взмывая вверх.
   
     Держа в руках по ведру, накрытому  белоснежной марлей, подошла Зина. Она поставила ведра рядом с собой и деловито одернула подол своего платья. Ее платье мне нравилось давно, я знала  все узоры на нем. Вот  лиловый лепесток ириса, а это желтый одуванчик, вот здесь притаился камыш среди яркой зелени… К этому платью ничего не приставало, тополиный пух  скользил вдоль него и приземлялся рядом с крупной ступней Зины.
          
     Поднимая слежавшуюся дорожную пыль , подъехал автобус. Собравшиеся на остановке люди зашевелились. Но шустрее всех была Зина. Несмотря на грузность, она первой с двумя ведрами оказалась перед  распахнутой дверью автобуса. Заслонив широкой спиной двери , и держа в руках ведра , она неторопливо встала на ступени . Рессоры жалобно  заскрипели, автобус накренился. Но Зину это не остановило, она боком ,не торопливо поднималась по ступенькам, осторожно поставила первое ведро на пол автобуса, потом  -второе . Поправила сбившуюся  было марлю на обоих ведрах , и  по-прежнему заслоняя  проход в автобусе пристраивала их рядом  с сиденьем.
   Мужчина, пытавшийся протиснуться к сиденью , был остановлен ее грозной спиной. Наконец  Зина села  и,  достав платочек  из выреза на груди , несколько кокетливо обмахивалась им. Она сурово оглядывала всех входящих в автобус .

    -што все топчутся тут, проходите. Обилечиваемся, мужчина, я вам говорю, платим за билет,- кондуктор  с сумкой-редикюлем на груди, вертя боками, протискивалась между пассажирами. Она  встала напротив мужчины, который торопливо, негнущимися , шершавыми пальцами шарил в карманах, видимо в поисках мелочи. Мужчина вспотел и залился краской. Кондуктор уже подозрительно оглядывала его с ног до головы,
- долго я тут стоять буду, у меня, што дел больше нет? -  угрожающе   спрашивала она.
-тут у меня в кармане, гдей-то мелочь, найтить,- вдруг лицо мужчины осветила радость . Видимо нашлась затерянная в кармане монетка ,и он торжественно стал вытаскивать  руку из кармана , одновременно выворачивая подклад ,который зацепился за шершавые пальцы ,и в этот момент раздался звонкий стук упавшей и  покатившейся по полу автобуса монетки.

    Мужчина  растерялся.
-гляньк, там за ведро пятак  закатился ,- робко обратился он  к Зине. Зина окатила мужика холодным , неприступным взглядом,
-гдей-то? Нет ничего,- она кокетливо оттопырила мизинец и , держа остальными пальцами носовой платочек, осторожно прикладывала к уголкам глаз.
 - мужчина, платите за проезд,- ледяным тоном потребовала кондуктор.
-да, вот закатилась, счас, поискать надоть,-
-платите или щас выласьте из автобуса,- не унималась кондуктор.

     Мужчина , все сильнее заливался краской, он трогал вывернутый подклад карманов,  и что-то тихо бормотал  оправдываясь.
-вылазьте, мужчина, ишь без билета, платить не хотим, хотим так ехать, што ли? Все платют  , а он стоит. Вылазьте!- громко требовала кондуктор на следующей остановке.
-да мне б еще только одну остановку проехать,- робко попросил он.
-я кому говорю , вылазьте!
 
     Автобус тряхнуло на кочке, запахло пылью, поднявшейся с пола автобуса . Водитель притормозил у остановки и двери натужно открылись. Утирая рукавом пот со лба ,мужчина  вышел.
                ****
  Ноющая  боль моих разбитых колен еще не утихла ,и мне очень хотелось сесть . Я стояла рядом с Зиной и с тоской смотрела на пустующее место у окна, к  которому никто не решался протиснуться  мимо нее. Да она бы никого не пустила , под сиденьем стояли ведра с яйцами. Чуть поодаль от меня  стоял Юра, уткнувшись взглядом в окно.
 
     Автобус утопал в солнечном свете, который ласково пригревал плечи. И я увидела, как  серебристые пылинки , освещенные солнцем , то поднимались вверх, то опускались вниз  словно в танце. Пылинки плавно скользили по невидимой спирали, застывали на мгновение и вновь продолжали движения. Их танец был похож на тот, который показывал Жора своими веточками.
 
    Вдруг я почувствовала что-то неладное, повернула голову и взгляд мой уткнулся в  напряженный затылок Зины . Она  внимательно вглядывалась в свои колени . По ее яркому , туго обтягивающему  колени платью, весело прыгал  маленький лягушонок. Зина замерла, видимо парализованная такой неожиданностью.

     И вдруг из  моего кулька  посыпались лягушата, они прыгали Зине  на плечи, на грудь  на колени. Лягушата   резво и весело скакали по Зине. Мгновение, даже доля мгновения, стояла  угрожающая тишина, потом она взорвалась визгом. Зина визжала ,она  пыталась хаотичными  движениями   сбросить лягушат , но они успевали  увернуться от ее рук ,  с азартом   прыгая высоко.
 
   Все остальное происходило как во сне. Я хватала лягушат левой рукой, отдирая их от Зининого платья, я ловила их на лету и бросала назад в кулек, но все мои усилия были бесполезны. Они сыпались из кулька  и не было возможности остановить их  . В какой-то момент я увидела напряженное Юрино лицо, увидела его руки , так же хватающие лягушат. Лягушата  мертвой хваткой  цеплялись за Зинино платье , оставляя  на нем букле после того, как мы их отрывали от него .
 
      В автобусе  происходило что-то невероятное. Сквозь Зинин визг прорывались удивленные возгласы, хриплый смех, люди поднимались со своих мест , вытягивая шею , смотрели на происходящее.
-што ето, што ето? - растерянно повторяла кондуктор. Она приподнялась над своим сиденьем и  усиленно моргала глазами , совершенно сбитая с толку происходящим .
 
   Зина, словно пьяный мужик на льду, махая руками, изворачивалась всем корпусом, ее визг сменялся  ревом разбуженного медведя, оглушая всех.
 Только водитель оставался   невозмутимым  , он свернул с дороги , остановил автобус , открыл двери и неторопливо вошел в салон автобуса.
-да не ори ты, стой спокойно, сейчас всё соберем,- успокаивал он Зину.
          
                ****               
   Собрали мы не всех лягушат, а только половину кулька. Остальных я высматривала под сиденьями ,в проходе, но не находила.
- в милицию надо, в милицию их ,- талдычила  кондукторша из-за спины водителя.
-че ты несешь, Матвеевна? Дети же,- успокаивал ее  он.
- может у них какая-то змея еще? Откель нам знать?-
-да нет у них никакой змеи, успокойся.

   Дальше мы шли пешком. Юра молчал. С замиранием сердца я исподтишка  поглядывала на него. Мне так хотелось, что бы он заговорил со мной, только бы не молчал.
-Юр, а остальные лягушата погибнут? Да?- наконец не выдержала я.
-какие остальные?-
-которых мы не нашли,-
- может выживут, они может потихоньку из автобуса спрыгнут  и найдут еду,-
   Я облегченно вздохнула.
-ты только дома никому не говори, а то попадет нам,-
-ладно.

     Я умела хранить секреты после того раза, когда проговорилась насчет плота. Юра с соседом Серегой нашли старый плот и плавали на нем по озеру , а я стояла на берегу и завидовала им. Когда они скрылись из виду , я, всхлипывая, рассказала деду  , что Юра не взял меня на плот покататься. Дед на лодке  проплыл пол-озера, нашел в камышах  мальчишек и уже в сумерках привез домой. Дома Юру отругали. А он еще долго обижался на меня и называл  ябедой.  Но со временем мы все-таки помирились, и я больше ни разу не выдала наших секретов.
 
    Мы высадили  часть наших лягушат у магазина под дерево, оставшихся -  у почты в траву вдоль забора. Оставили им еду, покрошив хлеб.
           ****
  Первый раз в жизни я рыдала под одеялом в тайне от всех. Если бы меня спросили, почему я плачу, я не смогла бы объяснить. Я не знала, почему слезы душили меня, необъяснимая тоска разрывала мне сердце. Перед моими глазами вставали картины сегодняшнего дня , и слезы с новой силой лились из моих глаз.
 
    Да, я  смешная в старых Юриных шортах и старой рубашке , с этой стрижкой под мальчика . У меня было только одно платье, которое  я надевала, когда отмечали  день моего рождения. Сначала оно было велико мне , теперь я из него выросла и еле натягивала на себя. Мы  вместе с Юрой бегали в ближайшую парикмахерскую и меня стригли за одно с ним. Я  с завистью смотрела на  девочек в белых носочках , с огромными  бантами на голове и платьях с оборочками. Я представила, как  Вовчик  смотрит на этих красивых  девочек ,и они ему нравятся.  Мое сердце разрывалось от обиды, и слезы градом лились из  глаз.
 
   Мне жалко было лягушат , которых я потеряла в автобусе.  Если бы Зина  спокойно сидела, то все  лягушата были бы целы. Они совсем не  страшные ,  они очень веселые.
 
    Первый раз в своей жизни я почувствовала одиночество от того ,  что  не всегда можно  объяснить , как много интересного  в этом мире , и как о многом хочется рассказать. Я рассказала  бы Вовчику про горизонт , про  то, что я хочу увидеть все , что там за горизонтом. И что нет ничего долгожданнее, чем проснуться утром и увидеть за окном первый снег, упавший пушистым , белоснежным покрывалом на землю, на  крыльцо , на крышу. Я  позвала бы Вовчика с собой на крышу  старенького сарая ,и мы бы прыгали с ним  в пушистый снег. Всего одно мгновение летишь , раскинув  руки , как крылья. И вот  этот ласковый снег и снежинки , такие невесомые и такие разные, не похожие друг на друга. Или уткнувшись лицом в замершее озеро долго рассматривать белые узоры  в зеленой загадочной глубине…
   
 - вставай, вставай,- расталкивал меня утром брат, - идем, я покажу тебе ,что я придумал.