Осеннее настроение

Павлова Вера Калиновна
               Репродукция с картины Поленова "Золотая осень" из интернета         

       Не люблю я осень. Наверно, потому, что иной она в этих краях бывает очень редко. Иной, значит, разноцветной, ярко–жёлто-буро-оранжевой, с мазками зелёных, ещё живых крон и веток. Смотрю в окно, что находится рядом.

       На первом плане почти голые стволы и ветки яблонь, совсем недавно изобиловавшие зеленью и редкими в этом году плодами. Осенний ветер колышет и клонит к северо-западу опустевшую плоть деревьев, ещё так недавно трепетавшую своим лиственно-шуршащим нарядом.

       Теперь через прозрачное осеннее одеяние можно увидеть всё, что окружает нас далее. А далее - потемневший, прозрачный серо-зеркальный изгиб речки, отражающей однообразное стального цвета небо. Облака на нём слились в один светло-серый шатёр.
 
       На берегах речки – увядающий ковёр трав неопределённого цвета, смешанного и с зеленью, что корнями глубже в земле, и с пожухлыми высокими травами, склоняющимися к береговой воде. Дальше них – тёмно-серые стволы черёмухи и калины. После этой поросли - сплошная тёмная кайма дальней лесополосы…

Красива осень на полотнах русских художников.

       Как только открывается страница с картиной Поленова «Золотая осень», взгляд  озаряется неожиданным сполохом преобладающего в картине жёлто-горячего отсвета. Такая жаркая она здесь вследствие равномерного угасания зелени. Сколько на ней разноцветных эпизодов.

       Кленово-буро-оранжевое буйство сменяют уснувшие жёлто-солнечного цвета пихты. На переднем плане возвышающееся над жёлтым полыханием бодрствующее тёмно-зелёное лиственное дерево. А там, вдали, по берегу, - вперемежку буро-красные с зелёным вкрапления.

       А как красива излучина реки. Она позволяет видеть всю красоту увядания дальше, богаче, протяжённее. Взгляд открывает для себя всё новые цветовые и ландшафтные сюжеты.
Зеркально-спокойная гладь реки отражает светлое небо, с серо-голубыми то ли облаками, то ли небесным маревом, уходящим далеко к горизонту, к неясно-тёмным, будто призрачным, невысоким холмам…

       Однако, вернёмся к этюду из другого, южного окна. На клумбе вместо летнего цветения торчат из земли колышки, недавно подпиравшие пышные кусты пиона, флоксов, георгина. Сухими будыльями стоят недавно красивые стволы ярко-розовой мальвы. Посередине клумбы сиротливо чернеет пенёк, на котором хозяин ещё весной рассыпал семена вёшенок.

Всё лето и осень он поливал его из лейки, чтобы получить грибной урожай. Но почему-то совершенно спонтанно они выросли рядом, у корня дуба. Грибов хватило на хорошее жаркое. Ход моих размышлений нарушает скрип открывающейся входной двери.

 - Тётя Вера! У тебя не найдутся перчатки и что-нибудь типа куртки?  - спрашивает Надя с порога.
 -  А что случилось?- Отвечаю я, выходя в прихожую.
 -  Я немного испачкалась. Мы с девочками играли в догонялки, и я нечаянно
споткнулась и упала в лужу. С намокшей куртки капала вода, на коленях выразительно темнели глинистые следы "касания" с дорожной колеёй. 
 - Надя, вот в такую слякоть только в догонялки и играть! Да у тебя и джинсы все чумазые. Надя виновато и умоляюще смотрит.
 - Наденька, оставайся дома. Все вещи надо стирать и сушить. На улице пасмурно и холодно. Осень всё-таки.  Солнышко выглянет – там посмотрим. Надя с огорчением снимает одежду. Теперь я могу продолжить...

       ...Голыми стоят вишня, слива, ясень и дуб. Корявость их ветвей, беспорядочная кривизна веточек, их сухость и серый безжизненный цвет удручают.

       Гордый, прямой, без изъянов стоит ствол дуба, олицетворяющий устойчивость и непреклонность перед любыми сезонными колебаниями и катаклизмами и внушающий уверенность в то, что возродится матушка-природа, зазеленеет и проснётся всё вокруг.
Залогом тому вскопанный, приготовленный к весенней посадке чернеющий плодородием небольшой участок земли за дубом.

       Вдруг из-за туч, прорезая серую мглу ударил яркий солнечный луч, и, преломившись на всех блестящих поверхностях, он достиг моего места за компьютером.

       Он настолько сильно сиял, что было больно глазам. Посмотрев в окно, я увидела, как всё вокруг порозовело, будто улыбалось навстречу нежданному теплу и солнечному свету...

      "Ну вот и солнышко..., - подумала я, - Пусть ребёнок дышит свежим осенним воздухом, наслаждается серо-голубыми полутонами осеннего неба, облаков, деревьев, окрашенных розовым сиянием проглянувших солнечных лучей..."