Когда-то в Москве...

Яна Голдовская
 Давно хотелось вспомнить о кафе – ресторанах Москвы конца 50-х и далее...
Первым всплывает на поверхность кафе « Националь»,  что на углу ул. М. Горького( ныне Тверской) и проспекта им. К.Маркса, что опять же  ныне – «Охотный ряд»...
 В зимние каникулы мы приезжали с мамой в Москву. И пропустить с ней посещение « Националя» было совершенно невозможно...
До ресторана мы не дотягивали, но угловое кафе с видом на Кремль и Красную площадь,- небольшое и уютное, нам было по средствам... Совершенно не помню, что заказывала мама там на обед, -видимо, что-то весьма скромное, потому как не помню ни вкуса, ни  вида...

    Мама ахала и толкала меня взглядом,- ничуть не слабее пинка в бок, когда видела одного из своих кумиров, заходивших сюда, в кафе «Националь», запросто и привычно... Она показывала мне М.Светлова, М. Названова, и кого – то ещё, - сумасшедше знаменитого тогда, да в сопровождении немыслимой красоты дам, что запомнились особенно ярко в своих умопомрачительных шубках и меховых шляпах...
И мне кажется, что такого изумительного покроя этих меховых шляп мне больше никогда не увидеть... Как и тех гордо-презрительных красавиц, что скрывались под мехами...

А ещё мне запомнилось маленькое угловое кафе на Арбате, у ресторана "Праги" – тогда Арбат был  ещё одним – единственным, «Новый» был только в проекте...
И вот, в этом стоячем кафе с водами-соками, мы с мамой неожиданно увидели Николая Гриценко...
К тому времени я  давно обожала его актерское мастерство, ЕГО АБСОЛЮТНУЮ НЕПОВТОРИМОСТЬ,- ту, что передать невозможно...
Ведь был уже Чеховский его «Платонов»,
был и невероятный для всех нашенских времен «Дион» Л.Зорина, - с царем – Плотниковым, и рабом – Гриценко. Мне жаль, что не могу передать их вечного на все времена диалога, но каким потрясением были не только текст, но игра этих двух гениальных актёров!...
Николай Гриценко опохмелялся гранатовым соком, перебрасываясь вялыми фразами с продавщицей, перед которой стояли высокие, наполненные сказочным содержимым сосуды, - со всем разноцветием соков и  сиропных вод  - от светло-лимонного через желто – оранжевый, красно-малиновый, к густо-вишневому и – гранатовому...Трудно передать смесь тех чувств, что наполнили меня тогда.
Я узнала, что мой любимый актер - пьяница, что жизнь его бесконечно грустна и одинока... Но - не разочаровалась.
Смутно догадываясь, не отдавая себе в том отчета, что все это не просто так, что все это, - та часть жизни( ВНЕ ТВОРЧЕСТВА), что и не жизнь почти...   

    Вернусь на минуту в «Националь»...На втором этаже его была маленькая уютная кондитерская, где можно было в определенные часы закупить немыслимо прекрасные
и легкие кондитерские изделия – яблочный пай, берлинское печенье..., – все невыразимой воздушной свежести. Свежести  до такой степени, что чудесным образом добиралась с нами обратно в Крым, не теряя ни грана своей вкусовой и ароматной прелести.

 ...В следующий раз, опять же не будучи ещё москвичкой, мне пришлось побывать в «Арагви» на маминой свадьбе.
Первый курс в Харьковском мединституте.Помню долгие дипломатические переговоры с нашим куратором, – строгой, но милой  женщиной, в конце-концов согласившейся на моё 3-дневное отсутствие.
Никогда нее забуду АН-24 – нашу «летающую корову», на которой прибыла в Москву на мамину свадьбу, вывернутая наизнанку.
Не забыть мне и маминого внезапного обморока на этом достойном торжестве, и танцулек рядом, где праздновалась молодежная чья-то свадьба...
 И  внезапную встречу в коридоре ресторана с Юрием Гагариным, – неожиданно для меня совсем маленького роста, но все с той же знаменитой, добро-щемящей улыбкой, - в которой не было ни капли фальши, но лишь надежда на доброту окружающих...
И эта улыбка его и порадовала меня и прищемила мне душу болью, потому что я уже не надеялась на доброту этого мира, а он, – ещё да...