Кто закончит игру? Эссе-сюрр

Галина Завадовская
                По картине Роба Гонсалвеса "Дети"



Из затягивающей пустоты Белёсой Неопределённости Седые Странники выбрались с превеликим трудом.
Спирали туманностей назойливо тянулись за ними, цеплялись за конские копыта, не выпускали, не отвязывались.

Седые Ученики решили развлечься игрой в шатранг,  древнюю игру божественных предков. 
Седого Учителя развлекла их самоуверенность: будто от их ходов что-то зависело!

Причудливые шатранговые фигуры четырёх коренных цветов приготовились по их воле к жизни в этом странном трёхмерном мире.
И вот, наконец-то, божественное дуновение: ветви пространственно-временного дерева заколыхались согласно расстановке фигур!

Первый Ученик, играя улыбкой удовольствия, взялся за лиловую фигуру.  И нежный аквамариновый мир расцвел вокруг тишиной и недвижностью. Голубое небо, зелёная трава, румяные дети.

Но Учитель, играя седыми бровями, рассердился на Первого Ученика.
- По-твоему, это игра? В твоей траве вся зелень этого мира. В твоём небе вся лазурь. Но у них нет будущего, потому что они слишком правильны! Тебе не хватает игры воображения, игры жизни! Сделай же, наконец, свой ход!

- Но для этого нужно сделать выбор! -  Огорчился Первый Ученик, он-то надеялся, что и так обойдётся! Но пришлось подчиниться.
 Впрочем, оказалось, что Учитель прав!
 Вмиг всё ожило: заиграли солнечные лучи, заиграл листвой тёплый ветер, заиграли дети.

Учитель остался доволен. Но другие Ученики, посмеиваясь над нерешительностью приятеля, исподтишка начали свою игру.

Второй Ученик, склонясь к другу, шепнул.
- Ты забыл, что люди глупы и склонны к разрушению? Тем более их детёныши! Им недоступно созидание! Дай-ка я тебе помогу!
И Пространство между детьми и их игрой  заплескалось рекой.

Тогда Первый Ученик, расстроенный вмешательством в свой аквамариновый мир, связал берега пароходом.
Но Третий со смехом
- Игра случая! - оттолкнул судёнышко к противоположному берегу.

Первый Ученик возмутился.
- Вы играете не по правилам!
И дунул в шатранговую фигуру, даря ей всю силу жизненной игры.

Время вильнуло хвостом и совершило грациозный скачок. Тогда Пространство фыркнуло, вытянулось и капризно изогнулось, склонившись Его Величеством Блистательной Перспективой к играющим детям.

Мальчик первым заметил нарушенные правила и расценил их как новые возможности.
- Смотри! Скорей смотри, что происходит! А я-то боялся, что запрещено залезать на это дерево! Раз так, значит можно всё?
- Почти всё, - ответила Девочка, укрепляя его играющую на ветру постройку. - Это ведь только первый шаг к тому, чтобы услышать ворчанье отодвинутой Старухи-Привычки с её осторожной оценкой возможностей!

Мальчик был в полном упоении от нового мира, так ловко вывернувшегося из чрезмерно правильной голубизны.
- Ты не понимаешь главного! Чрезмерность более разрушительна, чем Привычка! Всё чрезмерное слишком неустойчиво, вплоть до опрокидывания! Но чтобы понять это, необходим взгляд сверху!
И он торжественно увенчал сияющую Башню своих Достижений ещё одним Поступком.

…Он не догадывался о том, что Четвёртый Ученик, как и он, уже занёс руку над  шатранговой доской.
Просто Мальчик вздрогнул от чрезмерно громкого напоминания своей подружки.
- Только не урони! Иначе всё пропало!

При этом от неловкого движения её локтя один кубик свалился и покатился по исправленной, вытоптанной, траве. Почти беззвучно.

Для них в этот миг будто бы ничего и не произошло. Они уловили только крохотный диссонанс в виртуозной игре природных звуков.
Но это ведь так незначительно, правда?

Зато для Седых Странников Время поистине вздыбило уши! И дало в полной мере оценить, как неминуемо жёлтый клык пространственного разрушения нашёл свою жертву!

Ну а когда с верхнего из кубиков-кирпичей начал осыпаться аквамарин, не заметить этого было уже нельзя. Из самого его сердца предательскими пятнами заиграл рыжий ядовитый реальгар!

Клыками и когтями он живо источил слишком доверчивую голубизну, ссЫпал её бессильными песочными струями.
Тут уж ничего не поделаешь!

Сандалики покорно вытянулись копытцами. И Дети коварными фавнами нырнули во временнОй карман.
Вот и всё. От аквамариновой картины не осталось и следа.

Четвёртый Ученик очень удивился.
- Учитель, неужели всё это только из-за того, что я сделал ход жёлтой фигурой?
Ответом Учителя была  загадочная игра слов.
- Порой незначительные поступки имеют такие странные последствия!
Седые странники задумались. Ветер, посвистывая, играл их седыми прядями, перевивал туманностями.
Голова Учителя от усталости склонилась на грудь.

Так все опрометчиво пропустили тот момент, когда упругий зелёный росток снизу вспорол реальгаровую пыль.
Время снова сделало кудрявый виток. Пространство простёрлось на нём листом виноградным, обещая вскоре терпким вином забродить новую игру...

Седой Учитель очнулся от стариковской дремоты.
- Кто позволил? Наши планы были совсем другими! Это люди затаили лозу или кто-то из вас сделал внеочередной ход?

Но Седые Ученики хранили спокойствие на бледных лицах, хотя их очень интересовало, кто же всё-таки закончит игру.
Тогда Седой Учитель вздохнул.
- Ладно. Чей теперь ход?