Алгебра Сергеевна

Николай Ганебных
       Алгебра  Сергеевна любила кататься верхом на поезде. Из пункта А в пункт Б.
       Я жил в пункте А, но  часто бывал у  родственников  в пункте Б, в поселке Палкино, недалеко от города.  Тут  мне все нравилось: природа, друзья...  Через Исеть перекинутый железнодорожный мост, вокруг - невысокие горы, небольшие болотца, грибы, ягоды.  Можно весь день проводить под мостом у реки,  на просторе - на лугах, в лесу. Три-четыре сотни домов образуют несколько улиц, главная из которых идет  около железнодорожного пути, здесь днем и ночью стучат поезда. В поселке  катится обычная деревенская жизнь, но люди  себя считают горожанами, и на работу ездят в  город.
     Иногда я видел здесь нашу Алгебру Сергеевну. Худенькая,  довольно пугливая женщина в очках, еще молодая, но уже с той неопределенностью  в возрасте, когда, приглядевшись внимательнее, перестаешь считать ее молодой, одевалась неярко, старалась быть незаметной.  Так  бывает с учительницами, которые навсегда посвятили  себя детям. Она раз и навсегда решила, что ей не светит  семейное  счастье, что в ней отсутствует привлекательность, что такие  годятся разве что на роль манекена: люди смотрят на одежду, а самого человека не замечают, настолько он зауряден. Человек и вещь слиты воедино, но вещь явно побеждает. К кому она приезжала, не знаю, наверное, здесь у нее тоже были родственники.

   Мы, ученики девятого класса, с интересом смотрели на учителей - у них была семья, у многих взрослые дети, учителя являли образец благопристойности, устойчивости, порядочности, это отличало их от наших семей. У нас то пьяный отец скандалит, то мать сердито ругает  за какую-нибудь мелочь, скажем, за неприбранную постель.
  Алгебра Сергеевна в городе жила недалеко от школы, но нас это  интересовало мало. Мы знали только, что живет она одна. Знать больше  и незачем.  На ее уроках никогда не находилось повода поговорить о жизни. Она вела классное руководство в пятых-шестых классах, а потом отдавала своих ребят другим педагогам.  И математику вела тоже в пятых-шестых, и только нам в девятом «повезло», она стала вести  математику и у нас. Впрочем, Алгебра Сергеевна вела уроки неплохо, претензий у нас к ней не было. Двоечники получали свои двойки, пятерочники – пятерки. Она была нормальная учительница, что и требовалось доказать.
 
   Пунктом Б, как я сказал, для меня  был поселок Палкино. Здесь жили  моя тетя с  мужем и их двадцатипятилетний сын Борис. Борька был на десять лет старше меня.  Мы не были с ним друзья: пятнадцать лет и двадцать пять  - это так же далеко, как от Луны до Марса
-  У вас математику Анна Сергеевна ведет? – спросил меня однажды Борис.
 - Да.
- Ну и как?
- Нормально.
- Шумите на уроках?
- Да нет, не шумим. Мне математика по фене. На четверку иногда вытягиваю.
-  Зря. Наука  нужная.

  Этот разговор не отложился бы у меня в памяти, если бы однажды поздней осенью я не встретил Бориса  вместе  с Анной Сергеевной на улице. Выпучив глаза от неожиданности, я гаркнул:
- Здравствуйте, Анна Сергеевна!
А Борис ухмыльнулся и сказал: - Привет! - и, обращаясь к Анне Сергеевне, добавил:  - Аня, это наш Колька.
- Я Колю узнала. Он хорошо учится.
  Мне не захотелось вести разговоры. Было холодно,  я решил храбро откланяться: - Иду в лес!
- Зачем,  за грибами? – съязвил Борис.
- Так, прогуляться.
  И я ошарашенно исчез. Между мной и Алгеброй Сергеевной появилась тайна, о которой никому – никому! – нельзя  рассказывать. Я буду молчать. Я не буду говорить об этом  друзьям. И не буду расспрашивать Бориса, что свело нашу Алгебру с ним, вполне нормальным парнем.

  Разговоров об Алгебре Сергеевне у меня с Борисом не возникало. Но уже дня через четыре я оказался у доски, и Алгебра Сергеевна поставила мне пятерку.  Я отвечал ничуть не лучше, чем всегда, но она подошла к доске, взяла кусочек мела  и исправила мои ошибки. Объяснила и спросила:  - Ты понял?  Ну, молодец!

  Я, конечно, понял.  Я понял, что между нами появилась и стала работать тайна. Тайна, которую  не знал никто в классе. Мне теперь нельзя вертеться, разговаривать через парту с Нинкой Еременко,  списывать у нее или Витьки Пилипенко. Все теперь с математикой должно быть по-другому.  Я, наверное,  в  первый раз выполнил, а не "передрал" с чужой тетради домашнее задание. Я стал рассматривать Алгебру Сергеевну внимательно, и увидел, что очки ей к лицу, что одевается она неплохо, и что улыбаться она умеет.
 Через два месяца  Витька Пилипенко  подошел спросить, как решается домашняя задача. Я ее тоже не решил, но мы отошли в угол коридора, и задача решилась сама собой.
 - Умный парень Пилипенко!  Надо с ним поплотнее сдружиться.  Математику знает.

Благотворное влияние Анны Сергеевны ощутил и Витька.  Анна Сергеевна как будто объясняла только нам двоим,  мне и  Витьке.  Нина Еременко мне сказала, что я стал лучше учиться и по другим предметам. Что я серьезный парень. Но все же лучше  было бы болтать, поворачиваясь к ней  через парту.

История эта продолжилась и в десятом классе.  Я не разговаривал  с Борисом об Анне Сергеевне, но знал, что у них взаимоотношения разладились.

К концу десятого класса Анна Сергеевна ушла в декретный отпуск. С Борисом они не были женаты. Видимо, не все у них клеилось. Для меня их разлад стал ударом,  я уже почти привык к мысли, что они вместе.  Я уже находил Анну Сергеевну привлекательной, умной, доброй, правда, чуть суховатой.


   Я встретил летом Анну Сергеевну с коляской. Она улыбнулась и позвала меня: - Посмотри,  Коля, какой Артем  у нас большой!   Глянь, какой красивый!
Мы хорошо поняли друг друга, как  будто прожили в одной семье всю жизнь.
  - Приходи посидеть с Артемкой!  Знаешь, где я живу? - Она вынула из сумки, висевшей на ручке коляски, бумажку, и записала  адрес.
-  Как учишься, как десятый закончил? Ты придешь?
-  Приду,- сказал я смущенно.
-  Вы подружитесь!

  Я рассказал Борису, что был  у Анны Сергеевны  в гостях.  О том, какой Артемка славный.
 Он смутился и покраснел: - Знаешь, я теперь с другой женщиной, - сказал он мне как взрослому. - Едва ли теперь что выйдет.

  У меня слезы навернулись  на глаза. Я  мысленно видел Артемку, милого, хорошенького. Мне, семнадцатилетнему парню, захотелось стать отцом этому ребенку. Я понимал невозможность всей ситуации. Я стал понимать, что в жизни бывают неразрешимые вопросы.
- Не ходи туда - попросил Борис.

 При следующем походе к Анне  Сергеевне я почему-то заговорил о  равностороннем треугольнике : папа, мама, я.  Посмотрев на меня, Анна Сергеевна сказала:
- Семья, Коля, это планетная система.  В центре ее  Солнце. А вокруг планет вращаются спутники.
 Она прижала к себе Артемку.
Я сказал:
- Аня, мы останемся своими людьми, да?.. Знаешь, мне  нравится Нина Еременко,  у нас с ней все будет честно.
У нее  за очками блеснули слезы. Она сняла очки, вытерла глаза.
- Когда Артемка  подрастет и будет спрашивать, кто его папа,  скажи, что я его люблю как отец. Я Артемку всегда любить  буду. И когда женюсь, моя жена  любить будет тоже! Обязательно. И ты,  и он - вы в нашей семье свои люди.

 Я многое передумал. Ясно понял, что любовь - это ответственность, а  малыш - это радость. Это  время, период  возмужания и взросления, стал заметным переломом в психике. С Борисом  мы так и не стали  близкими людьми.
 Прошло несколько лет. Я отслужил в армии, закончил институт, женился.  Мы   часто бываем в семье Анны Сергеевны.
  Она больше не ездит в пункт Б. Она так и не вышла замуж, но у нее растет сын.  Анна Сергеевна  до сих пор не сказала Артемке ничего об отце. Он меня любит.