Разочарование в социализме

Леонид Ейльман
РАЗОЧАРОВАНИЕ В СОЦИАЛИЗМЕ.

Когда я приехал в Америку после восьми лет отказа в выезде и начал распаковывать прибывший багаж, то нашел тонкую школьную тетрадку записей моего дяди Левы.
Вот, что было в ней написано.
.....Я познакомился с работой немецких профсоюзов, когда был в немецком плену после первой мировой войны. Для меня смысл профсоюзного движения заключался в защите прав рабочего против произвола работодателя.
В России повсюду были расклеены плакаты с малопонятным для меня лозунгом Ленина: “ Профсоюзы – школа коммунизма!”
Как может быть рабочий и его начальник в одном профсоюзе? Посадили волка и ягненка в одну клетку. Сам смысл профсоюзного движения был изъят из кодекса профсоюзов.
Это привело к тому, что профсоюзы превратились в организацию по распределению благ: путевок в санатории, покупку картин, музыкальных инструментов, ковров для кружков отдыха и развлечения трудящихся. Обычно все покупки со временем списывались, как якобы пришедшие в негодность и оказывались в доме у какого-то чинуши. Рабочему, конечно, ничего не доставалось.
Однажды в Главке решили наградить меня профсоюзной путевкой в санаторий. Я поехал в наш санаторий, обошел все палаты и нигде не нашел той мебели и картин, на которые выписывали накладные бумаги в моей бухгалтерии. Я понимал куда это все делось.
Вечером, в пятницу в санаторий приехало несколько автомашин. Из них высыпало на воздух мое главкское начальство и неколько разрисованных макияжем дам. Гости в сопровождении директора санатория отправились в отдельно расположенный корпус. В воскресенье вечером гости уехали. Утром в понедельник я решил осмотреть место развлечения моего начальства. Я открыл дверь в одну из палат. Измятая постель со следами “сопель зайца”, бутылки недопитого вина, объедки бутербродов, ватки, обертки дорогих конфет.
Я спросил уборщицу, как часто происходят у Вас такие пиршества? Она рассерженно потребовала, чтоб я немедленно убирался и проворчала: “Начальство берет мзду с подчиненных им женщин натурой, а у них дома мужья, дети! Срам!” Я подумал: “Вот тебе и школа коммунизма! Может ли женщина  просить защиты от профсоюза, в котором состоит ее начальник и он имеет там свою руку?”
Я вышел на свежий воздух и подошел к  забору санатория. За забором тянулись до горизонта колхозные поля. Какой запущенный вид они имели! Желтое поле пшеницы было усеяно зеленными кустами бурьяна. Бурьян окаймлял края полей.
Я подумал, что техническая революция, совпавшая по времени, со строительством социализма в стране, маскировала недостатки социализма, а вот они передо мной. Запустение, безразличие к общественной собственности, стремление урвать с помощью служебного положения блага жизни.
Я вернулся в свой санаторный корпус. Мой сосед по санаторной палате заметил мое мрачное настроение и спросил меня о его причине. Выслушав меня, он заметил.
- На смену идеалистам революции пришло поколение циничных хапуг, которые вслух клянутся в верности идеям социальной революции, а на деле стремятся отхватить от жизни самый лакомый кусочек!
- Мне  жалко поколение моих учителей, мое поколение, которые растратили свои душевные качества, свои силы на социализм, интернацианальную дружбу народов. Ничего из их мечты не получилось!
- Я –экономист и ученик Андрея Николаевича Колмогорова. Экономика это раздел теории вероятности математической статистики, которую разработал у нас в стране Колмогоров. Поэтому  мне пришлось изучить  не только работы по экономике.
- Причем тут математическая статистика? Мои учителя  изучали экономическую работу Адама Смита: “Исследование и причина богатства народов”, работы его продолжателя Давида Рикардо (сына португальского еврея переехавшего в Лондон)  о необходимости свободы для действия невидимой руки рынка. Они понимали, что экономическая наука это ансабль многообразных теорий и дело не только в одном принципе погони за прибылью. Но труды Карла Маркса подкупали их своей кажущейся гуманностью. Карл Маркс рассматривал капиталистическую экономику с классовых позиций угнетенного пролетариата. Он считал, что принцип частной собственности несправедлив и должен уступить место общественной собственности. Маркс верил в то, что капиталист управляет своим хозяйством только ради прибыли. А общественная собственность ради потребителя. Оказалось то, что потребители решают через механизм рынка что им нужно, а капиталист лишь выполняет их заказ. Общественная собственность плановым  государственным регулированием удовлетворить потребителя не может. У потребителя нет средства влияния - нет механизма рынка, поэтому заказ на продукцию организует государство в своих целях. Цель государства укрепление своей власти, в основном  армии и полиции.
- Вот тут Вы пришли к мысли о том, что  отсутствие рынка ведет к милитаризации экономики государством. Что объективно преступно поскольку приводит к агрессивности государства, например Италии Муссолини или Германии Гитлера.
- Маркс понял, что централизация средств производства и обобществление труда могут достичь такой степени, когда рыночная конкуренция исчезнет, аппарат управления станет неповоротлив- бюрократизуется, саморазвитие уступит место застою. Именно это предсказание Маркса для капитализма осуществилось при социализме. Обобществление частной собственности привело к этому. Поэтому и понадобился ГУЛАГ- этот кнут для раба, чтоб его запугать и заставить работать. Идеальное общество моих учителей оказалось кровавой утопией. Так что теория верояности здесь не причем!
- Причем тут математическая статистика и теория вероятности? Позвольте мне Вам пояснить суть экономики. Человечество не сразу поняло сложность экономической науки и роль математической статистики в ее изучении. Это уже понимал венский еврей Людвиг фон Мизес. Он изложил свои мысли в книге: “Человеческая деятельность”, где обратил внимание на отрыв банковского кредитования от золотого покрытия. Кредитование начали вести на основании доверия вкладчиков банку. Этот отрыв стал причиной периодических финансовых кризисов, усилиленных вмешательством государства, выдающим необеспеченные золотым запасом кредиты. Анна Шварц и Милтон Фридман указывали на самодостаточность рынка и ненужность государственного вмешательства.  Вмешательство государства обычно происходит в популистких целях, например, для облегчения малообеспеченным, некредитоспособным семьям  покупки дорогостоящих предметов обихода, а когда надо прекратить монопольное ценообразование, то государство предпочитает не вмешиваться поскольку это  будет малопопулярно у влиятельных бизнесменов. Нож антимонопольных законов часто ржавеет. Тогда чувствительность рынка, быстрота реакции, его регулирующие способности снижаются. Почему идеи рынка зачастую непопулярны? Законы рынока жестоки. Банкротство, потеря капитала это трагедия для предпринимателя. Поведение покупателя на рынке не всегда соответствует логике. Продавец снизил цену своего товарара в надежде продать его, а покупатель решил, что произошла уценка в связи с ухудшением качества и товар не продается. Продавец поднял цену и покупатель подумал, что у него  более дорогой товар потому, что  лучше. Стратегия продажи, реклама являются факторами рынка, но
замораживаем действие рынка и мы приближаемся к мертвой, социалистической экономике.
Позже трудами учеников фон Мизеса Ф. Хайеком, Карлом Поппером, Израэлем Кирзнером и др. была использована теория вероятности и теория игр для проведения экономического анализа, которая убедительно доказала необходимость антимонопольной стратегии государства.
Каждая покупка на рынке (даже бытовая) есть случайное , независимое событие, если нет организованного ажиатажа. Вероятность этого события численно есть отношение благоприятных исходов к общему числу всех равновозможных исходов. Это основной постулат теории вероятности. Теория вероятности открывает путь к  предварительному анализу каждой финансовозначимой покупке. Оказалось, что число факторов, влияющих на благоприятный исход для покупателя доходит до сотни. Например, фактор стабильности спроса изделий продаваемого предприятия  на рынке, прогноз инфляции и т.п. Изучение каждого фактора, оценка его значимости по сравнению с другими факторами и построение математической модели эффективности покупки - дело весьма сложное. Такая математическая модель строится в многомерном пространстве. Далее проводится анализ модели с каким-то процентом достоверности для определения выгодности покупки. Конечно, такой сложный анализ оправдан в случае крупных денежных вкладов в покупку.
 Труды же Карла Маркса доступны для понимания малограмотным людям, а современный математический анализ рынка, ценообразования, валютного обмена и других параметров рыночной экономики требует глубоких знаний и поэтому политические проходимцы опираются на работы Карла Маркса для вербовки своих сторонников. Такова суть затянувшейся трагедии человечества!
- Еще один вопрос. Почему грамотные люди не управляют нашей экономикой? У власти безграмотные старики!
- Сегодня утром Вы смогли убедиться, что власть стариков устраивает еще многих. Да и управление кораблем ,паруса котрого наполнены рыночным ветром куда сложнее, чем кораблем без руля и ветрил.