Уроки на местности

Ирина Литвинова
 
Помните первое сентября? А последнее первое сентября, когда сердце сжималось от преждевременной  ностальгии по еще не покинутой школе?

Последний раз! Радость встречи и предчувствие близкого расставания. Но, слава богу, еще не сейчас, еще целый год впереди! Ощущения сложные, как запах флоксов в руках у первоклашек – белых и розовых созвездий нежных лепестков.

Фантастический запах!   Нежный.  Запах покоя и тревоги одновременно. Сложный. Сложененный из запаха чернил,  новых тетрадей,  букетов,   бантиков,  страха перед контрольными,  радости хорошей отметки,  ежедневного счастья видеть лица одноклассников   и гордости перед младшими за то, что начинаем изучать  неведомые им предметы!

Десятый класс - последний в стенах школы.

Началась астрономия - новый предмет. На улице. В десять часов вечера. В полной темноте. После окончательного захода солнца. Мы сошлись с учителем, чтобы посмотреть на звезды через бинокль. Присутствовали только девочки. Среди мальчиков глупых не нашлось.

Девочки по очереди смотрели в бинокль. Николай Васильевич при этом не выпускал его из рук. Обнимал очередную жертву, стоя сзади и прикладывая к ее глазам точный оптический прибор.

Что там можно увидеть на небе, даже глядя в бинокль, стоя под фонарем! Какие звезды? Когда учитель объявил следующий урок на местности, не пришел никто. Уроков по астрономии больше не было.

Николай Васильевич питал к нашему классу немалое уважение и стеснялся пересказывать на уроках красивую книжку с картинками, «Астрономию», на изучение которой от скуки, лежа на диване, и  самому ленивому лентяю хватило бы одного непогожего денька.

Отметка в аттестат выводилась так:

- Всем на балл выше, чем по физике, кто против - будет отвечать билет. Кто против?

Избранные отличники, я и Колька, рискнули, подняв руки:

– Мы против! Куда на балл выше? Шестерку поставите? Аттестат портить? Не хотим!
 
Отвечать было делом рискованным. Учебники по астрономии мы конечно носили на каждый урок физики в надежде, что изучение предмета когда-нибудь начнется, но не открывали. Что в них содержалось, не знал никто. Это был последний урок физики в стенах школы. Ни одного урока астрономии проведено не было.

 - Хорошо. Будете отвечать у доски.

Попались! Николай Васильевич попросил открыть учебник на какой-то странице. Кольке первый абзац, мне последний. Задание - прочитать и рассказать.

- Наизусть?

- Своими словами.

Педагог не удовольствовался явным пренебрежением к общепринятым нормам и мешал Кольке отвечать. С повышенным интересом разглядывал голубую рубашку ученика и громким шепотом, «по секрету от всех», интересовался:

- Рубашка красивая! Где оторвал, Николай?

Поведение учителя не оставляло ни малейших сомнений в том, что он с должным  пиететом относился  к  блестящим возможностям «золотой  головы» отличника.

Меня Николай Васильевич спрашивать не стал. Отличник Коля как всегда героически закрыл амбразуру.

Что бы мы без него делали на уроках биологии,  когда  доходили до скользкой темы о размножении? Начиная с лютиков,  жучков и паучков традиционно вызывался отвечать Николай. Даже с курицей невозможно победить смущение, а что будет, когда дойдем до людей?

Наступил месяц  май, все цвело,  щебетало и радовалось. Только мы грустили, заранее паникуя,  что придется  отвечать последнюю неприличную тему «про это». Учебник анатомии подходил к концу.

Учительница проявила деликатность, попросила  прочитать параграф самостоятельно.  Мы читали и дрожали – на кого падет небесная кара? Колька опередил учительницу, подняв руку:

- У меня вопрос!

- Что не ясно?

- А когда будут  практические занятия на местности?

Задав вопрос, довольный спаситель развернулся корпусом к классу. С простецкой улыбкой  торжествующе озирал перепуганных восьмиклассников. Класс  грохнул вместе с ним. Более трагикомичного урока биологии не припомню.

Колька в очередной раз оказался на высоте. Повторюсь, что на дворе стоял май.  Весна, весна, как говорится,  пора любви!  А восьмиклассники к тому времени уже достаточно окрепли морально и физически, чтобы пройти испытание большим и красивым  Первым чувством.

Класс отчаянно перевлюблялся,  поголовно переживая каждый свою сладкую драму, на безопасном расстоянии друг от друга. Бесконтактно. Даже смотреть на объект притязаний было выше сил.  Сплоховать в такой момент мы боялись смертельно.

Проведя в  любовном опьянении целый год, «А» класс до такой степени устал,  что протрезвел,  наконец,  и понял, что  забыл сделать  самое важное  -  отметить окончание детства!  Приступили к  настоящим делам.

«Салюты», посвященные концу эпохи, полгода гремели по поселку физиков взрывами различной мощности. Нашу активную подрывную деятельность точнее было бы назвать   «уроками химии на местности».


***


На ежегодной встрече одноклассников на берегу Оки   топ-менеджер известной компании Саша Малофеев поделился своими воспоминаниями о детстве:


- О какой любви вы говорите, девчонки? Какая любовь? Хотелось только одного – взрывать все подряд! Больше ничего не хотелось!


Похоже уроки на местности и через тридцать лет  после окончания школы все еще продолжаются …


2010г. Москва. И Литвинова.