Мы идём в поход. Рассказка вторая - педагогическая

Сергей Стахеев
               

      А моя- то речка и вовсе без имени проживала. Рыбаки залетные, каким не лень ноги в руках таскать, Чащовкой прозывали, на картах - Чащеватой значилась, ученики мои Стахеевкой стали звать. И то хлеб, хоть и без масла. Пришли однажды:
- Дозволь, учитель без твоего догляда на твою речку смотаться? – жалобно так, в три голоса да наперебой.
-  Чего вам приспичило, кажись, суббота не за горами. Вместе и поедем. Да и какая она моя, речка-то? – буркнул я.
- Ты привел нас туда, тропы показал, как хайрюза научил поймать, пусть будет Стахеевка, - резонно заметил старший.
- На ночевку в избушку свою пристроил. Рыбу мало поймать, сохранить теперь сможем,-   добавил младший.
-  И посолим, и повялим, и на рожне в любой дождь пожарим,- выдал третий.
-  Речка казенная, избушки – лесничего главного. Собрались – езжайте! С тропы – не дальше ста метров. Реки держитесь. Не жадничайте, мелочь выпускайте,- напутствовал я мальчишек.

      Мальчишки баловались. Я учил их русскому языку и литературе, и сам словечки старорусские да диалектные начал вставлять в разговорную речь. Вот и щеголяли они передо мной, распихивая словеса, куда надо и куда не надо. В пятом классе, дабы исполнить вековую мечту педагогов и родителей соединить детей и природу, я взял их на Свою речку. Это был опрометчивый ход. Симбиоз таежной речки пополам с рыбалкой определил воспитательную работу с классом на последующие пять лет. Усложнялось это тем, что между субботне-воскресными вылазками нужно было проводить пионерские сборы, собирать лом и макулатуру, заниматься общественно-полезным трудом (нам почему-то всегда доставалось разгружать тормозные колодки) и еще кучей пустых, но очень важных дел. В пятницу к третьему уроку второй смены начиналось:

-  Иванов, придурок! Ты хлеб купил?- спрашивал Андрюшка Ющенко.
-  Я-то купил, а ты червяков накопал?- в свою очередь налетал Иванов.
-  Я-то накопал, а вот Бычка отпрашивать придется у матери.
-  Чего его отпрашивать, надо записку от Петровича показать.
-  Ага, показать! Где ее взять?
-  Самим написать,- заявляет Иванов.
-   Ты собираешься, почерк  классного руководителя подделывать?- восхитился Ющ.
-  Шарик, ты балбес! Маман Бычка только его роспись видела. Почерк его она знать не знает,- успокаивает всех Иванов.- Боярин! Игореха, бери листок и ручку.

     Так появляется на свет записка: «Уважаемые Борис Григорьевич и Надежда Петровна!
    Убедительная просьба отпустить вашего сына Диму со мною на рыбалку. Сохранность ребенка гарантирую. Кл. руководитель вашего сына».
Стахеев С. П.

   Была еще одна заковыка. До седьмого класса  мы брали с собой девочек. Но с некоторых пор они стали стесняться, когда я их осматривал, и однажды, бегло осмотрев мальчишек – клеща никто не словил? – я велел им подойти к костру. Они стайкой стояли поодаль и о чем-то перешептывались. Ко мне подошла одна Ольга Иртуганова и попросила развести им костер отдельно от мальчишек. Я сразу не понял. Дел перед ночью было еще невпроворот: заготовить дров на всю ночь, почистить рыбу и картошку для ухи, устроить ночлег, и еще один костер в мои планы не входил. Я смотрел на свою «хорошистку», а она не знала, с чего начать Заходящее майское солнышко  осветило точеную фигурку Ольги в профиль и…, боже мой, я увидел. Разангидриттвоюперекисьмарганцевокислую маму! Выросли мои девчушки-пятачушки. Стесняются своих округлившихся форм, меня, дятла безголового.

-  Богданов, иди сюда! За поворотом речки разведи костер поярче. Девчонки, бегом туда! Осмотрите перед ночью друг друга получше.
-  А кого искать-то нужно?- деловито осведомилась заноза Яковлева.
-  Смотрите клещей, кого ж еще на тебе найдешь? Разве что Баженова,- ядовитенько хмыкнул Питаев
-  Знать бы еще, какие они?- сердито буркнула Яковлева,- И обалдуев наших к березам привязать.
-  Ты ж первый, Питаев, замочную скважину начнешь глазами полировать. Нет что ли?

     Мальчишки стояли рядом с костром. От реки тянуло вечерней свежестью, но я велел верхнюю одежду снять. На плече рыжего Бажененка обнаружилась пара клещей: малюсенький черный самец и более крупная с красным пятном на спинке самка. Она-то и была самой опасной в этой паре. Я знал: в разные годы эта микроскопическая тварь  отправляла на тот свет двух-трех рыболовов и любителей даровой черемши и столько же становились калеками. Животные были благополучно сняты сплеча Олега и водворены в спичечный коробок. Рассиживаться они в нем долго не будут и, вручив деревянную тюрьму…м-м… девушкам, я громко скомандовал:

-  Перетрясите все верхнее и нижнее белье. Особенно внимательно осмотрите шею, ямочки за ушами и другие « нежные» места. В чем сомневаетесь,- родинки, бородавки, прыщики, прилипший мусор - тащите сюда, разберемся!

   Я присел на толстенный сосновый сучок, машинально поворошил костер и, может, впервые за несколько лет увидел себя со стороны. Уже не новичок в школе, отец двоих своих мальчишек я перетаскал на Свою речку столько ребятни. Зачем? Противное время – только-только упала вода после паводка, отошло топкое и вонючее болото, породив несметные полчища летающих и ползающих, жужжащих и молчаливых кровососущих Отвратительное место – пять километров  след в след по узкой тропе.  Дико переходный возраст детей: без авторитетов и комплексов, без  умений и навыков, без элементарных знаний. Зато у них был я, мужественный и умелый!  Они верили в меня, как верили в древних богов. Их учитель русского языка и литературы – мужчина, единственный в городе, а, может, и в мире! Не хило? И пришел в школу не откуда-нибудь, а из милиции. Это круто! И в поход они пошли первые и единственные. Это ва-аще!

      Я улыбнулся, вспомнив первый поход. И переправу через Байроновку – трое, переходя по вибрирующей ели, окунулись благополучно в реку. И первую ночевку – долго не могли уснуть: было столько впечатлений, требующих немедленного обсуждения.
 
     Первого пойманного хариуса – редкий экземпляр, еще в брачном наряде, которого, визжа и размахивая руками, всем хотелось поцеловать в ледяные губы. Видимо, все до единого боги взялись тогда мне помогать. Никто не заболел, никого не покусал клещ, никто не сорвался с дерева, руки, ноги и головы остались целы. Больше всего ребятишки любили вечера, а, если быть точным, то границу между вечером и ночью. Костер помаленьку затухал, звезды становились ярче, голоса тише, круг все уже. Другими были мальчишки. Вон Пашка Богданов! По школе – без остановок, мальчишек толкает, девочек дергает, обзывает. Здесь сидит, насупился – «наухился», Ольге руку подал, когда через ручей переходили. Картоху чистил, дров больше всех притаранил – молодчина, что скажешь. Девочки тоже другие. Мальчишек по именам зовут, да и друг с другом почти не спорят. Только рядом со мною сразу все сесть захотели. Трусихи! Честно сказать, не в очень веселое место я их притащил. Толстенные пихты и вековые ели, заросшие седыми бородами, под ними громадная поляна черемши – дикого чеснока, а вдоль темнеющей речки отцветающая верба, с десяток тоненьких, как наша Ольга, березок. Сонно плескалась рыба в нижнем перекате. Я встал и  отошел три шага за ветками,  расшевелить костерок. Тьма сразу проглотила меня , зато сидящие возле огня стали видны, как на ладони.

-  А вдруг Петрович не придет, бросил нас?- раздался мальчишечий голос.
-  Да ну, он чо совсем!- усомнился девичий
-  Совсем не совсем, а вдруг? Заблудился, например!- настаивал первый.
-  Пацаны! А  хоть кто-нибудь обратно дорогу запомнил?- я узнал голос старосты Ольги Иртугановой.
-  Мальчишки, да вы кончайте нас пугать!- взвизгнула Натка Дыдыкина.- Итак, страшно.

    Я вышел из своего убежища, подкинул прихваченные ветки в полупогасший костер и присел на корточки.
- Все! Заканчиваем посиделки. Кому нужно, сходите в кустики и по палаткам,- никто не двинулся с места. Пассажиры Земли отчаянно трусили,- мальчики, за мно-ой! Девочки, мы ушли.
 
      И мы, действительно, ушли. Со мной мои пацаны никого и ничего не боялись и все знали. Почти все. Они уже знали, что прямо над головой у них сияет самая яркая звездочка в северном полушарии – Вега, что завтра мы наловим хариусов и наберем  черемши и что, пока я с ними, ничего плохого не случится.

16-17.02.2010 г.

                г. Тайшет.