Корень квадратный

Николай Катаржнов
МОЙ ПЕРВЫЙ ВЕЛИКИЙ УРОК  ПО ЛОГИКЕ
НА НЕРОВНЫХ  ПУТЯХ ПОЗНАНИЯ
                КНМ.
***
В чем суть рассказа:  Логика + Мысль = Понимание.

Вместо предисловия.
               
                (Из анекдота о Чапае).
                Рано утром  Петька вышел на крыльцо
                дома  и увидел как в огороде Василий
                Иванович ловко орудует лопатой.
                Петька спросил: «Что делаешь,
                Василий Иванович?»
                Тот недовольно ответил:
                «Не видишь что-ли,  копаю!»
                Петька  удивленно: 
                «А зачем?»
                Чапай: «Ищу  КВАДРАТНЫЙ  КОРЕНЬ».

Рассказ будет о том, как мы отыскивали свой квадратный корень, учась в школе.

      ЧАСТЬ 1. 
                «С ПЕРВОГО ЗАХОДА  КОРЕНЬ ИЗВЛЕЧЬ НАМ НЕ УДАЛОСЬ»

 В начале учебного года, в 8 классе, у нас не оказалось вдруг учителя по математике.
Но вскоре нам прислали   ПРАКТИКАНТА из Вуза.
Им оказалась  СТУДЕНТКА 4 курса  Университета. Об этом нам сообщила завуч школы, представив  нам   некую особу, и  пожелав всем хорошо учится, удалилась.
Нас прельстило то, что обучать нас будет, хотя и  СТУДЕНТКА, но  УНИВЕРСИТЕТСКОГО  УРОВНЯ  ОБРАЗОВАНИЯ.   Постарались сразу сидеть тихо, мирно внимая тому, что НАДО   «пройти» обязательную программу по этому предмету.
Слово «ПРОЙТИ» было доведено до нас вполне серьезно  новоиспеченным  «педагогом».
ТЕМА называлась: «Квадратный корень. Решение квадратных уравнений»
Урока  два или три  мы были  «тише воды и ниже травы». Но дальше начало  что-то не ладиться.
   Первыми «запищали»  наши девчонки. Они с большими стараниями пытались понять то, ЧТО так умно и быстро (строго по-книжному) объясняла  столь высокочтимая мадам. Мы, ребята, всегда сидевшие  на задних рядах, тоже как-то  пытались вникнуть в суть излагаемого, но, не уловив тонкую нить  рассказа «проходимого материала», махнули рукой и занялись,  кто чем мог: кто-то читал художественную книгу, кто-то чинил складной нож, а кто-то просто смотрел в окно на уходящее лето. Перебивались,  как могли. Думали, авось потом  как-нибудь разберемся.
Но нелады в отношениях «на женской» половине класса продолжались, и,  приблизительно,  через неделю, вспыхнула острая ссора.  На постоянные  реплики со стороны  недовольных учениц  о том, что она не умеет объяснять, как следует, молодая учительница вспылила и что-то гневное  и обидное  отпустила в адрес наших  «тихонь». В ответ  с этих тихих мест  неожиданно «полыхнуло» так, что всем стало ясно: наступил ПРЕДЕЛ.  Молодая учительница,  громко хлопнув дверью, покинула класс.   «В воздухе запахло грозой».
  На следующий день к нам на урок пришла завуч. Она попыталась всех успокоить, пообещала  немедленно помочь и учителю и ученикам. Попросила учителя   заново и с самого  начала данной темы  приступить к  объяснению. Сама же села на свободную  парту и стала внимательно слушать.
Учительница отлистала свой конспект уроков назад и начала воспроизводить то, что мы уже  ранее слышали.
«Определение. Извлечь квадратный корень из числа, это значит: найти такое число, квадрат            
                которого даст данное число.
ПИШЕМ: VА = Х,   где Х*Х =А.

ПОНЯТНО?    - В ответ:  «ТИШИНА». Затем кто-то тихо прошептал:  «нет».

 ПОКАЗЫВАЮ:  V25 = +- 5;      V9=+-3.

«ТЕПЕРЬ  ПОНЯТНО?»       -          В  ответ:  «нет!»
В доказательство  справедливости, учитель повторяет: «+5 и – 5 в квадрате  дает 25, а +3 и -3 в квадрате дает 9.
ТАК?»                В ответ, кто-то неуверенно пролепетал: «Да, вроде, так».

Учительница воодушевленно пишет далее:   V25m4 +V9n6 = 5m2 + 3n3.

С места раздаются возгласы: - «Откуда это так получилось?»
                - «И почему так это?»

Учитель парирует:  «Такой ЗАКОН в алгебре!»

На лицах многих учеников можно прочитать полное недоумение.

                В КЛАССЕ  ВОЦАРИЛАСЬ  НЕПРИЯТНАЯ  ТИШИНА.

Учитель в растерянности:  «ЧТО  БУДЕМ ДЕЛАТЬ  ДАЛЬШЕ?»
Ученики:  «НАМ  НЕ  ПОНЯТНО!»
Учитель: «ЧТО не понятно?»
Ученики: «ОТКУДА И ЧТО  БЕРЕТСЯ??»

                ПОЛНЫЙ  «ОТПАД»,  ПОЛНОЕ  НЕПОНИМАНИЕ!!

                Звенит ЗВОНОК на перемену!

   Завуч  и  учительница   уходят из класса.     Вечером  в школе  состоялся   внеплановый срочный педсовет.    Назавтра в расписании алгебры нет.  В последующие дни  в расписании   алгебры также нет.     Узнаем – учительница уехала из деревни  насовсем.

До родителей было доведено решение директора: «Молодой педагог из-за неустроенности быта и работы не захотела работать в данной школе».

Гораздо позднее, через несколько месяцев, при переезде в новое здание школы и переносе документов,  кому-то из учеников попался лист с решением того педсовета (скорее всего черновик), где было записано следующее: «Из-за полного отсутствия контакта между учителем и учениками, практикующейся студентки (Имярек) предлагается пересмотреть свой подход к ученикам и изменить  форму подачи  излагаемого материала, сделать его более простым и понятным для учеников…...  (и так далее...)»

ЧАСТЬ  2. 
                «НО ТОТ ЗЛОСЧАСТНЫЙ  КВАДРАТНЫЙ  КОРЕНЬ  МЫ  ВСЕ-ТАКИ ИЗВЛЕКЛИ».

   К концу 1 четверти к нам прибыл новый  посланник из высоких образовательных сфер.
На этот раз мы получили  АСПИРАНТА из Ленинграда, который к тому же хорошо играл на аккордеоне.  Прослышав такую новость, между собой шутили: « А что же мы так и не выяснили,  та леди, возможно,  тоже  на чем-нибудь играла?»
В классе все ждали какого-то очередного подвоха и мало радовались предстоящей встречи.
И вот, наконец, наша встреча состоялась. Это был  совсем не урок, а какая-то  странная встреча  старшего с  младшими. 
Пришел он к нам без всяких бумаг, без журнала, сел на край стола и стал выяснять,  в чем дело.
Задал несколько вопросов, выслушал, а потом взял мел и начертил на доске  две колонки.
Примерно так:               
                +        I      –
                x        I      :
              3(во 2)=9     I V9 = 3.


И ПОЯСНИЛ:

1) Существуют  «ПРЯМЫЕ»  и  «ОБРАТНЫЕ»   ДЕЙСТВИЯ.
«Прямые действия» – это те, которые  ВОЗВЫШАЮТ  числа (колонка слева).
«Обратные действия» – это те, которые  УМЕНЬШАЮТ  числа (колонка  справа).
 Всякому «прямому действию», обязательно ЕСТЬ  СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ  «обратное  действие».

2) Существует (для вас пока) ТРИ  СТУПЕНИ  действий (от низшей к высшей)
              1ступень  - сложение и вычитание.
              2 ступень – умножение и деление
              3 ступень -  возведение в степень и  извлечение корня.
Действия   высших ступеней выполняются в первую очередь, а остальные – следом по рангу.

 «ЭТО  ПОНЯТНО?» – спросил Учитель.    «О, ДА!!!» – был  восхищенный  радостный  ОТВЕТ.
МЫ  ВСЕ   ВДРУГ   ПРОЗРЕЛИ!  ЭТО БЫЛА  ВЕЛИКАЯ РАДОСТЬ  ПОЗНАНИЯ!

А когда наш новый учитель дорисовал  в КОРНЕ  КВАДРАТНОМ  маленькую двоечку сверху, как и в степени, и мы  ВООЧИЮ  УВИДЕЛИ  ВСЕ  ТЕ  ВЕЛИЧИНЫ, которые участвуют в СОВЕРШАЕМОМ  ДЕЙСТВИИ  «извлечения квадратного корня из любого числа», (как и при возведении в  степень) мы были просто  ШОКИРОВАНЫ   ТАКОЙ  ПРОСТОТОЙ УВИДЕННОГО.   НАС  ОБЪЯЛА  ТАКАЯ  РАДОСТЬ  ПОНИМАНИЯ, КОТОРУЮ МЫ   РАНЬШЕ   НИКОГДА  НЕ  ИСПЫТЫВАЛИ.

КОРЕНЬ КВАДРАТНЫЙ оказался  прост и понятен, как и любое другое ранее известное нам действие. И  такое ПОНИМАНИЕ случилось лишь после того,  как  нам  наглядно представили  строго упорядоченную ЦЕЛОСТНУЮ  КАРТИНУ, в которой данное действие нашло свою нишу (клеточку), было соотнесено  со всеми другими действиями,  стало  НЕОБХОДИМЫМ  ЭЛЕМЕНТОМ, без которого вся эта строгая и стройная математическая  целостность  была бы нарушенной  и  ущербной.  Мы увидели  КРАСОТУ, ЦЕЛЬНОСТЬ,  СТРОЙНОСТЬ  И СТРОГОСТЬ этой простенькой модели, которая  «впечаталась» в наш мозг и нашу память навечно и стала  истинным  ЗНАНИЕМ, вознесенным духом нашего  ПОНИМАНИЯ.

ДА,  ЭТО  БЫЛ  ВЕЛИКИЙ  УРОК ПО  ЛОГИКЕ  ФОРМИРОВАНИЯ  НОВОГО ПОНЯТИЯ, на материале такого простого и  элементарного уровня, как школьные знания.
ВЕЛИКИЙ  УРОК для  обычного  человеческого ума, когда «СИСТЕМНАЯ» ЛОГИКА  МЫШЛЕНИЯ проложила дорогу ИСТИННОМУ  ЗНАНИЮ и посрамила «лоскутные» знания, которые порой так бессистемно и глупо вбивают в голову своих нерадивых учеников  такие  недалекие учителя.