Волшебная сила визитных карточек или...

Талант Берк
Предисловие: Когда статья подошла к концу в АКИpress опубликована статья Бакытбека Эгемназарова «Конкурсный отбор при подборе кадров на уровне руководителей научных групп. Как это работает на Западе?», где отмечается, что «для улучшения ситуации с проведением честных конкурсов в Кыргызстане, можно предположить что создание конкурентной среды, например путем рейтингования, и предоставления академической самостоятельности университетам способствовало бы возникновению соответствующей среды - заинтересованности и способности университетов в проведении открытых и честных конкурсов. В последующем это способствовало бы привлечению квалифицированных специалистов. Простое копирование отдельных механизмов и принципов проведения конкурсов, скорее всего в нынешних условиях мало, что изменит». Тем самым, еще раз подчеркивается важность и актуальность проблемы интеллектуальных ценностей.


Визитные карточки. Что это такое? Какая ее сила и влиятельность? Ученый, работающий в США, Европе и более или менее в развитых странах над этими вопросами не задумывается. Они обычно даже не имеют визитных карточек, а если имеют он выглядит приблизительно так:

«Др. Так Билим, НЦ клинических дисциплин, Гирн, США».
Но, в странах ЦА визитные карточки имеют особый характер, изысканности и волшебные свойства. И так, изучаем.

Самый распространенный вариант визитной карточки в КР:

Илимов Алдамчы Бийликович

Заслуженный врач КР, Заслуженный деятель науки КР, Зав. Кафедрой КГМА, профессор Славянского Университета или/и МУКа, член НАК КР, дейст. член НАН КР, член правит. Комиссии по наградам КР, член дисс. Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по..., директор НИИ..., главный специалист МЗ КР по..., председатель или/и член проблемной комиссии правительства КР, главный специалист медицинского управления администрации президента (или бывшее 4 управление)...

Регалии еще продолжаются (орденоносец, герой страны, Лауреат многочисленных премий), чем больше читаешь и тем сильнее оказывает давление любому, кто взял или пришлось взять на руку данную визитную «волшебную» карточку. Такая характеристика визитных карточек присуща всем именитым личностям в постсоветском пространстве, особенно в странах Центральной Азии (по менталитету), по определенной дисциплине..., что и ограничивает сферу их влияния и действия. Но, если касается науки и изобретений, то никак, а наоборот представление с такой визитной карточкой, тем более оформленной с применением современной техники и золотистыми буквами, оказывает решающее влияние. И попробуй, поспорь с ним. Владелец карточки, обычно или/и зачастую с лишним весом и с осанкой всемогущего, если еще низкого роста – это конец, добавится комплекс неполноценности... Вот так и порождаются научные результаты и изобретения, которые нигде зарубежом не зарегистрированы, за то получившие положительные отзывы владельцев «волшебных» визитных карточек.

Наука – деньги, лженаука тем более. Недавно С.Н.Савинов написал, что наиболее негативное для государства явление, это взаимодействие между лженаукой и кругами людей, обладающими властью или крупными денежными средствами, или распорядители фондов. Президенты, премьер-министры, политики и владельцы крупных капиталов не отличаются интеллектом от обычных людей, они столь же доверчивы, и также не способны понять разницу науки и лженауки, поэтому лженауки разных видов, ловко манипулируя сознанием таких влиятельных людей, в том числе депутатов – друзей и родственников, сами получают часть этого влияния. Если руководители стран ЦА понимали бы настоящую реальность в науке и изобретениях, то и эта статья не зародилась бы в моем компьютере.

Доверие положением. Использовать и одурачивать влиятельных и известных людей (представителей искусства, космонавтов, известных в прошлом политиков) для лженауки ещё выгодно и в  плане доходов, чем от влияния на простых людей. И тем самым известные люди окажутся участниками процесса зарождения лженауки и лженаука успешно использует свое влияние на влиятельных людей для лоббирования своих интересов, для пропаганды, агитации и популяризации лженаук, увеличения их авторитета,  а также для давления на науку и контратаки на критику. Лженауки особенно стремятся лоббировать свои интересы во власти, поскольку это позволит лженаукам легализоваться «сверху», и превратиться в науку. Особенно эффективно влияние лженаук на  коррумпированную власть, поскольку становится взаимовыгодным. Тем более, в странах ЦА любой руководитель аппарата президента, правительства, заведующий сектором по социальным вопросам и т.д. имеют безграничную власть и не несут ответственность за свое решение. Им хочется успеть протолкнуть своих, пока есть возможность, как на примере назначений ректоров в КР. Нет для них правил, фактор торможения или/и нет понятие «нельзя», что и, нас отличает от западных стран. Как отмечает С.Н.Савинов «Лженауку способны определить только ученые, простым людям это не дано принципиально, поэтому одурачить простых людей, среди которых и политики для лжеученых ничего не стоит, а в свою очередь оболваненный политик для лженауки самый лучший трофей – он становится для лженауки ключом к гигантским государственным фондам, он становится защитой от любых нападок, в том числе со стороны Академии наук».

«Лженаука влияет также через науку, путем подкупа специалистов и редакторов журналов, патентных бюро, пробивая себе дорогу в научные журналы, получая липовые рецензии, дипломы и научные звания, пробиваясь на научные конференции и покупая экспертизы в институтах – то есть, пытаясь чисто механически занять место в науке. Пробиваться в науку для лженауки является второй по важности задачей после получения финансирования, поскольку это придает лженаукам больше научности, потому лжеученые особенно тратятся на обретение официальности и научности» утверждает Савинов.  Внимательно и последовательно изучая содержание «волшебной» карточки, то кто из нас осмелиться оспаривать великое замечание автора.

Несомненно, имеет место и более масштабное распространение лженаук - посредством СМИ, которые в силу узкого интеллектуального потенциала, являясь лишь посредником в передаче информации от источника в широкую аудиторию и народные массы, при отсутствии цензуры и контроля превращаются в неуправляемый источник разной информации, в том числе негативной, рекламной, политического влияния и конечно популяризация лженаук. Лженауки довольно легко проникают в лишенные интеллекта и критики СМИ и распространяют своё влияние, при этом представители СМИ демонстрируют полное пренебрежение к своим читателям и слушателям, тем, что готовы им предоставить информационный мусор и ложь, за деньги заказчиков. СМИ должны нести ответственность за передаваемую ими информацию.

Одурманиванию поддаются не только обычные граждане, но даже ученые, которые одурманиваются в том направлении познания, которыми ученый занимается, если ученый в своей отрасли действительно ученый.

Что же надо делать?  Необходима интеграция науки в странах ЦА с мировой. И каждый ученый, изобретатель должен иметь научные труды в тех журналах, входящих в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий или их переводные версии на иностранном языке, включены в хотя бы одну из систем цитирования (библиографических баз) Web of Science, www.pubmed.com, www.google.schoolar.com, locatorplus.gov, Scopus, Web of Knowledge, Astrophysics, PubMed, Mathematics, Chemical Abstracts, pringer, Agris (удовлетворяющие достаточному условию включения в Перечень)», что возможно хоть как-то остановит все происходящие негативные процессы в науке и изобретениях. Нужно соответствие формы и содержания списка научных трудов и изобретений. Все таки, учтите уважаемые владельцы «волшебных» визитных карточек, любой иностранец или организация после временного оглушения изучает данные, представленные в карточке, быстро разбирается, кто Вы такой в науке и изобретениях. Но они никак не могут разобраться в Вашей должности, которая является продуктивной для налогоплательщика Вашей страны. Наверное и Вы сами никогда не задумывались, а пора бы. Все что, написано мною касается тех, кто не может быть представителем общепринятых интеллектуальных ценностей: признание, регистрация, цитирование, публикация в индексированных журналах и т. д.

 

Статья написана по гранту International group of Science (Sidney, Australia) по изучению интеллектуальных проблем в период кризиса.