Эссе о женственности. Исследование

Никузькин
   Женственность... что принято считать Женственностью? Может это самодостаточная бизнес-вумен с мужем подкаблучником и парой, тройкой любовников?
  Или  Клеопатра - роковая Женщина? Как считали Мужчины того времени, смерть за ночь любви с ней - небольшая цена, но как выяснилось потом,документально, была она низкорослой, косоглазой и вообще, на Клаудию Шифер мало похожей. Но "остра умом и покоряла мыслью"...
  Или верх Женственности декабристки, пошедшие за своими мужьями в Сибирь? Там, рубили дрова и таскали на 40-градусном морозе вёдра с водой, сильно теряли внешний лоск...
  Или Женственность Уивер и Хэкман в американском фильме «Сердцеедки», где мужики динамятся с легкостью щелчка?
А может Женственность в навьюченных сумками женщинах, создающих достаток и теплоту домашнего очага.Теплоту понятную только им, их детям. Тепло желанное и так необходимое. При потери которого утрачивается беспечность детей и семьи, красота "мира".
  Многие воспринимают женственность, как способность кокетливо щуриться, хихикать и покачивать бёдрами при ходьбе. При этом критерий своей женственности оценивают количеством "мужских голов". Пышная юбочка и газовая накидка... Очи к небу... Симпатичная улыбка на любую фразу представителя сильного пола...

   Так что же такое женственность? Если посмотреть с исторической стороны на эту человеческую категорию, то в Библии проводится идея женщины как помощницы и утешительницы мужа (Ева), а также как матери (Мария). В Средневековье культивировался негативный образ женщины как ведьмы. Трактат "Молот ведьм" утверждает, что женщинам свойственно плакать, ткать и обманывать...
 
   В эпоху Барокко, на основе развития образа Прекрасной Дамы из позднесредневековой куртуазной субкультуры сформировался образ Леди — элегантной, благородной и целомудренной женщины.
В стилях нуар и ар деко культивируется образ роковой женщины красивой, сексуальной, циничной и в меру развратной, но в совершенстве владеющей искусством флирта, которая кружит голову мужчинам. Примером роковой женщины является Мата Хари
Готическая лолита — в современной культуре женственность часто отождествляется с инфантильностью: наивностью и непосредственностью.

   И здесь нет единообразия в определении категории Женственность. А может Женственность - категория, означающая совокупность качеств, ожидаемых от женщины, вызывающая в мужчине желания: оберегать, защищать, покорять; квинтэссенция текущего гендерного стереотипа. Стереотипе в виде набора норм,  свойственных   каждому   из   полов,  или  гендерных  ролей.  Часть  этих  социальных  норм внедряется в  сознание   через  телевидение  и  популярную  литературу,  ряд других  мы  получаем  непосредственно,  например,  испытывая  неодобрение  со стороны  общества,  когда  отклоняемся   от   ожидаемого   гендерно-ролевого поведения.

     Уже теплее, так как женственность – категория,  направленная на мужчину, оцениваемая мужчиной, вызывающая желания у мужчины. Следовательно, женственность важная гендерная категория женщины в социуме: как семьи, так и общества в целом. И ей выбирать какую роль (женственность) играть в семье, а какую в обществе. На каждую из этих ролей свой зритель, свой почитатель, свой фанат. В этой связи интересна историческая канва гейш – женственность которых направлена на общество, но не на создание семьи. Историческая канва гетер, куртизанок (французских, веницианских) тоже направлена на общество, а не на семью, но она различается с женственностью гейш в общественном статусе.

Труд ГЕЙШИ в основном проходит в чайных домах и традиционных японских ресторанах, где гейша выступает хозяйкой вечеринки, развлекая гостей (мужчин и женщин). Гейша должна направлять беседу и способствовать веселому времяпрепровождению своих гостей, зачастую флиртуя с ними, но сохраняя при этом своё достоинство. Заработок гейши в чайном доме обычно составляет фиксированная почасовая плата за её труд. Кроме того, гейши получают своеобразные чаевые, называемые «цветочными деньгами».

   Наиболее талантливые и успешные гейши демонстрируют своё умение играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать на периодически проводимых фестивалях, открытых для широкой публики. Экономической стороной жизни ведает организация «камбукан», она подсчитывает все доходы каждой из гейш и публикует имена самых успешных из них. Именно так появилась информация о доходах Минэко Ивасаки, самой высокооплачиваемой гейши всех времён.

       Жизнь и быт маленьких девочек, будущих гейш, с раннего возраста проходила в домах гейш — окия (яп.) — куда они зачастую продавались бедными семьями. Всё своё детство они вынуждены были работать сначала служанками, затем и ассистентками главных гейш в доме, которые обучали этих девочек азам будущей профессии и в дальнейшем помогали получать образование. В Японии подобная традиция имеет древние корни: ученик живёт в доме у своего учителя искусств, занимаясь сначала домашней работой, ассистируя ему и становясь в итоге мастером своего ремесла.

     Курс обучения в специализированных учебных заведениях включает в себя различные виды искусств, которыми должна владеть гейша: игра на музыкальном инструменте: японской лютне — сямисэне), флейте «фуэ» и барабане «цуцуми»; традиционные виды пения, традиционный танец, искусство ведения чайной церемонии, искусство составления цветочных композиций — икэбана, поэзия, каллиграфия, живопись — то есть те виды искусств, которые позволят гейше в дальнейшем развлекать своих клиентов. Обучаясь, будущая гейша регистрируется, что позволяет ей в дальнейшем иметь отношения с чайными домами.

     Начинающая гейша пять раз меняет свою прическу, символизирующую каждый шаг, ведущий к становлению гейшей. С 18 лет гейша получает возможность работать по персональному графику, однако, воспользоваться такой возможностью могут лишь успешные гейши, получающие много приглашений на различные мероприятия. Также с 18 лет гейша получает возможность обрести «данна». Изначально «данна» - покровитель, иногда бывший любовником гейши, а иногда просто выступавший в роли мецената. Появление данны в карьере гейши не является обязательным элементом, однако без этого гейша практически не имеет шанса оставить окия и стать полномасштабной звездой в своей профессии. Вопреки расхожему мнению, гейши не проститутки. С момента появления профессии гейши, им было законодательно запрещено оказывать сексуальные услуги за деньги. Гейша пользуется почтением в обществе, является воплощением женственности. В её профессиональные обязанности, однако, не входит секс-обслуживание своих клиентов — если гейша и отдаётся кому-либо, то происходит это исключительно по её воле и является частью личной жизни, а не профессии.

   ГЕТЕРА (от греч. — подруга, спутница) — в Древней Греции женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни. Известные гетеры были, как правило, хорошо образованы. Гетеры были женщинами выдающегося образования и способностей, достойными подругами величайших умов и деятелей искусства того времени. Социальный статус гетер был достаточно высок.

    Гетеры развлекали, утешали и образовывали мужчин. Гетеры не обязательно торговали телом, а скорее щедро обогащали знаниями. Гетера могла отказаться от близости с мужчиной, если он ей не нравился. Среди знаменитых гетер можно привести Таис Афинскую — возлюбленную Александра Македонского и супругу фараона Птолемея Сотера.

  КУРТИЗАНКИ(фр. courtisane, итал. cortigiana, первоначально «придворная») делились на две основные категории: «честные» куртизанки и куртизанки низшего класса. Честные куртизанки находились на содержании одного или нескольких богатых покровителей, как правило, выходцев из высшего сословия. «Честная» куртизанка имела свою определённую независимость, и обладала свободой передвижения. Она была обучена правилам хорошего поведения, умела вести застольную беседу, а иногда являлась обладательницей высокой культуры и литературного таланта. Честные куртизанки уделяли много времени уходу за телом - в этом они ничуть не отставали от дам высшего света, а иногда их опережали. В некоторых случаях, куртизанки имели приличное происхождение и даже были замужем, но их мужья находились на более низких ступенях социальной лестницы, чем их клиенты. Благодаря щедрым дарам своих покровителей, честные куртизанки становились владелицами недвижимого имущества, нежились в роскоши, и как самые изысканные принцессы устраивали ежедневные приёмы, получали статус в обществе. Ремесло куртизанок порой было настолько выгодно, что нередко матери готовы потратить немало денег для обучения дочерей, надеясь увидеть своё чадо под "опёкой" знатного вельможи. Контролируя самостоятельно все средства, которые они тратили, они не полагали надежд на своих мужей или других родственников мужского пола, чтобы прожить – как это делало большинство женщин.

      Венецианская куртизанка – романтический, интригующий образ, который на протяжении веков вдохновляет художников на создание произведений искусства. Куртизанка – прекрасная женщина, балансирующая между пропастью и троном, дитя порока и воплощение ума, таланта, любимая всеми и ненужная никому, сегодня блистающая в обществе вельмож, а завтра умирающая от сифилиса в городском госпитале. Эти женщины жили в прекрасную и жестокую эпоху, которая, с одной стороны, преследовала их, а с другой, не могла без них и поощряла их труд.

Отдельным слоем выступает служение женственности милосердию в обществе. Примером такого служения может быть МАТЬ ТЕРЕЗА - католическая монахиня, основательница Ордена милосердия, монашеской конгрегации, занимающейся служением бедным и больным. Лауреат Нобелевской премии мира. Причислена Католической Церковью к лику блаженных.

    И так мы видим, что исторически женственность в обществе востребована и зачастую жертвуя семьей, женщина весьма успешно реализует женственность в обществе. Как же реализуется женственность в семье? Естественно наибольшая часть женственности в семье отдается детям. Любовь, материнское чувство, воспитание детей и организация красоты семьи – только небольшая часть того к чему прикасается женственность. Но кроме сказанного она стремится починить все и всех строительству гнезда по ее правильному плану, его благоустройству. На этом поприще не мало войн, которые пытались решить с помощью домостроя. Удавались перемирия, но достигнутые условия быстро не устраивали и опять разжигались новые войны. Не думаю, что читателю будет интересна позиция автора по вопросам: кто должен стирать носки, а кто мыть тарелки, поэтому оставим этот вопрос как частный.В каждой семье принимается свой кодекс законов (домострой), которые выстраиваются на любви и взаимопонимании. Другого не может быть, так как семья, выстроенная на насилии не имеет долгую жизнь.   

  Заканчивая эссе хочу привести информацию о НИНОН ДЕ ЛАНКЛО . "Если бы я знала, что все так кончится, я бы повесилась". Такими были последние слова знаменитой куртизанки XVII века Нинон де Ланкло - самой очаровательной, самой страстной и самой обольстительной женщины Франции. Хотя ей ли было жаловаться на судьбу!

    До последнего вздоха она сохранила все прелести своего лица и ума. Когда ей было семьдесят — из-за нее стрелялись на дуэли восемнадцатилетние поклонники. Когда ей исполнилось восемьдесят — в нее влюбился без памяти ее собственный внук. В девяносто она еще принимала у себя любовника аббата, которому было восемьдесят девять лет.

   Царица куртизанок Нинон де Ланкло была истовой проповедницей свободной любви. Она никогда не торговала своим телом, деньги вообще мало что значили в ее жизни. Всесильный кардинал Ришелье, наслышанный об очаровательной красавице, послал ей в подарок 50000 франков, рассчитывая купить таким образом ее благосклонность. Нинон вернула ему деньги и отказала в близости, заявив, что она отдается, но не продается.

     Она дарила себя только тем, кто приходился ей по нраву. Она сама выбирала себе любовников и была, может быть, единственной женщиной своего времени, самодеятельно распоряжавшейся своей жизнью. То, что Нинон провозглашала три века назад, теперь называется феминизмом. Она говорила так: "Еще в детстве я часто задумывалась о несправедливости судьбы, предоставившей все права мужчинам и совершенно забывшей о нас, женщинах. С тех пор я стала мужчиной!"

   Мужской склад ума, мужская сила духа, мужская воля и женское очарование, женское изящество, женское обаяние — все это сочеталось в ней удивительным образом и с необыкновенной легкостью поражало ее поклонников. Но Нинон долгое время оставалась противницей законного брака, казавшегося ей непосильным бременем, и продолжала кружить головы своим любовникам.

     Женщины чаще отдаются по капризу, нежели по любви, считала Нинон, и потому, когда ее каприз проходил, она легко объявляла об этом и так же легко меняла одного любовника на другого. Но делала это всегда так умело, что никто не смел упрекнуть ее в распутстве. Наоборот, все почитали ее как великую скромницу. И это был еще один секрет шарма великой Нинон. "Скромность везде и во всем. Без этого качества самая красивая женщина возбудит к себе презрение со стороны даже самого снисходительного мужчины", — проповедовала она. Другая ее женская хитрость состояла в том, что она умела вовремя скрыться от своего любовника, разжигая таким образом его страсть. "Любовь никогда не умирает от голода, — писала она, — но ее часто убивает пресыщенность".

                ЭПИЛОГ

– Сегодня тиражируется образ женщины-вамп, роковой женщины, которая услаждает взор, «охмуряет». Такие женщины напоминают сирен из древней мифологии: моряки, находясь в долгом плавании, слышали сладкозвучное пение и попадали в гипнотическое состояние от этих очаровывающих голосов. Зная опасность сирен, кто-то из моряков всегда стоял на страже, бодрствовал и помогал выживать другим. Как мне кажется, сейчас на рекламных щитах представлен именно такой образ женщины. У этих женщин такие холодные и маловыразительные глаза, глаза внешне красивые, подчеркнуты макияжем и хорошо обработаны на компьютере, но в действительности за ними мало что стоит. Внутренний мир не отражается. Женственность сокрыта за семью печатями. Что призвана созидать такая женственность?

    У многих моделей на изображениях взгляд гипертрофированной страсти. Складывается ощущение, что фотографы в глянцевых журналах используют какой-то прием: возможно, ругают и ожесточают этих девушек-моделей во время съемок, что позволяет им добиться колючего и жесткого взгляда. Хотя подозреваю, что и сама женщина-модель в себе культивирует какие-то черты, которые свойственны ныне модной стервозности.

– Я отношу стервозность к моральной вседозволенности. Вседозволенность может быть сознательной и бессознательной. Здесь человек сознательно взращивает в себе черты наглости, хамства, неприкрытого эгоизма, жажды вендетты и доминирования … Наверное, то, что происходит, связано с имеющей место эмансипацией, феминизмом, стремлением части женщин быть выше мужчины.
   
В одном из рассказов Хемингуэя речь идёт о супругах, которые, справляясь со своей скукой, отправились на охоту. В первый день охоты на бизона, супруг оказался не на высоте, испугался рассвирепевшего животного. Супруга обозвала его трусом, стала подчёркивать презрительное отношение к нему, открыто флиртуя с проводником. Супруг очень сильно переживал эти два поражения всю ночь перед очередной охотой и боролся с собой, преодолевая собственные страхи. На следующий день проводник, зная повадки животного, предложил заменить англичанина и самому выйти в открытую схватку с раненым животным, но тот отказался и вышел один на один на разъярённого бизона. В тот момент, когда победа вот-вот ожидала мужчину, его выстрел был бы предельно точным, раздался хлопок оружия в руках его жены. Она убила своего мужа наповал. Эта история о том, что женщине иногда, как это ни странно, хочется, чтобы мужчина был на вторых ролях, чтобы он был унижен. Ведь на фоне его беспомощности женщина извлекает для себя дивиденды. Но только до поры, до времени. Пока не устанет быть двужильной. И не захочет быть женственной.

    Настоящую женщину от эмансипированной отличает прежде всего женственность. Та женственность, которая заключается в мягкости, мудрости, доброте, уступчивости.  В глазах эмансипированной женщины все эти черты воспринимаются как слабость. Афонский старец архимандрит Епифаний говорил, что феминизм есть извращение женской природы и добавлял с улыбкой : «я не могу так поступить, но знаю, что нужно феминисткам: Нужно, чтобы кто-нибудь пришел на их феминистский съезд и выпустил там несколько мышек. Тогда увидите, как разбегутся эти проповедницы смелости, равенства и тому подобного.»

     Вот в этом и заключается парадокс. Женщина стремится к равноправию, но разворачивает конкуренцию. В диалоге, как правило, именно она старается поставить последнюю точку. Слабая женщина бессознательно соревнуется с мужчиной, она непроизвольно как в мелочах, так и по крупному хочет вырвать лидерство из рук мужчины, ей непременно хочется одержать победу.

     Пожалуй, практически все отношения мужчины и женщины, на первой фазе их становления проходят проверку, во время которой они «меряются силой», как борцы на ринге. Эта борьба вызвана порой неконтролируемыми импульсами (конкурентностью), в которых мы себе или не хотим, или не можем признаться. Так проявляется в нас «ветхий человек» (страстный, греховный). И женщина тоже будет «метить свою территорию». Она должна понять, кто рядом с ней, борец какой весовой категории? Мужчина рискует быть непонятым в дальнейшем, если с  самого начала  не заявит своей статусной позиции. Для нее он сильный тем, что не сомневается и не колеблется как маятник, когда речь идёт о выполнении своих обязанностей, когда дело касается принятия решений, когда есть необходимость в защите женщины, и т.д. И тогда женщина не боится быть слабой, не включает в действие свои механизмы защиты: нападение, конкурирование, борьбы за власть, обман и т.д. Ей удобнее и выгоднее довериться сильному мужчине.

17.12.09
Никузькин